Борьба с нелегальной торговлей табачной и никотинсодержащей продукцией
Сигареты увидели белый свет
Как на Урале начала снижаться доля нелегальной табачной продукции
За год доля нелегальной табачной продукции в Свердловской области снизилась на 1,3%, достигнув минимального показателя (4,7%) за последние три года. По мнению экспертов, благодаря внедрению цифровой маркировки объем контрафактной и контрабандной продукции уменьшился, а сегмент электронных систем доставки никотина начал обеляться. Впрочем, рост категории никотинсодержащей продукции вызывает у экспертов опасения. Опасность ее распространения в том, что ее потребляет в основном молодежь, в том числе несовершеннолетние, которые ищут дешевую и зачастую нелегальную продукцию. Участники рынка, представители общественности и профильные эксперты в рамках конференции ИД «Коммерсантъ-Урал» «Борьба с нелегальной торговлей табачной и никотинсодержащей продукцией» обсудили, как повысить эффективность реализуемых норм противодействия незаконному обороту, и какие новые подходы нужны для улучшения ситуации.
Доля нелегальной табачной продукции в России сократилась до 11,7% и достигла минимального значения за последние три года, сообщила на конференции директор Национального научного центра компетенций (ННЦК) Ирина Бушина. В УрФО показатель составил 8,9%, снизившись за год на 1,4%. Тенденция к сокращению наблюдается практически во всех регионах округа, кроме Тюменской области — там, по словам заместителя директора департамента цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Андрея Мешкова, доля нелегальной табачной продукции за год выросла с 0,3% до 10,4%.
в Свердловской области доля незаконного оборота табачной продукции за год снизилась с 6% до 4,7%, что также является самым низким значением за последние три года. Как уточнила Ирина Бушина, в регионе уменьшились доля контрафактной продукции и объем нелегального ввоза табака из-за рубежа.
Впрочем, по итогам первого квартала 2024 года минимальный ущерб федерального бюджета от незаконного оборота табачной продукции составил 24,9 млрд руб., при этом бюджет УрФО недополучил более 1,8 млрд руб., из которых 401 млн руб. приходится на Свердловскую область.
Цифровая маркировка обеляет рынок
«Достичь успехов в снижении показателей удалось благодаря консолидированным усилиям властей и бизнеса, реализации комплексных мер по противодействию распространению нелегальной табачной продукции и внедрению риск-ориентированного подхода»,— считает Андрей Мешков.
Утвержденные в сентябре прошлого года индикаторы риска нарушений требований к табачной продукции позволили контрольно-надзорным органам в 2,8 раза увеличить число внеплановых проверок. Причем в 95% случаев были выявлены нарушения. Кроме того, в 2022 году табачная продукция была включена в перечень товаров, за незаконный ввоз которых грозит уголовная ответственность. Сейчас, по словам Андрея Мешкова, разрабатываются поправки в федеральное законодательство о включении в этот перечень никотинсодержащей продукции, включая электронные системы доставки никотина (ЭСДН), а также сырья для ее производства.
Эффективным инструментом в части легализации оборота табачных изделий и никотинсодержащей продукции стало поэтапное внедрение с 2019 года системы цифровой маркировки для этой товарной группы. «Это позволяет автоматически блокировать товар на кассе по ряду критериев, в том числе, если сведения о продукции отсутствуют в ГИС МТ (государственной информационной системе мониторинга оборота товаров), если товар был ранее выведен из оборота или реализуется с нарушением требований относительно регулирования цен. Маркировка помогла предотвратить продажу более 131 млн единиц табачных изделий, не соответствующих критериям легальности»,— рассказал господин Мешков.
По словам директора по защите оборота легальной продукции Центра развития перспективных технологий, оператора государственной системы маркировки и прослеживания «Честный знак» Максима Курганского, маркировка позволяет отслеживать всю цепочку производства товара, помогает бороться с нелегальной продукцией и решает проблемы контрафакта и фальсификата.
