Аудит и консалтинг: тренды, прогнозы, итоги полугодия
В первом полугодии российский аудит претерпел перемены, аналогов которым не было до этого момента, консалтинг в одних секторах испытывает бурный рост, в других — резкий спад, а оценочные услуги стали неотъемлемой частью массовой реструктуризации бизнесов ввиду обстоятельств.
Обсудим с экспертами отрасли в формате дискуссии следующие темы:
- Перемены на рынке российского аудита — итоги первого полугодия работы в новых реалиях;
- Адаптация «большой четверки» аудиторов на рынке после разрыва с международными сетями. Перестройка работы, сохранение и развитие бизнеса;
- Вступление нормы о наличии в штате аудиторской организации не менее трех аудиторов по ОМР с 1 июля 2022 года. Последствия для отрасли;
- Создание реестра аудиторских фирм для работы с общественно значимыми организациями. Состав и критерии отбора;
- Реформа отрасли аудита. Комментарии ЦБ;
- Консалтинг в разных секторах (налоговый, IT, юридический, финансовый, консалтинг в недвижимости). Итоги полугодия и прогнозы до конца года;
- Услуги антикризисного характера, предлагаемые консультантами клиентам на второе полугодие,— тренды;
- Рост или сокращение рынка консалтинга;
- Презентация приложения «Рейтинг оценщиков»;
- Тренды оценочных услуг.
31 августа издательский дом «Коммерсантъ» собрал на своей площадке российских аудиторов. В ходе встречи ведущие эксперты аудиторского рынка в формате дискуссии обсудили самые актуальные на сегодняшний день темы отрасли: итоги первого полугодия работы аудиторов в новых геополитических реалиях, адаптацию «большой четверки» на рынке после разрыва с международными сетями, создание реестра аудиторских фирм для работы с общественно значимыми организациями и много другое. Модератором дискуссии по традиции выступил ведущий «Ъ FM» Марат Кашин.
Первое слово он предоставил Полине Виксне, управляющему партнеру компании «Мариллион», которая ранее работала под брендом Mazars и также отделилась от международной сети, продолжив работу как независимая компания. По ее словам, в первом квартале наблюдался традиционно высокий аудиторский сезон. После пандемии профессиональные ресурсы аудиторов были крайне востребованы среди клиентов.
«Да и события конца февраля добавили дополнительной работы участникам рынка — ее прибавилось кратно»,— отметила Полина Виксне.
Второй квартал года, по ее словам, уже показал первую реакцию аудиторско-консалтингового рынка на санкции и геополитические изменения. «Для клиентов первым приоритетом стал анализ возможностей сохранения и продолжения своего бизнеса. Это коснулось двух аспектов, один из которых — операционная деятельность и финансовые потоки (в большей степени это было актуально для бизнеса, где эти потоки были трансграничные). Второй, еще более существенный и животрепещущий аспект — это реорганизации структур собственности. Это коснулось не всех, но компании, имеющие структуры в иностранных юрисдикциях, сосредоточились на анализе того, как они устроены и какие изменения необходимы, чтобы бизнес продолжал существовать в текущих реалиях»,— рассказала Полина Виксне.
Провайдеры аудиторских услуг, по ее словам, тоже не скучали и решали собственные проблемы. «Все лидирующие игроки российского рынка вышли в итоге из международных сетей. Какое влияние оказало данное событие на рынок и на присутствующих на нем субъектов? Все стремились как можно быстрее в заданные изначально сроки завершить работу и выдать аудиторские заключения клиентам»,— отметила эксперт. По мнению управляющего партнера компании «Мариллион», благодаря такой тенденции рынок не наблюдал уменьшения объема услуг в нынешнем году (в том числе во втором его квартале). И даже инициативный аудит просел несильно. «Аудиторы, которые раньше входили в международные сети, были заняты ребрендингом, уточняли свои организационные и управленческие структуры, стабилизировали вопросы в области IT-обеспечения, аудиторского инструментария и аудиторской методологии»,— говорит Полина Виксне. Все озвученные ей тренды не обошли стороной и саму компанию «Мариллион». «Мы начинали работать в России более 25 лет назад как часть интегрированного партнерства Mazars. Стратегия развития нашей компании всегда включала в себя укрепление позиций на локальном рынке, развитие базы российских клиентов, предложение тех продуктов и с такими параметрами, которые будут востребованы в этой стране. Такая политика привела к тому, что к 2017 году мы вошли в топ-15 крупнейших аудиторско-консалтинговых фирм в стране. Дальнейшим логичным продолжением этой стратегии явилось происшедшее год назад объединение с исторически российской аудиторской компанией “Мариллион”, которая усилила наши компетенции и присутствие на российском рынке. Год назад объединение произошло под брендом Mazars, но в свете последних событий наша единая практика продолжает работу под брендом “Мариллион”. Нам в этом плане повезло колоссально — мы продолжили работу под брендом, который знают на рынке с 1991 года и который прекрасно себя зарекомендовал»,— поделилась историей ребрендинга компании Полина Виксне.
