Layer 1

Круглый стол «Борьба с незаконным оборотом табачной и никотинсодержащей продукции в Свердловской области»

29 мая 2025 Четверг
Business
Место проведения: БЦ Президент, ул. Бориса Ельцина 1А, конференц-зал, 2 этаж
Время: 11:00-13:00 (9:00-11:00 по мск)

Табак становится прозрачнее

В Екатеринбурге обсудили борьбу с незаконной табачной и никотинсодержащей продукцией

В Екатеринбурге прошел круглый стол «Борьба с нелегальной торговлей табачной и никотинсодержащей продукцией», организованный ИД «Коммерсантъ-Урал». В ходе него представители отрасли, органов законодательной и исполнительной власти обсудили перспективы и сложности борьбы с незаконным оборотом.

Круглый стол открыло выступление заместителя председателя комитета Госдумы по экономической политике Артема Кирьянова. Он отметил, что с момента введения цифровой маркировки табачной продукции в 2019 году объем нелегальной табачной продукции в России снизился с 15,6% до 10,8%. При этом в УрФО к концу 2024 года доля нелегального оборота сигарет составила 8,9%. Растет доля и объем легального рынка, а также налоговые поступления от его участников.

Среди аспектов, которые требуют модернизации, господин Кирьянов отметил выравнивание акцизных ставок с другими странами ЕАЭС. Поскольку сейчас во многих из них сборы значительно ниже, продукт перевозят в Россию оттуда и продают здесь нелегально. Господин Кирьянов также отметил важность участия в контроле общественных организаций, таких как горячая линия «Антиконтрафакт», которая готова круглосуточно принимать заявления потребителей.

«Идет живая дискуссия по определению специфики и лицензионных требований к торговле табачной и никотинсодержащей продукцией. Это регулирование не может быть аналогом лицензирования торговли алкоголем»,— сказал Артем Кирьянов. В пример он привел требования к размеру помещений, взятые из норм по алкогольной продукции. Так, в некоторых регионах может возникнуть регулирование, требующее метража от 25 кв.м для павильонов для торговли табачной продукцией. При этом площадь 70% таких торговых точек не превышает 15 кв.м из-за небольших оборотов продукции. Господин Кирьянов отдельно подчеркнул, что регулирование отрасли должно оставаться в «федеральных руках», чтобы условия в регионах не имели принципиальных различий.

Начальник отдела анализа и формирования государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Никита Игнашкин продолжил тему важности цифрового регулирования, рассказав о его результатах. Так, в 2024 году система маркировки позволила органам Роспотребнадзора провести внеплановые проверки на основе индикаторов риска в отношении 8,8 тыс. точек продаж (+50% к прошлому году). При этом в 97% случаев выявлены нарушения обязательных требований, что подтверждает эффективность проведения проверок с применением индикаторов риска на основании информации из системы маркировки.

Более детальную статистику представила директор АНО «Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконного оборота промышленной продукции» (ННЦК Ирина Бушина. Она отметила, что в сравнении со II кварталом в III–IV кварталах 2024 года доля нелегального оборота табака на рынке Свердловской области выросла с 4,7% до 5,2%. По результатам VII Всероссийского полевого исследования незаконного оборота табачной продукции, проведенного ННЦК, доля контрафактной продукции в Свердловской области выросла с 1,9% до 2,4%. В то же время объем незаконного ввоза из стран, не входящих в ЕАЭС, уменьшился с 1,5% до 1,2%. В Уральском федеральном округе (УрФО) потери федерального бюджета из-за нелегального оборота табачной продукции за год составили минимум 7,09 млрд руб., из которых 21,6% (1,53 млрд руб.) приходится на Свердловскую область.

Отдельно модератор конференции президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов попросил госпожу Бушину рассказать о методике полевых исследований. Она пояснила, что специалисты, в частности, проводят экспертизу сигаретных пачек, собранных на улице населенных пунктов.

Заместитель руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками по Уральскому федеральному округу Алексей Пакуть сообщил, что в Уральском федеральном округе (УрФО) действуют пять организаций по производству и распространению табачной и никотинсодержащей продукции: в частности, два производят табачную продукцию, еще одно производит одноразовые системы доставки никотина, и еще два — имеют лицензию на ввоз и распространение такой продукции. При этом более 25,5 тыс. организаций и ИП занимаются оптовой и розничной продажей никотинсодержащей продукции. Он согласился с предыдущими спикерами в том, что специфика регулирования алкоголя и табачной продукции отличается, однако некоторые параметры регулирования, по его словам, все же можно оставить общими, используя наиболее удачные практики.

