Layer 1

Строительство и жилье в цифре в Удмуртии

20 июля 2023 Четверг
Цифровизация
Место проведения: Авангардная, 4 Б
Время: 13:00
превью
1:18:32

Цифровая стройка

Как новые технологии позволяют снизить затраты на реализацию проектов и увеличить ввод нового жилья в Удмуртии

Цифровая трансформация в Удмуртии набирает обороты во всех отраслях экономики. В строительстве с помощью диджитал-технологий должно быть создано единое информационное пространство на всех этапах проектирования, строительства и эксплуатации объектов. Итогом станет снижение себестоимости готового продукта и сокращение сроков его производства. Готова ли строительная отрасль Удмуртии к полному переходу на цифру, что для этого необходимо, какие есть сложности и в чем выиграет конечный потребитель, разбирались с экспертами на круглом столе, организованном Kommersant Events Удмуртия. 

Что нам стоит дом построить

С 1 июля 2024 года строители переходят на BIM — технологии информационного моделирования. BIM, или по-отечественному — ТИМ, — это современный метод проектирования зданий с использованием информационных ресурсов, который позволяет отслеживать процесс строительства с момента планирования конструкции до его сдачи в эксплуатацию. «У нас уже стартовали пилотные проекты с использованием BIM-моделей по новым строительным проектам социальных объектов,— рассказал Тимур Меджитов, министр цифрового развития Удмуртии.— На текущий момент идет диалог по взаимодействию между застройщиками, которые уже используют BIM-модели или внедряют их, и нашего госстройнадзора, который в более простом формате сможет участвовать в процедуре стройки, в приемке уже через строительный надзор, когда объект будет построен». 

Новая система не ограничивается простым переводом бумажных чертежей в PDF, это многогранная и многоступенчатая работа, которая в итоге позволит облегчить доступ ко всем этапам строительства, отметил главный архитектор Удмуртии Даниль Магсумов. «Сейчас проектирование не просто позволяет готовить модель в пространстве и времени и работать сообща с разными структурами внутри проектной организации, как это начиналось лет 10-12 назад. Сейчас это и возможность лазерного сканирования пространства, и контроль на строительной площадки, и взаимодействие с подрядчиками, и 3D-печать, то есть максимальные возможности по созданию домокомплектов»,— говорит эксперт. В рамках этих технологий становится возможным и удаленное управление техникой.

Основными преимуществами применения ТИМ-технологий участники круглого стола назвали возможность работать в одном информационном пространстве большому количеству участников, скорость коммуникаций, повышение качества проектной документации, скорость принятия и согласования технических решений между проектным офисом, заказчиком и контролирующими органами. «Это не просто 3D-картинка, это информационная модель объекта, наполненная информацией о каждом элементе здания. Информация не теряется, актуализируется, меняется, и при переходе на следующие этапы строительства и эксплуатации участники меняются, а информация об объекте остается. Каждый из них в любой момент может работать с ней,— отметила Вера Березина, директор ООО «БИМИТ».— У нас разработан свой программный продукт BIMIT. Это программа по созданию цифрового двойника здания на всех этапах жизненного цикла. Она позволяет собрать сводную модель здания, актуализировать ее, проверить на коллизии (недопустимые пересечения), атрибутивный состав, и передать после проектирования на этап строительства. При этом в программе есть удобные функции для всех участников процесса. Например, сметчики могут автоматизировать процессы и получить сметные расчеты из модели. BIM-менеджеры проверят модель и обнаружат ошибки еще до стройплощадки. Экспертиза производит проверку модели на соответствие ТЗ и нормативов. На следующем этапе СМР в BIMIT возможно загрузить график производства работ, и вести строй-контроль, внося фактические объемы со стройки. Все это оптимизирует процессы и повышает качество реализации проекта, в том числе в период эксплуатации объекта.