«Внедрение маркировки помогает обелять рынок. Так, после запрета продажи немаркированной табачной и никотинсодержащей продукции начался рост собираемости акцизов, злоумышленникам стало сложнее реализовывать нелегальные схемы. Например, в Свердловской области во втором квартале 2024 года продажи контрафактной продукции снизились на 49% по сравнению с первым кварталом, а немаркированной продукции — на 68%»,— рассказал Максим Курганский, добавив, что после запрета реализации немаркированных ЭСДН наблюдается постепенная легализация сегмента. В конце 2023 года объем продаж вырос за месяц более чем втрое — с 2 млн единиц до 7 млн единиц. Аналогичная ситуация фиксируется и в части продажи жидкостей для ЭСДН, чей объем во втором квартале 2024 года вырос на 154% по сравнению с четвертым кварталом 2023 года.
Кроме того, с 1 июля заработала система «Цифровой акциз», которая позволит вести администрирование акцизного налога на табак. Теперь коды для табачной и никотинсодержащей продукции будут выдаваться производителям и импортерам только после сверки системой маркировки «Честный знак» сведений из профильных ведомств. Это не только позволит утверждать индикаторы риска, но и минимизировать влияние человеческого фактора при принятии решений о проведении проверок.
Нелегальная продукция попала в сеть
Значительное внимание участников конференции привлек вопрос регулирования никотинсодержащей продукции, доля которой на рынке продолжает расти. Управляющая по корпоративным вопросам региона аффилированных компаний «Филипп Моррис Интернэшнл» в России Анастасия Беленкова пояснила, что некоторое время назад вступил в силу комплексный закон, устанавливающий государственное регулирование производства и оборота табачных изделий, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства.
Теперь за незаконное производство или оборот табачной и никотинсодержащей продукции, а также сырья для их производства без лицензии предусмотрено административное или уголовное наказание. Производителям запрещено наносить на упаковку жидкости для ЭСДН изображения пищевых продуктов и напитков, лекарственных растений, людей, животных и анимированных персонажей. А физлицам нельзя перевозить более одного блока немаркированных табачных стиков, более 20 мл никотинсодержащей жидкости и более 250 гр бестабачной смеси для нагревания.
Одним из ключевых решений регулятора стало установление с 1 сентября минимальной цены на никотинсодержащую продукцию. В результате этого резко возрос потребительский интерес к жидкостям для ЭСДН. «Потребитель перестает покупать одноразовые устройства, которые подорожали вдвое, и переходит на устройства со сменными катриджами, которые можно пополнять жидкостью из флакона. Цена на такие жидкости составляет около 500 руб., хотя согласно актуальному законодательству стоимость 30 мл флакона у производителя должна составлять 1,8 тыс. руб., а в рознице — 2,5 тыс. руб.,— рассказал руководитель отдела по борьбе с нелегальной торговлей АО «И.Т.М.С» (экс-«БАТ Россия») Игорь Черкасский. — При этом практически все жидкости производятся на территории России. И минимальная цена должна помочь контролирующим органам в определении лиц и организаций, которые уходят от налогов».
Зачастую потребители ищут на рынке более дешевые и не всегда легальные аналоги никотинсодержащей продукции, в том числе в интернете, отметила Анастасия Беленкова. С ней согласилась исполнительный директор межрегиональной общественной организации «Общественный Совет по проблеме подросткового курения» Анна Сорочинская. «В интернете нормативного регулирования мало. При этом именно к этому источнику, по данным РОМИР, периодически обращаются около 30% курящих подростков для приобретения сигарет или вейпов. Если мы усилим контроль и оффлайн-торговля нелегальной продукцией сократится, то многие недобросовестные продавцы перейдут в интернет»,— выразила обеспокоенность Анна Сорочинская, предложив узаконить возможность досудебной блокировки интернет-ресурсов, где продается табачная и никотинсодержащая продукция.
По ее словам, это также позволит снизить уровень подросткового курения. «Бороться с этой проблемой сложно, даже если говорить о легальном рынке, а на нелегальном продавцы не спрашивают документы, еще и цена ниже, а, как известно, подростки ориентируются именно на стоимость, — подчеркнула госпожа Сорочинская. — При этом около половины подростков, потребляющих никотинсодержащую продукцию, одновременно курят табак. Контрабанда дешевой табачной продукции, более доступной по цене, чем легальная, будет способствовать росту доли регулярных курильщиков среди молодежи».