Следом выступили представители профильных ведомств Свердловской области, которые обозначили основные тренды и проблемы в процессе поиска нарушений. Так, начальник Екатеринбургской таможни Эдуард Туранов сообщил, что с начала 2024 года по настоящее время ведомство инициировало 258 административных дел в данной сфере. В 120 из них суд вынес постановления о штрафах на общую сумму 146 тыс. руб. Кроме административных наказаний, в отношении двух нарушителей были возбуждены уголовные дела.

По словам начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Татьяны Шулешовой, за 2024 год региональное ведомство провело более 500 контрольных мероприятий и выявило более 1 тыс. нарушений. При этом спектр нарушений в этой области особенно широк: к ним относятся неправильная маркировка, нарушение правил выкладки и продажи, цена ниже единой минимальной, истекший срок годности у жидкостей с никотином, дистанционная торговля и продажа несовершеннолетним. В частности, запрещено применение скидок и акций при реализации такой продукции. «На одном из мероприятий мы попали на дегустацию никотинсодержащей продукции и скидки до 50%»,— рассказала госпожа Шулешова.

Среди сложностей проведения проверок она отметила мораторий на проверки МСП. Сотрудник Роспотребнадзора может проводить проверку без взаимодействия с предпринимателем, однако закон требует закрытой выкладки никотинсодержащей продукции, поэтому оценить правильность их маркировки при таком мероприятии, как правило, нельзя. Однако замеченные нарушения других требований зачастую становятся основанием для проведения полноценной проверки.

Разговор о сложностях выявления нарушений продолжил заместитель начальника отдела по выявлению преступлений на потребительском рынке, в сфере интеллектуальной собственности, связи, транспорта и фармацевтики Управления экономической безопасности и противодействия коррупции подполковник ГУ МВД России по Свердловской области, подполковник полиции Никита Балакин. Он рассказал, что за 2024 год полиция выявила 30 преступлений в сфере нелегальной торговли табачной и никотинсодержащей продукцией. Было изъято 387 тыс. пачек табачной продукции, 100 тыс. мл немаркированной никотинсодержащей жидкости.

«Изменения в уголовный кодекс вносятся с отставанием. Недобросовестные продавцы это вовсю используют, а мы не можем их наказывать»,— обратил внимание собравшихся господин Балакин. По его словам, зачастую злоумышленники наносят один действующий код на всю партию поддельного товара. Таким образом, при проверке сотрудниками полиции всей партии коды будут отображаться как действительные, но после продажи любой пачки из нее все остальные перестанут действовать.

Он отметил наличие правовых коллизий, из-за которых нарушителя не всегда удается наказать. «Останавливаем фуру, набитую табаком, спрашиваем водителя, куда везёт. Он говорит, что себе взял, сам курить будет, всю жизнь»,— поделился Никита Балакин.

По словам директора по защите оборота легальной продукции Центра развития перспективных технологий, оператора государственной системы маркировки и прослеживания «Честный знак» Максима Курганского, сегодня ведется работа по внесению изменений в законодательстве. На сегодняшний день ответственность за заведомо поддельные коды по ст. 171.1 законодательно не установлена. Вероятнее всего, поправки в соответствующую статью Уголовного кодекса будут ведены не ранее второй половины текущего года. Коллег из ведомств он поблагодарил за неравнодушное отношение к этой теме.

Завершили дискуссию представители табачных компаний. Управляющая по корпоративным вопросам региона аффилированных компаний «Филипп Моррис Интернэшнл» в России Анастасия Беленкова рассказала об отличительных признаках нелегальной никотинсодержащей продукции: среди них — отсутствие обязательной маркировки DataMatrix, неверная предупредительная надпись, отсутствие указания информации об изготовителе. Помимо этого, она отметила необходимость активизации правоприменения: «В прошлом году в стране было ликвидировано исторически рекордное число нелегальных производств, производивших незаконную табачную и никотинсодержащую продукцию — 22, что на 40% больше, чем в 2023 году. Активная работа по пресечению нелегального оборота ведется и на Урале. Однако, несмотря на успехи, эта проблема, особенно в части никотинсодержащей продукции, все еще сохраняет свою остроту. Поэтому сейчас особенно важно сделать так, чтобы уже принятые законодательные нормы работали в полной мере».

