День ритейла: e-com, логистика, склады
Ритейл только кажется простым процессом продажи товаров и доставки их потребителю. Но потребности покупателя меняются, технические процессы усложняются, отрасль постоянно вынуждена трансформироваться. В этом динамичном контексте ритейл превращается в настоящую арену для экспериментов и новаторства. Участники конференции, организованной ИД «Коммерсантъ», поговорили о динамике развития рынка, росте доли e-commerce, современном покупателе и многом другом.
Модератором первой сессии выступил Евгений Бумагин, член совета директоров, руководитель департамента по работе со складскими и производственными помещениями IBC Real Estate (ex.JLL). Начав свое выступление с аналитики, он отметил, что на сегодняшний день средневзвешенная запрашиваемая ставка аренды на существующие сухие складские объекты класса A в Москве и Московской области составляет 12 тыс. руб. за 1 кв. м в год (без учета OPEX, НДС и коммунальных платежей), что выше прошлогоднего показателя на 56%, а ставка аренды на BTS-объекты достигает 10,5 тыс. руб. (+36% г/г). «Объем общего предложения на рынке столичного региона прирастает. Сейчас он составляет 30,1 млн кв. м складов класса A и B, что больше аналогичного результата 2023 года на 6%. Несмотря на рекордные значения прошлого года, растет и объем спроса — сейчас он достигает 2,8 млн кв. м (+14% г/г)»,— подытожил эксперт.
«У нас есть неопределенность по ключевой ставке ЦБ. Собственники складской недвижимости Московского региона вынуждены повышать ставки аренды на складские объекты, реагируя на изменение конъюнктуры рынка»,— отметил Михаил Тарасов, директор группы PLT.
По данным девелопера Parametr, спрос переориентируется в сторону приобретения площадей. «В текущем году доля запросов на покупку помещений формата big box превысила половину от общего объема запросов, тогда как годом ранее составляла менее 30%»,— поделился своей аналитикой Александр Манунин, управляющий партнер Parametr.
По мнению Дмитрия Попова, CEO, компания ReFresh Logic, будущее рынка складской недвижимости за партнерскими отношениями между арендатором и арендодателем.
Екатерина Архипова, старший юрист практики недвижимости ТеДо, рассказывала об основных трендах сделок со складской недвижимостью: «Рынок показывает, что все склады законтрактованы уже на стадии строительства. Таким образом, в условиях спроса, превышающего предложение, львиная доля сделок приходится на сделки купли-продажи и аренды будущей вещи (built to suit (BTS)/built to lease (BTL)). Реже склады приобретаются посредством купли-продажи готовых объектов и самостоятельного строительства».
Ольга Злотя, управляющий партнер LCI Partner, рассказала об особенностях страхования складской недвижимости и урегулирования страховых случаев. Эксперт советует внимательно подходить к вопросу заключения договора страхования и к согласованию страховых рисков, поскольку это является залогом получения страхового возмещения в релевантном размере: «Также для бизнеса актуален такой вид страхования, как перерыв в деятельности (business interruption). Он позволяет компенсировать бизнесу убытки на период простоя в связи с восстановлением застрахованного имущества в случае наступления страхового случая».
Модератором второй сессии выступил Павел Люлин, вице-президент Союза торговых центров: Россия, Белоруссия, Казахстан.
В ходе второй сессии «Торговые центры и традиционный ритейл» Зульфия Шиляева, старший директор, руководитель департамента торговой недвижимости CMWP, рассказала, что, несмотря на все экономические сложности, которые затронули и потребителей, и арендодателей в связи с ростом стоимости кредитования и строительства, и арендаторов, которые также испытывают сложности в связи с ростом затрат на строительство магазинов, в России отмечается беспрецедентный рост открытия новых брендов. По словам эксперта, за три квартала 2024 года в России стали доступны 46 новых брендов, еще 22 анонсировали свое скорое появление.
По прогнозу Марии Киселевой, вице-президента по управлению недвижимостью Inventive Retail Group, ставки аренды имеют тренд к росту в связи с крайне низкой вакантностью площадей в торговых центрах, которая продолжает снижаться, так как ряд компаний планирует развитие, включая новые бренды, о которых говорила ранее Зульфия Шиляева в своей презентации. Новых интересных торговых центров мало, поэтому спрос на качественные площади в уже открытых проектах растет. Сейчас в фэшн-сегменте наблюдается снижение трафика в связи с открытием схожего пула арендаторов в соседних торговых центрах, без учета индивидуальности предложения для клиента в ТЦ. Это влечет падение трафика в проектах.
