Layer 1

Ежегодная конференция «День ритейла»

20 октября 2021 Среда
e-comm/retail
Место проведения: Москва, ул. Большая Якиманка 26, YAROVIT HALL YAKIMANKA
3:44:53

В 2020 году мировая пандемия перевела нашу жизнь в онлайн. И если учеба, путешествия, работа и общение с близкими в некоторой степени вернулись в реальную жизнь, то покупки прочно остались в виртуальной плоскости.

E-com ударными темпами наращивал мощности доставки, складские площади, разрабатывал и внедрял сервисы и технологии, расширялся в новые сегменты. Офлайн активно осваивает онлайн, а онлайн все масштабнее открывается офлайн. Каждый хочет показать максимально широкий ассортимент, минимальное время доставки, бесшовность процесса покупки и получить заветный высокий рейтинг.

20 октября на конференции «День ритейла» эксперты отрасли обсудят перспективы развития складов и логистики, технологий и сервисов для развития и успешной работы онлайн- и офлайн-ритейла.

В 2020 году онлайн прочно вошел в нашу жизнь. Мировая пандемия послужила мощным катализатором развития передовых IT-решений во всех областях экономики. На рынке лидируют те, кто еще задолго до COVID-19 делал ставку на присутствие онлайн в рамках будущего продвижения. Особенно заметной эта интеграция стала в ритейле. Е-commerce наращивает мощности ударными темпами: улучшает сервис оформления заказа, арендует новые складские помещения, расширяет возможности доставки. За два года у многих ритейлеров кардинально сменился не только подход к работе, но и взаимоотношения с покупателями. С какими вызовами приходится сталкиваться рынку торговой недвижимости сегодня, как потребности потребителя сказываются на работе логистики, каким способом торговым центрам привлекать посетителей и насколько бесшовным является переход офлайн в онлайн, эксперты отрасли обсудили в ходе ежегодной конференции ИД «Коммерсантъ», посвященной актуальным вопросам ритейла.

Рынок торговой недвижимости напрямую влияет на текущее состояние и дальнейшее развитие складской и логистической отрасли. От того, где находится склад магазина, во многом зависит и скорость доставки товара до конечного покупателя. Именно поэтому один из самых горящих вопросов на рынке сегодня — борьба за качественные, удобные складские площади и сокращение времени доставки. Большинство экспертов со стороны ритейла и логистики отмечают, что достойных складских комплексов, которые позволили бы эффективно работать с повышенными объемами заказываемых сегодня товаров, даже в центральных городах России практически нет.

