Layer 1

Бизнес-дискуссия «Ретейл 2024: точки роста для развития инвестиционного потенциала региона»

26 марта 2024 Вторник
Бизнес
Место проведения: Lotte Отель Самара, ул. Самарская, 110, г. Самара
Время: 10:00–12:00
Бизнес-дискуссия «Ретейл 2024: точки роста для развития инвестиционного потенциала региона»

Ретейл: опережающий фактор

Оборот розничной торговли в России растет опережающими темпами, оставаясь одним из драйверов развития экономики. При этом ретейлерам приходится оперативно адаптироваться к экономическим изменениям. Как участники рынка будут бороться за кошельки покупателей? Что помогает им оптимизировать издержки, избегать дефицита и взрывного роста цен? Эти и многие другие вопросы обсудили участники бизнес-дискуссии «Ретейл: точки роста для развития инвестиционного потенциала региона». Встреча, организованная ИД «Коммерсантъ-Волга», состоялась в Самаре 26 марта.

Модератором дискуссии стала бизнес-коммуникатор, трекер, руководитель бизнес-сообщества «Топ-менеджер. Волга», председатель комитета по инвестициям и инновациям Самарского регионального отделения «Опора России» Наталья Медведева.

По ее словам, последние два года участникам рынка розничной торговли пришлось приспосабливаться к меняющимся экономическим условиям. «Трансформация отрасли продолжится и в нынешнем году. В ходе сегодняшней дискуссии обсудим, как ретейлеры находят новых поставщиков и рынки сбыта, перестраивают логистику, а также оптимизируют деятельность с помощью различных инструментов и технологий», — подытожила она.
Руководитель проекта «Аврора Молл» и модного пространства «Ладья» Ирина Михайловская рассказала о ключевых трендах ретейла. Эксперт напомнила, что сегодня отрасль переживает период глобальных трансформаций. «Меняются предпочтения потребительского спроса, привычки и ориентиры. У потребителей складывалось мнение, что после ухода из России привычных брендов покупать товары стало негде. Это привело к снижению посещаемости торговых центров, причем пострадали и оставшиеся на рынке игроки. Замена ушедших брендов произошла не сразу: российские производители не были готовы сразу заместить иностранные. Новым партнерам из дружественных стран также потребовалось время, чтобы зайти на рынок. Не секрет, что многие иностранные компании изменили название и продолжили работу в России, но и им пришлось заново организовывать логистику. У части брендов под новыми логотипами продажи снизились до 50%. И так как большинство договоров с такими компаниями заключено на чистом % с товарооборота, то девелоперы сейчас с радостью отдают освободившиеся площадки в лучших локациях российским брендам, показатели продаж которых гораздо лучше. Таким образом, кризис стал временем возможностей для отечественных компаний. На рынке появляются новые российские бренды. Разумеется, пока они испытывают проблемы с узнаваемостью и только зарабатывают лояльность покупателей. Новым игрокам нужно научиться понимать потребительские предпочтения, завоевать любовь клиентов и за это время просто не закрыться», — констатировала Ирина Михайловская. Также она поделилась опытом работы с ретейлерами в ТЦ «Аврора Молл». «С весны 2022 года в объекте вакантными стали до 30% площадей, но через год их доля сократилась до 5%. Несмотря на это трудное время, мы провели полный реконцепт комплекса, обновили его интерьеры, усилили концепцию. ТЦ особое внимание уделяет развитию местных производителей: открыли шоу-рум самарских дизайнеров „Наши“, а также „Аврора Молл“ проводит в данный момент региональный конкурс профессионального мастерства „Топ-дизайнер“», — отметила спикер.

Управляющая пространства «Наши» Екатерина Калячкина на примере кейсов объекта осветила тему fashion-ретейла. «Пространство находится в ТЦ „Аврора Молл“. Оно появилось по итогам проекта „Территория моды“, организованного при поддержке правительства Самарской области. Напомню, в проекте участвовали многие региональные производители и дизайнеры. Тогда стало очевидно, что в регионе работает множество предпринимателей, имеющих собственное швейное производство и штат сотрудников. В пространстве „Наши“ мы стремились показать, что легкая промышленность в области развивается, а продукция не уступает иностранным брендам. Конечно, в начале работы нам пришлось столкнуться с рядом проблем. Например, коллекции дизайнеров не предусматривали офлайн-аудиторию, поэтому мы не понимали даже, как делать развеску одежды. Нам пришлось учиться создавать мерч коллекций. Была проведена большая работа и с дизайнерами, чтобы у них сложилось понимание по параметрам коллекций: размерной сетке, количеству и презентации моделей. Такая работа принесла результат: мы сформировали лояльную аудиторию, а средний чек повысился. Почти за два года работы пространство стало значимым участником fashion-рынка. Мы участвовали во многих выставках и показах. Наконец, событием 2023 года стала первая годовщина пространства „Наши“», — утверждает Екатерина Калячкина.

Региональный директор Самарского офиса ПСБ Виталий Белоцкий рассказал о финансовых инструментах, позволяющих предприятиям розничной торговли, в том числе в сегменте e-commerce, оптимизировать внутренние процессы, сократить издержки и повысить выручку. Как отметил эксперт, со стороны бизнеса растет спрос на платежные сервисы, такие как эквайринг, в том числе по технологии SoftPOS, а также расчеты по QR-коду. «В ПСБ предпринимателям доступна широкая тарифная линейка, позволяющая бизнесу выбрать наиболее комфортный вариант подключения эквайрингового обслуживания в зависимости от оборота, сферы деятельности и других факторов. В дополнение к услуге эквайринга наши клиенты могут подключить сервис, который позволяет производить зачисление эквайринговой выручки на расчетный счет до трех раз в день. В 2023 году ПСБ установил региональному бизнесу более 1000 POS-терминалов для оплаты, а объем платежей, проведенных через все POS-терминалы ПСБ в Самарской области, за год вырос на 246% в сравнении с 2022 годом, что говорит о желании клиентов торговых точек использовать банковские карты вместо наличных. Также у самарских предпринимателей растет спрос на сервис „ПСБ Бизнес Пей“, который позволяет принимать платежи с помощью смартфона по технологии SoftPOS. Продавцу достаточно установить на смартфон с поддержкой NFC специальное приложение, и покупатель сможет оплатить приобретаемый товар или услугу банковской картой, просто прислонив ее к смартфону продавца, или по QR-коду, считав его с экрана своим гаджетом», — добавил Виталий Белоцкий.

Спикер также отметил, что в Самарской области растет популярность расчетов именно по QR-коду, так как это выгодно и покупателям, и торговым точкам: «За 2023 год число таких операций в самарском офисе ПСБ выросло в 3 раза по сравнению с 2022 годом, а общая сумма транзакций — в 5 раз».

Помимо транзакционных продуктов в ПСБ ретейлерам доступно кредитование как по собственным программам банка, доступным в том числе онлайн, так и по программам господдержки. ПСБ является проводником ключевых федеральных и региональных инициатив для бизнеса — это и льготное кредитование по линиям Минэкономразвития и Минсельхоза РФ, и инструменты «зонтичного» поручительства Корпорации МСП, и займы под поручительство Гарантийного фонда Самарской области, и промышленная ипотека.

Региональный директор розничной сети SimpleWine Татьяна Сорокина раскрыла в своем выступлении принципы экспансии в сфере ретейла. Экосистема Simple Group включает 12 брендов. В компаниях группы работают 2600 человек.
Выбирая локацию в SimpleWine обращают внимание на ряд критериев: население города, средний доход, объем рынка, существующую долю рынка продукции, количество торговых точек на душу населения. «Для развития мы рассматриваем площади в жилых комплексах классов комфорт плюс, бизнес и премиум. Также сеть развивается за счет открытия точек в ТЦ с целевым трафиком, в фудмоллах (рынках). Учитывается соседство с релевантными арендаторами, потоки трафика и наличие паркинга. Наконец, важны характеристики самого помещения: площадь, состояние, возможности для наружной рекламы», — прокомментировала Татьяна Сорокина.

