В 2020 году мировая пандемия перевела нашу жизнь в онлайн. И если учеба, путешествия, работа и общение с близкими в некоторой степени вернулись в реальную жизнь, то покупки прочно остались в виртуальной плоскости.
E-com ударными темпами наращивал мощности доставки, складские площади, разрабатывал и внедрял сервисы и технологии, расширялся в новые сегменты. Офлайн активно осваивает онлайн, а онлайн все масштабнее открывается офлайн. Каждый хочет показать максимально широкий ассортимент, минимальное время доставки, бесшовность процесса покупки и получить заветный высокий рейтинг.
20 октября на конференции «День ритейла» эксперты отрасли обсудят перспективы развития складов и логистики, технологий и сервисов для развития и успешной работы онлайн- и офлайн-ритейла.
В 2020 году онлайн прочно вошел в нашу жизнь. Мировая пандемия послужила мощным катализатором развития передовых IT-решений во всех областях экономики. На рынке лидируют те, кто еще задолго до COVID-19 делал ставку на присутствие онлайн в рамках будущего продвижения. Особенно заметной эта интеграция стала в ритейле. Е-commerce наращивает мощности ударными темпами: улучшает сервис оформления заказа, арендует новые складские помещения, расширяет возможности доставки. За два года у многих ритейлеров кардинально сменился не только подход к работе, но и взаимоотношения с покупателями. С какими вызовами приходится сталкиваться рынку торговой недвижимости сегодня, как потребности потребителя сказываются на работе логистики, каким способом торговым центрам привлекать посетителей и насколько бесшовным является переход офлайн в онлайн, эксперты отрасли обсудили в ходе ежегодной конференции ИД «Коммерсантъ», посвященной актуальным вопросам ритейла.
Рынок торговой недвижимости напрямую влияет на текущее состояние и дальнейшее развитие складской и логистической отрасли. От того, где находится склад магазина, во многом зависит и скорость доставки товара до конечного покупателя. Именно поэтому один из самых горящих вопросов на рынке сегодня — борьба за качественные, удобные складские площади и сокращение времени доставки. Большинство экспертов со стороны ритейла и логистики отмечают, что достойных складских комплексов, которые позволили бы эффективно работать с повышенными объемами заказываемых сегодня товаров, даже в центральных городах России практически нет.
Потребление складских комплексов в 2021 году бьет все рекорды. С начала 2021 года общий объем сделок в Московском регионе составил 1,8 млн кв. м, что является рекордным результатом на рынке складской недвижимости за всю историю и превышает итоги первого-третьего кварталов 2020 года в 1,7 раза. Традиционно наибольшую долю в объеме спроса (более 60%) формируют онлайн- и офлайн-ритейлеры, а на втором месте — логистические компании (17%). Спрос превышает предложение, новых объектов строится меньше, чем потребляется, что, в свою очередь, приводит к дефициту качественных площадей. Так, в третьем квартале текущего года в Московском регионе было построено 543 тыс. кв. м новых складских площадей, с начала года этот показатель составил 875 тыс. кв. м. Вакансия в Московском регионе снизилась до рекордно низкого уровня впервые за шесть лет — всего 1,5%. Арендная ставка, наоборот, на фоне роста цен на стройматериалы, стабильно высокого спроса и низкого уровня вакантности увеличилась до 5,2 тыс. руб. (то есть плюс 27% за год). В целом общее предложение в сегменте складской недвижимости в России сегодня — это более 30 млн кв. м качественных помещений, третья часть которых расположена в регионах. Это, кстати, один из основных трендов 2021 года — движение складов в региональные города вслед за развитием ритейла. Объем спроса в регионах второй год подряд находится на высоком уровне: за первый-третий кварталы 2021 года в регионах было арендовано и куплено 752 тыс. кв. м площадей, за весь 2020 год — 816 тыс. кв. м. При этом мы также наблюдаем дефицит свободных блоков — объемы нового спекулятивного строительства находятся на низком уровне, а возведение объектов под федеральные сети не позволяет полностью покрыть спрос».
