Layer 1

Ритейл 2024: вызовы и тренды

01 марта 2024 Пятница
Ритейл
Место проведения: отель Marriott, Воронеж, пр-т Революции, 38

Ритейл трансформируется

Розничная торговля осваивает новые форматы и ищет способы привлечения трудовых ресурсов

Круглый стол «Ритейл 2024: вызовы и тренды», организованный редакцией газеты «“Коммерсантъ” Черноземье» при партнерстве федеральной розничной сети «Магнит», стал местом обмена опытом, совместного поиска решений общих для ритейлеров и поставщиков проблем и налаживания новых связей. В дискуссии приняли участие директор Центрального округа сети «Магнит» Андрей Марцевой, министр предпринимательства, торговли и туризма Воронежской области Сергей Корчевников, министр сельского хозяйства и продовольствия Белгородской области Андрей Антоненко, генеральный директор «Рославль Хлеб» Смоленской области Андрей Близученко, председатель кооператива «Тульская ягода» Евгений Митницкий, директор по продажам АО «Губкинский мясокомбинат» Юлия Киреева, коммерческий директор ТМ «Ненашево», ТМ Salumi di Reggio, ООО «Ненашево-Милк», ООО «Компания Макфуд» Тульской области Кристина Тимошилова.

Участники диалога выделили несколько трендов, зародившихся в 2023 году, и сошлись во мнении, что они окажут существенное влияние на развитие ритейла в 2024-м. Это нехватка кадров, новые подходы к ценообразованию, взрывной рост e-com (электронная коммерция), освоение новых форматов торговли и взаимоотношений с поставщиками.

Кадры решают

Андрей МарцевойКак отметил Андрей Марцевой, задачи в отрасли у всех идентичные: борьба за персонал, развитие электронной коммерции, совершенствование существующих офлайн-форматов под запросы покупателей и так далее. «Но масштаб нашей компании делает более масштабными и эти вызовы. В плане охвата территории мы номер один в России, наши магазины есть более чем в 4 тыс. населенных пунктах 67 российских регионов.

Компания имеет 45 распределительных центров по РФ. Ежедневно магазины сети “Магнит” посещают порядка 17 млн человек.

При таких объемах продаж, понятно, держим в фокусе безопасность продукции, поэтому компания тщательно контролирует все поставки от контрагентов.

Мы обеспечиваем рабочими местами более 38 000 человек в областях Центрального округа и являемся одним из крупнейших работодателей региона. На фоне дефицита кадров делаем все, чтобы удерживать персонал, заинтересовывать людей в работе у нас. Конечно же, сотрудничаем со всеми учебными заведениями, берем молодых людей на стажировки.

Отчетливо понимаем, что необходимо считаться с запросами и психологией нового поколения, пришедшего на рынок труда. Заметили, что уровень заработной платы для представителей этого поколения имеет главное значение только первое время после устройства на работу. Потом они больше оценивают все-таки условия труда, психологический климат в коллективе, уважение их мнения со стороны руководства, стабильность. Поэтому мы делаем все, чтобы отношение к людям было максимально открытым, изучаем обратную связь, помогаем. Это поколение любит самостоятельность, склонно выбирать время работы, которое им удобно. Мы подстраиваемся под эти запросы.

У нас хорошие условия работы: раздевалки, душевые, льготное питание, фуд-зоны с необходимой бытовой техникой для того, чтобы работники могли перекусить и отдохнуть. Это тоже важно, потому что в совокупности все эти нюансы создают комфорт.

Отслеживаем рыночный уровень оплаты труда и не отстаем от тенденций. И, самое главное, постоянно обучаем людей, даем возможность им расти. У нас достаточно примеров, когда человек пришел работать продавцом, а стал операционным директором. Такое отношение компании сотрудники ценят: многие из них имеют стаж в “Магните“ уже 15–20 лет. В “Магните“ действует мотивационная программа, нацеленная на долгосрочность работы в компании.

Решить проблему в том числе помогает внедрение новых технологий. Мы все больше используем их в рутинных процессах, чтобы облегчить и упростить работу сотрудников магазинов и складов. Внедряем методы ИИ для контроля выкладки товаров на полке, тестируем электронные ценники и снижаем число традиционных ценников, развиваем бесконтактную и доверительную приемку, выкладку в транспортной упаковке, которая готова к продаже (ready-to-sell packaging), тиражируем кассы самообслуживания и многое другое.