  • Потребление складских комплексов в 2021 году бьет все рекорды. С начала 2021 года общий объем сделок в Московском регионе составил 1,8 млн кв. м, что является рекордным результатом на рынке складской недвижимости за всю историю и превышает итоги первого-третьего кварталов 2020 года в 1,7 раза. Традиционно наибольшую долю в объеме спроса (более 60%) формируют онлайн- и офлайн-ритейлеры, а на втором месте — логистические компании (17%). Спрос превышает предложение, новых объектов строится меньше, чем потребляется, что, в свою очередь, приводит к дефициту качественных площадей. Так, в третьем квартале текущего года в Московском регионе было построено 543 тыс. кв. м новых складских площадей, с начала года этот показатель составил 875 тыс. кв. м. Вакансия в Московском регионе снизилась до рекордно низкого уровня впервые за шесть лет — всего 1,5%. Арендная ставка, наоборот, на фоне роста цен на стройматериалы, стабильно высокого спроса и низкого уровня вакантности увеличилась до 5,2 тыс. руб. (то есть плюс 27% за год). В целом общее предложение в сегменте складской недвижимости в России сегодня — это более 30 млн кв. м качественных помещений, третья часть которых расположена в регионах. Это, кстати, один из основных трендов 2021 года — движение складов в региональные города вслед за развитием ритейла. Объем спроса в регионах второй год подряд находится на высоком уровне: за первый-третий кварталы 2021 года в регионах было арендовано и куплено 752 тыс. кв. м площадей, за весь 2020 год — 816 тыс. кв. м. При этом мы также наблюдаем дефицит свободных блоков — объемы нового спекулятивного строительства находятся на низком уровне, а возведение объектов под федеральные сети не позволяет полностью покрыть спрос».
    Виктор Афанасенко
    региональный директор департамента складской и индустриальной недвижимости, земли Nikoliers Виктор Афанасенко
  • Пандемия покачнула весь мир, появился острый спрос на складские помещения. Сегодня бенефициаром непредсказуемой ситуации на рынках остается онлайн-ритейл. Именно для электронных продаж требуются дополнительные логистические мощности. И да, предложений складских помещений на рынке не хватает. Сам рынок на данный момент сильно дестабилизирован: девелоперы загружены, ставки растут, себестоимость строительства идет вверх, и многие испытывают дефицит рабочей силы. Работать в таких условиях непросто, и, что самое главное, это приводит к падению темпов строительства новых объектов и снижению эффективности рынка доставки. При этом ставки аренды действительно растут агрессивными темпами, и сегодня их рост превысил более 25% за текущий год. Скорее всего, девелоперы справятся с пиком спроса не ранее 2023 года. Примерно в период следующих двух лет мы будем наблюдать, как приходит в баланс вся наша логистическо-складская система»
    Вячеслав Холопов
    директор по аренде и маркетингу Raven Russia Вячеслав Холопов
  • Рынок доставки в последние годы сильно меняется, поэтому и логистическим компаниям по большому счету качественные большие складские объекты класса А с их высокими ставками не нужны. Мы сегодня говорим преимущественно о городской логистике. Соответственно, для осуществления быстрой доставки товара конечному покупателю нам необходимы объекты непосредственно в самом городе. Современный потребитель привык к быстрой доставке, а значит, и логисты двигаются ближе к центру, осваивают новые возможности сокращения времени и расстояния до своего клиента. Мы сегодня делаем ставку на ПВЗ: они уже сейчас используются больше как склады, а не только как пункты выдачи заказов. Только с начала года количество ПВЗ DPD в России выросло на 25% и составляет более 5500 пунктов. В дальнейшем функция хранения товара в ПВЗ будет только усиливаться. Мы же все должны быть готовы к тому, что на протяжении следующих нескольких лет за потребителя развернется настоящая борьба. Участвовать в ней будут, конечно же, в первую очередь ритейлеры и логисты».
    Николай Воинов
    генеральный директор DPD в России Николай Воинов
  • Многие компании и магазины, понимая, что кошелек потребителя один на всех, уже сегодня начинают адаптироваться под новую конкурентную реальность и пробуют новые инструменты для улучшения сервиса доставки. Крупные ритейлеры используют магазины своей сети как центр для хранения, сбора и выдачи заказов. Многие маркетплейсы побуждают покупателя оформлять доставку в ПВЗ и постаматы — это удобно для покупателя и выгодно для продавца. Эти тенденции в ближайшие несколько лет сохранятся, уверена эксперт».
    Ксения Волкова
    руководитель отдела управления цепями поставок маркетплейса СберМегаМаркет Ксения Волкова
  • Главным звеном доставки последней мили “до двери” сегодня являются курьеры. Курьерская доставка была, есть и будет в дальнейшем. Да, это самая дорогая опция на рынке доставки, но она и не может быть дешевой. Именно курьер останется главной опцией для доставки габаритных, ценных и хрупких вещей, как в сегменте b2b, так и в b2c. Спрос на курьерскую доставку сегодня высок, ее стоимость за последний год выросла почти на 50%. Единственный посыл к ритейлу при этом — вопрос адекватности стоимости курьерской доставки для клиента. Она не может быть ниже себестоимости. Входной барьер на рынок курьерской доставки высокий, поэтому всем нам нужно понимать, будет ли альтернатива такой доставки у ритейлера в будущем, либо он отдает продажу и доставку в руки одной компании, полностью закрывающей этот сервис. В этой борьбе за потребителя выиграть должны все: и ритейл, и логисты, и, конечно же, сами покупатели».
