Layer 1

Первая в 2023 году встреча закрытого клуба «Ъ». Женский взгляд на бизнес в эпоху турбулентности. Гендерное равенство и не только

13 февраля 2023 Понедельник
Бизнес
Место проведения: Москва, 1-й Красногвардейский проезд 19, башня ОКО II, Business Club, 11 этаж

13 февраля 2023 года состоялась первая встреча закрытого клуба издательского дома «Коммерсантъ», которая была посвящена женскому лидерству. В ходе двух сессий собравшиеся представительницы женского бизнес-сообщества обсудили наиболее приоритетные вопросы гендерного равенства.

Как заявила в ходе первой сессии «Женщины-лидеры: мифы и реальность» независимый директор, лидер сообщества «Женщины в советах директоров» Елена Речкалова, эта тема — не политическая, не вопрос борьбы за женские права и не вопрос меньшинств, а источник роста прибыли, активации ресурса роста ВВП и использования его в бизнес-стратегии компании. «Как подсчитало Минэкономики, повышение экономической активности женщин может обеспечить рост ВВП России на 614%. В то же время женщины обладают колоссальным потенциалом. Они представляют собой большую часть выпускников вузов и квалифицированных специалистов в России. Более того, доля женщин составляет 54% населения страны, это говорит о том, что их голос способен повлиять на экономическую и политическую ситуацию. Кроме того, будучи матерями и женами, они контролируют порядка 80% потребительских расходов, совершая покупки для своей семьи. Это значит, что женщины существенно влияют на конечный спрос. Однако их роль в экономике до сих пор оценена в недостаточной степени»,— отметила она.

Как подчеркнула старший инвестиционный директор АФК «Система» Оксана Косаченко, в мире около 84% всех покупок совершается женщинами или при участии женщин. «При этом решение о свойствах и характеристиках товара принимается мужским большинством, ведь в советах директоров и руководстве компаний женское представительство составляет всего 910%. Безусловно, аналитические данные помогают в принятии решений при создании продукта, но жизнь часто корректирует любую аналитику. Получается, что заказчиком и потребителем товара является женщина, а его создателем мужчина. Отсюда и возникает дисбаланс, выраженный в невостребованных сервисах и товарах. Чтобы сблизить потребности потребителя и возможности производителя, нужно включение женского мнения в процесс создания любого продукта. К сожалению, в классической системе российского бизнеса принимать решения женщины смогут совсем не скоро. На собственном опыте могу отметить колоссальную разницу в менталитете российских и европейских и даже арабских владельцев бизнеса. Во многих странах женщинам значительно чаще удается пробиться на С-уровень. У нас стеклянный потолок мужского скепсиса располагается довольно низко и пробить его удается лишь единицам. Для российских мужчин женщина не является равноправным бизнес-партнером. Поколение миллениалов быстро избавляется от такого недоверия к женскому полу, в современных технологичных компаниях гендерный баланс постепенно выравнивается. Но в классической консервативной системе бизнеса маскулинность все еще несокрушима»,— отметила она.

Как рассказала заместитель генерального директора, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям, член правления ПАО «ЭЛ5-Энерго» Жанна Седова, один из способов дать женщинам силы поверить в себя предполагает, что их включают в систему наставничества. «Наставничество — это важная часть корпоративной культуры “ЭЛ5-Энерго”. Прежде всего как инструмент передачи практических знаний, накопленных более опытными сотрудниками за годы работы в компании, сотрудникам более молодым, начинающим или меняющим роль. Особо отмечу, что все большую роль в этом процессе играет участие женщин. В частности, женщины-руководители активно вовлекаются в программы наставничества по таким важным направлениям, как экология, охрана труда и промышленная безопасность, химическая водоподготовка. Также растет доля участия женщин в программах развития и планирования преемственности в нашей компании, они составляют более четверти участников программы развития»,— отметила она.

Женщины, безусловно, могут быть высокоэффективными лидерами именно благодаря той особенности своего характера, которую часто считают их слабостью, заявила генеральный директор АО «Русская медиагруппа» Любовь Маляревская. «У женщин очень развит эмоциональный интеллект, и благодаря этому они лучше понимают потребности своих сотрудников. Понимание нужд своих подчиненных, в свою очередь, позволяет наладить с ними более эффективную коммуникацию, а ведь именно общение с сотрудниками является той функцией, которую не может делегировать никому ни один настоящий лидер»,— отметила она.