Таким образом, ТИМ-технологии позволяют, во-первых, оптимизировать процессы проектирования и строительства, а во-вторых, грамотно эксплуатировать объекты. По разным оценкам, на стадии проектирования применение цифровых технологий позволяет сэкономить минимум 1-2% от общей стоимости. На стадии строительства, экономия доходит до 7-8% от общей стоимости объекта. «В строительстве есть две методики, которые могут быть использованы как отдельно, так и вместе. Первая это авторский надзор с применением ТИМ-модели. Это может делать и проектировщик, и компания, которая моделировала и компетентна в этом вопросе. Она позволяет исключить воровство на стройплощадке, которое процветает и в России, и в Лондоне. Вторая цифровизация строительных процессов, когда вся документация переводится из бумажного формата в электронный, и это, конечно, глобально облегчает процесс внутри стройки», рассказала Анна Николаева генеральный директор ООО «БИМПРО», заместитель председателя комитета НОТИМ по проектированию и пространственному развитию.

Из умного дома выносят сор

Цифровые решения позволяют повысить качество и удобство жилья. Застройщики понимают спрос покупателей и требование времени, поэтому работают сообща с телеком-компаниями. Чаще всего коммуникации связи создаются одновременно с возведением жилого дома, а по мере строительства все квартиры, подъезды и придомовая территория оснащаются элементами «умного дома».

«Еще пять лет назад мы использовали термин «умный дом», подразумевая некое будущее, а сейчас это будущее наступило — облачные технологии стали привычными»,— говорит Евгений Софронов, директор по массовому сегменту филиала ПАО «Ростелеком» в Удмуртской Республике.— «Теперь в каждом новом многоквартирном доме к моменту его ввода в эксплуатацию уже есть интернет и умные устройства: смарт-домофоны, умные шлагбаумы, система видеонаблюдения. Но чтобы управлять этими элементами, жильцам зачастую приходится пользоваться разными приложениями. «Ростелеком» разработал решение «Ростелеком. Ключ», которое работает по принципу одного окна – вы устанавливаете только одно мобильное приложение, и через него управляете любыми умными устройствами, установленными во дворе дома, в подъездах и квартирах. Это удобно и экономит время».    

Также по мнению экспертов, цифровые технологии могут использовать и коммунальные службы, и управляющие компании.

Умный шлагбаум, оборудованный камерой, зафиксирует государственный номер въезжающего транспорта и беспрепятственно пропустит во двор автомобили жильцов, экстренных служб, кареты скорой помощи, полицию или МЧС. Смарт-домофоны, установленные на каждом подъезде, по временному коду посетителя пропустят в дом лифтеров, сантехников или электриков. Записи с камер домофона также доступны в виртуальном архиве.   

«Ростелеком. Ключ» включен в реестр российского программного обеспечения (ПО), который формирует Минцифры России. «Ключ» — на 100% российское решение, с нуля созданное командой внутренних разработчиков «Ростелекома». Сервисом уже пользуется 300 тыс. домохозяйств по всей России.

Свое мобильное приложение для управления различными устройствами «Мажордом» было разработано в структуре застройщика «Железно». Нельзя предлагать жителям комфортные условия, не опираясь на безопасность, потому что она будет всегда являться первоочередным фактором, уверены участники круглого стола. По мнению Ивана Власова, IT-директора «Железно» и директора IT-компании «Философт», с точки зрения комфорта будут лидировать функции, которые заставляют жителя думать и действовать по-другому, экономить время и, конечно, качественно влиять на его здоровье. Среди примеров, очистка воздуха в квартирах, слежение за состоянием холодильника, автоматические заказы и доставка. «Мы провели исследование, которое определило на текущий момент самые желаемые жителями функции. 90% хотят, чтобы было удаленное управление освещением и климатом. Следующее, система безопасности совместно с датчиками движения. Хотят и управление голосовыми командами, то есть перестать ходить выключать свет кнопкой, когда забыл, либо открывать шторы. Важной становится оценка контроля потребления ресурсов, особенно учитывая, что в последние годы ресурсы постоянно растут в стоимости»,— рассказал Иван Власов

Наравне в развитием систем «умного дома» в многоквартирных домах, растет интерес и применение технологий «умной эксплуатации» для промышленных и общественных объектов. Когда есть возможность отслеживать потребление энергоресурсов, управлять микроклиматом помещения, предупреждать аварии на производстве и другие необходимые параметры учета и контроля. «В своем ПО мы также разработали функционал для эксплуатации, который дает возможность дистанционного управления инженерным оборудованием и визуализации его расположения на 3D модели объекта для ускорения реакции на нештатные ситуации и поиска необходимой информации, мониторинга данных работы всех систем здания»,— добавила Вера Березина, директор ООО «БИМИТ».

