Layer 1

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

16 июня 2021 Среда
Социальные
превью
9:45:50

Повестка:

Социальное предпринимательство сравнительно недавно вошло в экономическое и правовое поле, но уже зарекомендовало себя и как перспективный ресурс для решения социальных проблем, обострившихся на фоне локдауна, и как фактор создания новой экономической и социальной инфраструктуры. Во многом благодаря пристальному вниманию и со стороны государства, которое на федеральном уровне создает различные подходы к формированию эффективной модели: нацпроект «Мой бизнес», центры инноваций социальной сферы и др., и крупного бизнеса (российского и международного), который в свете целей устойчивого развития все чаще включает в структуру бюджетов на КСО поддержку социального предпринимательства или долгосрочных социальных проектов. Крупные компании стремятся повлиять на среду в регионах присутствия и финансируют наиболее эффективные, устойчивые программы, выбирают системные проекты с долгосрочным эффектом. Какими будут их стратегии в регионе? Могут ли социальные предприниматели рассчитывать на финансовую и иную поддержку с их стороны?

В рамках online-конференции ИД «Коммерсантъ-Урал» представители органов власти, крупного бизнеса, некоммерческих организаций и эксперты в сфере социального предпринимательства обсудят состояние и перспективы развития отрасли в УрФО, меры поддержки и стимулирования, возможности и различные механизмы участия бизнес-сообщества и институтов развития в становлении сектора, поделятся успешными кейсами и обсудят острые вопросы и проблемы, тормозящие его развитие в регионе.

Вопросы для обсуждения:

  • Как чувствует себя сектор социального предпринимательства в регионе? Что изменилось в постпандемический период? Перспективные и востребованные направления социального бизнеса.
  • Какие меры поддержки финансовой, консультационной, информационной оказывают федеральные и региональные органы власти? Какие инструменты поддержки еще необходимы? Какова роль и активность институтов развития?
  • Триггеры развития социального предпринимательства. Поддержка крупного бизнеса. Инструменты корпораций и фондов: акселерационные программы для быстрого развития, грантовые конкурсы, льготное финансирование, прямое влияние в формате включения социального предприятия в список своих поставщиков и коллаборации с инфраструктурными ресурсами. Региональные кейсы.
  • Социальные инициативы и КСО-стратегии крупных корпораций в постпандемический период. Главные тренды. Современное понимание моделей корпоративной ответственности бизнеса.
  • Актуальные вызовы и опыт региона в реализации социальных программ в контексте ЦУР и ESG-повестки.

В ходе online-конференции ИД «Коммерсантъ-Урал» «Социальное предпринимательство. Вызовы и возможности», прошедшей 16 июня в рамках межрегионального online-марафона ИД «Коммерсантъ», представители социального бизнеса, руководители НКО и институтов развития обсудили состояние и перспективы развития отрасли в УрФО. Рассказали о мерах поддержки и стимулирования, возможностях и различных механизмах участия бизнес-сообщества и институтов развития в становлении нового сектора, поделились успешными кейсами и обсудили проблемы, тормозящие его развитие в регионе.

Представители крупного бизнеса рассказали о главных международных и общероссийских трендах и современном понимании социально ответственного бизнеса. Представили свои стратегии и рассказали о том, как они изменились в 2021 году. Обсудили как корпорации влияют на решение социальных проблем в регионах присутствия, какие программы финансируют и какие проекты реализуют, какую поддержку оказывают сектору МСП и какие возможности в связи с этим появляются у социальных предпринимателей.

Государственная поддержка

На Среднем Урале с 2002 года действует учрежденный региональным правительством Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП), в его состав входят 43 муниципалитетных фонда и пять представительств. Общая капитализация фонда составляет 4,53 млрд руб.: фонд выдает займы в размере 5 млн руб. по ключевой ставке 5,5% годовых, инвестирует проекты с платформы «ВДело», а также выдает кредиты в банках-партнерах. Кроме того, фонд предоставляет такие нефинансовые услуги как мероприятия для бизнеса, информационная поддержка и другие. По версии Минэкономразвития РФ, в 2020 году СОФПП стал лидером среди регионов по качеству оказанной антикризисной помощи бизнесу.

По словам директора фонда Валерия Пиличева, примерно с 2017 года запрос на поддержку социальных инициатив существенно вырос, в частности малых городах. При этом черта между социальным и другими отраслями предпринимательства с каждым годом размывается: «Особенно это касается бизнеса в небольших городах, услуг населению, потому что любой бизнес несет социальную нагрузку и улучшение»,— считает господин Пиличев.

СОФПП отмечает снижение объектов малого предпринимательства: в 2020 году их количество снизилось с 202 тыс. до 197 тыс., но с начала 2021 года прирост составил 5 тыс. объектов. Кроме того, количество зарегистрированных самозанятых составило около 68 тыс. граждан.