Проверки выкуривают нелегалов
По словам руководителя межрегионального движения по борьбе с контрафактной продукцией Дениса Терскова, при выявлении контрафакта и его оформления зачастую возникают сложности во взаимодействии с сотрудниками правоохранительных органов: «Они не всегда оперативно реагируют на наши обращения. Только спустя время мы видим, что точки отрабатываются». Другие участники конференции пожаловались на ухудшение показателей качества контрольно-надзорной деятельности в Свердловской области. В частности, их беспокоит снижение объема изъятой нелегальной продукции, уменьшение числа внеплановых проверок и выявленных розничных точек, торгующих незаконной продукцией.
Однако, по данным управления по экономической безопасности и противодействию коррупции главного управления МВД по региону, несмотря на снижение количества возбужденных уголовных дел (с 57 в 2023 году до 17 в первой половине 2024 года), объем изъятой нелегальной продукции значительно возрос — с 300 тыс. до 450 тыс. пачек.
Начальник отдела надзора по гигиене питания и защиты прав потребителей на потребительском рынке продуктов питания Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Наталья Шелунцова уточнила, что на качество внеплановых проверок повлияло требование публиковать информацию об их проведении не менее, чем за пять дней, что позволяло недобросовестным продавцам заранее принять действия по сокрытию или устранению части нарушений. Сейчас это требование упразднено, и ведомство может вносить информацию о внеплановых мероприятиях в любой день, но не позднее дня проведения.
Так, из 145 проведенных в I–III кварталах проверок в 89 были выявлены нарушения. Чаще всего фиксировались нарушения требований к выкладке и демонстрации товаров, отсутствовала регистрация в системе «Честный знак», не соблюдались ограничения по реализации продукции на расстоянии более 100 м от образовательных учреждений, а также товар продавался по цене ниже единой минимальной.
Всего в рамках выездных обследований было проинспектировано более 18 тыс. единиц упаковок, из оборота было изъято около 14 тыс. (77%). По выявленным нарушениям вынесено 28 постановлений об административном правонарушении и наложено 18 штрафов на общую сумму 305 тыс. руб. «Снижение количества штрафных санкций и постановлений связано с изменением действующего законодательства, согласно которому при составлении нескольких протоколов об административном правонарушении в рамках одного контрольно-надзорного мероприятия выносится одно постановление — по наиболее тяжкому составу правонарушения»,— пояснила Наталья Шелунцова.
В Уральской оперативной таможне сообщили, что с начала года было возбуждено 550 дел об административных правонарушениях за превышение нормы ввоза табачных изделий без декларирования. За аналогичный период 2023 года было возбуждено 408 дел данной категории, а за весь прошлый год — менее 500 дел. Как уточнил начальник отдела организации дознания Уральской оперативной таможни Сергей Веретенников, в 87% случаев провезти пытались насвай и табак для кальянов, по каждому восьмому делу — сигареты и сигариллы, по нескольким делам — табачные стики. «Контрабанда табачных изделий — нехарактерный состав преступления для уральского региона. Декларирование этой группы товаров юрлицами относится к компетенции центральной акцизной таможни, а в багаже физлица ввезти уголовно наказуемый объем практически невозможно»,— подчеркнул он.
С начала года подразделениями Уральского таможенного управления проведены 23 проверки, по результатам которых из незаконного оборота было изъято более 496 тыс. единиц табачных изделий. На территории Свердловской области было изъято 263 тыс. пачек немаркированных сигарет, странами производства которых была преимущество Республика Беларусь (более 250 тыс. пачек) и ОАЭ (около 10 тыс. пачек).