Руководитель проектов компании MANGO OFFICE Владимир Николаев рассказал о каналах коммуникаций в ретейле. Он выделил три основных вектора развития электронных продаж. Это усиление конкуренции за внимание покупателей, укрепление позиций за счет разных каналов коммуникаций и снижение расходов на привлечение клиентов (CPL). «Телефонные звонки остаются ключевой формой обращений в электронных продажах. Их доля в общем объеме обращений превышает 43%. Оптимизировать этот канал коммуникации помогают технологии облачной телефонии и внедрение голосовых и текстовых ботов. Они обеспечивают прозрачную метрику и аналитику всех обращений и могут быть интегрированы в основные системы торговой площадки. Продукты MANGO OFFICE работают в формате омниканальной платформы, то есть продажи ведутся в формате „одного окна“. Таким образом, обращения клиентов распределяются наиболее эффективно. В рамках продуктов ретейлер получает возможность речевой аналитики обращений, возможность запуска голосовых роботов и чат-ботов. Они могут выполнять сразу несколько функций: информировать клиентов, собирать обратную связь о качестве обслуживания», — пояснил эксперт. В качестве примеров Владимир Николаев привел кейсы нескольких компаний, внедривших продукты MANGO OFFICE.

В своем выступление бизнес-консультант, эксперт в области систематизации бизнеса, управления персоналом и продажами Надежда Сидоркина попыталась ответить на вопрос, от чего зависит успех магазина: от таланта продавца или от работающей мотивации. Эксперт предлагает предпринимателям работать по схеме «системного бизнеса». Такая схема предполагает, что управление ведется на основании цифровых показателей: финансовой модели, бюджетирования, отчетности подразделений. «Такая модель обеспечивает четкую организационную структуру. Всем сотрудникам понятно, кто чем занимается и за что отвечает. Полномочия и задачи должны быть прописаны в базе знаний и должностных регламентах. Также важны совместная работа отделов продаж и маркетинга, плюс система работы с персоналом. Она включает мотивацию, адаптацию, обучение и коммуникацию», — уточнила Надежда Сидоркина. Отдельно она остановилась на теме материальной мотивации персонала. Для того, чтобы такое поощрение для сотрудников было эффективным, мотивация должна быть конкретной, выраженной в цифрах, и прозрачной. Эксперт призвала избавляться в работе от «демотиваторов», нарушающих коммуникацию между сотрудником и руководителем. В числе таковых — отсутствие обратной связи о результатах работы, мелочный контроль, непоследовательность руководителя, невозможность карьерного роста внутри компании, публичная критика.

Инвестиционный консультант проекта «Жилые башни „Баланс Towers“ Елена Капитонова рассказала, как в объекте бизнес-класса будет реализована концепция „15-минутного города“ с коммерцией высокого уровня: „Идея предполагает, что все необходимое для жителей объекта находится в шаговой или „тапочной“ доступности. На первом надземном этаже стилобата предусмотрены комнаты „матери и ребенка“, санузлы и колясочные, а все три этажа стилобата займет и коммерция, в том числе „Центр заботы о себе „Баланс“. Это полноценное пространство для отдыха и быстрого получения необходимой услуги: бытовые и медицинские сервисы, коспортинг, корнеры, кофейни и детский городок. Чтобы обеспечить резидентов качественным локальным сервисом, а арендаторов — условиями для комфортной работы с высокой прибылью мы привлекли к проектированию федеральную консалтинговую компанию RRG. Эксперты разработали навигацию, предусмотрели отдельные входы в большую часть помещений, выделили часть из них в двухэтажные пространства с дополнительным доступом со внутреннего двора. Коммерция в „Баланс Towers“ — это не хаотично нарезанные офисные помещения, а продуманные и с точки зрения логистики и инженерных возможностей пространства. Поэтому мы готовы принять и медицинский центр и кофейню и фитнес-клуб», — перечисляет Елена Капитонова.

Адаптивность в 2023 году стало главным словом для российского ретейла. В 2024 году тенденция продолжится: торговые сети будут проявлять чудеса адаптивности, искать новых поставщиков и рынки сбыта, расширять и обогащать программы лояльности для потребителей, минимизировать издержки логистики.

Как ритейлеры будут бороться за кошельки покупателей? Какие «фишки» по увеличению спроса будут придумывать? Что поможет им оптимизировать издержки, избежать дефицита и взрывного роста цен? Как ИИ изменит торговый бизнес в 2024?

Поделиться:

Программа мероприятия

26 марта Вторник

Свяжитесь с нами