Подводя итоги работы в первом полугодии, она отметила, что «аудит — бизнес инертный», который гораздо медленнее, чем, например, консалтинг, реагирует на все изменения внешней среды, поэтому основные эффекты текущего геополитического кризиса и санкций будут отражаться на нем немного позднее. «Наши потенциальные клиенты и текущие заказчики аудиторских услуг сейчас только заканчивают или закончили свои реорганизационные мероприятия и приступили к разработке стратегий, актуальных в текущих реалиях. Какими будут эти стратегии, какие из них будут успешными и каким в итоге окажется спрос на аудиторские услуги, скоро увидим. Впрочем, уже прослеживается тенденция — усилился интерес заказчиков к возможной смене аудитора. Я подчеркиваю слово “возможной”. Массовой смены аудиторов в рамках первого полугодия не происходило, и даже появилась такая шутка в аудиторской среде: клиенты предпочитают, чтобы хотя бы один из параметров бизнеса оставался стабильным — это предыдущий аудитор»,— завершила свое выступление Полина Виксне.
Самую актуальную для аудиторов в этом сезоне тему о создании Центробанком реестра аудиторских фирм для работы с общественно значимыми организациями на финансовом рынке поднял Сергей Харитонов, который также является управляющим партнером компании «Мариллион». «Буквально на днях вступает в силу документ о создании такого реестра. Радует то, что в этот реестр можно вступить до 2024 года, а значит время у аудиторов еще есть. Но хотел бы подробнее остановиться на количественном критерии этого вступления, по которому у аудиторской фирмы, претендующей на вхождение в реестр, должно быть 12 аудиторов в штате компании с единым аттестатом. Давайте посчитаем: средняя зарплата аудитора сегодня — 200 тыс. руб. На содержание только одного аудитора необходимо иметь выручку в месяц не менее 500 тыс. руб. А имея в штате 12–15 аудиторов, необходимо иметь минимально выручку примерно 100 млн руб. в год от аудиторской деятельности. Согласно рейтингу крупнейших аудиторских компаний за 2021 год, таких структур у нас в стране не более 30, и только они, насколько я знаю, могут претендовать на то, чтобы быть в реестре Центробанка и поддерживать себя там»,— дал подробный расчет Сергей Харитонов. Он добавил, что был удивлен, увидев на недавнем организованном Центробанком вебинаре, посвященном тонкостям вступления в реестр, представителей более 85 компаний. «Ближайшим трендом, на мой взгляд, будет именно централизация рынка. Некрупные компании, которые хотят попасть в реестр ЦБ РФ, будут выбирать стратегию объединения друг с другом»,— отметил Сергей Харитонов. Он также призвал не забывать, что «регуляторная нагрузка очень сильно повысится и всем фирмам, которые хотят быть в реестре, необходимо понимать, что придется инвестировать в то, чтобы просто поддерживать и выдерживать эту регуляторную нагрузку».
Старший управляющий партнер компании «ДРТ — Деловые решения и технологии» (ранее «Делойт») Игорь Токарев рассказал, как адаптируется к новым реалиям «большая четверка», которая в нынешнем году из международной стала национальной. «Полностью новый формат бизнеса мы поймем только в течение следующего делового сезона. К весне станет ясно, какое ядро у нас сохранилось. Сейчас мы видим, что часть персонала крупнейших аудиторско-консалтинговых фирм предпочли продолжать карьеру в международных сетях и большое количество аудиторов покидает Россию в настоящий момент. Это касается высококвалифицированного персонала, и нам еще только предстоит понять, кто уехал, а кто остался в России. Но с другой стороны, есть балансирующий компонент — бизнеса на российском рынке и, соответственно, клиентов у нас больше не становится. Пока картина не драматическая, но мы уже видим, что часть клиентов притормозили добровольные работы, не требуемые регулятором, а также часть международных компаний сейчас снижает объем получения аудиторско-консалтинговых услуг в России»,— отметил Игорь Токарев.
Он также рассказал, что развод ДРТ с международной сетью «Делойт» был несложным: «Мы в течение двух месяцев смогли с этим разобраться и в конце мая уже подписали документы о полном безоговорочном выходе из сети».
