Layer 1

Бизнес-дискуссия «Тренды развития МСБ – ключевые инструменты и технологии в 2024 году»

26 сентября 2024 Четверг
Бизнес
Место проведения: Отель Лотте, ул. Самарская, 110, Самара
Время: 10:00 - 12:00
Бизнес-дискуссия «Тренды развития МСБ – ключевые инструменты и технологии в 2024 году»

В Самарской области к июлю 2024 года действовало 127 544 субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ). Только за прошлый год количество предприятий в этом сегменте выросло на 3,4%. Какую поддержку МСБ может оказать банковская система? Как цифровизация повышает конкурентоспособность предприятий? Эти и другие вопросы обсудили участники бизнес-дискуссии „Тренды развития МСБ — ключевые инструменты и технологии в 2024 году“. Мероприятие, организованное издательским домом „Коммерсантъ-Волга“, состоялось в Самаре 26 сентября.

Модерировала дискуссию руководитель бизнес-сообщества собственников и топ-менеджеров бизнеса „Топ-менеджер, создающий будущее. Волга“, член совета по улучшению инвестиционного климата при губернаторе Самарской области Наталия Медведева. По ее словам, трендом 2024 года стало открытие новых производств. Основными вызовами для бизнеса являются новые налоговые ставки, нехватка кадров и необходимость переходить к „белым“ схемам работы.
Директор по маркетингу и стратегическому развитию производственно-торгового холдинга (ООО „Лука“, ООО „Эос“, ООО „Рея“) Ксения Римм поделилась рекомендациями об актуальных инструментах для продвижения брендов и продуктов. „Зачастую бюджеты, которые тратятся в компаниях на маркетинг, не приносят ожидаемого результата. Еще одна проблема состоит в нехватке грамотных специалистов в этой сфере. На примере нашего холдинга расскажу о нескольких инструментах для развития системы маркетинга и продаж. Во-первых, это построение карты пути клиента (СJM). Этот инструмент до сих пор применяется во многих бизнесах не активно. Однако с его помощью компания может понять, каким образом клиент проходит последовательные шаги от первого знакомства с продуктом или услугой до совершения покупки и последующей лояльности к бренду. Если раньше бизнес отстраивался от бизнес-моделей, ориентированных на оптимизацию деятельности и рост доходности компании, то теперь в центре бизнес-модели стоит сервис и удобство покупателя. Второй инструмент CustDev предполагает общение с клиентами и потенциальными покупателями, выявление их запросов и пожеланий по конкретному товару или услуге. Еще один инструмент — репутационный маркетинг, то есть работа с обратной связью от клиентов. Позиционирование бренда нужно для того, чтобы компания смогла занять „правильное“ место в сознании потребителей. Контент-маркетинг помогает продвигать компанию через информацию на сайте, в социальных сетях, потому что на развитие бренда работает не только прямая реклама. С помощью маркетинговой аналитики мы можем анализировать, как маркетинг влияет на успешность компании, узнаваемость бренда. Наконец, важно подходить к маркетингу системно, то есть создавать стратегию с учетом каналов и способов продвижения в них. Внедрение даже одного из этих инструментов начнет приносить свои плоды. Но, в конечном итоге, нужно стремиться к тому, чтобы маркетинг становился системным и решал поставленные задачи „, — утверждает эксперт.
Заместитель регионального директора по массовому сегменту ПСБ в Самаре Ольга Серебрякова в своем выступлении рассказала о доступных на текущий момент инструментах поддержки и развития бизнеса.
„Последней региональный опрос предпринимателей, который на ежеквартальной основе ПСБ проводит совместно с „Опорой России“, показал, что в Самарской области улучшилась ситуация не только с фактическими вложениями компаний в развитие бизнеса, но и ожидания предпринимателей относительно будущего — 37% МСБ планируют и дальше наращивать инвестиции, и лишь 4% — сокращать. При этом кредитование остается основным инструментом для компаний. Получить заемные средства на льготных условиях предприниматели могут в Гарантийном фонде Самарской области, в Фонде развития промышленности, Корпорации МСБ, активным партнером которых является ПСБ. Так, например, самарские предприниматели в нашем банке могут получить финансирование под „зонтичное“ поручительство Корпорации МСП в размере от 50% до 70% от суммы кредитного договора. Зонтичный механизм позволяет сократить время на одобрение заявки предпринимателя, а также получить заемные средства по ставке примерно на 1-2% ниже среднерыночного значения. Подать заявку на кредит под поручительство Корпорации МСП можно как в рамках стандартной кредитной процедуры, так и дистанционно. Для удобства клиентов ПСБ интегрировал возможность использования „зонтичного“ поручительства Корпорации МСП в собственную онлайн-платформу, которая позволяет оформить кредит за один день всего по двум документам. Отдельно хочу отметить, что наши онлайн-решения пользуются большой популярностью у клиентов МСБ и высоко оценены экспертным сообществом. Например, наше мобильное приложение для бизнеса на операционной системе Android признано лучшим в России по итогам рейтинга «Business Mobile Banking Rank 2024».
