«Драйверы внешней торговли России с Китаем: новые возможности и барьеры» Сессия «Ъ» на форуме «РОСТКИ: Россия и Китай — взаимовыгодное сотрудничество»
15 ноября на форуме «РОСТКИ: Россия и Китай — взаимовыгодное сотрудничество» состоялась сессия «Драйверы внешней торговли России с Китаем: новые возможности и барьеры». Эксперты обсудили ключевые аспекты развития торгово-экономического партнерства между странами, уделив особое внимание логистике, таможенным процедурам, расчетам и договорным обязательствам.
Максим Кузнецов, председатель Русско-Азиатского делового совета, рассказал об исторической динамике российско-китайской торговли. Он отметил, что с 2006 по 2013 год прирост товарооборота между странами в пять раз превышал темпы роста торговли России с другими государствами. За этот период экспорт в Китай увеличивался быстрее, чем импорт китайских товаров, что позволило достичь положительного сальдо счета текущих операций к 2018 году.
Сейчас торговый оборот демонстрирует устойчивый рост, особенно в энергетике и сельском хозяйстве, однако потенциал сотрудничества все еще не раскрыт. Господин Кузнецов обратил внимание на стагнацию в 2024 году, вызванную глобальными экономическими вызовами и изменением структуры спроса. «Необходимо создавать условия для выхода на новые отрасли и искать нестандартные подходы к партнерству»,— подчеркнул эксперт.
Старший партнер Ingvarr Zhong Yin Харви Ян представил позицию китайской стороны. Он отметил, что Россия остается ключевым партнером Китая, особенно в текущей геополитической ситуации. Перспективы торговли он связал с укреплением расчетов в национальных валютах, что снижает зависимость от доллара и евро.
Харви Ян подчеркнул важность совместных инфраструктурных проектов: расширения трансграничных транспортных коридоров, модернизации пунктов пропуска и создания производственных площадок в России, особенно в машиностроении, электронике и сельском хозяйстве. Он также отметил, что цифровизация процессов, включая платформы для обмена данными между бизнесами двух стран, позволит снизить трансакционные издержки. «Китайские компании готовы делиться технологиями, особенно в логистике и зеленой энергетике»,— добавил он.
Генеральный директор ООО ВПЛАБ Юрий Клюшенков сообщил, что сейчас открывается возможность не только импорта из Китая, но и экспорта на этот рынок, в частности в сфере биологически активных добавок. «Для китайцев россияне представляют особый эталон красоты — отсюда и особое внимание к продуктам БАДов»,— сказал Юрий Клюшенков. Посетив выставку под эгидой РЭЦа, компания нащупала интерес со стороны китайского рынка, где регуляторика этого вида продукции соответствует требованиям к фармпродукции, а каналы на 90% представлены онлайн-площадками.
Глава Азиатской инициативы SEAMLESS Legal Георгий Данелия акцентировал внимание на юридических сложностях. Он выделил языковой барьер, различия в правовых системах и традициях ведения бизнеса как основные проблемы. «В Китае личные отношения играют значительную роль, что требует гибкости и тщательной подготовки к переговорам»,— пояснил господин Данелия.
Эксперт отметил частые ошибки в проверке контрагентов, которые могут приводить к мошенничеству и другим рискам. Он рекомендовал уделять больше внимания деталям контрактов и развитию сервисов юридической поддержки. «Контракт — это не просто юридический документ, а рабочий инструмент, обеспечивающий безопасность и эффективность бизнеса»,— подчеркнул он.
Советник по недвижимости и строительству SEAMLESS Дмитрий Богданов рассказал о трудностях с платежами между российскими и китайскими компаниями в условиях санкций и ограниченного доступа к традиционным банковским каналам. Одним из решений он назвал взаимозачеты, которые минимизируют необходимость прямых трансграничных платежей.
Такие схемы требуют тщательной проработки договорной документации, включая возможность участия третьих лиц или агентских отношений. «В условиях современных вызовов бизнес должен проявлять гибкость и искать нестандартные пути для успешной работы»,— отметил он, добавив, что универсальных решений в этой области нет и каждый случай требует индивидуального подхода.