Из-за повышенного спроса на реализацию соцпроектов в 2018 году СОФПП запустил Центр инноваций социальной сферы Свердловской области. Согласно исследованию центра, социальное предпринимательство призвано решать социальные проблемы в области здравоохранения, ухода за инвалидами, образования, спорта, культуры и традиций, а также экологические проблемы и укреплять инфраструктуру. Центр поддерживает проекты в партнерстве с предприятиями «Росатома», «Евраза», «Русала» и ТЦ «Мега» в 25 городах региона, среди них — Екатеринбург, Каменск-Уральский, Первоуральск и другие. Он также выдает беспроцентные займы предпринимателям, однако главным образом занимается повышением компетенций в бизнес-школе и установлением деловых связей на коммуникационных площадках.

По данным регионального представителя Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» на территориях Югры, Ямала и Тюменской области, члена Общественной палаты РФ и Югры, Ольги Сидоровой, с начала текущего года статус социального предприятия в Югре получили 268 предпринимателей, что на 30,5% больше, чем за 2020 года. В 2020 году, 52 услуги было передано регионом негосударственному сектору (2,7 млрд руб. — 15,2% от объема, передаваемого госпоставщикам). Всего в Югре осуществляет деятельность более 2 тыс. негосударственных поставщиков, которые оказывают услуги социальной сфере более 400 тысячам югорчанам. Каждый четрвёртый житель Югры получают услугу у негосударственного сектора. Это удалось, благодаря объединению усилий и эффективному сотрудничеству общественных институтов, бизнеса и власти. «Мы все стремимся сделать Югру постоянным местом для проживания людей. И условия для развития социального предпринимательства в регионе, мы формируем тоже вместе. По нашей инициативе были закреплены налоговые и имущественные льготы для социальных предприятий. Созданы новые финансовые продукты. Постоянно проводятся образовательные мероприятия и многое другое. Все это позволило значительно повысить доверие югорчан к социального предпринимательству». Югра, третий год подряд занимает первое место по мерам поддержки социального бизнеса и некоммерческих организаций

Работа фондов

Лаборатория социального предпринимательства на базе фонда «Наше будущее» работает с 2014 года. Она проводит вебинары, тематические курсы и реализует программу для содействия росту социальных предпринимателей. Школа социального предпринимательства для тех, кто только начинает и планирует свой проект. Акселерационная программа «Формула роста» для продвинутых, действующих предпринимателей. Большинство образовательных программ проводится в режиме онлайн, что позволяет сделать доступным получение новых знаний для любого желающего.

В партнерстве с компанией СИБУР, Фонд «Наше будущее» совместно проводит акселерационные программы «Формула роста». Его результаты очень эффективны.

Так, в течение полугодового курса, 19 социальных предпринимателей Югры смогли увеличить на 58% выручку своих предприятий, на 63% увеличить количество получателей услуг и создать 173 новых рабочих места.

В результате соглашения с Правительство Югры, Фонд «Наше будущее» запустил пилотный проект «Развитие рынка социальных инвесторов». В результате прямого финансирования малого и среднего бизнеса в форме займов, либо через участие через в уставном капитале, социальные предприниматели получили более 100 млн руб.

Участие корпораций

В Русской медной компании (РМК) отмечают, что наибольшую часть полученных заявок на развитие бизнеса в ходе проекта «Стартап-реалити» составили идеи в социальной сфере. «Основной функционал крупного бизнеса — помогать самим, потому что с нас берут пример, и учить средний и малый бизнес быть социально ответственными и предоставлять возможность для развития нашей молодежи»,— считает вице-президент по кадровой политике и социальной ответственности РМК Анна Шабарова.

В течение последних пяти лет РМК проводит на территориях присутствия грантовую программу «Сделай свой город лучше», в порядке которой предоставляется сумма в размере 300-350 тыс. руб. — например, таким образом был поддержан проект 3D-печати протезов для животных.

При этом ежедневно к РМК обращаются 50-60 человек за финансированием, однако компания готова выделить средства на экстренные, а также значимые для городов присутствия проекты. «Мы пытаемся помогать и предоставлять помещения, допустим, для небольших медкабинетов, аптек, если на территории этого нет»,— отмечают в компании, подчеркнув, что это особенно это важно для отдаленных населенных пунктов.

«Устойчивые» стратегии

Реализация целей устойчивого развития ООН лежит в основе бизнес-стратегии компании «Филип Моррис Интернэшнл» (ФМИ) как на глобальном уровне, так и в России. Соответствие этим целям также является фундаментом благотворительной деятельности компании. В России благотворительные программы компании направлены на помощь в решении важнейших социальных проблем общества и имеют широкий спектр: от помощи пожилым и людям с инвалидностью до поддержки высшего образования и малого и среднего предпринимательства в регионах присутствия компании.