При всех благах автоматизации приоритет все равно остается за людьми. Мы поддерживаем коллег в непривычных ситуациях. К примеру, сотрудников, работающих в сложных условиях приграничья, поощряем более высоким уровнем зарплаты, отправляем с семьями на отдых. В прошлом году более 80 семей побывали на российских курортах.

Наша практика показывает: просто вложиться деньгами в персонал — это не столь эффективно в плане привлечения и удержания кадров. Важнее создавать корпоративную культуру, ощущение причастности к общему делу, над чем мы и работаем.

По нашему опросу вовлеченности, который систематически проводим, видим, что люди увольняются из компании преимущественно по собственным жизненным обстоятельствам — переездам, болезни и так далее, а не из-за каких-то претензий к условиям работы. А это и есть оценка достижений компании на этом пути».

Андрей АнтоненкоАндрей Антоненко: «Поскольку речь зашла о работе в приграничных регионах, хочу отметить: когда проходила эвакуация населения города Шебекино, компания ушла из города последней. А когда эвакуацию отменили, сеть “Магнит” одной из первых открыла свои магазины, сохранив их численность. Компания оказывает благотворительную помощь в виде продуктовых наборов тем жителям региона, кому нужна поддержка.

В сельском хозяйстве на протяжении последних трех лет ощущалась нехватка персонала. На сегодня в отрасли 1740 вакансий. Сейчас мы поправляем положение, усиленно работая с колледжами и университетом. Договорились, что без отрыва от учебы студенты третьего курса будут начинать работать по своим будущим специальностям. Это хорошее начинание и для решения кадровых проблем, и в целом для самих молодых людей: по окончании учебы они будут готовы сразу исполнять свои обязанности без периода адаптации теории к практике.

Если говорить о ритейле, мы отмечаем, что покупательский трафик снизился. Но не из-за оттока населения, а потому, что люди стараются реже ходить в магазины из соображений безопасности. При этом сохраняются высокая насыщенность потребительского рынка и разнообразие ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров отечественного производства.

Несмотря на сложившуюся оперативную обстановку, структура потребительского рынка остается стабильной, региональным правительством предпринимаются все необходимые меры для предотвращения сокращения объектов торговли и численности работающих в отрасли людей».

Евгений МитницкийЕвгений Митницкий: «Для садоводства нехватка рабочей силы — главный вызов. Наш кооператив “Тульская ягода” выращивает самый большой ассортимент культур в ЦФО — 8. И в этом наше преимущество. В кооператив входит 12 предприятий.

Практически вся ягода, кроме черной смородины, собирается вручную. Это катастрофа при нынешнем дефиците кадров на рынке труда. Чтобы как-то выжить, мы по совету ученых сделали конвейер плодоношения, чтобы максимальный период времени было поступление выручки и мы длительный период могли давать работу персоналу. Построили такую модель, которая позволяет минимизировать потребность в кадрах. В прошлом году в рамках программы Минсельхоза РФ купили уборочный комбайн для сбора черной смородины, заложили 15 га этой культуры, благодаря тому что можно автоматизировать сбор. В этом году заложим дополнительно 15 га, чтобы полностью задействовать мощность комбайна. Планируем довести площадь под смородиной до 100 га.

Остальные культуры нужно собирать вручную для сохранения качества ягод. Землянику садовую выращиваем как в грунте, так и в кокосе на столах, что позволяет более эффективно использовать трудовые ресурсы: если на земле один работник может собрать 100 кг, то со стола — до 300 кг. Стараемся использовать все подручные механизмы, чтобы минимизировать ручной труд. Но реальность такова, что дефицит трудовых ресурсов становится серьезным ограничителем динамики развития ягодного бизнеса. То есть, определяя площади под новыми посадками, следуем не за рыночным спросом, а за наличием необходимого трудового ресурса. Между тем потенциал развития российского рынка ягод огромен! К примеру, у нас ежегодный импорт черной смородины составляет от 10,5 до 13,5 тыс. тонн.