Меры по борьбе
Президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент НП «Опора» Владлен Максимов отметил, что порядка 30–40% от общего числа нестационарных торговых объектов приходится на киоски, торгующие табачной и никотинсодержащей продукцией. «Табак и никотинсодержащая продукция являются трафикообразующим товаром. Даже если предприниматель не хочет работать с этой категорией товаров, то с точки зрения потребителей, эта продукция должна присутствовать в матрице товаров, чтобы покупатели пришли в торговую точку и приобрели другие товары», — пояснил господин Максимов.
По его мнению, в новых регуляторных условиях важно, чтобы единая минимальная цена не привела к ситуации, когда продавать табак и никотинсодержащую продукцию, которые являются трафикообразующим элементом, становится экономически невыгодно. «Важно, чтобы на каждом этапе были экономически заинтересованные легальные операторы, которые отстаивали бы свои права вместе с контролирующими органами»,— добавил Владлен Максимов.
Некоторые участники конференции указали на то, что несмотря на реализуемые меры по борьбе с нелегальной продукцией, все еще остаются торговые точки, которые обходят их. «Зачастую все законы направлены на легальных продавцов. Часть этих законов не будет работать эффективно на нелегальном рынке, потому что там все работают «вчерную», например, регистрируют кассы на несуществующих людей, а ответственные лица не несут реальные наказания, — пояснил Денис Терсков. — Сейчас идет гуманизация закона, но нужно предусмотреть наказания для людей, которые попадаются на одних и тех же нарушениях, чтобы человек понимал, что ему грозит реальный срок. Это сделает уже действующие меры по борьбе с контрафактом более эффективными».
«Доля незаконного оборота табачной продукции постепенно снижается — это позитивный тренд. Тем не менее разрыв между уже принятыми законодательными нормами в этой сфере и эффективностью их правоприменения пока остается. Крайне важно продолжать работать над его сокращением, — отметила Анастасия Беленкова. — В качестве одной из дополнительных мер целесообразно рассмотреть вопрос приостановления деятельности торговых точек за повторные нарушения правил реализации табачной и никотинсодержащей продукцией. При этом крайне важно не создавать ненужное давление на законопослушных представителей малого и среднего бизнеса, а бороться именно с нарушителями». Госпожа Беленкова также предложила ввести нормы об обязательной конфискации автотранспортных средств, используемых для перевозки нелегальной табачной и никотинсодержащей продукции, а также далее укреплять взаимодействие между контрольно-надзорными ведомствами, предоставляя им со стороны бизнес-сообщества более подробную информацию о розничных точках, в которых реализуется нелегальная продукция.
Менеджер по связям с органами государственной власти, JTI Россия Роман Трошкин добавил, что необходимо ускорить разработку подзаконных актов для обеспечения реализации соглашения о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок табачной продукции и обеспечить умеренную индексацию ставок акцизов на сигареты. «В этом году Евразийская комиссия утвердила ставки на уровне 45 евро за 1 тыс. сигарет и сохранило диапазон отклонения +/- 20%. Этот коридор в 40% нужно сокращать, чтобы устранить дальнейшие экономические предпосылки для перетоков нелегальной продукции. Кроме того, диспаритет в ставках акцизов у стран-членов ЕАЭС приводит к серьезной разнице в конечной стоимости табачной продукции в разных странах, что в условиях падения доходов населения делает дешевую нелегальную продукцию крайне привлекательной для потребителей, — считает Роман Трошкин. — Мы рассчитываем, что тренд на снижение объема нелегальной продукции станет устойчивым. И для этого важно продолжать проводить активные действия. Если мы «ослабим хватку», то есть все шансы, что этот тренд развернется на 180 градусов и произойдет откат».
В заключение все участники конференции сошлись во мнении, что правильная и эффективная координация между профильными ведомствами, общественными организациями и игроками отрасли является ключом к успеху. Сейчас перед ними всеми стоит одна из важных задач — сформировать и укрепить непринятие обществом вовлечения в нелегальный оборот табачной и никотинсодержащей продукции. И широкое обсуждение данной темы должно стимулировать реальные изменения в этой сфере.