Руководитель агентства Wanmei logistics Аида Демьянова выделила дефицит грузоперевозочных мощностей как главный вызов. Она подчеркнула необходимость инвестиций в транспортную инфраструктуру, оптимизацию маршрутов и обучение сотрудников для повышения эффективности логистики.
Документальное оформление грузов и таможенные процедуры, по ее словам, также требуют доработки. Ошибки в декларациях нередко приводят к задержкам, что отражается на сроках поставок. «Логистика — это не просто доставка товаров, это стратегический инструмент, позволяющий бизнесу оставаться конкурентоспособным даже в условиях нестабильности»,— подчеркнула госпожа Демьянова.
Участники сессии согласились, что успешное развитие торговли между Россией и Китаем требует комплексного подхода: устранения барьеров, поддержки бизнеса и усиления международного диалога.
По данным Главного таможенного управления (ГТУ) Китая, объем торговли Китая и России за первые три квартала 2024 года достиг $180,35 млрд, увеличившись на 2% в годовом исчислении. Импорт российских товаров в Китай за январь — сентябрь вырос на 1,7%, до $97,2 млрд. Экспорт китайской продукции в РФ увеличился на 2,4%, до примерно $83,15 млрд. Положительное сальдо российской стороны по сравнению с аналогичным периодом 2023 года повысилось на 3,6%, до $14,05 млрд.
В процентном соотношении энергоносители занимают 60–70% экспорта. Растет экспорт российского продовольствия, что было вызвано необходимостью переориентации поставок из России в условиях санкций.
В обратном направлении из Китая увеличивается поставка машин, электроники и других товаров, компенсируя уход западных компаний из России. Эта статья импорта из Китая занимает порядка 50–60% поставок.
В июне этого года США расширили список параметров, по которым можно вводить санкции за экспорт в Россию товаров двойного назначения. Российские экспортеры стали заявлять о возникновении дополнительных сложностей в торговле с КНР. По оценкам Reuters, объем зависших на счетах юаней многократно вырос до нескольких десятков миллиардов юаней. Эксперты говорят, что на горизонте ближайших месяцев эти сложности могут сказаться на сокращении объемов продаж валютной выручки экспортерами.
В то же время, Россия и Китай ищут пути сближения, включая строительство новых пограничных пунктов пропуска и взаимодействие таможенных служб. По заявлению Главного таможенного управления КНР, сделанного на прошедшем в Москве Таможенном форуме, китайская сторона начинает внедрять систему «интеллектуальной» таможни, где с помощью технологий искусственного интеллекта время досмотра транспортного средства сокращается до нескольких секунд. Специальные пункты пропуска уже оборудованы на границе с другими соседними странами. Приоритет отдается поставкам стратегически важных грузов, включая продукцию сельского хозяйства, продукты ТЭК и некоторые виды сырьевых позиций.
-
-
Деловая сессия
Вопросы к обсуждению:
- Какова реальная динамика товарооборота между Россией и КНР?
- Каковы ключевые выводы исследования по товарообороту, обнародованного Русско-Азиатским деловым советом?
- Какие факторы сдерживают рост торговли: санкции, платежи, логистика, таможенная регуляторика?
- Какие новые импульсы предоставляет благоприятный внешнеполитический контекст сотрудничества между странами?
- Какие новые форматы сотрудничества реализуют российские регионы?
- Как находить новые формы проведения платежей и кто в этом может помочь с российской и китайской стороны?
- Какие транспортно-логистические решения позволят расширить товаропотоки с Россией?
обозреватель отдела экономики газеты «Коммерсант»
советник, глава Азиатской инициативы SEAMLESS Legal
старший партнер, lngvarr Zhong Yin
генеральный директор ООО "ВПЛАБ", член генсовета «Деловая Россия»
председатель Русско-Азиатского Делового Совета, генеральный директор ООО «РАТПК», советник президента Национального координационного центра международного делового сотрудничества, автор телеграм-канала «Поворот на Восток»
Специалист по бизнесу с Китаем. Руководитель консалтингового агентства «Wanmei logistics»
партнер, Sapozhnikov & Partners
советник практики недвижимости и строительства, SEAMLESS Legal