Layer 1

Агропромышленная конференция: «День Агро»

01 марта 2023 Среда
АГРО
Место проведения: Москва, Кутузовский проспект, 2/1с1. Гостиница «Украина» (Radisson Collection Hotel), зал «Библиотека»
Время: 9:30

1 марта в Москве в Radisson Collection Hotel состоялась агропромышленная конференция, организованная ИД «Коммерсантъ», на которой ведущие эксперты и специалисты обсудили, какие задачи стоят перед современным АПК, каковы перспективы его развития в контексте новых тенденций и ограничений, остановились на специфике агробизнеса и подготовке кадров.

Текст: Мероприятие состояло из двух секций. Первая — пленарная — была посвящена устойчивому развитию АПК, а точнее актуальным целям, приоритетам и влиянию экономических факторов. Модератором выступила Инна Ганенко, главный редактор журнала «Агроинвестор». «Наши аграрии, несмотря ни на что, адаптируются к новым условиям, ищут новые пути для решения возникших проблем, и по итогам 2022 года АПК показал рост более чем на 10%»,— отметила Инна Ганенко в приветственном слове участникам. Юрий Ковалев, генеральный директор Национального союза свиноводов, также отметил прирост в своем секторе и подчеркнул, что импорт сегодня составляет менее 1%, а доля экспорта — порядка 5%. «Мы опасались падения цен на 10–15%, это несло бы огромные риски для экономики предприятий. Но во втором полугодии благодаря усилиям бизнеса логистические цепочки были восстановлены. Плюс позитивную роль сыграл прошлогодний урожай. Цены упали всего на 7%, поскольку выросло потребление свинины за счет государственной помощи малоимущим»,— подчеркнул Юрий Ковалев.

Михаил Мальцев, исполнительный директор Масложирового союза России, рассказал, что более 2/3 продукции сегодня экспортируется. «Для производителей масличных в 2022 году произошла жесткая корректировка рынка, для нас как разработчиков — адаптация к внешним вызовам с точки зрения логистики»,— сказал он.

Ксения Боломатова, заместитель генерального директора АО ОЗК, также отметила избыточный урожай прошлого года, который напрямую влияет на экспорт. В числе одной из насущных проблем Ксения назвала отсутствие у производителей возможности контролировать себестоимость продукции: «Российскому рынку необходим собственный биржевой ФОБ-индикатор». Юлия Михалева, заместитель руководителя Роскачества, отметила, что, несмотря на успехи отрасли, еще не все задачи решены. «Как минимум еще 15 стран готовы потреблять нашу продукцию, а освоение новых рынков значимо как никогда. Независимо от кризиса необходимо двигаться вперед»,— считает Юлия Михалева.

Дмитрий Востриков, исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз», убежден в необходимости диалога с государством. Актуальна, например, скорость сертификации. Негативные прогнозы, по его мнению, не оправдались.

Владимир Гамза, председатель Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике, руководитель проекта промышленной реновации, член правления ТПП России, обозначил болевую точку: «Весь производственный потенциал (фонды сельского хозяйства) составляет сегодня 30–35 трлн рублей. Износ основных фондов при этом — до 60%. Но на масштабную модернизацию нет ресурсов. В сельском хозяйстве экспорт за последнее время вырос вдвое, что говорит о хороших перспективах отрасли. Импортозависимость сельского хозяйства — менее 10%».

Юлия Михалева отметила высокий интерес инвесторов к АФК: «В России сохраняется огромный потенциал по наращиванию производства и переработке сельхозпродукции».

Алексей Дворников, генеральный директор ООО «Первый питомник», рассказал о выращивании мискантуса гигантского — травы с высоким содержанием целлюлозы: «Основной заработок мы видим на стыке производств — сельское хозяйство, строительство, экологические проекты».

Дмитрий Востриков на вопрос о маржинальности ответил, что она на хорошем уровне. «Для аграриев основной фактор привлекательности их бизнеса — это доходность с гектара. Главное, чтобы не сокращалась сырьевая база»,— подчеркнул он.

Далее спикеры отметили, что в России есть огромный рынок для импортозамещения,— нужно развивать индустриализацию, но для этого необходимы развитые промышленные технологии. Юлия Михалева дополнительно подчеркнула необходимость развития отечественного агротуризма.

Вторая сессия была посвящена цифровизации АПК. Ее модератором выступил Александр Эдер, директор по развитию бизнеса в агропромышленном комплексе IT-компании КРОК. Сомодератор — Елена Шувалова, партнер, руководитель практики корпоративных финансов, «Альтхаус». Участники обсудили использование научно-технологичных ресурсов в АПК, его цифровую трансформацию и оптимизацию цепей поставок, а также оптимизацию отечественных решений CRM. Александр Эдер, открывая сессию, рассказал про основные тренды цифровизации АПК. В частности, он представил топ-10 наиболее востребованных решений, в их числе, например, управление цепочками поставок, искусственный интеллект, защита IT-инфраструктуры. Говоря о целях цифровизации, Александр отметил прогнозирование объемов, повышение эффективности производства при снижении его себестоимости, максимизацию прибыли, выход на новые рынки. Он призвал собственников делиться друг с другом информацией, увеличивая уровень открытости компаний, это не противоречит здоровой рыночной конкуренции. К сожалению, в России инвестиции в цифровизацию пока не превышают 1% от оборотов бизнеса.

