Layer 1

Круглый стол «Развитие ритейла Самарской области в новых условиях»

29 января 2025 Среда
Бизнес
Место проведения: Lotte Отель Самара, ул. Самарская, 110, г. Самара
Время: 9:30 - 10:00 – Регистрация. Приветственный кофе
10:00 – 12:00 – Круглый стол
Круглый стол «Развитие ритейла Самарской области в новых условиях»

Ретейл: потенциал роста не исчерпан

Оборот розничной торговли в Самарской области за три квартала прошлого года увеличился на 9,7% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Однако не исключено, что в 2025 году рост сегмента замедлится. Причиной может стать высокий уровень инфляции. Как будет менять потребительский спрос в продуктовом ретейле?
Как торговые сети адаптируются к дефициту кадров на рынке труда? Насколько активно местные производители продуктов питания сотрудничают с федеральными игроками? Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола «Развитие ретейла Самарской области в новых условиях». Организатором мероприятия, состоявшегося 29 января, выступил издательский дом «Коммерсантъ-Волга» при партнерстве с федеральной розничной сетью «Магнит».

Модерировала беседу руководитель бизнес- направления радиостанции «Комсомольская правда», начальник управления по связям с общественностью и рекламе СГЭУ Ольга Пастернацкая.
«В Самарской области, как и по всей России, по данным Центробанка, продолжается рост заработных плат, спровоцированный дефицитом рабочей силы. Это стимулирует потребительскую активность населения. В рамках круглого стола мы обсудим важную тему продовольственного ретейла и взаимодействия торговых сетей с местными производителями сельхозпродукции», — уточнила Ольга Пастернацкая.
Министр промышленности и торговли Самарской области Денис Гурков сообщил, что за 11 месяцев 2024 года динамика потребительского спроса составила 109,7% к аналогичному периоду 2023 года. «Из-за дефицита кадров рост доходов населения по-прежнему будет расти, что будет поддерживать высокий спрос. Кроме того, на увеличение оборота торговых сетей продолжит влиять рост цен на продукты питания. Среди актуальных трендов в розничной торговле отмечу перераспределение спроса в сегмент электронной коммерции. Этому способствует открытие крупных распределительных центров на территории региона. Также в структуре потребительских предпочтений наблюдается увеличение доли непродовольственных товаров.
Министерство организует регулярные торгово-закупочные сессии, в которых участвуют представители ретейлеров и областных производителей. В рамках таких сессий фермеры получают информацию о том, как работать с торговыми сетями. Это позволяет упростить производителям вход на полки федеральных сетей. Например, в феврале мы организуем торгово-закупочную сессию с участием „Магнита“ и около 20 фермерских хозяйств. Еще одна эффективная мера — создания агрегаторов, которые помогают небольшим производителям выполнять требования ретейлеров по входу», — констатирует Денис Гурков.
Директор Волжского округа розничной сети «Магнит» Роман Кондраков подтвердил смещение потребительской активности в сторону интернет-торговли. «Объем выручки в сегменте e-commerce ежегодно увеличивается примерно на 50%. „Магнит“ с 2023 года также развивает собственный маркетплейс „Магнит Маркет“, созданный на базе приобретенного нашей сетью магазина Kazan Express. Если в 2023 году у маркетплейса действовало 55 пунктов выдачи в Самарской области, то к началу 2025 года их число увеличилось до 360 за счет открытия точек в наших магазинах. В рамках этого же тренда меняются модели поведения потребителей. Товары длительного хранения все чаще покупаются онлайн.
Одновременно мы отмечаем увеличение доли доставки в общем объеме продаж. В отдельных магазинах ее доля достигает 10%.
Еще одним актуальных трендом является рост числа домохозяйств, состоящих из одного или двух человек. В крупных городах доля таких домохозяйств приближается к 40%, в Самаре пока составляет около 27%. Это, в свою очередь, влияет на потребительские предпочтения. Становится востребована фасовка меньшего веса, увеличивается спрос на готовую еду. В потреблении алкоголя уменьшается доля вина, доля пива увеличивается на 20% в год», — перечисляет Роман Кондраков.
Также спикер рассказал о том, насколько широко представлена в «Магните» продукция местных производителей. «Мы сотрудничаем с 111 поставщиками из Самарской области. Они реализуют в торговой сети около 2 тыс. наименований товаров: хлебобулочные, молочные, кондитерские изделия, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, бытовую химию. В целом, стать поставщиком „Магнита“ несложно, при соблюдении требований законодательства и регламентов. Сам процесс заключения договора может занимать до 60 дней», — утверждает Роман Кондраков.
Врио первого заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Евгений Афанасьев отметил, что производители области закрывают потребность в зерне на 182%, в картофеле и овощах — на 77 и 69%. «Чуть хуже ситуация с производством мяса и молока. Потребность в этих продуктах закрывается с помощью поставок из других регионов. Министерство предлагает комплекс мер поддержки для инвесторов в таких отраслях аграрно-промышленного комплекса. В первую очередь, это предоставление грантов и субсидий сельскохозяйственным товаропроизволителям. Меры поддержки позволяют снижать затраты на текущую деятельность.
