Уроки года: как мы сдали экзамен 2020
2020 год стал одним из самых сложных периодов в современной истории экономики России и мира, заставив многие компании кардинально пересмотреть привычный темп работы и перестроиться под новые реалии.
Как менялся бизнес в течении 2020 года и какие уроки мы извлекли, обсудили на бизнес-завтраке “Ъ-Ярославль“.
Президент Торгово-промышленной Палаты Ярославской области Наталья Рогоцкая отметила, что не смотря на пандемию, промышленники региона показали положительный результат.
Так, по сравнению с прошлым годом, индекс промышленного производства Ярославской области в 2020 году составил 106%, а индекс обрабатывающего производства – 109%. По ее словам, большинству предпринимателей региона, на данный момент, удалось сохранить свой бизнес. Она также отметила, что за время карантинных мер, некоторым обрабатывающим предприятиям удалось выйти на новый рынок.
Президент ТТП также добавила, что к ним от бизнеса поступило более тыс. обращений, многие из которых связанны с мерами поддержки.
Конечно, нет тех, кто не пострадал. Потому что мы в первую очередь говорим о бизнес-цепочках. Но, к сожалению, по моему мнению, тот пакет мер, который был принят в Ярославской области, он один из самых приемлемых»,— добавила господа Рогоцкая.
Она отметила, что, для того, чтобы расти и развиваться дальше, в условиях пандемии, бизнесу необходимо адаптироваться.
«Сейчас говорить о ситуации непреодолимой силы в непредвиденных обстоятельствах невозможно. Мы все в этих обстоятельствах сейчас живем и бизнесу нужно преобразовывать, он должен адаптироваться постоянно под меняющимся условиям. Выживет сильнейший»,— пояснила Наталья Рогоцкая.
Новиков Владимир, руководитель дивизиона «Центр» компании «Балтийский лизинг»:
— За 30 лет существования лизингового рынка в России произошли громадные изменения. Если в 90е годы мы начинали с лизинга морских судов и тяжелого промышленного оборудования, то уже в десятых годах активнее стал развиваться лизинг ликвидного имущества — автотранспорта и спецтехники. И уже сейчас лизинг автотранспорта занимает 40% всего рынка».
Если же говорить о результатах отрасли в целом, то можно утверждать, что отрасль справилась с теми вызовами, которые перед ней встали в уходящем году. Тот обвал, который произошел во II квартале, был полностью компенсирован в квартале третьем, и по итогам 9 месяцев рынок просел всего на 5% по сравнению с прошлым годом. А конкретно в нашей компании, не смотря ни на что, наоборот, произошел рост на 16%.
Ситуация нынешнего года стала таким катализатором развития и допуслуг, и электронного документооборота. Год назад мы начали активно развивать это направление и на сегодня 30% новых сделок и 64% текущих договоров обслуживаются с использованием ЭДО.
Вообще, пандемия подтолкнула компанию к цифровому формату работы с клиентом. Еще в конце 2019 года мы и представить себе не могли, что, оказывается, можно так легко заключать сделки, обмениваться документами, оказывать дополнительные услуги.
На сегодняшний день мы заключаем 20000 сделок в год. Мы — универсальная лизинговая компания. Но если говорить о сложных продуктах, как, например, операционный лизинг, то для нас это полный сервисный продукт для нашего клиента, это позволяет ему не надо отвлекать свое время, силы, дополнительные ресурсы от своей основной деятельности. Мы все берем на себя — доставка, постановка авто на учет в ГИББД, техосмотр, шиномонтаж, страхование и многое другое.
Однако, сама по себе услуга операционной аренды в России пока еще находится в зачаточном состоянии по сравнению с западными странами, где этот вид аренды занимает до 60% от объемов всего рынка. Мы, к сожалению, пока еще не готовы. Мы хотим владеть, но не пользоваться. Постепенно, конечно, менталитет меняется, как пример могу привести услугу каршеринга, которая стремительно набирает обороты. Операционный лизинг нужен тем, кто не планирует отвлекать свои ресурсы на приобретение и содержание своего автопарка. И в любой момент, когда компания перестает нуждаться в автомобиле, она может сдать его обратно в лизинговую компанию, либо заменить его на новую модель.
Проектор по маркетингу ФГБОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова» Татьяна Федосеева отметила, что в этот году компании стали фокусироваться на поиск новых рынков сбыта и на новых методиках взаимодействия со своим персоналом.
По ее словам, в этом году большее количество компаний стали участвовать в тендерах, многие начали уделять должное внимание программам по SMM-продвижению, другие перешли на управление продажами онлайн. В рамках онлайна, госпожа Федосеева рассказала, насколько важно выстроить правильную коммуникацию между сотрудниками при удаленной работе, а также, как научиться управлять командой в рамках удаленного режима.
Все столкнулись с тем, что сложно выстроить четкую коммуникацию. Несмотря на то, что мы сокращаем время на передвижение, работа в онлайн-группах получается, как круг, длиннее. Поэтому сейчас ведется большая работа по формированию KPI в условиях удаленной работы, определение технологий взаимодействия со своими сотрудниками и так далее»,— подчеркнула она.