региональный директор департамента складской и индустриальной недвижимости, земли NikoliersВиктор Афанасенко
Пандемия покачнула весь мир, появился острый спрос на складские помещения. Сегодня бенефициаром непредсказуемой ситуации на рынках остается онлайн-ритейл. Именно для электронных продаж требуются дополнительные логистические мощности. И да, предложений складских помещений на рынке не хватает. Сам рынок на данный момент сильно дестабилизирован: девелоперы загружены, ставки растут, себестоимость строительства идет вверх, и многие испытывают дефицит рабочей силы. Работать в таких условиях непросто, и, что самое главное, это приводит к падению темпов строительства новых объектов и снижению эффективности рынка доставки. При этом ставки аренды действительно растут агрессивными темпами, и сегодня их рост превысил более 25% за текущий год. Скорее всего, девелоперы справятся с пиком спроса не ранее 2023 года. Примерно в период следующих двух лет мы будем наблюдать, как приходит в баланс вся наша логистическо-складская система»
директор по аренде и маркетингу Raven RussiaВячеслав Холопов
Рынок доставки в последние годы сильно меняется, поэтому и логистическим компаниям по большому счету качественные большие складские объекты класса А с их высокими ставками не нужны. Мы сегодня говорим преимущественно о городской логистике. Соответственно, для осуществления быстрой доставки товара конечному покупателю нам необходимы объекты непосредственно в самом городе. Современный потребитель привык к быстрой доставке, а значит, и логисты двигаются ближе к центру, осваивают новые возможности сокращения времени и расстояния до своего клиента. Мы сегодня делаем ставку на ПВЗ: они уже сейчас используются больше как склады, а не только как пункты выдачи заказов. Только с начала года количество ПВЗ DPD в России выросло на 25% и составляет более 5500 пунктов. В дальнейшем функция хранения товара в ПВЗ будет только усиливаться. Мы же все должны быть готовы к тому, что на протяжении следующих нескольких лет за потребителя развернется настоящая борьба. Участвовать в ней будут, конечно же, в первую очередь ритейлеры и логисты».
генеральный директор DPD в РоссииНиколай Воинов
Многие компании и магазины, понимая, что кошелек потребителя один на всех, уже сегодня начинают адаптироваться под новую конкурентную реальность и пробуют новые инструменты для улучшения сервиса доставки. Крупные ритейлеры используют магазины своей сети как центр для хранения, сбора и выдачи заказов. Многие маркетплейсы побуждают покупателя оформлять доставку в ПВЗ и постаматы — это удобно для покупателя и выгодно для продавца.Эти тенденции в ближайшие несколько лет сохранятся, уверена эксперт».
руководитель отдела управления цепями поставок маркетплейса СберМегаМаркетКсения Волкова
Главным звеном доставки последней мили “до двери” сегодня являются курьеры. Курьерская доставка была, есть и будет в дальнейшем. Да, это самая дорогая опция на рынке доставки, но она и не может быть дешевой. Именно курьер останется главной опцией для доставки габаритных, ценных и хрупких вещей, как в сегменте b2b, так и в b2c. Спрос на курьерскую доставку сегодня высок, ее стоимость за последний год выросла почти на 50%. Единственный посыл к ритейлу при этом — вопрос адекватности стоимости курьерской доставки для клиента. Она не может быть ниже себестоимости. Входной барьер на рынок курьерской доставки высокий, поэтому всем нам нужно понимать, будет ли альтернатива такой доставки у ритейлера в будущем, либо он отдает продажу и доставку в руки одной компании, полностью закрывающей этот сервис. В этой борьбе за потребителя выиграть должны все: и ритейл, и логисты, и, конечно же, сами покупатели».