Сегодня вопрос выхода небольших фермерских хозяйств в торговые сети не является большой проблемой. Ключевое требование для поставщиков в ритейле — стабильное качество. Если хозяйство это требование выполняет, то попасть на полки в магазины реально. Кроме того, фермеры нередко реализуют свою продукцию через собственные интернет-магазины, что зачастую более удобно для них самих, так и для потребителей», — подытожил Евгений Афанасьев.
Представители местных производителей продуктов питания в ходе круголого стола озвучили ряд предложений, касающихся сотрудничества с торговыми сетями.
Заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области Евгений Сорокин пояснил, как в регионе внедряются системы маркировки пищевой продукции. «Государственная стратегия в перспективе предусматривает обязательную маркировку всех групп промышленных товаров. Цель маркировки — повысить прозрачность рынка, предотвратить поступление контрафактной продукции. В частности, уже много лет такая система действует для производителей табачной продукции, поэтому практика здесь уже выработана. Маркировка позволяет отслеживать реализацию каждой упаковки от склада производителя до потребителя. Сегодня система действует для большей продуктов питания: молочной продукции, питьевой воды, пива, консервов и других. Маркировка предполагает обязательное наличие специального оборудования и введение у поставщика электронного документооборота. В некоторых случаях, фермеры, действительно, испытывают трудности с внедрением программного обеспечения и настройкой оборудования. В самих торговых сетях нарушения при реализации маркированной продукции фиксируют редко. В прошлом году был введен режим „разрешительной кассы“. Таким образом, кассир самостоятельно принимает решение о продаже маркированного товара с истекшим сроком годности. После ввода в системе резко уменьшилось число таких нарушений среди крупных торговых сетей», — констатирует Евгений Сорокин.
Генеральный директор ООО «Арсенал атлета» Юрий Кузнецов поделился опытом поставок продукции в крупные торговые сети. «Зачастую небольшие региональные компании стремятся сотрудничать именно с федеральными ретейлерами. Однако это может быть связано с определенными трудностями. Если доля поставляемой в сеть продукции окажется высокой, а спрос на продукцию будет низким, то любая задержка платежей грозит компании рисками и банкротством. То есть, заход в сеть не является панацеей и гарантией рентабельности.
Сегодня компании не могут игнорировать тренд на усиление онлайн-торговли. Более того, здесь может возникнуть проблема, что маркетплейсы отбирают часть целевой аудитории у торговых сетей. Это связано с тем, что производитель не способен влиять на конечную стоимость товара в марктеплейсе. С учетом скидок, устанавливаемых маркетплейсами, цена иногда оказывается ниже себестоимости. Это ломает всю ценовую модель производителя. Решением для нас стало разделение торговых марок по каналам сбыта. Часть их них мы реализуем исключительно в онлайне, часть — только в торговых сетях», — резюмировал Юрий Кузнецов.
В заключении встречи участники круглого стола затронули тему нехватки кадров, особенно острую как для АПК, так и для торговых сетей. Роман Кондраков раскрыл, как в «Магните» адаптируются к ситуации.  «В первую очередь, работодатели конкурируют за сотрудников благодаря заработной плате. Помимо этого, мы применил и другие решения для улучшения условий труда. Например, провели ревизию процессов и регламентов внутри компании. Это позволило уменьшить объем рутинной работы. Эффективным оказалось внедрение в работу систем искусственного интеллекта, что опять же помогло автоматизировать многие процессы. Помимо этого, мы расширил возможность трудоустройств для некоторых групп населения, в том числе подростков от 14 лет», — комментирует Роман Кондраков.
Операционный директора Волжского округа по большим форматам сети «Магнит» Роман Ветчинкин дополнил, за счет каких каналов компания привлекает сотрудников. «В прошлом году мы начали работать с Самарским торгово-экономическим колледжем по федеральной программе «Профессионалитет». Благодаря этому, мы получили возможность обучать и набирать студентов на производственную практику с последующим трудоустройством. Многие студенты могут совмещать учебу и работу. За минувший год в наших магазинах производственную практику студенты проходили более 200 раз. Около 30 % студентов решили продолжить работу и трудоустроились. Сейчас мы намерены активнее привлекать людей с ограниченными возможностями здоровья. Эта категория зачастую обладает более сильной мотивацией и работает с высокой производительностью. Мы уже трудоустроили около 30 сотрудников на должности кассиров, обеспечив им специальные условия работы в соответствии с требованиями законодательства», — подчеркнул Роман Ветчинкин.

В 2022–2024 годах российскому ритейлу удалось справиться с вызовами беспрецедентного экономического кризиса, обеспечив бесперебойные поставки на полки магазинов и не допустив «вымывания» товаров. Ритейл — это одна из самых быстрорастущих отраслей в экономике Самарской области. Несмотря на это, сегодняшнее состояние рынка вызывает у многих специалистов множество вопросов и опасений. Какие изменения произошли в розничной торговле в 2024 году? Какие новые риски для ритейлеров несет наступающий 2025 год? Как развиваться, а не выживать в условиях санкций, ухода западных брендов и падения покупательского спроса?
Формат «круглого стола» — это отличная возможность для представителей отрасли обмениваться опытом, разделять знания, обсуждать наиболее актуальные вопросы и разрабатывать совместные решения для уменьшения издержек и улучшения результатов.

Поделиться:

Программа

29 января Среда

Свяжитесь с нами