Также он отметил, что по другому опросу, который проводился для лиц от 6 до 15 лет, выяснилось, что 35% опрошенных хотят работать удаленно. Все они станут будущими клиентами застройщиков с новыми требованиями к комфорту в жилых комплексах, которые стоит учитывать уже сейчас. 

В целом же, уже сейчас, благодаря внедрению информационных технологий во все составляющие отрасли строительства, серьезно упростился процесс покупки недвижимости. «Невероятная экономия времени, когда можно лежа на диване приобрести себе квартиру, не выходя из дома, рассказывает Анастасия Яранцева, руководитель отдела по работе с застройщиками агентства недвижимости «Этажи».Начиная от брони застройщика, когда клиент самостоятельно на сайте может это сделать и до подачи заявки онлайн в банк. Из онлайн-продуктов, которые сейчас пользуются спросом среди покупателей новостроек и вторичного жилья, это электронная регистрация и безопасные расчеты. Электронная регистрация сокращает нам сроки сделки вплоть до полутора часов. Безопасные расчеты тоже максимально экономят время: не нужно лишний раз ехать в банк, чтобы деньги перешли к продавцу». Когда человек покупает недвижимость, то он покупает безопасность, надежность и комфорт, и цифровые технологии в этом помогают, добавила эксперт. 

Импортозаместили

Российскому строительному рынку необходимы технологии, позволяющие выполнять типовую оцифровку объектов. Такие решения уже начали разрабатывать как крупные девелоперы, внедряющие собственные решения, так и ИТ-компании. Здесь опять же можно разделить отрасль на два этапа: проектирование и строительство. «В проектировании, конечно, очень болезненная ситуация, потому что основной продукт, который использовался, — это Autodesk, который ушел из России, — говорит Анна Николаева. — Компании, которые пользовались этим продуктом, теперь работают на том, что осталось у них по лицензии и ждут, что ситуация решится в лучшую сторону. Есть аналоги, которые по качеству не дотягивают, но, в целом, позволяют заменить этот продукт»

Если же говорить непосредственно о строительной части, то здесь сложившаяся ситуация открывает хорошие перспективы. «В России очень много прекрасных решений для строительства. Во многом они даже больше подходят под российские нормативы, продолжает госпожа Николаева. Есть разные системы, которые самостоятельно разработчики разрабатывают под себя. Конечно, они намного больше отвечают потребностям в строительстве, чем те, что предлагают нам иностранные компании». В итоге, по ее словам, в этой части мало кто почувствовал уход компаний, кроме тех, кто структуру своей работы целиком построил на иностранных проектных моделях. 

«По моему мнению, есть прекрасный шанс поправить цифры с цифровизацией. Если посмотреть на сферу строительства шесть лет назад, то уровень цифровизации находился по сравнению с другими сферами в самой нижней части развития, и кроме 1С ни у кого и ничего не было, не говоря про какой-то БИМ. Теперь у российских компаний есть государственная поддержка. И рынок стал более доступным для них, потому что западные компании ушли. Это прекрасный шанс поправить ситуацию и вырваться вперед», отметил Иван Власов. 

Собственными разработками запаслась и компания «Ростелеком»: «Мы сразу сориентировались на то, чтобы наши системы умного дома были нашими собственными разработками и сейчас не испытываем дискомфорта от того, что какие-то ограничения возникают. С оборудованием такая же история, подтверждает Сергей Тульчинский. Мы продолжаем использовать оборудование дружественных стран, при этом организуем и собственное. Например, у нас открылся завод по производству видеокамер и коммутаторов».