Заслуженный юрист Российской Федерации Никита Филиппов, заведующий бюро адвокатов «Де-юре», в ходе выступления рассказал о нюансах снижения кадастровой стоимости, а также о некоторых вопросах, связанных с договорами аренды в ТЦ: «Важнейший раздел любого договора аренды — условия его расторжения. Арендодателю необходимо детально прописать односторонний порядок расторжения договора при наличии вины арендатора, а арендатору нужно не допустить включения излишне ущемляющих его положение формулировок». Также он рассказал об особенностях упрощенного взыскания долга по аренде: «Нужно заранее позаботиться о подписании актов сверки — при их наличии просудить долг в ускоренном упрощенном порядке можно независимо от его размера».
Надежда Амрани, основатель ГК Smart Casual и бренда одежды Soft & Spicy, рассказала о глобальных трендах, которые изменят ритейл в ближайшие десять лет и могут быть интересны при планировании стратегии бизнеса. Основной фокус на привлечение покупателей в офлайн-ритейл: «У нас меняется потребительское поведение. Для привлечения внимания и сохранения лояльности брендам необходимо будет все больше удивлять покупателей».
Михаил Подругин, исполнительный директор ВЭБ-центра, представил новую стратегию развития здания, где подчеркнул, что ВЭБ-центр создает уникальный имидж и инфраструктуру, которые будут полезны арендаторам.
Модератором третьей сессии «Электронная коммерция и логистика» выступила Екатерина Анциферова, заместитель генерального директора службы доставки Dalli. Первое слово она предоставила Елизавете Хоботиной, руководителю отдела аналитиков Data Insight. По прогнозу компании в 2024 году объем продаж на рынке e-com вырастет более чем на треть, до 10,7 трлн руб. А количество выполненных заказов увеличится более чем на 40%, достигнув 7 млрд руб. В настоящее время происходит консолидация рынка — 80% заказов приходится на маркетплейсы. «Все, что происходит сейчас,— это про потребителя. У нас меняется потребительское поведение. Покупатель, который заказывает на маркетплейсах, готов мириться с тем, что ему, возможно, привезут не то, что он заказал. Для электронной торговли это означает большой процент возвратов — особенно в одежде и обуви, где выкуп не превышает 30%». В числе прочих трендов Елизавета назвала требование бесплатной и быстрой (в течение 30 минут) доставки.
Елена Белоусова, директор по электронной коммерции «Два настроения», отметила, что покупатели все разные: кому-то нужна курьерская доставка, кто-то предпочитает лично приходить в пункт выдачи в удобное для себя время, чтобы померить вещь, а кто-то готов платить за экспресс-доставку.
Офелия Шафир, Ex-CMO «Л`Этуаль», коммерческий директор MIXIT, считает, что малому бизнесу уместнее всего идти на маркетплейсы, чтобы не тратить средства на раскрутку и логистику: «Ты покупаешь медийность и окупаешь ее в дальнейшем продажами. В бизнесе главное — создать свой аналог тиффани или эппл, чтобы люди искали именно ваш товар. Это главный оберег». Лео Шевченко, топ-селлер, создатель IT-платформы для селлеров «Меркатус»: «Маркетплейсы растут и продолжат расти до тех пор, пока будут инвестировать в цены. Логистика у них убыточная, но медийность у этих площадок огромная».
Юлиана Гордон, основатель школы электронной коммерции iWENGO и платформы долголетия ANTIAGE ME, рассказала про запуск нишевого маркетплейса: «В каждой стране — не только в России — есть свои Ozon и Wildberries. Они забирают 60% рынка. Но остальные проценты приходятся на e-com и нишевые маркетплейсы. И они заняли свою прочную нишу и предлагают услуги, которых нет на маркетплейсах. Мир продаж на последних не заканчивается».