Если разделить на урожайность 3 тонны с гектара, мы можем заложить 3–3,5 тыс. га черной смородины. А ее можно собирать комбайном. Вот реальное направление для малого и среднего бизнеса, самозанятых. Закладывая новые плантации, мы сможем “откусить” кусочек нашего потребительского рынка у иностранных производителей. А в ЦФО благодатные почвенно-климатические условия для выращивания черной смородины».

Есть контакт!

Широта ассортимента и уровень качества продукции на полках магазинов во многом зависит от того, насколько у розничной торговли отработаны контакты с поставщиками, прежде всего напрямую с производителями. В этом отношении опыт сети «Магнит» достоин тиражирования, отметили участники круглого стола.

Кристина ТимошиловаКристина Тимошилова: Сегодня мы работаем практически со всеми федеральными сетями, поставляя сыры с белой и голубой плесенью собственного производства. Однако в 2020 году, во время пандемии, мы оказались на грани банкротства и закрытия. К счастью, торговая сеть «Магнит» взяла на себя риски и поддержала нас, неизвестного тогда производителя. Мы попали на фермерскую полку в четырех гипермаркетах этой сети, где представили 7 позиций. Через полгода нам предложили с одной позицией выйти на все магазины сети в регионе. Это было настоящим спасением для нас, и мы всегда будем помнить этот момент и ценить их помощь.

Из года в год товарооборот с этой торговой сетью «Магнит» прирастает от 30 до 40%.

Для фермерства очень важна скорость заключения договоров. В «Магните» эта процедура максимально оптимизирована. Компания старается оказывать адресную помощь фермерам и не большим производствам (ЭДО, Меркурий, вопросы оформления документаций).

Андрей Марцевой: «Эта компания стала у нас федеральным поставщиком, то есть ее продукт расходится по всей сети. Мы выстроили систему, стимулирующую наращивание поставщиком качественной продукции. От объема и географии продаж зависит статус — региональный или федеральный поставщик. А эти объемы подчиняются уровню потребительского спроса, завязанного на соотношении “цена — качество”».

Евгений Митницкий: «“Магнит” действительно помогает поставщикам. Нашему кооперативу вот сертификат вручили на маркетинговую поддержку. Но в сеть все же непросто попасть. Нужно соответствовать целому перечню требований. К примеру, по садовой землянике это внешний вид, форма “колокольчиком”, блеск, плотность кожицы, лежкость, транспортабельность, однородность партий, вкус. Нам удалось в прошлом году поставить в эту сеть 40 кг. Для нас проблема сотрудничества с сетями и в том, что нет понимания по объему спроса».

Андрей Марцевой: «Вообще не будет этой проблемы. В этом году потребности все будут заранее обозначены».

Андрей БлизученкоАндрей Близученко: «В развитие темы сотрудничества ритейла с производителями хочу обратиться к компании “Магнит” с просьбой давать возможность производителям презентовать особенности своего продукта в магазинах. И не ради рекламы, а ради голоса за здоровое питание. К сожалению, в производстве хлеба Россия пошла в свое время по европейскому пути. Там начинали стабилизировать качество муки еще в мельнице путем добавления химических элементов. Большие хлебозаводы и у нас так делают.

Массовое производство хлеба построено на том, чтобы выпекать его быстро. ГОСТы были разработаны тогда, когда хлеба не хватало, поэтому быстрое приготовление считалось нормой. А по правильной рецептуре тесто должно подходить не менее суток до того, как будет отправлено в печь. Речь идет о качестве нашего питания. Попробуйте наш хлеб, и поймете разницу. Вот такой хлеб, как наш, не делает никто в России, или я не знаю об этом. И это не хвастовство. Здесь полностью ржаная мука, осолодованная рожь, пророщенная. А в пророщенном зерне, как вы знаете, концентрат энергии.

Мы работаем на густой и термофильной закваске. И этот хлеб более дорогой, но и более полезный.

