Бизнес-дискуссия «Ретейл 2024: точки опоры и возможности»
Ваш бренд уже не ваш
Предприниматели и эксперты обсудили проблемы защиты бизнеса от недобросовестных конкурентов
С развитием интернет-торговли и маркетплейсов все более стала разрастаться и недобросовестная конкуренция. Технологии позволили недобропорядочным предпринимателям легко копировать чужую интеллектуальную собственность и развивать свой бизнес за счет чужих достижений, идти на прямой обман покупателей. О проблемах развития ритейла и о том, как избавиться от угрозы обмана и в то же время защитить свой бренд и свою интеллектуальную собственность, 6 марта ульяновские предприниматели говорили на бизнес-дискуссии, организованной Издательским домом АО «Коммерсантъ-Волга». Гости и спикеры встречи — Дмитрий Русаков, руководитель группы защиты брендов (эксперт в области защиты интеллектуальной собственности в сети интернет, специализируется на блокировке контрафактных предложений на торговых площадках, веб-сайтах, в социальных сетях), юридическая фирма «Городисский и партнеры» (Москва) — крупнейшей и старейшей юридической фирмы в области интеллектуальной собственности, а также патентный поверенный юридической фирмы «Городисский и партнеры» Дмитрий Семихвостов (специализируется на защите интеллектуальной собственности и сделках с ней).
В последние годы, особенно после начала пандемии ковида, бизнес стал особенно активно осваивать интернет, переходить на онлайн-торговлю, и вскоре стало понятно, что вместе с этим стала развиваться недобросовестная конкуренция, и возникла высокая потребность в защите интеллектуальной собственности и авторских прав, отметил на встрече Дмитрий Русаков. Шесть лет назад наша фирма начала разрабатывать собственную автоматизированную платформу по мониторингу нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности в интернете — Gorodissky IP Security. В качестве примера Дмитрий Русаков привел ситуацию с предпринимательницей, которая обратилась к их компании. У нее в Москве салон красоты, официальный сайт, активно развивающийся бизнес, зарегистрировано два товарных знака. Но когда группа провела мониторинг в интернете, оказалось, что около 150 сайтов используют ее товарный знак либо в наименовании своих сайтов, либо в названиях своих клиник.
Одно из частых нарушений, отмечает господин Русаков, — когда товарный знак используется в доменном имени, хотя также часто недобросовестные предприниматели используют и другие товарные знаки — изображение, какие-то известные фразы, которые уже были на самом деле кем-то зарегистрированы (оказывается, например, в качестве товарного знака даже было зарегистрировано название шубы с фразой из фильма «Брат-2» «Мальчик, водочки нам принеси!»).
В то же время, отмечает он, в 90% случаев люди даже не знают, что используют чей-то товарный знак. И так они, если не заботятся о своем товарном знаке и не проверяют наличие подобного товарного знака у других, могут оказаться в очень неприятном положении, когда по требованию правообладателя их ресурс может быть заблокирован.
Вслед за развитием онлайн-торговли в сферу продаж буквально хлынул контрафакт, а это большая проблема для государства, отмечает глава группы защиты брендов. Появление и развитие маркетплейсов привело к тому, что помимо добросовестных продавцов туда стали переходить и производители контрафактной продукции, поскольку работа с многофункциональной платформой электронной коммерции оказалась значительно выгоднее создания, раскрутки и поддержания своего сайта, решения собственных проблем с логистикой. Но этими же маркетплейсами тут же начали пользоваться и контрафактники. И правообладателям стало значительно труднее бороться с контрафактом, потому что на той же странице маркетплейса рядом располагаются альтернативный вариант с тем же названием и изображением, но который стоит значительно дешевле. Фактически сам маркетплейс, сам того не подозревая, подталкивает покупателя, доверяющего электронной торговой площадке, к покупке контрафакта. «Делается очень хитро: продавец покупает один экземпляр легальной продукции, предоставляет маркетплейсу документы на легальную продукцию, а фактически затем продает контрафакт, а плашка его продукции на маркетплейсе висит вечно, и требуется немало усилий, чтобы доказать, что это контрафакт», — отмечает Дмитрий Русаков. Чтобы максимально ускорить процесс борьбы с контрафактом, группа защиты брендов «Городисский и партнеры» максимально автоматизировала претензионную работу, позволяющую подавать жалобы и информировать о нарушениях. Впрочем, добавил Дмитрий Русаков, не покупатель в первую очередь должен заботиться о защите от контрафакта (он вообще не должен об этом думать), а правообладатели и сама элктронная площадка. По его словам, в разных сферах электронных продаж процент контрафакта разный, но, к примеру, в косметике, на основании дел, которыми занималась компания, доля контрафакта достигала 40-50%. В среднем же по всему потоку товаров на маркетплейсах компания отмечает долю контрафакта в размере 25-30%. В то же время прямое мошенничество на маркетплейсах не прижилось — с ним активно боролись, и оно перекочевало обратно на мошеннические сайты. «Но теперь, когда мы стали блокировать сайты недобросовестных продавцов, очень большой процент мошенничества стал наблюдаться в Telegram, где заблокировать мошенников гораздо трудней», — поясняет Дмитрий Русаков. По его словам, размеры компенсаций при доказанном случае предоставления контрафактной продукции могут достигать миллионов рублей, по словам Дмитрия Русакова. В связи с этим у предпринимателей возник вопрос, как быть, «чтоб не попасть под наказания, штрафы и компенсации», когда им предлагаются различные варианты участия в торговле и продвижении товаров — от обучения до франшизы. Выход один, считает Дмитрий Русаков: при подозрении на контрафакт отказываться от него.