операционный директор Pony ExpressАлександр Тимофеев
Механика эффективного управления доставкой на самом деле проста, для этого нужен удобно расположенный ПВЗ, наличие постамата, что многими потребителями воспринимается как комплиментарный канал доставки, и курьерка. Компания исторически развивается в рамках этих трех каналов. За последние два с половиной года рост отправлений и операций Ozon вырос в шесть раз, при этом уровень качества доставки сохраняется высоким, 98%. По словам эксперта, поддерживать такие темпы и уровень сервиса невозможно без хорошей логистической инфраструктуры. Тем более сегодня, когда потребитель раз и навсегда присоединил качество доставки к качеству товара».
директор по развитию партнерских логистических программ OZONДенис Дьяченко
Наиболее популярными способами получить заказ у современного покупателя на данный момент являются самовывоз из магазина и быстрая курьерская доставка. Причем не только из маркетплейса, но и из традиционного физического магазина. Офлайн-ритейлеры также задумываются о том, как улучшить сервис по доставке и в целом конвертировать преимущества онлайн в работу розницы. Согласно опросу КПМГ, который компания провела в феврале-марте 2021 года среди 20 крупных российских ритейлеров, пандемия стала катализатором для уже запущенного ранее, как минимум три года назад, процесса перехода розницы в онлайн. Респонденты отметили, что рост произошел более чем в два раза. Конечно, в большей степени он характерен для продуктовых ритейлеров. Большинство опрошенных отметили, что основной прорыв в период пандемии заключается в построении доверия между потребителем и ритейлером. Посредством онлайн можно обеспечить положительный клиентский опыт».
Данные опроса показали также, что эксперты торговой недвижимости не спешат убирать офлайн-магазины из игры: онлайн традиционную розницу никогда не заменит, скорее речь идет о некоей омниканальности. Важным фактором для потребителя по-прежнему остается поход в магазин, который позволяет познакомиться с брендом, получить новые эмоции и хорошо провести время, тогда как главная роль онлайн-магазина заключается в возможности сравнить цены, оценить ассортимент и сделать заказ. Наиболее перспективной стратегией дальнейшего развития партнерства онлайн и офлайн видится интеграция каналов продаж, что достигается прежде всего за счет высокого сервиса для потребителя.
партнер группы рыночных исследований КПМГ в СНГКсения Суркова
Между тем динамика потребительского спроса постепенно возвращается к привычным значениям. По итогам второй недели октября в целом по России прирост расходов на товары и услуги составил 14% год к году. В первом квартале 2021 года было открыто 1,139 млн кв. м торговых площадей в сегменте FMCG. Для сравнения, в первом квартале 2020 года насчитывалось всего 321 тыс. кв. м новых площадей. Доля онлайн-торговли в торговом обороте страны выросла более чем в два раза в период с 2017 по 2020 год, достигнув 9%. Объем онлайн-продаж в интернет-магазинах в сегменте продуктов питания в первом полугодии 2021 года вырос на 174% год к году. Что касается нового предложения на рынке торговой недвижимости, то основной объем открытий ТРЦ в Москве ожидается в четвертом квартале 2021 года. В третьем квартале 2021 года на рынок вышел один торговый центр районного масштаба — “Парковый”. Тем не менее по прогнозам к концу 2021 года новое предложение в сегменте качественных торговых центров составит 280 тыс. кв. м, что на 8% больше, чем в 2020 году. Ожидается, что уже в 2022 году мы переступим порог в 6 млн кв. м качественных торговых площадей».