Законодательные изменения в регулировании оборота подакцизных товаров и создание нового контролирующего органа в лице Росалкогольтабаконтроля предвещают трансформацию табачной отрасли. В 2024 году в полную силу вступили нормы 203-ФЗ, однако до 2025 года будет действовать особый порядок контроля за оборотом табачной и никотиносодержащей продукцией. Ведется работа по расширению полномочий Роспотребнадзора в части проверок табачной и никотинсодержащей продукции в розничных объектах, пока проверки в рознице, торгующей табаком, согласовываются с органами прокуратуры. Система цифровой маркировки стала основой для утверждения критериев формирования Роспотребнадзором планов выездных обследований реализаторов табачной продукции.
Пока проводится полноценная работа по оптимизации настройки информационных систем, крайне важно, чтобы правоохранительные и контрольно-надзорные органы сохраняли и далее усиливали свою активность как в секторе розничной торговли, так и при ввозе и перемещении продукции. Как ведется противодействие незаконному розничному обороту подакцизных товаров в условиях действия моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий? Когда новые полномочия Росалкогольтабакконтроля — лицензирование, контроль, изъятие, уничтожение нелегальной подакцизной продукции — должны заработать в полной мере? Каковы результаты и приоритетные направления работы региональных комиссий по мониторингу и оценке ситуации с незаконным оборотом? Какие меры по борьбе с нелегальными производством и оборотом подакцизной продукции сегодня применяют в Свердловской области? На эти и другие вопросы ответят участники мероприятия «Борьба с контрафактом».
-
-
Борьба с нелегальной торговлей табачной и никотинсодержащей продукцией
Вопросы для обсуждения:
— Нормативно-правовое обеспечение для исполнения отраслевого закона о госрегулировании табачной и никотинсодержащей продукции (203-ФЗ) и расширения полномочий для проведения контрольных мероприятий на розничном рынке.
-Результаты исследования в сфере незаконного оборота табачной продукции в 2024 году — анализ рынка, потери бюджета, правоприменительная практика (на примере Свердловской области).
— Установление Единой минимальной цены на никотинсодержащую продукцию с 1 сентября 2024 года.
— Новые полномочия Росалкогольтабакконтроля для осуществления контрольно-надзорных функций за табачной отраслью. Результаты контрольно-надзорной и судебной работы (на примере Свердловской области).
— Результаты борьбы с незаконным перемещением табачной продукции на внутреннем рынке в регионе деятельности Свердловской области за период 2023 года — 8 месяцев 2024 года. Правоприменительная практика по ст. 226, прим. 1 УК РФ
— Правоприменительная практика по борьбе с оборотом табачной и никотинсодержащей продукции. Результаты работы за период 2023 года — 8 месяцев 2024 года в регионе.
— Противодействие розничному обороту табачных и никотинсодержащих изделий в условиях действия моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий.
— Результаты внедрения цифровой маркировки никотинсодержащей продукции (на примере Свердловской области). Анализ отклонений на розничном рынке табачной и никотинсодержащей продукции в регионе.
— Проблема роста нелегальной торговли табачной и никотиносодержащей продукцией. Взгляд производителя.
— Проблемы легальных операторов рынка. Угрозы роста нелегальной торговли для законопослушного ритейла
— Эффективные методы борьбы с нелегальным оборотом табачной продукции. Взгляд общественной организации.Руководитель отдела конференций "Коммерсантъ Юг"
Заместитель директора Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга РФ
Директор Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции
Директор по защите оборота легальной продукции Центра развития перспективных технологий, оператор государственной системы маркировки и прослеживания «Честный знак»
Вице-президент НП «Опора», Президент Ассоциации малоформатной торговли
Управляющая по корпоративным вопросам региона аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России
Руководитель отдела по борьбе с нелегальной торговлей АО «И.Т.М.С» (экс-«БАТ Россия»)
Руководитель межрегионального движения по борьбе с контрафактной продукцией
Исполнительный директор межрегиональной общественной организации «Общественный Совет по проблеме подросткового курения»
Начальник отдела надзора по гигиене питания и защиты прав потребителей на потребительском рынке продуктов питания Управления Роспотребнадзора по Свердловской области