    Александр Тимофеев
    операционный директор Pony Express Александр Тимофеев
  • Механика эффективного управления доставкой на самом деле проста, для этого нужен удобно расположенный ПВЗ, наличие постамата, что многими потребителями воспринимается как комплиментарный канал доставки, и курьерка. Компания исторически развивается в рамках этих трех каналов. За последние два с половиной года рост отправлений и операций Ozon вырос в шесть раз, при этом уровень качества доставки сохраняется высоким, 98%. По словам эксперта, поддерживать такие темпы и уровень сервиса невозможно без хорошей логистической инфраструктуры. Тем более сегодня, когда потребитель раз и навсегда присоединил качество доставки к качеству товара».
    Денис Дьяченко
    директор по развитию партнерских логистических программ OZON Денис Дьяченко
  • Наиболее популярными способами получить заказ у современного покупателя на данный момент являются самовывоз из магазина и быстрая курьерская доставка. Причем не только из маркетплейса, но и из традиционного физического магазина. Офлайн-ритейлеры также задумываются о том, как улучшить сервис по доставке и в целом конвертировать преимущества онлайн в работу розницы. Согласно опросу КПМГ, который компания провела в феврале-марте 2021 года среди 20 крупных российских ритейлеров, пандемия стала катализатором для уже запущенного ранее, как минимум три года назад, процесса перехода розницы в онлайн. Респонденты отметили, что рост произошел более чем в два раза. Конечно, в большей степени он характерен для продуктовых ритейлеров. Большинство опрошенных отметили, что основной прорыв в период пандемии заключается в построении доверия между потребителем и ритейлером. Посредством онлайн можно обеспечить положительный клиентский опыт». Данные опроса показали также, что эксперты торговой недвижимости не спешат убирать офлайн-магазины из игры: онлайн традиционную розницу никогда не заменит, скорее речь идет о некоей омниканальности. Важным фактором для потребителя по-прежнему остается поход в магазин, который позволяет познакомиться с брендом, получить новые эмоции и хорошо провести время, тогда как главная роль онлайн-магазина заключается в возможности сравнить цены, оценить ассортимент и сделать заказ. Наиболее перспективной стратегией дальнейшего развития партнерства онлайн и офлайн видится интеграция каналов продаж, что достигается прежде всего за счет высокого сервиса для потребителя.
    Ксения Суркова
    партнер группы рыночных исследований КПМГ в СНГ Ксения Суркова
  • Между тем динамика потребительского спроса постепенно возвращается к привычным значениям. По итогам второй недели октября в целом по России прирост расходов на товары и услуги составил 14% год к году. В первом квартале 2021 года было открыто 1,139 млн кв. м торговых площадей в сегменте FMCG. Для сравнения, в первом квартале 2020 года насчитывалось всего 321 тыс. кв. м новых площадей. Доля онлайн-торговли в торговом обороте страны выросла более чем в два раза в период с 2017 по 2020 год, достигнув 9%. Объем онлайн-продаж в интернет-магазинах в сегменте продуктов питания в первом полугодии 2021 года вырос на 174% год к году. Что касается нового предложения на рынке торговой недвижимости, то основной объем открытий ТРЦ в Москве ожидается в четвертом квартале 2021 года. В третьем квартале 2021 года на рынок вышел один торговый центр районного масштаба — “Парковый”. Тем не менее по прогнозам к концу 2021 года новое предложение в сегменте качественных торговых центров составит 280 тыс. кв. м, что на 8% больше, чем в 2020 году. Ожидается, что уже в 2022 году мы переступим порог в 6 млн кв. м качественных торговых площадей».
    Полина Жилкина
    руководитель отдела торговой недвижимости JLL Полина Жилкина
  • В 2021 году на рынке торговой недвижимости появился еще один интересный объект — торговый центр с уникальной концепцией в составе первой очереди бизнес-квартала “Прокшино”. Это небольшой ТЦ, площадью всего 9 тыс. кв. м, в нем преимущества онлайн-покупок будут сочетаться с возможностью проведения досуга и получения новых впечатлений. Центральная часть отводится шоу-пойнтам — небольшим киоскам для краткосрочной аренды. В них молодые бренды смогут наладить контакт с потребителями, в условиях интенсивного трафика это может примерно на 30% сократить им расходы на продвижение. Идея в том, что расположение и наполнение киосков можно быстро изменять под разные задачи, создавая разнообразие и сохраняя “эффект новизны”. Кроме того, ТЦ в бизнес-квартале “Прокшино” станет первым в ТиНАО объектом “гибридного” формата: преимущества онлайн-покупок мы перенесли в офлайн с помощью концепции “свободные руки”. Купленный в магазине товар можно не носить с собой, а отправить в консьерж-сервис. Там будут храниться все купленные посетителем товары, а на выходе он сможет или забрать покупки самостоятельно, или оформить их доставку домой».
    Оксана Моисеева
    руководитель управления коммерческой недвижимости ГК «А101» Оксана Моисеева