Андрей Рязанцев, глава департамента аудиторских услуг компании Kept (прежде была частью международной сети KPMG), сообщил, что «если в предыдущий пандемийный период наблюдалось замедление текучки кадров в аудиторской отрасли, специалисты держались за текущего работодателя, то сейчас этого замедления мы не видим,— трудовой рынок нагрет, и спрос на кадры в индустрии довольно высок. Многие аудиторы переосмысливают происходящее — ситуация для них служит неким триггером для того, чтобы задуматься, а хочу ли я в принципе оставаться в этой профессии». По его словам, еще один вызов, с которым столкнулись аудиторские компании,— приходится объяснять и доказывать свою пользу не только клиентам, но и собственному персоналу. «Если говорить о ребрендинге, то наша компания — это не только бренд, а в первую очередь высококлассные специалисты, которые у нас работают и, естественно, одномоментно никто никуда не ушел с выходом из сети. Поэтому мы уверенно смотрим в будущее»,— сказал Андрей Рязанцев. «В сложившейся обстановке те компании, которые наиболее быстро смогут адаптироваться к ситуации и с точки зрения используемых технологий, и с точки зрения взаимодействия с международными компаниями, привлечения международной экспертизы, будут иметь преимущество»,— добавил он.
Елена Межуева, управляющий партнер «КСК Групп» — российской компании, которая никогда не входила в международные сети, в свою очередь, заявила, что «из КСК сотрудники не уходят, и даже наоборот, штат в последние месяцы прирастает. «В целом у нас, как у российской компании, ситуация абсолютно пока стабильная, и пока нам очень сложно какие-то глобальные изменения прогнозировать. Но я обозначу несколько тенденций, которые, как мне кажется, будут определять судьбу и развитие рынка аудиторов в ближайшие несколько лет»,— начала выступление Елена Межуева.
По ее словам, после ухода международных сетей с российского рынка для национальных аудиторских компаний «наконец-то наступает настоящая конкурентная и честная борьба на отечественном рынке аудита и консалтинга». «Не секрет, что раньше был колоссальный разрыв с “большой четверкой” и по численности штата аудиторов, и по выручке. По сути, на рынке была “большая четверка” и все остальные. 80% ресурсов рынка доставались этим четырем топовым компаниям, а оставшиеся 20% размазывались по всему оставшемуся рынку. И, конечно, я считаю, что это была не совсем честная конкурентная борьба, так как у Биг4 было преимущество бренда. Сейчас коллеги из бывшей “большой четверки”, распрощавшись с международными сетями, придут на наш высоко конкурентный рынок, и уже конкурировать там мы будем на более равных условиях»,— заявила Елена Межуева.
Впрочем, по ее словам, российские аудиторские фирмы отличались от Биг4 «не только в выручке, но и в качестве оказываемых услуг». По словам госпожи Межуевой, сейчас на лидерах рынка лежит колоссальная ответственность по сохранению этого высокого качества услуг и своего уникального опыта работы, чтобы остальные участники рынка могли на них равняться, несмотря на то что «тяжело удерживать эту планку, не участвуя в международных соревнованиях».
Также, по словам Елены Межуевой, «централизация и укрупнение аудиторского рынка неизбежны». «Центробанк будет чистить аудиторский рынок в ближайшее время, об этом не так давно говорила Эльвира Набиуллина. Мелкие компании будут уходить с рынка, а их клиентов подхватят более крупные игроки. Что касается объединений небольших аудиторских компаний в более крупные, то я думаю, что это явление не будет носить массовый характер, так как не настолько у нас аудиторское сообщество гибкое и договороспособное»,— считает Елена Межуева.
Впрочем, по словам эксперта, мы наверняка увидим на рынке появление национальных сетей или ассоциации. «Но для этого варианта абсолютно не проработано законодательство, и непонятно, как эти сети контролировать»,— подчеркнула она.
Еще одна тема, которая остается актуальной для аудиторского рынка,— это демпинг и засилье недобросовестных аудиторских фирм. «Такие аудиторы должны покидать профессию либо перестраиваться на другие стандарты. Очень не хочется, чтобы мы с вами вернулись в 90-е годы по качеству аудита. И очень хочется, чтобы качество только повышалось и, соответственно, уровень доверия к профессии аудитор рос»,— говорит Елена Межуева. Впрочем, повышать качество оказываемых услуг в отрасли невозможно без такой важной составляющий, как квалифицированные кадры. Проблему их подготовки также озвучила Елена Межуева. «Молодежь, которая работает в компании КСК, очень не хочет идти сдавать экзамены на аудитора, несмотря на то что мы всячески ее мотивируем к этому. Цены на обучение повышаются, а уровень сдачи экзаменов нет. Я специально опросила всех, кто недавно сдавал квалификационные экзамены аудитора, и все они говорят, что вопрос не в его сложности, а в том, что выделенного на экзамен времени не хватает. Очень много съедают задания, которые носят, на наш взгляд, бессмысленный характер»,— заключила Елена Межуева.