Ольга Серебрякова также отметила, что в текущих экономических условиях у самарского бизнеса растет спрос на услуги факторинга. Так, с начала 2024 года факторинговый портфель МСБ самарского офиса ПСБ увеличился на 35%, число новых клиентов за тот же период выросло на 25%. Для малого и среднего бизнеса факторинг — это возможность без дополнительных долговых нагрузок пополнить оборотные средства, поскольку полученное по факторингу финансирование не является кредитным обязательством и не потребует залога.
По словам руководителя регионального центра компании СКБ Контур, Антона Штанкова, цифровизация сегодня не просто тренд, но инструмент для достижения успеха. В экосистему „Контур“ сегодня входят более 70 решений, которые закрывают и упрощают большинство бизнес-процессов. Автоматизация позволяет освобождать сотрудников от выполнения рутинных задач. Это особенно актуально в условиях, когда компании испытывают дефицит кадров. Один из наиболее популярных наших сервисов — автоматизация бухгалтерской отчетности. Наше преимущество в том, что сервис включен в целую экосистему. В режиме „единого окна“ решаются сразу несколько бизнес-задач. Кроме этого, в большинстве компаний сегодня внедрена система электронного документооборота. Государство, в свою очередь, стимулирует бизнес активнее переходить к этой системе.
С помощью ЭДО можно проводить операции через мобильные устройства, максимально разгружая в этой части свой персонал или себя лично. Система продолжает развиваться. Последние тренды в ней — это машиночитаемые доверенности, кадровый и международный документооборот.
Сложно обойтись без цифровых решений в товароучете. Это касается розничной торговли, сфер общепита и услуг. Сегодня такие сервисы являются уже необходимостью из-за своего удобства, обеспечивая конкурентоспособность компании.
Большинство предпринимателей уже убедились в необходимости комплексно проверять потенциальных партнеров с помощью онлайн-инструментов. В ряде сервисов можно не только проверять физических и юридических лиц, но и дополнительно использовать аналитику, отслеживать показатели и связи разных компаний- контрагентов.
Повсеместный тренд — переход компаний на онлайн-платформы для корпоративных коммуникаций. Сегодня на базе платформ можно использовать разный функционал в зависимости от потребностей компаний: сервисы для вебинаров и трансляций, видеосвязь, корпоративный мессенджер и другие.
Недавно мы запустили специальный проект „Контур развития“, направленный на поддержку малого и среднего бизнеса в Самарской области. На площадке можно получать бесплатные консультации, использовать ИТ-решения для ваших задач», — комментирует Антон Штанков.
Руководитель направления СМБ компании MANGO OFFICE в ПФО Владимир Николаев рассказал о возможностях облачной платформы для бизнес-коммуникаций. Так, по словам спикера, один из основных факторов, влияющих на работу бизнеса в 2024 год, — это увеличение стоимости привлечения новых клиентов. Поэтому решающее значения имеет качество коммуникации предприятия с клиентом. Компании берут вектор на развитие продаж и удержание клиентской базы. В связи с этим, перед бизнесом встает необходимость объединять все информационные системы воедино, выстраивать контроль за работой сотрудников, разрабатывать и понимать путь клиента (Customer journey map (CJM).
Для решения этих задач сегодня используются инструменты искусственного интеллекта, внедрение в процессы роботов и чат-ботов. Робот имеет ряд преимуществ, а стоимость его работы значительно ниже, что у оператора. Чтобы инструменты помогали увеличить показатели конверсии и поднять средний чек, нужно задать стандарт переговоров и контролировать соблюдение этих стандартов. Упростить этот процесс можно с помощью продукта „Контакт-центр“ от MANGO OFFICE. Это бизнес-приложение, созданное для отделов по работе с клиентами. Оно позволяет обрабатывать 100% заявок без потерь, а работа операторов полностью контролируется. Решения от компании можно интегрировать выборочно, под индивидуальный запрос или комплексно с автоматизированными системами: Битрикс24, Мегаплан, amoCRM и другими. Контролируются продажи с помощью речевой аналитики.
