Бизнес-дискуссия «Цифровая и IT-сфера Самарской области в новой реальности. Проблемы и перспективы»

Регион погружается в цифровизацию
Эксперты обсудили преимущества и риски IT-технологий для бизнеса
Развитие отечественной экономики немыслимо без глобальной цифровизации. Разработка и внедрение IT-технологий является приоритетным проектом национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Как в Самарской области проходит цифровая трансформация? Что из IT-разработок наиболее востребовано в регионе? Какие меры поддержки существуют в Самарской области для IT-специалистов? Готова ли отечественная IT-отрасль предложить конкурентоспособный продукт в качестве альтернативы зарубежным сервисам? Эти и другие вопросы обсудили эксперты на бизнес-дискуссии «Цифровая и IT-сфера Самарской области в новой реальности. Проблемы и перспективы», организованной ИД «Коммерсантъ» в Самаре. Мероприятие прошло 17 марта в отеле Renaissance Samara при партнерской поддержке Mango Office, АО «ЭР-Телеком Холдинг» и Абсолют Банка.
Проблемы постпандемийного времени
Как отметил в начале бизнес-дискуссии ее модератор, директор института автоматики и информационных технологий Самарского государственного технического университета (СамГТУ) Николай Губанов, последние события в политике и экономике сделали решение вопросов цифровизации и внедрения в бизнесе IT-технологий особенно важным.
О связанных с этим проблемах рассказал заместитель председателя правительства Самарской области, руководитель департамента информационных технологий и связи региона Константин Пресняков. Он отметил, что в Самарской области представлены компании четырех сегментов отрасли: разработчики, обслуживающие зарубежный и российский рынок, а также интеграторы и телеком-операторы. После 24 февраля они столкнулись с новыми сложностями.
«Если до этого главной проблемой самарских компаний был кадровый вопрос, нехватка IT-специалистов, качество подготовки выпускников вузов, то сейчас это отошло на второй план. Сейчас во главе угла стоят вопросы, связанные со взаимоотношениями с клиентами. Компании, работающие на зарубежный рынок, столкнулись с отказами иностранных клиентов работать с русскими. Те предприятия, у которых не было зарубежных филиалов, вынуждены в спешном порядке открывать подразделения за рубежом, в странах Прибалтики, Грузии, Турции и так далее. Но здесь возникают проблемы со взаиморасчетами с клиентами, так как ранее на финансово-кредитный сегмент были наложены санкции», — сообщил эксперт.
По словам Константина Преснякова, сегодня некоторые иностранные клиенты готовы сотрудничать с компаниями из региона только при условии полного перевода на работу за рубеж их команды технической поддержки. Еще одним трендом становится релокация в другую страну разработчика из региона по собственной инициативе. Хорошим программистам для того, чтобы найти применение своим силам на рынке других стран, достаточно хорошо знать иностранный язык и иметь опыт создания продуктов. Он будет востребован за рубежом. Этот тренд отмечался и ранее, но сейчас связанный с ним процесс ускорился еще больше.
Те же компании, которые работают с клиентами из России в секторе крупного и среднего бизнеса, а также с госструктурами, сталкиваются с несвоевременной оплатой работ. А компании, работающие с физлицами за границей, испытывают проблемы с порядком оплаты. Кроме того, компании-юрлица, которые занимаются интернет-маркетингом и продвижением разработок на зарубежных рынках, не могут получить предусмотренные указом президента РФ от 2 марта по поддержке IT-отрасли преференции и льготы, потому что не проходят аккредитацию в Минцифры РФ.
Помимо прочего, большое количество предприятий занимается научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, доходы от которых не попадают под установленные профильным министерством критерии для аккредитации и включения в соответствующий реестр.
Также в регионе есть большой пласт компаний, которые работают над реализацией инновационных проектов на условиях привлечения грантового финансирования. У всех них при выделении грантового финансирования есть определенные требования к выполнению показателей. Сейчас компании-получатели грантов не могут спрогнозировать, каким образом они будут достигать установленных показателей, в частности, в области продаж, падение которых сейчас отмечается на рынке. Кроме того, у них возникают проблемы с продвижением продукта.
Государство обещает поддержку
Среди наиболее пострадавших представителей отрасли оказались IT-интеграторы, которые внедряют решения вендоров, наиболее востребованных на рынке.