Возможности для женского лидерства часто зависят от особенностей индустрии. Так, как рассказала генеральный директор сейлз-хауса «ЭВЕРЕСТ» Каролина Соколова, например, в индустрии медиа и рекламы возможностей для женщин больше как на стартовых, так и на топовых позициях. «Правда, вопрос совмещения карьеры и материнства остается довольно острым, так как работы у нас в индустрии всегда много. Любопытно, что при этом сами медиа практически не транслируют образов деловых женщин, которые смогли найти правильный баланс между карьерой и личной жизнью. Есть два популярных образа женщины, которые транслируются в медиа. Первый — это такая хранительница очага, мать, жена, няня. Диаметрально противоположный образ — суперуспешная, самодостаточная карьеристка, как Миранда Пристли в “Дьявол носит Prada”»,— отметила она.

Партнер, руководитель уголовно-правовой практики Адвокатского бюро ЕПАМ Виктория Бурковская считает, что «в связи с тем, что равенство полов законодательно закреплено в России еще в 1918 году, у женщин в нашей стране — блестящие стартовые карьерные возможности. Поэтому если женщины решают строить карьеру, то при условии, что они профессионалы в своем деле, уверены в себе и амбициозны, у них есть все возможности показать свои сильные стороны и реализовать себя, особенно сегодня». Также Виктория привела статистику о занимаемых женщинами местах в юридической сфере. Так, 66% судейского корпуса в России — это женщины, это один из самых высоких показателей в мире; 30% женщин в МВД, преимущественно в сфере работы с несовершеннолетними и экономики; 24% женщин в Следственном комитете. В то же время, по ее словам, среди юридических фирм есть примеры компаний, где женщины занимают ведущие позиции, в частности, в ЕПАМ именно женщины возглавляют наиболее прибыльные сегменты юридической практики.

Член совета директоров Страхового дома ВСК Ольга Сорокина призвала женщин, которые делают карьеру, не бояться брать на себя ответственность и не обращать внимание на стереотипы. «Когда человек движется по карьерной лестнице, то многое зависит от того, как его видят другие. Например, эксперимент Массачусетского института показал, что аудитория воспринимает женщину и мужчину с абсолютно одинаковым набором достижений и карьерной траекторией по-разному. Поэтому для конкретного человека важно откинуть мысли о стереотипах, не бояться брать на себя ответственность и приносить результат, тогда достижения будут оценены по достоинству»,— отметила она.

Как подчеркнула управляющий партнер YaPartners Consulting Марина Янковская, женщинам важно развивать не только собственные лидерские качества, но также и восприятие себя как самодостаточных бизнес-единиц. «В прошлом году я основала собственную компанию, и этот опыт стал для меня очень важным. Ведь многие руководители комфортно чувствуют себя на наемной работе, однако не спешат становиться владельцами собственных фирм из-за страха принятия на себя новой ответственности в первую очередь за своих сотрудников»,— отметила она.

Как отметила директор по работе с персоналом и организационному развитию FUN&SUN Ксения Калинина, женщины, которые осознают свою силу, способны добиваться удивительных результатов даже в тех отраслях, где традиционно доминируют мужчины: «У нас функционируют представительства в нескольких странах Ближнего Востока, а также мы ведем тесную работу с отельерами. Это не всегда просто: есть местная специфика бизнеса и особенности культуры. К примеру, на определённых встречах присутствие женщин не предполагается. Однако наш опыт доказывает, что все возможно. Сейчас за дистрибуцию в FUN&SUN отвечает женщина, за развитие туризма по направлению ОАЭ также — женщина. И несмотря на специфику рынка, коллеги показывают прекрасные результаты: в 2022 году каждый второй организованный турист, посетивший ОАЭ, поехал с нами. Если в целом говорить про наш бизнес, то в топ-команде FUN&SUN 33% женщин, на уровне CEO-2 еще больше, а всего в компании 77% сотрудниц. Иногда женщине с позиции мягкого лидерства удается добиться лучших условий для бизнеса, чем мужчине с позиции силы».