Впрочем, о том, как защитить себя при франшизе и сделать ее сильной и продаваемой, рассказал уже патентный поверенный юридической фирмы «Городисский и партнеры» Дмитрий Семихвостов: «Чтобы занять достойное место на рынке, всегда необходимо найти какую-то свободную нишу, что-то новое, уникальное, что давало бы бизнесу конкурентное преимущество. И, подбирая нишу и нужный бренд, вы создаете результат интеллектуальной деятельности. И ее надо зарегистрировать, потому что иначе завтра им пользуются абсолютно все». По мнению господина Семихвостова, чтобы иметь исключительное право на объекты своей интеллектуальной деятельности, в Роспатенте необходимо зарегистрировать товарный знак (он обязательно входит в договор франшизы, в него входят и название, и слоган, которые обязательно должны быть оригинальны и охраноспособны), промышленные образцы (это может быть и дизайн сайта, и интерьер помещения, и дизайн мебели, и форма сотрудников, и внешний вид меню — все, что выделяет вас на фоне конкурентов и делает деятельность уникальной), технические решения (например, меню с дополненной реальностью, или автоматизированная система обслуживания), и документация (ноу-хау — известная только вам информация, рецептура изготовления продукта).
Есть еще одно понятие интеллектуальной собственности — это объекты авторского права. Особенность в том, что само авторское право не регистрируют. Но в этом и проблема, поскольку в случае судебного разбирательства придется самостоятельно предъявлять доказательства своего авторства. В то же время ничто не мешает автору предъявлять через суд требования компенсации за нарушение авторских прав.
Участников встречи интересовали больше не отношения с внешними нарушителями авторских прав, а проблемы во внутренних отношениях в компании. Например, как компании обезопасить себя, поручая своему сотруднику разработку логотипа, слогана и т. д. Главное, отвечает Дмитрий Семихвостов, прописать такие обязанности в трудовом договоре либо в должностной инструкции, тогда права на произведение будут принадлежать компании. Правда, в этом случае придется либо установить заранее расценки на оплату объектов интеллектуальной собственности, либо оговаривать стоимость конкретной работы отдельным договором. В противном случае конфликт может грозить судом. Если же объект интеллектуальной собственности создан руководителем компании, в обязанности которого это не входит, ему есть смысл заключить соответствующий договор с владельцем компании, чтобы оговорить условия использования авторского права и защитить на будущее свои интересы, уточняет господин Семихвостов. «Как все-таки заблаговременно зафиксировать свое авторское право, если его зарегистрировать невозможно?» — интересуются участники встречи. Дмитрий Семихвостов предлагает надежный вариант: для этого можно использовать систему депонирования, обращаясь к соответствующей юрфирме, работающей в сфере защиты авторских прав, с просьбой взять объект авторского права на хранение и получив соответствующее свидетельство от компании. «Это свидетельство также принимается судом в качестве доказательства. Но самое лучшее — хранить все эскизы и наработки», — добавил господин Семихвостов.
Модератор встречи, уполномоченный по защите прав предпринимателей Ульяновской области Екатерина Толчина предложила чаще обсуждать проблемы, волнующие предпринимателей и нарастающие с новыми вызовами времени, отметив, что «безопасная среда для наших предпринимателей — это главная задача».
Адаптивность в 2023 году стало главным словом для российского ретейла. В 2024 году тенденция продолжится: торговые сети будут проявлять чудеса адаптивности, искать новых поставщиков и рынки сбыта, расширять и обогащать программы лояльности для потребителей, минимизировать издержки логистики.
Аналитики уверены, что доля онлайн-продаж будет расти. Так, по итогам трех кварталов 2023 года она превысила показатель прошлого года на 23% (данные АКИТ). Причем вклад в этот рост стали активно вносить и российские регионы, а не только столичные города.
Как ретейлеры будут бороться за кошельки покупателей? Какие «фишки» по увеличению спроса будут придумывать? Что поможет им оптимизировать издержки, избежать дефицита и взрывного роста цен? Как ИИ изменит торговый бизнес в 2024?
Вопросы для обсуждения
- Развитие международного бизнеса как важный приоритет.
- Как развиваться, а не выживать в условиях санкций, ухода западных брендов и падения покупательского спроса?
- Комплексный подход к продвижению бизнеса.
- Аналитика от крупной розничной сети: анализ рынка Поволжья. Инструменты для улучшения взаимодействия с поставщиками.
- Перспективы и вызовы логистики и складского сегмента.
- Выход на новые рынки и развитие новых форматов.
- Ретейлер и искусственный интеллект: какие технологии будут востребованы в 2024 году и как они изменят рынок?
- Кейсы успешных предпринимателей.
- Как ретейлерам выстраивать работу с контрагентами на благо клиентам.
Программа мероприятия
-
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Ульяновской области, председатель Ульяновского регионального отделения «Деловая Россия»
-
Региональные меры поддержки малого и среднего бизнеса: новое в 2024 году
Министр экономического развития и промышленности Ульяновской области
-
«Использование современных методов цифровизации в борьбе с контрафактом в Интернете»
Руководитель группы защиты брендов («Городисский и Партнеры», Москва)
-
«Как сделать франшизу сильной и продаваемой?»
Патентный поверенный юридической фирмы «Городисский и Партнеры»
-
Инфраструктура для ритейла: основные принципы качественной коммерции в жилых комплексах
Коммерческий директор девелоперской компании «Альянс-Менеджмент», эксперт рынка недвижимости, г. Самара