С 2017 года ФМИ в России совместно с Российским союзом промышленников и предприятий (РСПП) и Бизнес-школой РСПП реализует проект «Инновационный бизнес-навигатор», который помогает малым и средним предприятиям становиться более конкурентоспособными. Разрабатывая свои бизнес-проекты, представители малого и среднего бизнеса проходят обучение, защищают их, лучшие получают поддержку в виде грантов на развитие своего бизнеса.

По словам Анны Бушляковой, крупные компании могут перейти от стратегии оказания благотворительной помощи к стратегии активного участия в решении различных социальных проблем и в содружестве со специалистами в этих областях находить передовые решения, превращая их в полноценные социальные технологии.

Потребности социально-ориентированного бизнеса

Согласно исследованию Центра инноваций социальной сферы Свердловской области, основным участниками этого направления являются женщины. «Если посмотреть, кто такой социальный предприниматель в общем, то это женщина, у которой есть дети, и основные сферы социального бизнеса — все, что связано с детьми: это и обучение, и развитие, и реабилитация»,— отмечает руководитель организации Людмила Капанина.

В состав образовательного альянса Rittel Group входят сеть подготовки к ЕГЭ и ОГЭ «Твой результат» в Екатеринбурге, частная школа, онлайн-школа, школа-экстернат и центр профориентации для подростков.

В рамках социального предпринимательства компания оказывает поддержку многодетным семьям — для детей из таких семей предлагаются скидки и бонусы на услуги в центрах подготовки к экзаменам. Кроме того, результатом сотрудничества с фондом «Дорогами добра» стало выделение квот приемным детям для бесплатного обучения в центрах.

Руководитель альянса Наталья Риттель отмечает, что проектам группы требуется информационная поддержка, а также указывает на сложности с поиском помещений. «Сейчас мы открываем частную школу. Все помещения, которые нам предлагали, находятся либо в ужасном состоянии, либо нет гарантии долгосрочной аренды»,— рассказывает госпожа Риттель. Также она отмечает сложный документооборот попадания в реестр социальных предпринимателей.

По мнению Ольги Сидоровой, то, что население России готово доверять бизнесу своих детей и пожилых людей, является важным показателем социального предпринимательства, которые готовы предоставлять новые услуги, с новыми подходами и профессиональным персоналом. «Тяжелая машина государственных муниципальных учреждений не готова быстро трансформироваться на меняющиеся запросы общества. Поэтому самое важное — это доверие, и чем больше услугами социальных предпринимателей будет пользоваться жителей нашей страны, тем больше мы поверим в новый, развивающийся сектор экономики социальное предпринимательство»,— отметила госпожа Сидорова.

  • Новые образовательные и финансовые продукты разработал Фонд «Наше будущее» в этом году специально для предпринимателей, кто получил статус «Социальное предприятие». Это образовательный курс более 16 часов и беспроцентные займы до 500 тыс. рублей на три года
    Ольга Сидорова
    Региональный представитель Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» на территориях ХМАО, ЯНАО, Тюменской области Ольга Сидорова
  • В этом году мы не только существенно расширяем географию проекта до 85 субъектов, но также хотим дать стимул экологическому предпринимательству по всей стране, приглашая к участию компании, стартапы и НКО, работающие по направлениям, соответствующим ключевым инициативам национального проекта «Экология», в том числе, связанные с экологическим просвещением, ответственным производством и потреблением, развитием эко-туризма, биоразнообразием, инновационными технологиями по решению экологических проблем», — говорит управляющий по корпоративным вопросам региона аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России
    Анна Бушлякова
    Управляющая по корпоративным программам аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" в России Анна Бушлякова
  • Одним из важных факторов поддержки социального предпринимательства должно быть приоритетное право аренды муниципальных помещений по средней или минимальной ставке
    Наталья Риттель
    Руководитель образовательного альянса «Rittel Group», сети образовательных центров «Твой результат» Наталья Риттель
Поделиться:

Спикеры

  • Анна Бушлякова
    Анна Бушлякова

    Управляющая по корпоративным программам аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" в России

  • Анна Шабарова
    Анна Шабарова

    Вице-президент по кадровой политике и социальной ответственности РМК

  • Ольга Сидорова
    Ольга Сидорова

    Региональный представитель Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» на территориях ХМАО, ЯНАО, Тюменской области

  • Людмила Капанина
    Людмила Капанина

    руководитель Центра инноваций социальной сферы Свердловской области

  • Наталья Риттель
    Наталья Риттель

    Руководитель образовательного альянса «Rittel Group», сети образовательных центров «Твой результат»

Модератор

  • Максим Митченков
    Максим Митченков

    Коммерсантъ FM