Менеджер по работе с органами государственной власти JTI России Роман Трошкин согласился, что внутри страны уже существуют необходимые правовые механизмы борьбы с контрафактной продукцией, дальнейшая работа необходима в части правоприменительных практик. «Важное направление — гармонизация акцизных ставок в ЕАЭС. Установленный 40%-ный коридор допустимых отклонений нельзя назвать действенным инструментом, потому что он стимулирует к незаконному перетоку табачной продукции в Россию из стран-членов союза»,— сказал господин Трошкин.

Роман Трошкин подчеркнул, что табачная отрасль приносит в доходы бюджета около 3%, а обеление рынка в 2024 году обеспечило дополнительно около 22 млрд руб. В числе основных причин формирования нелегального рынка он также отметил сохраняющийся разрыв в акцизах с другими странами ЕАЭС, отсутствие таможенных границ между ними, высокую маржинальность нелегальной продукции и рост доли расходов на сигареты у потребителей. Господин Трошкин выделил три основных направления работы для эффективного противодействия незаконному обороту: предотвращение нелегального ввоза, нелегального производства и пресечение нелегальной торговли.

Итоги дискуссии подвел руководитель межрегионального движения по борьбе с контрафактной продукцией Денис Терсков: «Если бы этот круглый стол был года три назад, я бы, наверное, сильно возмущался, но сейчас я вижу действительно положительные изменения в Екатеринбурге». По его словам, во время рейдовых мероприятий три года назад движение не могло «достучаться» до МВД, тогда как сейчас все ведомства включены в работу, а число точек, продающих контрафакт, снижается.

«К сожалению, у нас все законы написаны для тех, кто их соблюдает»,— добавил Денис Терсков. По его словам, существующие штрафы направлены в первую очередь на официально зарегистрированных юридических лиц, тогда как торговцы контрафактом работают, как правило, либо без всякого оформления, либо по фиктивным ИП.

 

 

В стране фиксируется минимальный за 3 года уровень незаконного оборота табака. Свердловская область тоже находится в этом тренде. Так, согласно исследованию Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК), в Уральском регионе на конец 2024 года доля нелегального оборота табачной и никотинсодержащей продукции составляла 5,2%. О динамике обеления розничной торговли табачными и никотинсодержащими изделиями можно судить по росту количества торговых организаций и точек продаж, передающих сведения в государственную информационную систему маркировки товаров (ГИС МТ), а также увеличению объемов продаж легальной продукции в регионе в 2024 году (по сравнению с 2023 годом). Такой результат стал следствием координации усилий всех государственных органов, задействованных в пресечении нелегального оборота товаров.

Использование цифровой маркировки привело к снижению доли оборота нелегальной продукции. Система цифровой маркировки является базой для осуществления государственного контроля на основе риск-ориентированного подхода. Так, например, Роспотребнадзор (на него приходится больше всего проверок) в 2023-2024 годах ввел 11 индикаторов риска нарушений обязательных требований по табачной и никотинсодержащей продукции.

С 1 апреля 2024 года в России поэтапно внедряется разрешительный режим в отношении розничной реализации табачной и никотинсодержащей продукции. Его принцип действия -если товар просрочен или нелегален, то касса заблокирует его продажу. Благодаря разрешительному режиму удалось снизить количество нарушений при продаже табачной продукции.

Однако нелегальный оборот табака в регионе все еще наносит существенный экономический ущерб законопослушной рознице и приводит к потерям государственного бюджета из-за недосбора налогов и т. д. 29 мая 2025 года представители власти, бизнеса и общественных объединений обсудят меры противодействия незаконному обороту табачной и никотинсодержащей продукции на круглом столе, организованном ИД «Коммерсантъ-Урал». В фокусе дискуссии – обсуждение итогов исследования ННЦК в сфере незаконного оборота табачной и никотинсодержащей продукции в Свердловской области. Как изменился нелегальный рынок в этой сфере в России за последний год? Какие меры по борьбе с нелегальными производством и оборотом подакцизной продукции сегодня применяют в Свердловской области? На эти и другие вопросы ответят участники мероприятия «Борьба с контрафактом».

Поделиться:

Круглый стол «Борьба с незаконным оборотом табачной и никотинсодержащей продукции в Свердловской области»

29 мая Четверг