Карьера для женщины — это не только вопрос самореализации, но и безопасности. Особенно сегодня, когда ситуация на экономической и политической арене постоянно меняется. Для каждого из нас важно оставаться финансово стабильным и иметь возможность решать свои бытовые проблемы, отметил модератор второго блока встречи первого закрытого женского клуба, основатель, HR-экосистема Support Partners Константин Борисов. Но что же все-таки необходимо делать для того, чтобы женское лидерство проявилось? Прежде всего постоянно учиться и адаптироваться к меняющимся реалиям жизни, убеждены эксперты.

Исторически сложилось, что женщина в России совершенно не ассоциируется с понятием успеха. Согласно опросам, всего 17% могут вспомнить имя лидера дамы, поделилась статистикой директор направления стратегических проектов, аналитический центр НАФИ Ирина Гильдебрандт. При этом доля трудоустроенных женщин достаточно велика и составляет порядка 40%. Однако на уровне высококвалифицированных специалистов, доля которых в женской среде составляет рекордные 63%, руководящие посты все же занимают мужчины, 59%. Большинство уверены, что именно мужчине проще построить карьеру и добиться в ней успеха, а главное предназначение женщины — быть матерью и хорошей хозяйкой. Именно так считают 72% опрошенных. Еще 32% убеждены, что девушки могут и должны выбирать между карьерой и семьей. Конечно, такое общественное мнение значительно сужает рамки возможностей для женщины. Тем не менее многие достаточно положительно настроены на то, чтобы развиваться профессионально, 45% женщин рассматривают возможность открыть свое дело. На вопрос о том, что их мотивирует, многие называют примеры других успешных бизнес-леди.

Драйверами профессионального роста у женщин действительно остаются стремление к совершенству, к достижению результатов и сильная мотивация за счет примера других, поэтому им особенно важна поддержка и помощь, особенно со стороны общественных организаций и работодателей, поддержала дискуссию директор по персоналу AB InBev Efes Ольга Орел. На сегодняшний день Россия признана страной с большой долей лидеров женщин: в процентном соотношении этот показатель составляет 41% во многом благодаря тому, что грамотные работодатели вкладывают силы и время в развитие своих сотрудников. Применительно к женщине речь идет о поддержке по трем аспектам — борьба со стереотипами, формирование внутренней уверенности и создание условий, в которых вне зависимости от ее жизненных обстоятельств она могла бы развиваться профессионально.

«Огромную поддержку оказывают женские сообщества,— согласилась с коллегами Евгения Червец, основательница женского делового cобщества Soft Law, управляющий партнер МОСКОВСКОГО ОФИСА Коллегии адвокатов «Регионсервис».Мне кажется, что именно у них есть большие перспективы, ведь, объединяясь, мы помогаем друг другу развиваться и достигать поставленных целей быстрее, тем самым делая наше общество более счастливым и гармоничным».

Более того, очень важно сегодня правильно формировать реальные ожидания современной молодежи о той карьере, которая у них может быть. Сориентировать девушек, что происходит на рынке труда, какие сферы в большей или меньшей степени интересны для профессиональной реализации,— приоритетная задача как общественных организаций и женских сообществ, так и самого бизнеса, уверена первый заместитель директора, Ассоциация грантодающих организаций «Форум доноров» Ирина Ефремова-Гарт. Например, компании могут предоставлять специализированные площадки, на которых будет вестись просветительская работа по снятию барьеров и ментальных конструкций, заложниками которых остаются женщины. Чем раньше девушки узнают о ролевых моделях, тем больше женщин лидеров появится в бизнесе.

«Женщина может быть успешна в той руководящей роли, которую она для себя выбирает. Однако в любом случае важно вовремя задать себе вопрос: какая у тебя команда,— поделилась опытом управления директор по маркетингу, “СберЗдоровье” Юлия Калинцева.От этого зависит фокус, который вы держите на бизнесе, и, конечно же, результаты компании. В свое время я познакомилась с пирамидой пороков. Согласно ей, признаки плохой, неэффективной команды — это взаимное недоверие, неготовность к конструктивным спорам, необязательность сотрудников, отсутствие требовательности к другим, безразличие к общему результату. Исправление этих пороков в команде — задача руководителя, и при этом не имеет совершенно никакого значения, женщина ты или мужчина, лидерство во многом зависит от характера и уровня энергии. Моя команда в конечном итоге вывела продукт “СберЗдоровье” на высокий уровень, и это наше общее достижение. Да, женщине тяжелее все успевать на руководящей позиции, но по большому счету это вопрос внутреннего ресурса».