  • С ростом онлайн многие вещи становятся проще и доступнее для покупателя, в том числе и развлечения. Для того чтобы интересно провести время, сегодня необязательно приходить в ТЦ, и все же сегмент entertainment в торговом центре — это хороший способ привлечь посетителя. По словам эксперта, в ТРЦ “Ривьера” развлекательный сегмент составляет более 30%, и это оправдано с точки зрения привлечения трафика. Впечатления, новые эмоции и возможность провести время с семьей и друзьями стали главными составляющими современного торгового объекта. Именно поэтому сегодня важна роль маркетинга в продвижении ТРЦ, интересных проектов, которые инициирует сам торговый центр, и, конечно же, высокий уровень сервиса. Современный покупатель стал более избирательным, он приходит не только посмотреть на сезонные украшения ТРЦ и витрины магазинов, но и оценить удобство пользования самим объектом. Последние данные анализа поведения потребителя в ТРЦ показывают, что покупатель меньше времени проводит в торговом центре, но при этом совершает больше покупок».
    Ольга Стариченко
    исполнительный директор ТРЦ «Ривьера» Ольга Стариченко
  • Будущее успешной работы торговых центров за коммуникацией, и маркетинг играет в этом продвижении одну из главных ролей. Хорошо работает креатив, отметила эксперт. Креативные идеи формируются по схеме «потребности гостей, ценности компании и цели торгового центра». Для этого необходимо наблюдать, изучать чужие решения и искать свои варианты, доверять команде и делать интересные вещи сегодня, не откладывая на завтра».
    Анна Шевченко
    art-директор BROSKO MALL Анна Шевченко
  • С 2020 года все мы так или иначе, но действительно расширили свое присутствие онлайн. Грань между off-line и on-line в последнее время практически полностью стерлась. Бесшовность этого перехода стала и для магазинов, и для брендов в первую очередь чем-то привычным и обыденным. Однако за этим процессом стоит большая работа команд маркетологов и ритейлеров. Когда бренд и ритейлер начинают качественно сотрудничать, это приносит хороший результат: создаются специальные кампании, направленные на формирование общих ценностей бренда и ритейлера, а также торгового центра, в котором они представлены. В конечном итоге выигрывают все участники этого партнерства».
    Дмитро Хмелевский
    CEO ADV Experience Дмитро Хмелевский
  • Одна из основных задач современного ритейла — управлять огромным количеством категорий. При таких огромных объемах, как сегодня, сложно нарастить необходимые компетенции в каждой из них, поэтому взаимное сотрудничество ритейлера и производителя продукции обогащает опыт магазина: бренд может рассказать больше про свой опыт позиционирования и ценности, это позволит решить определенные бизнес-задачи продавца по формированию правильного впечатления у покупателя. Тем более что лояльность потребителя в последние годы изменилась, она стала ситуативной. Один раз негативный опыт в отношении магазина покупатель может простить, но до второго и, тем более, до третьего раза лучше не доводить. Особенно онлайн. Пандемия многих подтолкнула сделать первый заказ на сайте или в приложении. Если этот опыт был удачным, покупатель наверняка останется постоянным, отметила эксперт».
    Наталья Баскинд
    digital & e-commerce директор PepsiCo Russia & BUCCA Наталья Баскинд
  • Только сотрудничество между производителем продукции и ее продавцом позволит эффективно развивать бизнес. Маркетинг больше смотрит на потребителей, ритейл — на покупателей. Зачастую это один и тот же человек. Синергия бренда и магазина позволяет решать гораздо большее количество задач, так сказать, по обе стороны баррикад. В любом случае, по мнению эксперта, главная задача и одних, и вторых — удовлетворение потребности покупателя».
    Мария Гутьеррес
    маркетинг директор Mars Wrigley в России Мария Гутьеррес
  • И ритейлер, и производитель стремятся как продавать больше, так и лучше доносить клиентский опыт. Взаимовыгодное сотрудничество открывает для обоих большие преимущества — бренд получает определенную долю рынка ритейлера, а магазин выставляет на полки уникальный, востребованный товар. Ассортимент определяется через потребности покупателя, для этого ритейлер пользуется рядом инструментов для сбора необходимых данных: магазин понимает, кто его покупатель, что он покупает и к какому сегменту относится. Сегодня хорошее время для молодых брендов, считает эксперт. Каждый ритейлер стремится как-то выделиться среди конкурентов, и сотрудничество с новыми брендами — это достойный шанс и для производителя, и для продавца. В конечном счете именно на ритейле лежит большая задача — формирование итогового опыта, который позволит сохранить лояльность потребителя к продукту».
    Валерий Русанов
    директор по коммерческой эффективности торговой сети «Лента» Валерий Русанов
  • Бренд, в свою очередь, продавая свой товар на территории ритейлера, должен осознавать, что покупатель за покупкой приходит в магазин и, соответственно, свой клиентский опыт получает там. Потребителю же, как правило, не нужен большой ассортимент продуктов одной линейки, он нуждается в чем-то большем. Ритейлеру необходимо понимать, что за этим скрывается магнетизм производителя. Ценность бренда необходимо учитывать в качестве нематериального актива, его способность вызывать сильные чувства и эмоции. Как духи “Шанель №5”, например. От того, насколько правильно и удачно ритейлер сможет транслировать этот магнетизм, будет зависеть количество его постоянных покупателей. Потребитель сегодня прочно ассоциирует качество товара с положительным клиентским опытом, поэтому необходимо прививать безусловную любовь к бренду через эмоции, убежден эксперт. Искренняя привязанность покупателя к товару не позволит даже мелким негативным событиям, которые происходят на территории бренда или магазина, пошатнуть доверие к ним».
    Давид Мардашев
    бизнес-консультант Давид Мардашев
Поделиться:

Программа

20 октября Среда

Контакты

Деловой партнер

При поддержке

Информационные партнеры