Таким образом, как заключают участники круглого стола, ценность цифровизации в том, что очень многие рутинные процессы, которые вынуждены повторять и проектировщики, и строители, она позволяет привести к алгоритму, она повышает уровень комфорта и безопасности. «Мы будем развиваться в нескольких направлениях. Первое это качество и скорость строительства. Здесь можно достигнуть лучших результатов, если вся проектная документация будет обмениваться с цифрой. Второй момент это работа с бюджетом. Сейчас мы живем в очень интересное время. Меняются технологии, меняются поставщики. Все это приводит к смене подходов в управлении. Третий момент появление новых фишек на рынке. Все, что будет вызывать у жителей интерес и связанное с умным домом, умной квартирой. Из последних примеров: как Яндекс изменил мир такси. Раньше все ловили с руки, оно стоило непонятных денег. Сейчас в различных приложениях можно быстро и безопасно вызвать транспорт онлайн. Вот такие современные фишки будут применяться и в квартирах», заключил Иван Власов.  

Евгения Перевощикова

Фото: Мария Бакланова

Цифровые решения позволяют повысить эффективность, качество и удобство реализации проектов в разных отраслях, в том числе в строительстве и ЖКХ. Они начинают применяться с самого проектирования объекта, используются при возведении здания, оснащении его современной инфраструктурой и коммуникациями. В уже готовом жилом комплексе они реализованы в виде элементов “умного дома”, домофона, видеонаблюдения. Кроме того, обеспечение коммунальными ресурсами объектов тоже не обходится без цифровых решений, позволяющих повысить безопасность и устойчивость системы. Новые технологии сопровождают будущего новосела при подборе подходящего жилья, приобретении и непосредственно эксплуатации.

На круглом столе Kommersant Events Удмуртия обсудим цифровые технологии, которые применяются при проектировании и строительстве жилых объектов, и то, как они повышают качество результата, какие современные решения используются для улучшения комфорта в многоквартирных домах. Поговорим о том, как меняются элементы “умного дома”, какие есть возможности у жителя современного жилого комплекса, включая телекоммуникации, умный домофон, видеонаблюдение, отправку показателей счетчиков ЖКХ. Участники рынка расскажут, какие современные цифровые услуги становятся доступным в новых жилых объектах, как меняется коммунальная сфера, как за счет модернизации повышается качество, безопасность и надежность работы системы. Как за последнее время изменилась сама схема подбора и покупки жилья, благодаря использованию различных программ и приложений от агентств недвижимости и банков. Поговорим о том, куда движется рынок и какие решения будут востребованы совсем скоро.

Вопросы для обсуждения:

  • Как цифровые технологии помогают при проектировании жилых комплексов? Какие есть современные возможности?
  • Как меняется взаимодействие застройщиков, подрядчиков, контрагентов, поставщиков в цифровой среде?
  • Какие инновации в жилых объектах внедряют телекоммуникационные компании? Какие сейчас возможности для повышения качества обслуживания?
  • Насколько востребованы услуги видеодомофона, видеонаблюдения, удаленного доступа, услуг по автоматической передаче показателей счетчиков?
  • Как развивается система “Умного дома”? Какие новые решения внедряются? Насколько это востребовано?
  • Какие современные цифровые решения для многоквартирных домов и частных строений предлагают сервисные компании — автоматические ворота, системы видеонаблюдения и доступа?
  • Как современные технологии помогают подобрать выгодный вариант для покупки или строительства жилья?
  • Как модернизацию проводят сетевые компании? Как цифровизация помогает повышать качество, безопасность и надежность сетей газоснабжения, электроснабжения, отопления, ГВС, ХВС и т.д.?
  • Как меняются сервисы работы с клиентами у ресурсоснабжающих и сетевых компаний?
  • Как меняется взаимодействие управляющих компаний с жильцами для решения вопросов посредством онлайн-сервисов?
  • Как можно найти квартиру, заключить сделку и оформить кредит быстро и удаленно? Насколько цифровые решения и онлайн-сервисы упростили покупку нового жилья?
  • Какие есть перспективные направления развития цифровых сервисах в сферах жилищного строительства, коммунальной сферы и услуг для жителей микрорайонов?
Поделиться:

Участники

20 июля Четверг

По вопросам участия обращайтесь