«Зарубежные вендоры, представляющие решения, связанные с построением серверной инфраструктуры, сейчас ограничивают нам доступ как к своим сервисам, так и к аппаратному обеспечению. Интеграторы — люди, которые обладают компетенциями, связанными именно с этими продуктами и сейчас их работодатели стоят перед необходимостью либо переобучить людей, отправить в простой, либо сократить их, потому что неизвестно, когда вернется IBM, Cisco или Microsoft. На этих решениях, по сути, зиждется инфраструктура любого крупного предприятия», — сказал Константин Пресняков.
В связи с непростой ситуацией в отрасли, правительство РФ начало оказывать меры поддержки. 2 марта президент РФ подписал указ, который устанавливает для аккредитованных в реестре Минцифры компаний ряд преференций и льгот для поддержки IT-бизнеса. Речь идет о налоговых послаблениях, в том числе, снижении ставки налога на прибыль с 3% до 0%, установлении страховых отчислений в налоговую службу на уровне 7,6% для интернет-компаний и интеграторов и моратории на проведении всех проверок для бизнеса до конца года.
Что же касается преференций для сотрудников IT-отрасли, в настоящее время для них разработана программа льготной ипотеки, введен мораторий на призыв в армию для разработчиков в возрасте до 27 лет. Кроме того, установлен упрощенный порядок привлечения IT-специалистов, приезжающих в Россию из-за рубежа. Также предусмотрена поддержка грантового финансирования: правительство готово вкладывать еще большие деньги в развитие российского ПО.
В настоящее время власти работают над упрощением процедуры получения грантового финансирования. Минцифры планирует выстроить работу в этом направлении следующим образом: сначала проект будет защищаться и если его признают перспективным, специалисты приступят к формированию заявки.
Еще одной мерой поддержки, предусмотренной мартовским указом президента РФ, является закупка в государственном секторе отечественных программных и аппаратных решений. Перечень подзаконных правовых актов для воплощения этого указа в жизнь еще не подготовлен.
«Для качественного скачка в развитии сферы необходим план мероприятий грантовой поддержки. Он будет сильным подспорьем. Нужно также разработать программу, которая бы позволила оставаться в РФ специалистам с фундаментальными научными знаниями. Кроме того, зачастую IT-компании привлекают к работе у себя в штате по договору подряда или совместительству, в том числе, преподавателей вузов, обладающих соответствующими компетенциями и способных решать задачи. Такой симбиоз IT-компаний и вузов также позволит решить разные проблемы. Сейчас необходима интеграция в кластеры различных IT-компаний, потому что они предлагают разные решения, и синергия на их основе позволит создать хороший программный продукт. Самарская область имеет несколько кейсов подобных решений, созданных благодаря кооперации предприятий», — заключил Константин Пресняков.
Спрос на российские «облака»
Заместитель руководителя макрорегиона Поволжье по продажам MANGO OFFICE Сергей Патока рассказывает, что сегодня спросом у бизнеса пользуются комплексные облачные технологии. Высокую динамику рынка «облаков» обеспечивают сохраняющийся курс на оптимизацию издержек (в том числе на IT-инфраструктуру) и потребность в инструментах для удаленного и гибридного форматов работы.
Эксперт считает: тенденция связана с тем, что SaaS-решения относительно просты с точки зрения внедрения, удобны и гибки — именно это делает облачную платформу оптимальной как для небольших компаний, так и для крупного бизнеса с развитой филиальной структурой. Эта модель позволяет быстро и без особых стартовых затрат развернуть все необходимые программные сервисы в облаке.
В последние две недели в компании отмечают повышенный спрос клиентов на передовые отечественные разработки, которые позволяют российским компаниям не зависеть от сервисов зарубежных поставщиков и не беспокоиться о сохранности своих данных в случае возможных изменений (MANGO OFFICE — полностью российская компания, собственные разработки и сервисы которой сертифицированы и внесены в реестр российского ПО — прим. ред.).
Эксперт также подчеркивает, что облачные сервисы продолжают территориальную экспансию. Крупными хабами сегодня являются не только Москва и Санкт-Петербург, операторы и провайдеры облачных технологий усиливают присутствие в регионах, в том числе и в Поволжье.
«Одна из главных тенденций на рынке в целом и в нашем регионе в частности — рост спроса на комплексные облачные сервисы, которые позволяют бизнесу в режиме одного окна решать широкий спектр задач — от сквозной аналитики до коммуникаций с клиентами, — отмечает Сергей Патока. — Благодаря нашим продуктам клиент может полностью сосредоточиться на развитии бизнеса, а развертывание телеком-инфраструктуры мы возьмем на себя».