Ольга Селезнева, генеральный директор TWINSET Russia, сконцентрировалась на поиске кадров. «В последнее время мы слышим много рассуждений на тему того, что как только вам наступит 50, вы больше никому не нужны. Меня это очень сильно удивляет. Мы намучались с миллениалами. Они не готовы брать на себя ответственность. На тех участках, которые контролируют более старшие управленцы, не возникает никаких проблем». Это высказывание вызвало бурную дискуссию. С точки зрения Лео Шевченко, в e-com молодежь — это, наоборот, плюс, потому что они на ты с технологиями, хотя это и не отменяет преимуществ старших управленцев. В целом участники сошлись на том, что специалистов нужно кропотливо готовить, и сейчас повестку определяют уже даже не миллениалы, а зумеры. Но инструментов такой подготовки никто не предлагает.
Мероприятие, посвященное различным сегментам рынка, получилось насыщенным, злободневным и дискуссионным — собственно, это главный драйвер развития любого бизнеса сегодня.
Отрасль ритейла — это сегмент глобального бизнеса, который направлен на, казалось бы, простой процесс продажи товаров и доставки их потребителю, но так как прогресс движется, потребности покупателя меняются, технические процессы усложняются, отрасль постоянно вынуждена трансформироваться. О новшествах, проблематике и задачах отрасли ритейла во всех его проявлениях, поговорим с экспертами на конференции ИД «Коммерсантъ».
Программа и спикеры
-
-
Регистрация, приветственный кофе-брейк
-Сессия 1: Склады и логистика
Вопросы к обсуждению:
- Аналитика по сектору за прошедшие месяцы.
- Текущие тенденции и прогнозы в секторе складской недвижимости.
- Основные тренды и новые подходы к управлению арендными отношениями в сфере складской недвижимости.
- Когда наступит насыщение рынка?
- Как влияет рост стоимости кредитов на бизнес-модель девелопера складской недвижимости?
- Страховка для складов и ритейла. Как не упустить важное.
- На ком отразится дальнейшее повышение ключевой ставки ЦБ.
- Основные тренды в сегменте купли-продажи объектов складской недвижимости.
член совета директоров, руководитель департамента по работе со складскими и производственными помещениями IBC Real Estate (ex.JLL)
старший юрист практики недвижимости ТеДо
управляющий партнер, Parametr (ГК ПИК)
генеральный директор юридической компании Эл Си Ай «Партнер»
директор, группа PLT
CEO, компания ReFresh Logic
-Перерыв
-Сессия 2: Торговые центры и традиционный ритейл
Вопросы к обсуждению:
- Обсуждение изменений на рынке ритейла и их влияние на коммерческую недвижимость.
- Замедление онлайн-торговли и маркетплейсов — возможность для традиционного ритейла.
- Эффективные стратегии управления и повышения доходности торговых центров.
- Экспансия ритейла после исхода западных брендов — новые ландшафты в торговых центрах.
- Вопросы и подходы к реконцепции и модернизации торговых объектов.
- Какими арендаторами наполняются ТЦ и какие форматы больше всего востребованы?
- Сокращение покупательской способности, можно ли с этим бороться, как привлекать людей в торговые центры?
вице-президент Союза торговых центров: Россия, Белоруссия, Казахстан
основатель ГК Smart Casual и бренда одежды Soft & Spicy
старший директор, руководитель департамента торговой недвижимости CMWP
адвокат, заведующий Бюро адвокатов «Де-юре», заслуженный юрист РФ
исполнительный директор ВЭБ Центра
вице-президент по управлению недвижимостью Inventive Retail Group
-Обед
-Сессия 3: Электронная коммерция и логистика
Вопросы к обсуждению:
- Анализ влияния роста электронной коммерции на традиционный ритейл и складские помещения.
- Новые условия регулирования маркетплейсов.
- Решения и технологии для эффективной логистики в условиях роста онлайн-торговли.
- Прогнозы и перспективы развития электронной коммерции и ее влияния на рынок коммерческой недвижимости.
- Как повлияла инфляция на покупательский спрос в онлайн-ритейле?
- Нарушение цепочек поставок как одна из самых значительных проблем логистики сегодня.
- Усиление нормативно-правового регулирования отрасли.
заместитель генерального директора службы доставки Dalli
Ex-CMO «Лэтуаль», коммерческий директор MIXIT
топ-селлер, создатель IT- платформы для селлеров «Меркатус»
директор по электронной коммерции «Два настроения»
основатель школы электронной коммерции iWENGO и платформы долголетия ANTIAGE ME
руководитель отдела аналитиков Data Insight
генеральный директор TWINSET Russia
-Нетворкинг
Выбор города