Алексей Сидорюк, директор направления «Цифровая трансформация отраслей», АНО «Цифровая экономика», подробнее остановился на искусственном интеллекте (ИИ), который уже перешагнул отметку 500 млрд рублей и по итогам 2022 года вырастет еще на 15%. В России более 20% компаний внедряют такие решения, правда, в основном это крупный бизнес. Также в этой сфере действует множество стандартов. Внедрение искусственного интеллекта может увеличить объем животноводческой продукции минимум на 3%, а урожайность — повысить на 4%. Основной проблемой, однако, является то, что российский бизнес пока мало знает об имеющихся технологических решениях. Говоря о трендах ИИ в сельском хозяйстве, Алексей обозначил развитие точного земледелия, использование прогнозной аналитики на основании Big Data и развитие сельского хозяйства с контролируемой средой — это то, что будет актуально в ближайшие пару лет. К сожалению, пока затруднено массовое использование систем интернета вещей.

Антон Андреев, директор по агрономическим инновациям, «АгроТерра», остановился на зеленой повестке. «Быть одновременно экономически и экологически устойчивым очень трудно, но мы к этому тем не менее идем,— рассказал спикер про опыт своей компании.— Мы нанимаем консультантов и исходим из ошибок». Пока в России есть сложности с внедрением основных решений, в том числе в силу консерватизма.

Наталья Чернышева, директор Sk Agrotech Hub, оптимистично обозначила сроки импортозамещения отрасли в 3–5 лет. Сложности внедрения связаны с длительностью сельхозцикла, а также с размерами предприятий: мелкие фермеры находятся в более уязвимой позиции.

Антон Кондратов, директор Smartseeds, посвятил свое выступление цифровой логистике. «Это сильно фрагментированный рынок, он — B2C»,— подчеркнул Антон. Он отметил, что назрела необходимость создания платформы, объединяющей всех перевозчиков, и рассказал про ее основные преимущества.

Светлана Мальцева, профессор департамента компьютерной инженерии МИЭМ НИУ ВШЭ, рассказала о подготовке кадров, сделав упор на обязательности проектной работы, которая проходит в течение всего срока обучения студентов. Но вузам не хватает прямых контактов с предприятиями. «В профессиональных стандартах мало требований по необходимым навыкам IT,— подсветила Светлана еще одну проблему.— Их нужно прописывать».

Кристина Романовская, собственник и генеральный директор ООО «ПХ “Лазаревское”», рассказала о создании единой комплексной системы управления предприятием и обозначила, что сейчас волнует бизнес. По ее мнению, необходима популяризация образа работника сельского хозяйства. Кроме того, разработчики IT-технологий зачастую не задаются вопросом, как они будут внедряться на практике.

Наталья Мендус, исполнительный директор центра развития финансовых технологий АО «Россельхозбанк», отметила, что банки начинают двигаться в сторону масштабных экосистем, включая АПК. Она представила собственные маркетплейсы Россельхозбанка, а также направление агротуризма.

Василий Чернышов, операционный директор компании «ПРОГРЕСС» (производитель детского питания брендов «ФрутоНяня», «Малышам»), завершил вторую сессию докладом о переработке продукции. Он подчеркнул важность умных алгоритмов для отрасли.

Станислав Кондов, генеральный менеджер Radisson Collection Hotel Moscow, отметил важность площадки, которая выбирается под мероприятие. С его точки зрения, это немаловажный фактор успеха: «Мы привыкли ставить интересы гостей на первое место, и это дает нам собранность и умение отставлять в сторону эмоции в самых сложных ситуациях. Считаю, что в такой период, как сейчас, когда вокруг все меняется, топ-менеджер должен стать для команды твердой почвой под ногами, дать людям почувствовать, что ты сам надежен, а твои решения обоснованны и справедливы. Как управленец, я несу ответственность за эффективность команды. Но параллельно я ответственен за финансовый успех нашего отеля. Мировая экономика в последние годы не радует стабильностью, и это те самые неизвестные повороты, которые ты должен пройти с минимальными потерями. Нельзя знать заранее, преуспеешь ты в этом или нет, но чем больше таких поворотов у тебя за спиной, тем крепче твои руки на руле и больше уверенность в успехе».

Описание конференции:

Ведущие российские эксперты, специалисты агропромышленной и смежных отраслей объединятся на одной площадке для обсуждения текущей повестки и задач АПК, перспектив развития, в том числе, в контексте изменившихся тенденций и появившихся ограничений. Руководители и представители отраслевых компаний и ведомств, а также представители государственных структур поделятся своими планами и взглядами на повестку, обсудят текущие тренды развития отрасли и ответят на вопросы аудитории.

Ключевые темы конференции:

современный агропромышленный комплекс, актуальные проблемы и тенденции развития отрасли, планы и перспективы, специфика агробизнеса, образование в отрасли агропромышленности, экономика в АПК, прогнозы и риски.

Целевая аудитория:

Руководители и специалисты агрохолдингов, сельскохозяйственных предприятий, предприятий перерабатывающей пищевой промышленности, фермерских хозяйств, руководители и представители аграрных ведомств, отраслевые аналитики, производители и поставщики продовольствия, с/х оборудования, удобрений и других ресурсов АПК, представители сферы аграрного образований, представители предприятий смежных отраслей, представители отраслевых СМИ.

Поделиться:

Программа

01 марта Среда

Партнеры

При поддержке

Информационные партнеры

Регистрация

Контакты