Следующей выступила генеральный директор, член правления СРО «Содружество» Ольга Носова (ААС). Она напомнила, что 1 января 2022 года вступил в действие 37-й федеральный закон, который с 1 июля ввел положение о том, что у аудиторской компании должно быть в штате не менее трех аудиторов по основному месту работы. «Еще в октябре 2021 года 2242 аудиторские компании в России не имели трех аудиторов по основному месту работы, и их доля составляла 64% от общего количества компаний. На сегодняшний момент таких компаний практически нет у нас — все выполнили данное требование»,— отчиталась Ольга Носова. На вопрос, сократилось ли число аудиторских компаний, госпожа Носова ответила: «Если в 2019 году было 3859 компаний на рынке, то на сегодняшний день их 2510. Мы видим сокращение рынка на 35%».
«Сокращение количества специалистов-аудиторов также имеет место быть. Действительно, прирост кадрами в отрасли идет очень медленно — 13 человек в 2021 году — всего 14 человек. Получается во всей Российской Федерации 27 человек за полтора года стали аудиторами»,— привела печальную статистику Ольга Носова.
Что касается борьбы с демпингом и недобросовестной конкуренцией на рынке, то, по словам Ольги Носовой, СРО надеется, «что удастся с этим процессом справиться». «Сейчас создаются рабочие группы по борьбе с комфортными аудиторами и недобросовестной конкуренцией, и мы очень сильно заинтересованы в повышении престижа профессии и чистке рядов. По моим оптимистичным прогнозам к 2023 году наша совместная с Центробанком политика, я думаю, позволит максимально из аудиторских рядов убрать компании, которые раздают некачественные заключения налево и направо»,— пообещала Ольга Носова.
Далее управляющий директор компании Axteam (ранее входила в международную сеть Accenture) Мария Григорьева рассказала о том, чем сегодня российские аудиторы и консультанты могут заменить иностранные IT-системы, также покинувшие нашу страну. «Accenture большая международная компания 3 марта нынешнего года приняла решение нас отделить и объявила об уходе из России с 1 апреля. Тем не менее профессиональная команда осталась работать в нашей стране. В итоге мы оказались без всех технологических средств — и даже элементарно без почты и сайта в интернете. И с аналогичными трудностями столкнулись многие компании в России. Мы понимали, что любая собственная разработка сегодня требует больших временных затрат и больших инвестиций. Поэтому мы стали смотреть, какие готовые решения уже есть на рынке, естественно, локальные и без глобальных облаков. В итоге мы выбрали небольшое решение, которое нам подошло,— облачная система Timetta»,— поделилась Мария Григорьева. С ее помощью компания ведет учет, делает прогнозы, планирование, выставляет счета, контролирует вырученные деньги и многое другое.
«Timetta нам дает современный хороший продукт и команду сопровождения, которая адаптируется под требования рынка. И это открытое совместное партнерство производит на свет дополнительный импортозамещенный технологический продукт. И самое важное — это безопасность данного продукта в облачных решениях. Коллеги. У кого есть такие же проблемы, пользуйтесь этим решением»,— заключила Мария Григорьева.
После слово взял Михаил Сербиян, ассоциированный партнер, генеральный директор компании «Редль и партнеры». Эта компания пока не вышла из глобальной сети и все еще является международной аудиторской и консалтинговой фирмой. «Мы аудируем и консультируем средний и малый международный бизнес. В основном наши клиенты — это иностранные международные компании»,— обозначил господин Сербиян. По его словам, многие зарубежные компании, работающие в России, сейчас испытывают различные трудности по многим направлениям. «В результате иностранные компании сегодня либо передают управление активами другим компаниям, либо продают бизнес третьим лицам, что лучше, чем, например, банкротство. Но большинство наших клиентов все-таки стараются остаться на нашем рынке — это 80% примерно. Остающиеся компании стараются продолжить сотрудничество с нами, поскольку мы все-таки остаемся международной компанией, которая консультирует и проводит аудит по международным стандартам, и они не хотят искать кого-то иного, потому что в этом нет смысла»,— завершил господин Сербиян.