«Много уже говорили о том, что женщины на своем профессиональном пути нередко сталкиваются с проблемой выбора — работа или семья. Иногда этот выбор приводит к полному переосмыслению своей жизни и ее ценностей,— прокомментировала свою историю становления основатель и генеральный директор клиники превентивной медицины и нутрициологии Nutrisol.clinic, нутрициолог, наставник Анастасия Зеленина.Я в свое время нашла инструменты, которые позволили мне найти возможность для решения главной на тот момент проблемы — здоровья. У меня произошла перестройка системы мышления, образа жизни и даже питания. Все это привело меня к нутрициологии. Сначала было погружение, потом консультации, после обучение и в итоге идея создания собственной клиники. Убежденность в том, что я нашла свое место в жизни, и вера в себя во многом помогли мне реализовать эти планы. И, конечно, вдохновляет и мотивирует то, что собственным примером я показываю и своему ребенку, что лидерство — это сложно, но возможно, ответственно и интересно».

Лидерство остается лидерством. В период турбулентности на первое место выходят открытость, доверие, коммуникация, выстраивание доверительных взаимоотношений с сотрудниками, эмпатия. Все эти качества — сильные стороны женщины лидера. Тем не менее в такие непростые времена, когда постоянно что-то меняется, руководителю необходимо обладать навыками быстрого реагирования, определенной жесткости, готовности отвечать на вызовы, поддержала дискуссию директор по персоналу и внутренним коммуникациям, «АстраЗенека» в России и Евразии Алина Манцева. В период турбулентности оставаться лидером совсем не легко, и здесь речь идет скорее про набор определенных характеристик и навыков, нежели про диверсификацию по половому признаку. Именно поэтому абсолютно не важно, мужчина или женщина стоит на руководящей позиции, входит в совет директоров или занимает место в топ-менеджменте. Самое главное для лидера — его компетенции, которые позволят оставаться актуальным, успешным и конкурентоспособным на рынке.

Лидер в современном мире — это личность, четко осознающая, что ради успеха на работе и профессионального развития необходимо постоянно учиться новому, оставаться гибким и уметь адаптироваться под предлагаемые внешние и внутренние обстоятельства. И вот тогда все будет хорошо, неважно, мужчина ты при этом или женщина.

Сегодня женщины-лидеры в России — это сочетание высокого эмоционального интеллекта с экспертностью, гибкий подход к решению бизнес-задач и прекрасный пример реализации личного потенциала. И это опыт, который будет преумножаться и передаваться новым поколениям, ведь наставничество сейчас особый тренд, в основе которого лежат реальные истории и личные стратегии роста.

Первую в нынешнем году встречу закрытого клуба «Ъ» мы посвящаем именно женскому лидерству.

В России становится все привычнее наблюдать женщин на руководящих постах — и в коммерческом, и государственном секторах. Эта положительная динамика складывается из большого количества факторов: высокие показатели развития бизнеса, многозадачность, компетентность, гибкий подход к управлению и решению вопросов, эффективная коммуникация и т. д. Женщины укрепляют свои позиции в корпоративном бизнесе, становятся успешными предпринимателями и инвесторами. Стремительно изменились условия жизни, и вместе с ними у женщин появились новые возможности сочетать и соединять различные роли в семье и бизнесе, выбирать свой собственный стиль управления исходя из hard & soft skills.

Не будем говорить про давно надоевших «коней на скаку и горящие избы», вместо этого приглашаем вас собраться в приятной компании единомышленниц, обсудить истории успеха, поговорить, обменяться опытом, зарядом позитива и хорошего настроения в теплой и деловой атмосфере.

Целевая аудитория:

  • Руководители и менеджеры компаний, владельцы бизнеса
  • Потенциальные руководители, женщины, собирающиеся открыть свой бизнес
  • Женщины, заинтересованные в саморазвитии и повышении компетенций
  • Представители СМИ
Поделиться:

Партнеры

Программа и спикеры

13 февраля Понедельник

Информационные партнеры

Регистрация

Контакты