Дорога к суверенитету в фарме и здравоохранении
По прогнозам экспертов, объем фармацевтического рынка России в 2023 году подойдет вплотную к отметке 3 трлн руб., из них примерно одну треть составит сектор госзакупок и две трети — аптечный сегмент.
Антикризисные задачи фарминдустрии 2022 года сменились системными шагами по выстраиванию технологически независимой фармотрасли с производством полного цикла от субстанций до готовых форм, оптимизацией логистических цепочек, переходом на отечественное оборудование российских производителей и поиском новых зарубежных поставщиков сырьевой базы. Объем производства лекарственных препаратов в России, включая выпуск ЛП иностранных фармкомпаний на собственных и контрактных площадках, ежегодно увеличивается, и только за первое полугодие 2023 года локализованные в России фармпроизводители отгрузили почти 2 млрд упаковок готовых ЛП на 343 млрд руб.
В июне 2023 года правительством была утверждена стратегия «Фарма-2030». Минпромторг России проводит согласование дорожной карты по реализации целей документа. Правительство рассмотрит согласованный документ в конце 2023 года. Всего в дорожной карте предполагается семь блоков мероприятий, которые планируется завершить к 2026 году, включая:
- совершенствование обеспечения лекарственных средств (дифференциация размера пошлин за регистрацию ЛС; актуализация перечня стратегически значимых лекарственных препаратов (СЗЛС); внедрение практики научного консультирования),
- доступ к российскому фармацевтическому рынку, совершенствование ценообразования на ЛС,
- установление приоритета российской фармпродукции (внедрение системы «второй лишний», запуск механизма прослеживаемости фармсубстанций, совершенствование регулирования цен);
- системные меры поддержки организации производства лекарственных средств на территории России (налоговые режимы для стимулирования трансфера технологий; грантовая поддержка разработок препаратов и проведения клинических исследований);
- поддержку экспорта российской фармпродукции (возврат до 10% стоимости экспортируемой продукции; переговоры с другими странами о признании документов, подтверждающих качество производства);
- создание общей научно-исследовательской инфраструктуры и систем общего пользования этой инфраструктурой;
- декомпозицию задач для смежных отраслей российской фармпромышленности (формирование перечней химических веществ, используемых в синтезе и контроле качества; создание агрегатора информации о фактическом производстве и потребностях в вещества, оборудовании, комплектующих),
- подготовку научных, технологических и производственных кадров (обеспечение непрерывного образования, а также создание программ по двойным специальностям; установление квот для приема на целевое обучение на основании потребностей фармпроизводителей).
Программа
-
Деловая сессия
Вопросы к обсуждению:
- Какие риски обеспеченностью лекарственными средствами существуют на отечественном рынке?
- Насколько перечень СЗЛС соответствует потребностям пациентов?
- Каким образом могут быть удовлетворены запросы по оказанию высокотехнологичной помощи и орфанным заболеваниям?
- Насколько эффективны и достаточны меры поддержки со стороны регулятора, включая те, которые заложены в дорожную карту по реализации стратегии «Фарма-2030»?
- Каким образом евразийская интеграция может внести свой вклад в укрепление российской фармотрасли?
- Как происходит трансформация системы здравоохранения в сторону профилактики, а не лечения заболеваний?
- Какую роль в профилактике могут сыграть системные меры по нутриентной поддержке и дополнению питания высокоэффективными БАД?
- Каковы риски кадровой обеспеченности фармотрасли и системы здравоохранения?