Чат-боты также будут полезны для развития бизнеса. Они быстро решают потребности клиентов и не перегружают операторов. Кроме того, чат-бот позволяет компании взаимодействовать с клиентом в режиме 24/7, что способствует росту лояльности к бренду.
Руководитель дирекции привлечения и развития продаж ПАО „БАНК УРАЛСИБ“ в г. Самаре Светлана Ковыршина раскрыла возможности партнерства малого и среднего бизнеса с банком.
„Банк работает по принципу „Все или ничего“: все для предпринимателей и ничего лишнего. В нашем банке доступны решения для любого бизнеса по любым видам операций. Например, клиенты могут подключиться к торговому эквайрингу на выгодных условиях по льготной ставке от 0,59%. Скрытые комиссии в тарифе отсутствуют. Эквайринг для интернет-магазинов в рамках продукта „Выгодное решение“ помогает бизнесу не только безопасно проводить онлайн-платежи, но и увеличивать прибыль. Принимать платежи можно даже со страниц компании в социальных сетях, а ставка по тарифу от 0,7%, без комиссий за подключение и без абонентской платы. Относительно новый для регионального рынка продукт „Обратный эквайринг“ создан для безналичных расчетов с поставщиками — физическими лицами. Также мы готовы выдавать банковские гарантии компаниям, работающим по контрактам. Ставка в этом случае будет составлять от 1,5%.
В группу „УРАЛСИБ“ входит лизинговая компания „Интерлизинг“. Приобретение техники и оборудования в лизинг особенно интересно в нынешних условиях. Вы можете развивать бизнес и обновлять фонды, не изымая деньги из оборота компании. Для поддержки малого бизнеса у нас действует льготный лизинг колесной техники российского производства. В этом случае клиент может получить субсидию в 10% от стоимости транспортной техники. При покупке в лизинг сельхозтехники предусмотрен сезонный график выплат с одним платежом в год.
Ряд предложений банка позволяет сэкономить на расчетно-кассовом обслуживании, и даже заработать, размещая средства на депозитах по ставке до 19%. Для новых клиентов мы дарим три месяца бесплатного обслуживания. Еще одна акция предполагает отмену комиссий по переводам до конца 2024 года.
В „УРАЛСИБе“ действуют программы льготного кредитования с господдержкой, в том числе совместно с Корпорацией МСП. Помимо этого, разработаны несколько сервисом для бизнеса: по регистрации юридических лиц, онлайн-бухгалтерии, облачным кассам, сервис „белый бизнес“, сервис проверки контрагентов и физических лиц, доработка и создание сайтов.
Директор Центра корпоративного развития СГЭУ, директор Центра делового обучения „Persona Z“ Елена Яшина-Ахундова рассказала о том, как бренд может стать ресурсом для развития бизнеса. „Бытует мнение, что малому и среднему бизнесу бренд не нужен. Тем более, оценить бренд компаний сегмента МСБ слишком затратно. Однако в действительности это один из немногих ресурсов, которые предприниматели могут использовать самостоятельно для развития компании. В современном мире если компания не формирует собственный бренд, то ее как будто бы нет.
Брендинг основан на трех компонентах: позиционировании, формировании репутации и символизме компании. Репутация является самой дорогой частью бренда.
Развивая бренд, компания решает несколько задач: эффективнее взаимодействует с аудиторией, с сотрудниками и партнерами, наращивает капитализацию и увеличивает лояльность.
Ключевой характеристикой бренда должна быть понятная полезность для потребителя. В личном бренде также важно, чтобы он опирался на личную ответственность бизнесмена. Кроме этого, перспективный бренд опирается на образ будущего, лучше, если большого будущего. Если даже запланированное будущее не будет достигнуто, люди за вами потянутся и вы сделаете что-то важное. Потребители оценят, когда, при покупке продукта компании, они попутно реализуют свои ценности и развиваются, и это обеспечивает бренд“, — констатирует Елена Яшина.

Субъекты малого и среднего предпринимательства являются ключевым драйвером отечественной экономики. Новая экономическая реальность спровоцировала изменения в бизнес-среде. В текущих условиях компании ищут наиболее эффективную точку роста и привлечения новых потребителей, одновременно сталкиваясь с новыми проблемами и вызовами. На конференции ИД «Коммерсантъ-Волга» поговорим про развитие цифровизации бизнеса, укрепление собственного бренда, актуальные инструменты для бизнеса и др.

Поделиться:
26 сентября Четверг

Зарегистрируйтесь для участия

Свяжитесь с нами