Экологические данные и данность
Национальный проект «Экология» (обновлен до «Экологическое благополучие» на период 2025-2030 гг.), как и в целом промышленное регулирование стимулируют предприятия переходить на наилучшие доступные технологии (НДТ), что касается как требований к технологическим показателям, так и управлению операционными процессами. Это позволяет эффективнее использовать ресурсы и снижать негативное воздействие на окружающую среду; выбросы загрязняющих веществ в воздух, их сбросы в водные объекты, а также совершенствовать процессы обращения с отходами.
Экологизация промышленности на законодательном уровне предполагает применение систем автоматического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ, поступающих из крупнейших источников загрязнения. Ожидается, что получаемая информация будет накапливаться, анализироваться, использоваться для принятия решений на местах для регулирования технологических процессов), а также передаваться в Росприроднадзор. Эти же данные наряду с получаемыми «традиционным» способом, путём лабораторных измерений и расчётов должны лечь в основу нефинансовой отчетности, которая уже обязательна к раскрытию на Московской фондовой бирже, и будет определять стоимость публичных компаний. А (пока еще) добровольный стандарт нефинансовой отчетности закреплен на национальном уровне.
Дополнительный приоритет отдается качеству гидрометеорологических данных и развитию государственной наблюдательной сети, в том числе для расширения охвата территории и повышения качества данных, получаемых комплексной системой мониторинга окружающей среды «Экомониторинг». Вместе с этим правительство разрабатывает стандарты экологоориентированного городского проектирования, что предполагает появление лесопарковых зон вокруг городов и промышленных центров.
В национальный проект входят шесть федеральных проектов – «Экономика замкнутого цикла», «Чистый воздух», «Генеральная уборка», «Сохранение биоразнообразия», «Вода России» и «Сохранение лесов». Промышленный экологический ренессанс на конференции будут рассмотрен в увязке с позицией регуляторов, предприятий, регионов и экспертного сообщества.
Программа
-
-
Пленарная сессия «Наилучшие недоступные»
До конца 2024 года крупнейшие компании-загрязнители должны получить комплексные экологические разрешения (КЭР), или подтверждающие уже достигнутое соответствие экологической эффективности требованиям НДТ, или содержащее программу достижения таких требований (последовательного сокращения выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ. Подача заявки на КЭР обязует раскрыть перед государством реальное состояние дел в области показателей негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) – текущее законодательство требует от предприятий сбора и передачи соответствующих данных, в том числе, с применением систем автоматического контроля. Но часть регулируемых промышленных компаний сильно отстает от предполагаемых законом срокам получения КЭР. Но, до начала 2025 года все промышленные предприятия, эксплуатирующие объекты I категории НВОС, обязаны получить КЭР. С 1 января 2025 года работа без КЭР означает умножением платежей на коэффициент 100.
Крупнейшие загрязнители (топ-300), ответственные за 60% всех выбросов и сбросов, в силу правок регулирования оказались в слегка привилегированном положении : они должны лишь подать заявки на КЭР до 1 января 2025 г., но послабление символическое.. На конец первого полугодия 2024 года в федеральном реестре объектов НВОС было 5838 объекта I категории, из которых 287 входят в перечень топ-300 загрязнителей. В первом полугодии была выдана лишь десятая часть всего объема КЭР, а из списка топ-300 — лишь 93 объектам. Сказывается сложность и длительность процесса подготовки необходимой документации и недостаточная эффективность разработчиков в организации этого процесса.
Вопросы сессии:
- что отражает медленный переход предприятий на НДТ?
- что необходимо сделать, чтобы механизм эколого-технологической модернизации производственных предприятий заработал? Какие отрасли модернизируются, какие отстают?
- какие основные ошибки допускают компании в подготовке заявки на КЭР?
- какова динамика появления автоматических систем учета и контроля выбросов и сбросов на промышленных предприятиях?
- каким будет ответ государства в отношении промышленных предприятий, не выполняющих графики и требования регулирования на основе НДТ?
руководитель проекта «Ъ-Review»
заместитель директора ФГАУ «НИИ «Центр экологической промышленной политики»
генеральный директор «ТЛП Менеджмент»
вице-президент по экологии и промышленной безопасности, ПАО «ГМК «Норильский никель»
руководитель службы экологии и климата - главный эколог ПАО «ТМК»
эксперт аналитического центра «Яков и партнёры»
-
-
Перерыв
-Сессия «Чистое дыхание городов»
Одним из ключевых федеральных проектов является проект «Чистый воздух». По данным Минприроды, по итогам 2023 года целевые показатели снижения выбросов в первых 12 городах—участниках федпроекта перевыполнены: на 13,3% снижена совокупный объем выбросов опасных загрязняющих веществ (план: –11,8%). С 1 сентября 2023 года к эксперименту по квотированию выбросов подключились еще 29 новых городов, преимущественно из Сибири и с Дальнего Востока, население которых составляет почти 7 млн человек. На данный момент во всех 29 городах федпроекта проводятся сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха, на основании которых до конца 2024 года будет проведен расчет и оценка рисков для здоровья человека.
Бизнес активно участвует в мероприятиях по экологизации опасных производств. По оценкам Минприроды, частные инвестиции в экологическую модернизацию производств составили почти 547 млрд руб., в том числе в 2023 году — 127 млрд руб. Запущены производства полностью отечественных систем автоматического контроля выбросов в количестве не менее 200 отечественных систем в год, что покрывает потребности промышленных предприятий на территории эксперимента. Минпромторг рассматривает проект расширения мощностей российских компаний по производству газоочистного оборудования и запасных частей к электрофильтрам для обеспечения потребностей металлургических и цементных предприятий, угольных ТЭЦ и других ключевых объектов в регионах, где востребовано газоочистное оборудование.
Но далеко не всегда новые города федпроекта «Чистый воздух» — промышленные центры. Высокий и очень высокий уровень загрязнения в них формируется за счет угольной генерации тепла в частных домовладениях. Одновременно с квотированием в ряде городов уже реализуются мероприятия по снижению выбросов в части газификации котельных и домовладений, переходу на более экологичные виды транспорта. На перевод частного сектора с угольного и дровяного на экологичное отопление, замену транспорта на более экологичный, модернизацию и реконструкцию котельных в 2022 году выделено 9,3 млрд руб., в 2023 году — 11,8 млрд руб.
Вопросы сессии:
- какова общая динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в России?
- каковы основные акторы снижения загрязнения воздуха: промпредприятия, транспорт, объекты теплогенерации?
- насколько самодостаточна и конкурентоспособна российская промышленность в производстве газоочистных технологий и методов автоматического контроля выбросов?
- как стимулировать промышленные компании к внедрению отечественных технологий отчистки: льготные кредиты, субсидии и т.д.
руководитель проекта «Ъ-Review»
начальник управления экологии, Северсталь
заместитель генерального директора по техническому развитию, группа ФИНГО
заместитель руководителя проектного офиса федерального проекта «Чистый воздух», Минприроды России
главный специалист по экологии, ММК (Магнитогорский металлургический комбинат)
-Перерыв
-Сессия «Заветные экологические данные»
Экологизация промышленности, как и остальной части экономики России, требует открытых и качественных данных, которые могут влиять на принятие решений инвесторами, регуляторами и самими компаниями. Долгое время полнота и качество такой информации в России остаются малозначительными, но реформа промышленного экологического регулирования требует от компаний автоматизированного сбора, и раскрытия данных о регулируемых загрязнениях. Эти же данные должны лечь в основу нефинансовой отчетности, которая уже обязательна к раскрытию на Московской бирже, и будет определять стоимость публичных компаний. А (пока еще) добровольный стандарт нефинансовой отчетности закреплен на национальном уровне. Не реализовано и право доступа населения к там качественным данным.
Вопросы сессии:
- как отсутствие инструментального измерения и контроля достоверности промышленных выбросов влияет на государство, инвесторов и общество?
- каковы перспективы скорого появления и раскрытия таких данных?
- как на их сбор и раскрытие повлияет необходимость обязательного раскрытия нефинансовой информации на Московской бирже?
- как такие данные послужат ускорению эколого-технологической модернизации экономики?
руководитель проекта «Ъ-Review»
директор группы оценки рисков устойчивого развития АКРА
управляющий директор, блок финансы, Сбер
руководитель, экспертно-аналитическая платформа «Инфраструктура и финансы устойчивого развития»
Регистрация