руководитель отдела торговой недвижимости JLLПолина Жилкина
В 2021 году на рынке торговой недвижимости появился еще один интересный объект — торговый центр с уникальной концепцией в составе первой очереди бизнес-квартала “Прокшино”. Это небольшой ТЦ, площадью всего 9 тыс. кв. м, в нем преимущества онлайн-покупок будут сочетаться с возможностью проведения досуга и получения новых впечатлений. Центральная часть отводится шоу-пойнтам — небольшим киоскам для краткосрочной аренды. В них молодые бренды смогут наладить контакт с потребителями, в условиях интенсивного трафика это может примерно на 30% сократить им расходы на продвижение. Идея в том, что расположение и наполнение киосков можно быстро изменять под разные задачи, создавая разнообразие и сохраняя “эффект новизны”. Кроме того, ТЦ в бизнес-квартале “Прокшино” станет первым в ТиНАО объектом “гибридного” формата: преимущества онлайн-покупок мы перенесли в офлайн с помощью концепции “свободные руки”. Купленный в магазине товар можно не носить с собой, а отправить в консьерж-сервис. Там будут храниться все купленные посетителем товары, а на выходе он сможет или забрать покупки самостоятельно, или оформить их доставку домой».
руководитель управления коммерческой недвижимости ГК «А101»Оксана Моисеева
С ростом онлайн многие вещи становятся проще и доступнее для покупателя, в том числе и развлечения. Для того чтобы интересно провести время, сегодня необязательно приходить в ТЦ, и все же сегмент entertainment в торговом центре — это хороший способ привлечь посетителя. По словам эксперта, в ТРЦ “Ривьера” развлекательный сегмент составляет более 30%, и это оправдано с точки зрения привлечения трафика. Впечатления, новые эмоции и возможность провести время с семьей и друзьями стали главными составляющими современного торгового объекта. Именно поэтому сегодня важна роль маркетинга в продвижении ТРЦ, интересных проектов, которые инициирует сам торговый центр, и, конечно же, высокий уровень сервиса. Современный покупатель стал более избирательным, он приходит не только посмотреть на сезонные украшения ТРЦ и витрины магазинов, но и оценить удобство пользования самим объектом. Последние данные анализа поведения потребителя в ТРЦ показывают, что покупатель меньше времени проводит в торговом центре, но при этом совершает больше покупок».
исполнительный директор ТРЦ «Ривьера»Ольга Стариченко
Будущее успешной работы торговых центров за коммуникацией, и маркетинг играет в этом продвижении одну из главных ролей. Хорошо работает креатив, отметила эксперт. Креативные идеи формируются по схеме «потребности гостей, ценности компании и цели торгового центра». Для этого необходимо наблюдать, изучать чужие решения и искать свои варианты, доверять команде и делать интересные вещи сегодня, не откладывая на завтра».
art-директор BROSKO MALLАнна Шевченко
С 2020 года все мы так или иначе, но действительно расширили свое присутствие онлайн. Грань между off-line и on-line в последнее время практически полностью стерлась. Бесшовность этого перехода стала и для магазинов, и для брендов в первую очередь чем-то привычным и обыденным. Однако за этим процессом стоит большая работа команд маркетологов и ритейлеров. Когда бренд и ритейлер начинают качественно сотрудничать, это приносит хороший результат: создаются специальные кампании, направленные на формирование общих ценностей бренда и ритейлера, а также торгового центра, в котором они представлены. В конечном итоге выигрывают все участники этого партнерства».
CEO ADV Experience Дмитро Хмелевский
Одна из основных задач современного ритейла — управлять огромным количеством категорий. При таких огромных объемах, как сегодня, сложно нарастить необходимые компетенции в каждой из них, поэтому взаимное сотрудничество ритейлера и производителя продукции обогащает опыт магазина: бренд может рассказать больше про свой опыт позиционирования и ценности, это позволит решить определенные бизнес-задачи продавца по формированию правильного впечатления у покупателя. Тем более что лояльность потребителя в последние годы изменилась, она стала ситуативной. Один раз негативный опыт в отношении магазина покупатель может простить, но до второго и, тем более, до третьего раза лучше не доводить. Особенно онлайн. Пандемия многих подтолкнула сделать первый заказ на сайте или в приложении. Если этот опыт был удачным, покупатель наверняка останется постоянным, отметила эксперт».
digital & e-commerce директор PepsiCo Russia & BUCCAНаталья Баскинд
Только сотрудничество между производителем продукции и ее продавцом позволит эффективно развивать бизнес. Маркетинг больше смотрит на потребителей, ритейл — на покупателей. Зачастую это один и тот же человек. Синергия бренда и магазина позволяет решать гораздо большее количество задач, так сказать, по обе стороны баррикад. В любом случае, по мнению эксперта, главная задача и одних, и вторых — удовлетворение потребности покупателя».