Так как многие компании до сих пор сохраняют удаленный и гибридный режимы работы, спросом пользуются инструменты для контроля эффективности дистанционных сотрудников. Наиболее востребованы речевая аналитика, позволяющая автоматизировать контроль содержания телефонных переговоров, и бизнес-аналитика, предоставляющая детальную статистику по средней продолжительности разговора, а также по количеству полученных и пропущенных звонков в виде наглядных отчетов.
Представитель компании отметил и возросший спрос на корпоративный мессенджер Mango Talker, который дает возможность все время быть на связи с клиентами и коллегами: проводить видеоконференции, общаться в личных чатах, мгновенно обмениваться сообщениями и файлами, быстро организовывать встречи, в том числе в распределенных командах. Мессенджер доступен как для мобильного приложения, так и для ПК.
Недавно компания запустила горячую линию по вопросам российских облачных сервисов для бизнеса. Проект создан, чтобы помочь компаниям подобрать отечественные решения для поддержания устойчивости бизнес-процессов. Эксперты MANGO OFFICE помогают разобраться в российских облачных технологиях, консультируют по их поиску и внедрению, разъясняют вопросы, которые особенно волнуют представителей крупного, среднего и малого бизнеса из самых разных отраслей в нынешнее время.
Кибербезопасность как неотъемлемый атрибут цифровизации
Азат Шайхутдинов, Руководитель проектов по защите промышленных систем «Лаборатории Касперского» рассказал, почему сегодня интерес к теме кибербезопасности растет в геометрической прогрессии. Опросы топ-менеджмента ведущих мировых компаний последних лет подтверждают, что риски информационной безопасности (ИБ) входят в топ пять глобальных рисков. Таковыми они останутся на ближайшее десятилетие минимум.
«Если говорить о нас как об одном из крупнейших мировых вендоров решений в сфере ИБ, эксперты „Лаборатории Касперского“ ежедневно выявляют в среднем 380 тысяч уникальных образцов вредоносного программного обеспечения, и эта цифра ежегодно растёт», — отметил эксперт.
Сегодня кибергруппы представляют собой организованные команды, обладающие большой экспертизой и достаточными ресурсами для совершения злоумышленных действий разной степени сложности. В последнее время основными целями наиболее сложных кибератак чаще всего становятся государственные органы, банки, промышленные предприятия. Речь идет, в том числе, о DDoS-атаках, сложных целевых атаках, атаках шифровальщиков-вымогателей.
В результате цифровизации размывается грань между технологическими и офисными сетями — все больше данных с производств передается по каналам связи в центры обработки, диспетчеризации, управления производством. А это значит, что если злоумышленники смогут пробраться в офисную сеть предприятия, то они могут добраться и до АСУ ТП (автоматизированных систем управления технологическим процессом). Это чревато технологическим авариями, остановкой производства, материальным ущербом и даже человеческими жертвами. Вопрос лишь в уровне квалификации злоумышленников и целях, которые они выберут в качестве объекта атаки. Поэтому важно уделять внимание защите промышленных систем автоматизации и использовать специализированные средства ИБ. «Лаборатория Касперского» одной из первых в мире создала свой центр экспертизы — Kaspersky Industrial Control Systems Cyber Emergency Response Team (кратко KICS Cert). Это глобальный проект, нацеленный на координацию действий производителей систем автоматизации, владельцев и операторов промышленных объектов, исследователей информационной безопасности при решении задач по защите промышленных предприятий. Опыт работы проекта и лег в основе решений «Лаборатории Касперского» для защиты индустриальных систем.
«Технологии постоянно меняются, риски растут, и компаниям приходится предпринимать соответствующие меры по защите своих активов и процессов. Наши продукты для защиты индустриальных систем (Kaspersky Industrial Cybersecurity) позволяют комплексно обезопасить предприятия от самых сложных киберугроз, обеспечить их бесперебойную работу и соответствие требованиям регуляторов. Это надёжные решения по защите конечных точек, признанные во всём мире системы обнаружения и реагирования на угрозы, целый ряд сервисов, повышающих эффективность ИБ-систем. Также одним из главных трендов кибербезопасности, которые сейчас активно развивает „Лаборатория Касперского“, является концепция кибериммунитета. Она предполагает создание систем, которые изначально на этапе разработки продуманы так, что будут защищены от основных киберугроз. Именно поэтому компания создала собственную операционную систему Kaspersky OS, которая позволяет создавать безопасные киберимунные ИБ‑продукты», — резюмировал Азат Шайхутдинов.