Совместно с Шебекинским машиностроительным заводом, у которого закупаем печи, хотим реализовать идею: сделать небольшие автоматизированные цеха, где хлеб будет производиться на живой закваске. Предлагаем подключиться к этому проекту “Магниту”. Тогда можно прийти и в разные регионы, где, насколько я знаю, чисто ржаного хлеба нет. Поэтому эти цеха не будут составлять конкуренцию местным производителям. Но повысят конкурентную планку в качестве. Мы же хотим, чтобы наши люди были здоровыми! Хорошо бы и в “Магните” сделать уголок с натуральной продукцией. Конечно, она будет дороже, но пусть у самого человека будет право выбора».

Сергей КорчевниковСергей Корчевников: «Власти регионов тоже берут на себя миссию выстраивания контактов между предприятиями розничной торговли и производителями, поскольку ритейл является движущей силой экономики, ключевым элементом жизни предпринимателей и потребителей. Сегодня в Воронежской области работает порядка 70 наиболее крупных торговых сетей. Темпы развития такого бизнеса поражают. К примеру, если еще пару-тройку лет назад у нас было порядка 300 магазинов “Магнит”, то сегодня — более 600. В примерно такой же динамике развивается Х5 Group.

Этому во многом способствует строительство новых логистических объектов на территории региона. За последние пять лет в области открылось шесть крупнейших распределительных центров.

Контактам ритейла и местных производителей способствуют регулярные торгово-закупочные сессии и выставки товаров местных производителей, которые проводит наше министерство. В 2023 году было проведено 5 таких сессий. Отработан действующий механизм сопровождения воронежских товаропроизводителей при входе в торговые сети.

Нашим министерством на постоянной основе организуются конгрессно-выставочные мероприятия с крупнейшими торговыми сетями и местными товаропроизводителями, где обсуждаются не только вопросы сбыта, но и снижения требований торговых сетей для производителей. Сотрудники министерства буквально “за руку” знакомят ритейлеров с производителями. С 2022 года проводится международный форум “Воронеж торговый”.

Для малых форм хозяйствования мы организуем гастрономические фестивали, ярмарки и выставки».

Андрей Антоненко: «В Белгородской области между торговыми сетями и пищевыми предприятиями налажены устойчивые экономические связи. Доля местных товаропроизводителей в обороте торговых сетей на территории региона составляет от 5% (кондитерские изделия) до 58% (макаронные, хлебобулочные изделия). Это самый высокий уровень региональной представленности на территории РФ. В целях продвижения местных продуктов проводятся торгово-закупочные сессии, в том числе в формате “Дней поставщика”. В них участвуют производители и ритейлеры.

С осени прошлого года в Белгороде наше министерство совместно с “Корпорацией МСП” реализует пилотный проект “Фермерский островок”. Можно сказать, что проект “подружил” малый сельхозбизнес с ритейлом. Этот формат позволяет собраться вместе нескольким предпринимателям и получить гарантированный сбыт своей продукции».

Форматы ритейла меняются

Усиление конкуренции в розничной торговле заставляет крупных ритейлеров открывать новые форматы и виды торговых объектов, отметили участники круглого стола.

Сергей Корчевников: «Если федеральные сети еще недавно работали в формате “универсам” и “гипермаркет”, то сейчас более востребованным стал формат “у дома”. Ритейлеры стали чаще применять современные технологические решения и нестандартные подходы к бизнесу. Так, сравнительно недавно появился новый вид услуги — доставка товаров на дом из торговых сетей. Помимо этого, интересным явлением стал симбиоз сферы ритейла и HoReCa. Поясню. В конкуренции за интерес покупателя ритейлеры запускают новые концепции. Так, в сетях появляется производство еды. Проще говоря — общепит в структуре ритейла и наоборот».

Андрей Марцевой:Андрей Марцевой: «“Магнит” успешно адаптируется к новым реалиям и трансформации покупательского поведения: мы дополняем и актуализируем свое предложение, развиваем новые торговые форматы. У нас более 29 тыс. магазинов разного формата: магазины “у дома”, “Магнит Косметик”, дискаунтеры “Моя цена”, гипермаркеты, “Магнит Аптека” и так далее.

Несмотря на все сложности минувшего года, нам удалось открыть, модернизировать, осуществить редизайн или обновить формат 350 торговых объектов в Центральном округе. Если говорить исключительно об открытиях, то в 2023 году в Центральном округе появилось 210 новых магазинов всех наших форматов.