Директор по стратегии и развитию Национального союза аудиторов Дарья Долотенкова рассказала о том, нужно ли российскому аудиту развивать международные связи с азиатскими странами. «На азиатских биржах, в частности на китайской, а также на биржах в странах СНГ будут приниматься российские аудиторские заключения. И это, безусловно, хорошая новость. Эмитентам все равно так или иначе надо будет выходить на международные рынки, и, конечно, все очень хотят выйти на гонконгскую биржу, что пока еще невозможно. Но давайте мы очень осторожно будем смотреть на восток. Давайте будем разворачиваться медленно в отношении третьих стран и давайте будем разворачиваться быстро в отношении своей собственной страны»,— призвала Дарья Долотенкова. По ее словам, если говорить о Китае, то нужно осознавать, что китайская экономика по сравнению с российской существенно больше, и в том числе аудиторский рынок там существенно больше. «Первая по размеру китайская аудиторская компания насчитывает 9,5 тыс. сотрудников и выручка у нее $830 млн. Если брать нашу компанию, самую крупную аудиторскую фирму, то это 3 тыс. сотрудников и $172 млн. Разница очевидна, и нам самое главное не торопиться в нашем оптимизме по поводу любых третьих стран, потому что мы уже очень поторопились в свое время 30 лет назад в отношении Европы и Америки, и вот теперь нам приходится с этим сейчас разбираться ускоренными темпами»,— отметила Дарья Долотенкова. По ее мнению, в первую очередь нужно взращивать суверенный национальный аудиторский сектор, а не смотреть на восток или куда-либо еще по сторонам. Нужно стараться также уговаривать высококвалифицированных специалистов не уезжать работать за границу.
«Мы готовы подставить плечо и принять этих специалистов к себе в национальные компании, предоставить им работу в Российской Федерации. Также, безусловно, нам нужна государственная поддержка всей отрасли — какие-то меры для того, чтобы стимулировать людей не покидать отрасль и страну»,— заключила Дарья Долотенкова.
Второй блок мероприятия, посвященный теме консалтинга в разных секторах и, в частности, сфере оценки, провела в роли модератора Ирина Комар, управляющий партнер компании «Профессиональная группа оценки».
«Явно нашему рынку требуется ребрендинг. Сегодня как-то грустно быть консультантом»,— открыл сессию первый выступающий — интеллектуальный капиталист, участник бизнес-дуэта Кубит Валерий Платонов. По его словам, на рынке консультантов сегодня такие глубокие проблемы и серьезные вызовы, что ему требуется трансформация и «явно какое-то другое представление». «Например, представители творческих профессий себе придумали красивое название “креативные индустрии”. И государство теперь их активно поддерживает и выделяет колоссальные деньги на соответствующую поддержку. Считается, что это будет одна из прорывных индустрий в нашей стране. И нам, я думаю, тоже не нужно называться просто консалтерами и находиться в ситуации, когда считается, что есть бизнес, а есть консультанты. Во многих странах наша отрасль, между прочим, имеет существенное значение для всей экономики. В России деятельность консультантов тоже связана с существенной долей в экономике, но, наверное, чтобы изменить отношение к консалтингу в нашей стране на более лояльное, нужно придумать для отрасли другое название. Мы предлагаем переименовать ее в рынок интеллектуальных услуг — рынок K2B (knowledge to business)»,— предложил Валерий Платонов. По его словам, связано это с тем, что на консалтинговом рынке в первую очередь продают интеллект сотрудников и их способность решать те или иные бизнес-задачи, создавать те или иные интеллектуальные продукты для клиентов. Также он рассказал про тренды кредитования в отрасли, в частности, об актуальном кредитовании под залог нематериальных активов.
Партнер группы SRG Владимир Олейников, в свою очередь, подвел итоги первого полугодия работы его компании. «Если говорить о направлении “оценка и финансовый консалтинг для бизнеса”, то здесь наблюдается рост на 22% по итогам первого полугодия по отношению к прошлому году. Это связано с общей текущей ситуацией в экономике: в начале года происходило и происходит до сих пор много сделок по продаже долей российских компаний на Западе и, наоборот, долей западных компаний в России. Также наблюдалась тенденция по распределению заявок по сопровождению проектов российских подрядчиков в связи с реорганизацией международных консалтинговых компаний и так далее»,— пояснил Владимир Олейников. По его словам, в направлении, связанном с консалтинговым сопровождением сделок в недвижимость, напротив, в компании SRG зафиксировали спад на 5% по сравнению с прошлым годом. Эксперт связывает это с повышением ключевой ставки ЦБ и соответствующим снижением спроса на кредитование в области недвижимости. «В июле-августе это направление рынка стало восстанавливаться, так как ставку снизили и у банков появились различные акции по кредитованию»,— отметил Владимир Олейников. И третье направление «инжиниринг», которое, по его словам, продемонстрировало взлет на 48% по сравнению с прошлым годом. «Инжиниринг — это новое направление, которое мы развиваем и предлагаем клиентам. В текущем году была сильно расширена продуктовая линейка в этом направлении и усилена команда»,— отметил эксперт.
Следующим слово взял учредитель ЦНЭС Кирилл Кулаков, рассказав о трендах, которые он наблюдает в сфере именно оценочных услуг. «Как известно, оценочная деятельность является весьма специализированным направлением консалтинга, но тем не менее она неотъемлемая часть всего рынка консультационных услуг, потому что без определения стоимостного эквивалента невозможна ни одна сделка, ни один инвестиционный проект, ни какое-либо еще действие в сфере бизнеса,— начал он.— Я представляю компанию ЦНЭС, которая работает на оценочном рынке уже 24 года. Мы прошли много кризисов, начиная с кризиса 1998 года, и нынешний год тоже кризисный с экономико-политической окраской по большому счету имеет те же черты, которые мы уже видели ранее».
По его словам, сейчас некоторые подвиды оценочных услуг либо полностью остановились, либо пришли в стагнацию. «Это прежде всего касается услуг на рынке кредитования, который разбит на несколько подсегментов — ипотека для физических лиц, корпоративное кредитование юридических лиц и кредитование инвестиционно-строительных проектов. По сути, все эти процессы в первом полугодии были практически полностью остановлены. В области инвестиционной оценки также из-за неопределенности были заморожены любые начинания»,— говорит Кирилл Кулаков. Негативный тренд, по его словам, наблюдается и в области оценки МСФО, так как очень многие компании, которые ранее вели такую отчетность (в том числе компании с иностранным участием), могут либо вообще уйти из России, либо так или иначе сократят количество заказов по оценке МСФО.
Но кризис, по мнению Кирилла Кулакова, это также и время возможностей. И в оценке сегодня есть виды услуг, которые в кризис процветают или получают новую динамику развития. «Различные виды споров, как корпоративных, так и между физическими лицами, которые раньше решались в досудебном порядке, сейчас переходят в плоскость официального судопроизводства, и в таком случае требуется официальный документ, который подтверждает стоимость объекта спора. Это смежное направление оценочной деятельности, но тем не менее оценщики там принимают активное участие. Также оценщики сегодня могут заработать на различных срывах обязательств, контрактов, невыполнении каких-либо инвестпроектов, где речь идет об ущербах и об упущенной выгоде, которые надо просчитать. Еще один тренд на рынке оценки — субсидиарная ответственность. Ну и, безусловно, будет процветать рынок слияния и поглощения — M&A. Весьма серьезным драйвером оценочной отрасли вскоре станет оценка банкротств. В том числе сработает и отложенный спрос в этом направлении»,— прогнозирует Кирилл Кулаков.
Также, по его мнению, требуется внести изменения в закон о госзакупках, согласно которому оценщиков должны будут выбирать не по их стоимости, а в первую очередь по их квалификации — качественному критерию. Несколько слов Кирилл Кулаков сказал и о новых федеральных стандартах оценки, которые вступят в силу уже 7 ноября нынешнего года.
«Считаю, что эволюционно мы подошли к точке, когда нужно ФСО поменять. Потому что любой нормативный акт должен эволюционировать и отвечать задачам времени»,— прокомментировал их появление господин Кулаков.
О том, как клиенты консультантов сегодня пересматривают свои стратегии в ответ на новую реальность, рассказал Эдуард Чиркин, партнер компании «Яков и партнеры».
«Если раньше все резкие изменения на рынке приводили к определенной консолидации нашей клиентской базы, к их консерватизму и оптимизации бюджетов работы с консультантами, то в текущем году мы видим реакцию другого характера — клиенты переходят к решительным действиям и осознанию того, что перестраиваться надо быстро и радикально. Они готовятся к жизни в другой системе экономики. Мы также видим усиление роли акционеров в работе компаний»,— сказал он.
Эксперт вспомнил, как в начале года было опасение, что рынок замедлится и уйдет в тихую фазу, а потом будет долгое и медленное его восстановление. «Но сейчас мы на своем опыте видим быстрый и резкий рост спроса на наши услуги. Задач очень много»,— отметил Эдуард Чиркин. Сейчас, по его словам, все заняты выходом из этого долгого турбулентного периода. Долгосрочные стратегии сейчас не слишком востребованы у клиентов, и им «нужны новые стратегии, которые быстро позволяют реагировать на изменения, о которых раньше никто и подумать не мог».
Эдуард Чиркин также рассказал, как меняется само профессиональное сообщество консультантов. «Меняется клиент, меняется рынок, и мы не можем оставаться такими же. Управленческие консультанты должны стать уже управленцами. Стирается граница между менеджментом компании заказчика и сильными управленческими консультантами, предъявляются другие требования к команде консультантов. От нас клиенты ждут теперь другого — им нужен не просто советчик, а человек, который сможет взять на себя часть компетенций, принять решение, дать какие-то ресурсы, которые помогут решать задачи по бизнесу, возьмет на себя часть риска и ответственности за результаты»,— заключил Эдуард Чиркин.
От частного к общему перешла Валерия Плотникова, управляющий партнер Strategy Partners, и дала прогноз, ждет ли в будущем российский рынок стратегического консалтинга рост или сокращение. «Тот привычный уклад, который был на рынке стратегического консалтинга в течение последних лет 30, в нынешнем году поменялся кардинально. В экономике структурные изменения масштабные и у консультантов структурные изменения масштабные. С моей точки зрения, конкуренция на этом рынке будет усиливаться, к консультантам будет предъявляться все больше требований. Но, несмотря ни на что, спрос на актуализацию стратегий и на услуги консультантов не падает. Поэтому я думаю, что рынок не упадет в ближайшей перспективе. По ее словам, есть, конечно, негативные моменты, связанные с закрытием доступа к международной экспертизе и лучшим практикам международных консультантов, отток интеллектуального капитала за границу, снижение интереса к работе в консалтинговых компаниях со стороны молодежи. «Точки роста — это инвестиции в ниши, которые оставляет уходящий из России бизнес, а также New M&A — поддержка ухода иностранного бизнеса из Российской Федерации. Очень много запросов, связанных с тем, что ряд компаний рынок покидает, а ряд компаний имеет намерение занять их место. Обеим сторонам нужны комплексные услуги сопровождения»,— говорит Валерия Плотникова.
Дмитрий Просвирин, управляющий партнер воронежской юридической компании «Центральный округ», рассказал, как себя чувствует юридический бизнес в российских регионах. «Юридический рынок в регионах точно растет, и никаких спадов и предпосылок для снижения у него в нынешнем году не было и пока нет. Региональный рынок, в отличие от столичного, практически не заметил ухода иностранных инвесторов, потому что в регионах они и до всех известных событий были довольно редким явлением. Те проблемы, которые называют федералы, и в частности “большая четверка”, в региональном юридическом консалтинге вообще не возникали. Как и в первом квартале, во втором региональный юридический рынок продолжает расти. Наша компания в нынешнем году получила как никогда много клиентов, которые пришли к нам из более успешных регионов, таких как Москва и Санкт-Петербург. Мы прекрасно понимаем, что цена на наши услуги в разы отличается от чека московских компаний, а уровень экспертизы во многих случаях не уступает им»,— рассказал Дмитрий Просвирин.
Впрочем, по его словам, такой рост рынка в регионах не будет вечным, так как юристы «все-таки оказывают услуги бизнесу, а бизнес сейчас испытывает трудности. И если некому будет предоставлять услуги, то и рынок начнет падать».
О том, какие услуги антикризисного характера сегодня оказывают консультанты бизнесу, рассказал партнер компании ABE Consulting Денис Ушаков. «Год выдался очень сложным, и мы меняли свой функционал в соответствии времени. В большей степени мы выступали в роли помощников бизнесу и рассказывали предпринимателям об инструментах, которыми они не пользуется, учили ими пользоваться и поясняли, почему они должны это делать. Это не всегда воспринималось бизнесом адекватно — не каждый готов был идти, например, за льготами. В то же время со стороны государства исходило в начале года много инициатив по поддержке бизнеса. Самим предпринимателям сложно было их отслеживать и как раз здесь роль консультанта очень возросла — он стал советником, который подсказывает, как спасти бизнес»,— отметил Денис Ушаков. По его словам, в России консультантов недооценивают и ментально очень часто воспринимают как некую обузу. «Но мы пытаемся своими действиями эти стереотипы разрушить. Сейчас наша компания ведет плотную работу с особыми экономическими зонами и с территориями опережающего развития и изучает льготные условия, в рамках которых бизнес может работать, развиваться и получать выгоду, и проводим по этому пути своих клиентов. Но бизнес не всегда хочет заявлять свои права на какую-то льготу. Часто собственники боятся, что к ним потом придут и спросят за это. И роль консультанта сейчас заключается еще и в том, чтобы объяснить бизнесу, что получение льгот и преференций — это нормально и безопасно»,— заключил Денис Ушаков.
В свою очередь, руководитель проектов ГК «Ангел» Александр Мухин рассказал о консалтинге в области комплексной безопасности объектов. «За 28 лет наша компания из обычного ЧОПа превратилась в крупный холдинг, предоставляющий комплексную безопасность клиентам, начиная от консалтинга и заканчивая IT-решениями. Сейчас мы предлагаем клиенту комплексное решение под ключ. Сегодня наша экономика находится в очень нестабильном положении, идет сокращение рабочих мест в связи с уходом западных компаний, есть нарушение логистических цепочек экспорт-импорт. Все это приводит к тому, что падает общее благосостояние общества и в такие периоды увеличивается число маргинальных элементов, которые хотят поживиться за чужой счет»,— отметил Александр Мухин. Он сообщил, что, по официальным данным МВД РФ, каждое четвертое преступление из общего числа — это киберпреступление. «Также, по данным Роскомнадзора, только за первое полугодие 2022 года было совершено около 40 крупных утечек личной информации из различных крупных компаний, и, соответственно, было опубликовано около 300 млн украденных персональных данных. Минцифры выступает за ужесточение ответственности за утечку данных и предлагает ввести оборотные штрафы, если утечка затрагивает данные более 10 000,00 пользователей, в ином случае штраф будет фиксированным. По текущему законодательству максимальное наказание за утечку персональных данных для юрлиц — это штраф 500 тыс. руб. Исходя из этого мы видим для себя перспективу развития. На волне ужесточения законодательства наши потенциальные клиенты будут наращивать инфраструктуру как в сфере IT, так и в области комплексной безопасности»,— сказал Александр Мухин.
В заключение мероприятия Ирина Комар презентовала 18-й рейтинг оценщиков, подготовленный аналитическим агентством RAEX и опубликованный в приложении к газете «Коммерсантъ» под соответствующим названием.
Партнеры
Программа и спикеры
-
-
Регистрация и приветственный кофе-брейк
-1-й блок
Вопросы для обсуждения:
- Перемены на рынке российского аудита — итоги первого полугодия работы в новых реалиях
- Адаптация «большой четверки» аудиторов на рынке после разрыва с международными сетями. Перестройка работы, сохранение и развитие бизнеса
- Вступление нормы о наличии в штате аудиторской организации не менее трех аудиторов по ОМР с 1 июля 2022 года. Последствия для отрасли
- Создание реестра аудиторских фирм для работы с общественно значимыми организациями. Состав и критерии отбора
- Реформа отрасли аудита. Комментарии ЦБ
журналист, телерадиоведущий, Коммерсантъ FM
управляющий партнер Мариллион
старший управляющий партнер компании ДРТ
партнер, руководитель департамента аудиторских услуг, Kept
генеральный директор, член правления СРО «Ассоциации аудиторов "Содружество"» (ААС)
управляющий директор Axteam (экс-Accenture)
ассоциированный партнер «Редль и партнеры»
-Ланч
-2-й блок
Вопросы для обсуждения:
- Консалтинг в разных секторах (налоговый, IT, юридический, финансовый, консалтинг в недвижимости). Итоги полугодия и прогнозы до конца года
- Услуги антикризисного характера, предлагаемые консультантами клиентам на второе полугодие,— тренды
- Рост или сокращение рынка консалтинга
- Юридический консалтинг в регионе: штормит, но не укачивает
- Презентация приложения «Рейтинг оценщиков»
- Тренды оценочных услуг. Новые федеральные стандарты
управляющий партнер ООО «Профессиональная группа оценки», член правления ассоциации СРО НКСО, член правления RICS Russia & CIS, член совета по оценочной деятельности Минэкономразвития России
интеллектуальный капиталист, участник бизнес-дуэта Кубит
партнер «Яков и партнеры»
управляющий партнер Strategy Partners
партнер, Группа компаний SRG
генеральный директор ABE Consulting
руководитель проектов ГК АНГЕЛ
управляющий партнер ЮК «Центральный округ»
соучредитель ЦНЭС, президент СРО РАО, советник при ректорате НИУ МГСУ
-Нетворкинг