Операторы включаются в цифровизацию
Современные операторы связи и интернет провайдеры активно участвуют в цифровизации. Дом.ру Бизнес, входящий в структуру АО «ЭР-Телеком Холдинг» не исключение.
Компания не просто классический оператор, предоставляющий клиентам интернет и телефонию, но и имеет широкий спектр облачных решений и современных IT-продуктов.
«После изменения геополитической ситуации востребованы виртуальные центры обработки данных (ЦОДы) и защита от DDoS-атак. У нас есть специальная услуга по защите от DDoS атак для юридических лиц», — рассказал межрегиональный директор по B2B АО «ЭР-Телеком Холдинг» Александр Жданкин.
О ней подробно рассказал руководитель линейки продуктов информационной безопасности АО «ЭР-Телеком Холдинг» Андрей Телицын.
«Первое, что необходимо сделать, — это подключить профессиональный сервис защиты от DDoS-атак для канала с доступом в сеть интернет. Дополнительно рекомендуется установить современный универсальный шлюз безопасности, который обеспечит расширенную защиту, а также может иметь встроенный потоковый антивирус и различные средства выявления попыток атак. Он отделяет корпоративную сеть от интернета и защищает от большинства видов атак и угроз извне, а также выявляет и блокирует ситуации, когда ваша корпоративная сеть сама может являться источником атаки других ресурсов в сети интернет», — отметил эксперт.
Банки нацелились на «цифру»
Российский банковский рынок оказался одним из наиболее зрелых с точки зрения готовности к цифровизации. Онлайн-сервисы давно перестали быть хайповой темой и превратились в инструмент конкуренции и роста эффективности, считает руководитель Абсолют Банка в Самаре Алексей Ларгин. Кредитная организация активно применяет цифровые продукты.
«Существенную долю как в цифрового объемах бизнеса, так и в прибыли у нас занимает такой продукт, как банковские гарантии онлайн. В 2021 году Абсолют Банк выпустил более 109 тысяч банковских гарантий на общую сумму 64,6 млрд рублей. Объем гарантий на 20,5% превысил итоговую сумму 2020 года», — считает глава Абсолют Банка в Самаре.
Сейчас общерыночный тренд на цифровизацию банковских гарантий усиливается. В электронной форме все закупки становятся «прозрачными», простыми для анализа и контроля. Для малого бизнеса это означает уход от бумажной формы согласований и уменьшение сроков согласования. Сертифицированные электронные подписи, и фактический запрет на проведение госзакупок в бумажном виде однозначно работают на повышение надежности, упрощение процедур, идет экономия денег и времени. Использование квалифицированной электронной подписи выгодно еще и тем, что она позволяет участвовать в торгах дистанционно.
Именно цифровой формат работы с МСБ и сотрудничество с крупнейшими электронными площадками обеспечивают стабильный рост бизнеса Абсолют Банка в сегменте гарантий по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Сегодня каждая третья гарантия в рамках госконтрактов в России выдается Абсолют Банком.
«В розничном бизнесе у нас также есть успехи в развитии digital-сервисов. Основой для полностью цифровых продаж и обслуживания клиентов является мобильное приложение „Абсолют Online“. В нем легко и удобно дистанционно открывать новые вклады, зачислять деньги через Систему быстрых платежей (СБП), погашать ипотеку, в том числе досрочно, получать справки. По отдельным видам услуг доля онлайн-операций достигает 80% и более процентов», — говорит Алексей Ларгин.
В Абсолют Банке одним из самых быстрорастущих и популярных дистанционных сервисов остается Система быстрых платежей (СБП). Доля СБП-переводов у нас уже превысила 75% от общего объема р2р-платежей.
Доля ежемесячных платежей по ипотеке через цифровые каналы также достигла рекордного показателя — 72%. Интересно, что при частичном досрочном онлайн-погашении ипотечных кредитов этот показатель еще выше — почти 90%. Высокая доля дистанционных погашений жилищных кредитов у нас обусловлена удобством интернет-банка и мобильного приложения. Кроме того, мы выдаем клиентам для оплаты жилищных кредитов бесплатную карту для онлайн-переводов с карт других банков без комиссии.
Наиболее популярны онлайн-платежи среди молодых клиентов, и это вполне логично. Доля регулярных онлайн-платежей среди тех, кому меньше 25 лет, — более 80%, среди тех, кто не старше 35 лет — 75%, среди тех, кто старше 45 лет — более 50%.
В прошлом году самарцы стали чаще использовать такой продукт, как цифровые или виртуальные карты. Цифровая банковская карта — относительно новый продукт на рынке. Абсолют Банк запустил свою цифровую карту менее года назад. К началу марта 2022 года доля этих карт уже превысила 10%. Количество операций по ним тоже постоянно растет. Принципиальное отличие цифровой карты Visa Digital: она не имеет пластикового носителя. При этом она сохраняет почти все функции привычной банковской карты, кроме снятия наличных. Цифровую карту, в отличие от обычной, невозможно потерять, она полностью защищена от атак злоумышленников.
Абсолют Банк непрерывно тестирует новые цифровые сервисы. Поэтому в 2022 году их станет еще больше. Часть их уже успешно прошла пилотную фазу. Это цифровой факторинг, контрактное финансирование для участников госзаказа по 44/223ФЗ в режиме онлайн, «Овердрафт для МСБ» с кредитным лимитом до 30 млн руб., дистанционное открытие расчетных счетов для индивидуальных предпринимателей и юрлиц, а также инвестиционная платформа для состоятельных клиентов банка.
Безусловно пандемия значительно ускорила процесс цифровизации взаимодействия клиентов и банков. Это заметно как по растущей доле клиентов, использующих дистанционные сервисы, так и по инициативам Центробанка и других государственных институтов, активно предлагающих инновационные сервисы для самых разных категорий населения.
Часть банковских сервисов уже прочно ассоциируется с онлайн-каналами (интернет-банки, мобильные приложения). Это значительно упрощает клиентский путь и снижает нагрузку на офисы. Тем не менее, у разных кредитных организаций доля цифрового бизнеса будет разной. Влияют два фактора: различия в бизнес-модели банка и в клиентских сегментах.
Например, люди в возрасте 25-30 лет с большей долей вероятности предпочтут оформить виртуальную карту онлайн, чем люди 40-45 лет. Но если речь пойдет об ипотеке, то из-за специфики продукта доля онлайн-сделок будет существенно ниже, чем доля виртуальных карт — даже среди тех, кому 25-30 лет.
Что же касается отражения цифровой трансформации на количестве физических отделений в банках, здесь многое зависит от того, на чем банк фокусируется в своей стратегии, отмечает Алексей Ларгин. Есть банки, для которых наличие большой сети отделений — это неэффективные расходы. Есть банки, для которых точки сети — это, наоборот, главный (если не единственный) канал продаж по определенным продуктам.
«Существует и третья категория банков. Они комбинируют традиционный и цифровой бизнес, постепенно отказываясь от полноформатных отделений в пользу „легкой“ сети. Если говорить про Абсолют, то мы ближе к третьему варианту. Мы постепенно наращиваем долю online-бизнеса в розничном и корпоративном портфеле и в операционных доходах. Также мы открываем новые каналы продаж за счет удаленных рабочих мест. В 2021 году было открыто 170 точек, из них 130 — в новых для банка городах, где нет наших „физических“ офисов. Объем выдач ипотеки через такие удаленные рабочие места составил почти 1,5 млрд рублей», — говорит эксперт.
Клиентские ожидания по качеству и удобству онлайн-сервисов формируются не только и не столько банками. Компании розничной торговли, сервисы такси, индустрия развлечений, сотовые операторы — все они уже давно создают положительные примеры клиентского опыта в отношении цифровых сервисов. Если в 90-е и даже в начале двухтысячных годов банки считались пионерами в вопросах технологичности и клиентоцентричности сервиса, то сейчас некоторым из них приходится догонять более успешные в вопросах коммуникаций с клиентами сегменты бизнеса.
Абсолют Банк в конце 2021 года успешно завершил проект по автоматизации контакт-центра, который был запущен еще в мае 2020 года, в один из самых пиковых моментов пандемии.
Сделать так, чтобы не только «узнавать» клиента, но и заранее предполагать возможную причину его обращения в любом из доступных каналов (голосовые вызовы, чат в мобильном банке, чат в WhatsApp) — сейчас это уже негласный стандарт на рынке.
«У нас была задача сделать удобный дистанционный сервис коммуникации, когда клиент мог бы получить ответ на свои вопросы без обращения к сотруднику контакт-центра. Здесь на помощь пришли чат-боты. Они способны брать на себя значительную долю обращений клиентов. За счет этого процесс получения информирования клиентов ускоряется», — заключает Алексей Ларгин.
Импортозамещение в помощь
В числе фирм, которым цифровизация помогла адаптироваться к событиям в экономике, оказалась компания Haulmont. Заместитель директора по продажам компании Андрей Гаврилов отметил, что часть сотрудников перешла на удаленную работу, а само предприятие изменило принцип поиска и найма специалистов. Если раньше компания брала сотрудников в основном из Самарской области, то в последнее время она задействует подчиненных из других городов РФ, например, Санкт-Петербурга, Перми и Ростова-на-Дону, и серьезного оттока специалистов она не испытала. Предприятие работает с крупными российскими заказчиками, транснациональными корпорациями.
Остановки проектов нет, наоборот, есть клиенты, которые расширяют команды для ускоренного внедрения импортозамещающих систем.
«Haulmont — компания диверсифицированная. Мы работаем как с государственными, так и с крупными коммерческими заказчиками на совершенно разных рынках, поэтому выбить нас из колеи даже в текущей ситуацией довольно трудно. Haulmont — компания, которая с момента своего основания в 2008 году была изначально готова к этому, и все наши проекты идут в тренде импортозамещения. Наша система документооборота ТЕЗИС является полностью кросплатформенным продуктом, т. е. может работать на любых устройствах и браузерах. Сейчас мы в первую очередь развиваем собственные технологии и продукты. Мы с уверенностью можем сказать, что ИТ-специалисты Самарского региона способны решать самые сложные технические задачи. Мы многократно это подтверждали при реализации наших проектов», — рассказал Андрей Гаврилов.
В конце встречи эксперты сошлись во мнении, что ситуация потребности в импортозамещении и вводимые иностранными компаниями санкции не только создают проблемы для бизнеса, но и открывают для него новые возможности.
«Смотреть на кризис надо не с позиции „Как нам продержаться?“. К этому следует относиться как в любом здоровом рыночном обществе: если кто-то уходит с рынка, это большая радость для местных производителей. Этот тезис нужно взять на вооружение не только IT-специалистам, но и всем отраслям экономики. Нам дается большая возможность, которой могло бы и не быть, если бы не кризис. Зайти на рынок IT-систем крайне сложно. У нас есть возможность развития. При локальной организации мы можем создать и продолжать поддерживать продукты мирового уровня», — заключил Николай Губанов.
Очевидно, что в современных реалиях отечественная экономика не может получить развитие вне глобальной цифровизации. Этот процесс затрагивает все сферы жизнедеятельности и уже развивается в рамках неофициальной 4-й промышленной революции, которая смещает вектор старого технологического уклада на совершенно иной уровень.
Развитие и внедрение цифровых технологий — приоритетный проект национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Обеспечение цифровой независимости государства, меры поддержки IT-специалистовв, поддержка отечественных разработок и исследований, развитие рынка и конкурентной среды для внедрения продуктов и решений в IT-отрасли, гранты для стартапов и предприятий малого и среднего бизнеса.
Как в Самарской области реализуется проект по внедрению цифровых технологий? Какие задачи ставит перед собой бизнес-сообщество региона в переходе на новый технологический уклад? Необходимость импортозамещения в IT отрасли?
Темы дискуссии
- Цифровая трансформация в регионе: оценка текущей деятельности и актуальные направления.
- Кто они — «цифровая элита региона»? Интеллектуальная эмиграция. Меры поддержки IT-специалистов.
- Единая цифровая экосистема. Новый тренд или вариант адаптации к современным условиям?
- Наиболее востребованные технологические решения для региона.
- Hard skills региона. Каких специалистов в области цифровой трансформации готовит Самарская область? Классика и инновации: модели преобразования бизнеса, которые несут наименьшие риски.
- Цифровые технологии для коммуникации. Почему сейчас актуально менять бизнес-модели в компаниях?
- IT-технологии для торговых объектов. Как на этом сэкономить и почему это уже не прихоть, а необходимость?
- Цифровизация банковской системы: цифровая трансформация.
- Импортозамещение в IT отрасли.
Программа мероприятия
-
-
Сбор участников, приветственный кофе
-Дискуссионная панель
Заместитель директора по науке Самарского отделения НИИ Радио
Заместитель министра промышленности и торговли Самарской области
Заместитель председателя Правительства Самарской области — руководитель департамента информационных технологий и связи Самарской области
Заместитель руководителя макрорегиона Поволжье по продажам Mango Office
Директор межрегионального филиала Нижнее Поволжье АО «ЭР-Телеком Холдинг» (ТМ «Дом.ру Бизнес»)
Управляющий Абсолют Банка в Самаре
Заместитель директора по продажам, Haulmont
-Кофе-брейк