Вместе с развитием бизнеса увеличиваются и наши налоговые отчисления. Совокупные налоги в местный, региональный и федеральный бюджеты от деятельности в Центральном округе составили более 3,7 млрд руб., что примерно на 19% больше, чем годом ранее. К примеру, по итогам работы “Магнита” в Воронежской области, где мы проводим круглый стол, совокупные налоги в 2023 году составили более 800 млн рублей.

Еще одно важное направление, которое сегодня активно развивается в ритейле, это е-com. В прошлом году мы совершили сделку по покупке маркетплейса KazanExpress, приступив к интеграции этой площадки для запуска на ее основе собственного маркетплейса “Магнит Маркет”.

Сеть ПВЗ KazanExpress сейчас насчитывает более 500 точек в 120 городах. Планируется, что в рамках развития маркетплейса “Магнит Маркет” география и число пунктов выдачи будут кратно увеличены. Сейчас мы тестируем разные форматы пунктов выдачи в традиционных магазинах “Магнит”. По итогам пилота выберем лучшие варианты с точки зрения покупательского опыта и начнем масштабировать проект на всю сеть.

В Центральном округе количество магазинов, подключенных к доставке через собственный сервис “Магнит Доставка”, на начало прошлого года составляло всего 6%, а сегодня подключено более 80% магазинов. К сервису “Магнит Доставка” подключены все крупные населенные пункты. При этом во всех остальных магазинах для наших покупателей есть услуга самовывоза, т.е. они могут сделать заказ через приложение и забрать его в магазине самостоятельно.

Вместе с количественными показателями растет и качество работы e-com. К примеру, среднее время сборки заказов в “Магнит Косметик” сократилось на 30% и не превышает 5 минут».

Кристина Тимошилова: «Традиционные форматы торговли почувствовали отток покупателей, поэтому сейчас сети не только расширяют форматы, но и работают над долгосрочным снижением цен».

Ценовые пределы

Уровень цен участники дискуссии назвали «очень важным показателем с большой социальной составляющей».

Юлия КирееваЮлия Киреева: «Губкинский мясокомбинат входит в состав Агропромышленной группы БВК. Это вертикально интегрированный холдинг Центрального Черноземья с единым технологическим циклом “от поля до прилавка”.

В нашем портфеле около 300 наименований. Более 20 наименований колбасных изделий и деликатесов выпускается в соответствии с требованиями ГОСТа. Далеко не каждый комбинат имеет такую широкую гостовскую линейку. Ряд колбас производим из мяса индейки.

Хочу обратить внимание, что в 2023 году наметился тренд, который продолжился и в текущем: смещение предложений колбасных изделий в более низкий ценовой сегмент, чему способствовало активное развитие формата хард-дискаунтер в рознице (“Светофор” — “Маяк”, “Доброцен”, “Победа”). У федеральных сетей тоже есть такие проекты — Андрей Марцевой сегодня рассказывал о проекте “Моя цена” АО “Тандер”. Также X5 Retail Group развивает проект “Чижик”. Полочные цены хард-дискаунтеров невысокие, потому что подобран особый ассортимент и небольшие наценки за счет экономии на уровне сервиса. Покупатели соглашаются с таким уровнем сервиса, зная, что при этом они сэкономят.

Также мы для себя отметили тренд проведения долгосрочных промоакций нашими партнерами. Мы понимаем: для того чтобы не происходило оттока покупателей из традиционных форматов в формат хард-дискаунтеров, необходимо наличие в магазинах продукции с регулярно низкими ценами. Поэтому сейчас в торговых сетях есть ряд проектов, которые направлены на долгосрочное снижение цен.

Одним из трендов в ритейле является развитие СТМ (собственных торговых марок). Если изначально ключевой ролью для СТМ было создание “первой цены” в категории (то есть самого дешевого товара), то сейчас начался процесс замещения товаров из среднего и высокого ценовых сегментов товарами под марками сетей, которые теперь успешно конкурируют с другими брендами.