маркетинг директор Mars Wrigley в РоссииМария Гутьеррес
И ритейлер, и производитель стремятся как продавать больше, так и лучше доносить клиентский опыт. Взаимовыгодное сотрудничество открывает для обоих большие преимущества — бренд получает определенную долю рынка ритейлера, а магазин выставляет на полки уникальный, востребованный товар. Ассортимент определяется через потребности покупателя, для этого ритейлер пользуется рядом инструментов для сбора необходимых данных: магазин понимает, кто его покупатель, что он покупает и к какому сегменту относится. Сегодня хорошее время для молодых брендов, считает эксперт. Каждый ритейлер стремится как-то выделиться среди конкурентов, и сотрудничество с новыми брендами — это достойный шанс и для производителя, и для продавца. В конечном счете именно на ритейле лежит большая задача — формирование итогового опыта, который позволит сохранить лояльность потребителя к продукту».
директор по коммерческой эффективности торговой сети «Лента»Валерий Русанов
Бренд, в свою очередь, продавая свой товар на территории ритейлера, должен осознавать, что покупатель за покупкой приходит в магазин и, соответственно, свой клиентский опыт получает там. Потребителю же, как правило, не нужен большой ассортимент продуктов одной линейки, он нуждается в чем-то большем. Ритейлеру необходимо понимать, что за этим скрывается магнетизм производителя. Ценность бренда необходимо учитывать в качестве нематериального актива, его способность вызывать сильные чувства и эмоции. Как духи “Шанель №5”, например. От того, насколько правильно и удачно ритейлер сможет транслировать этот магнетизм, будет зависеть количество его постоянных покупателей. Потребитель сегодня прочно ассоциирует качество товара с положительным клиентским опытом, поэтому необходимо прививать безусловную любовь к бренду через эмоции, убежден эксперт. Искренняя привязанность покупателя к товару не позволит даже мелким негативным событиям, которые происходят на территории бренда или магазина, пошатнуть доверие к ним».
бизнес-консультант Давид Мардашев
Поделиться:
Программа
20октябряСреда
-
Регистрация, приветственный кофе-брейк
-
Сессия 1. Инфраструктура для онлайн- и офлайн-ритейла
12 спикеров
Вопросы для обсуждения:
Актуальные форматы складов. Для инвестора и для потребителя
Логистика последней мили
Торговые центры и стрит-ритейл. Будущее ритейла: что станет с офлайн-магазинами?
Бренды с историей VS стартапы — кто впереди? Борьба за покупателя, арендодателя и интернет-трафик
Сессия 2. Маркетинг для онлайн- и офлайн-ритейла. Развенчивание мифов: есть ли конфликт между ритейлером и производителями?
6 спикеров
Стремительный взлет электронной торговли в последние два года изменил не только подход ритейла к построению инфраструктуры, логистике и др., но и саму суть взаимодействия ритейлера с потребителем, сделав e-commerce неотъемлемой частью маркетинговой стратегии. В рамках сессии эксперты коммуникационных холдингов Havas и IPG вместе с крупнейшими игроками отечественного ритейла обсудят актуальные решения в сфере AdTech, взаимопроникновение онлайна и офлайна, взаимодействие с другими участниками цепочки поставок и другие актуальные темы.
Вопросы для обсуждения:
Конфликт или исключительно бизнес-интересы? Как вести бизнес, чтобы достичь взаимовыгодного сотрудничества?
Рекомендации молодым брендам: как попасть на полку крупной сети