Чтобы сделать доступной цену на более качественные продукты, производители идут по пути снижения веса фасованной продукции. Спрос на продукцию с весом 200ж300 г растет из-за небольшой суммы покупки. Есть покупатели, которые предпочитают килограммы и дешево, а есть те, кто хочет вкусную и качественную продукцию, но немного. Надо понимать, что продукция со значительной разницей в цене имеет и разные качественные характеристики. Это не значит, что в недорогой колбасе будет меньше мяса — просто оно будет другого сорта. Люди должны иметь право и возможность выбора».

Андрей Марцевой: «Мы понимаем, насколько важно в нынешней сложной ситуации держать стабильными ценовые предложения на социально значимые товары. Люди к нам идут охотнее, потому что у нас цены ниже.

Социальная ориентированность — органичная часть бизнес-модели “Магнита”. В 2020 году “Магнит” утвердил Концепцию устойчивого развития. Если говорить о проектах минувшего года на территории Центрального округа, то можно выделить запуск фудшеринга на базе гипермаркетов в Ельце Липецкой области и в Туле. Это совместный проект с благотворительным фондом «Банк еды “Русь”».

Сотрудники магазина отбирают в торговом зале позиции с истекающим сроком годности и передают их волонтерам фонда, которые в тот же день доставляют товары благополучателям — семьям с детьми в трудной жизненной ситуации, а также одиноким пенсионерам. Объем ежедневно передаваемой продукции из каждого гипермаркета составляет около 100 кг в день.

В целом компания “Магнит” за 2023 год передала нуждающимся более 300 тонн продовольствия. Помощь получили более 200 тыс. человек.

Если в прошлом году мы передавали в рамках фудшеринга до 300 товарных позиций продовольственных товаров из категорий “Хлеб и хлебобулочные изделия”, “Бакалея”, “Овощи и фрукты”, то в этом году добавили еще и непродовольственную группу — средства для персонального ухода и личной гигиены. К передаваемым товарам относятся, к примеру, те, где есть повреждения упаковки.

В планах на текущий год у нас запуск социального проекта “Mагнит Life” в Воронежской и Тульской областях. Это образовательная программа, направленная на профессиональную ориентацию детей от 14 лет, которые находятся под опекой государства».

Сергей Корчевников: «Мне очень понравился проект, касающийся детдомовцев. Мы в правительстве масштабно работаем по таким направлениям, накопили хороший опыт и могли бы поработать в этом направлении вместе».

Андрей Близученко: «Мне кажется, я выражу общее мнение участников этого разговора: надо чаще нам общаться, чтобы увидеть новый ракурс в привычном, совместно находить нужные решения».

Совокупность оказываемого влияния внешних и внутренних причин ставит перед ритейлом новые вызовы, дает импульс для поиска оптимальных стратегий развития, обеспечивающих бесперебойную поставку продукции и отвечающих запросам потребителя. Какие тренды отмечают участники профильного рынка в сфере ритейла, какие вопросы актуальны для региональных производителей, как в этих процессах участвуют органы власти рассмотрим на встрече 1 марта.

Запись трансляции

Поделиться:

Участники круглого стола:

  • Андрей Марцевой
    Андрей Марцевой

    директор Центрального округа торговой сети «Магнит»

  • Сергей Корчевников
    Сергей Корчевников

    министр предпринимательства, торговли и туризма Воронежской области

  • Андрей Антоненко
    Андрей Антоненко

    министр сельского хозяйства и продовольствия Белгородской области

  • Андрей Демидов
    Андрей Демидов

    директор Центра «Мой бизнес», Воронеж

  • Андрей Близученко
    Андрей Близученко

    генеральный директор "Рославль Хлеб", Рославль, Смоленская область

  • Евгений Митницкий
    Евгений Митницкий

    председатель кооператива «Тульская ягода»

  • Юлия Киреева
    Юлия Киреева

    директор по продажам АО «Губкинский мясокомбинат»

  • Кристина Тимошилова
    Кристина Тимошилова

    коммерческий директор ТМ «Ненашево», ТМ «Salumi di Reggio», ООО «Ненашево-Милк», ООО «Компания Макфуд»

  • Мария Старикова
    Мария Старикова

    главный редактор «Коммерсанта» в Черноземье

Партнер мероприятия:

Организатор: