Логистика и ВЭД в новой системе координат

В Екатеринбурге 13 июня 2023 года состоялась конференция ИД “Ъ-Урал” «Логистика и ВЭД в новой системе координат», посвященная изменениям в транспортно-логистической отрасли после введения в прошлом году международных санкций. Эксперты обсудили, как на фоне переориентации грузопотоков Свердловская область смогла продемонстрировать потенциал и претендовать на статус одного из крупных в стране транспортно-логистических хабов. О новых условиях и трендах на рынке рассказали представители сфер лизинга и внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Начал обсуждение заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Дмитрий Брусянин, По его словам, несмотря на внешние условия, свердловские логистические компании смогли найти новые выходы — Китай, Турцию и Азербайджан — благодаря усилиям власти и бизнеса. При этом как сроки, так и стоимость доставки за 2022 год выросли на 20–30%.
В ТОП-5 внешнеторговых партнеров Свердловской области в 2022 году вошли Китай, Казахстан, США, Германия и Турция, сообщил заместитель министра международных и внешнеэкономических связей региона Олег Александрин. По его словам, такая динамика по формированию стран-партнеров была заложена еще с 2014 года. Сейчас особенностью внешнеторговых связей в регионе является сокращение экспорта и рост импорта.
За первые пять месяцев 2023 года лидерами по объему отгружаемой продукции из Свердловской области стали Узбекистан и Казахстан, рассказал президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин. «Третье место занимает Азербайджан, обойдя чуть-чуть Китай, который четыре года назад обошел США, десятилетиями являвшиеся нашим торгово-экономическим партнером №1, в том числе по титановой тематике»,— отметил он.
По словам господина Беседина, до 2022 года торгово-экономическими партнерами Свердловской области были более 150 стран, однако их число немного сократилось на фоне санкций в 2022 году. «Сегодня для нас стратегически важным является Иран. Наиболее пристальное внимание вызывают Южно-Азиатские страны, в первую очередь Индия. Турция по-прежнему интересна, как и страны Латинской Америки»,— добавил он.
Как отметил руководитель направления по развитию экспорта Почты России Константин Кряжев, в ТОП-5 направлений по объему экспорта как в 2022, так и в 2023 году вошли США, Китай, Германия, Израиль и Казахстан. По его словам, 2022 год запомнился уходом крупных маркетплейсов, ростом тарифов из-за смены логистических путей и сбоями в цепочках поставок.
«Мы все понимаем, что Европа закрыта, и напрямую туда лететь мы не можем. Если направлять товары в Китай, необходимо менять упаковку и подачу товаров. Из перспективных направлений — Ближний Восток»,— добавил господин Кряжев.
Как отметил Дмитрий Брусянин, рассматривать транспортно-логистическую деятельность в Свердловской области необходимо как с позиции внешней торговли, так и со стороны логистики внутри региона, где формируется система единого «Сухого порта».
Так, на фоне санкций, введенных Западом после начала специальной военной операции (СВО) на Украине, уральские перевозчики контейнеров перестроили грузопотоки и начали укреплять взаимодействие с дружественными странами. На Свердловской железной дороге (СвЖД) в 2023 году было открыто 21 новое направление перевозки грузов в контейнерных поездах. Всего перевозки осуществляются по 175 направлениям, рассказал начальник Центра фирменного транспортного обслуживания СвЖД Вадим Степченко.
По его словам, для отправки лесных грузов в контейнерах в 2023 году добавились три страны: Турция, Марокко и Ливан. Основным направлением по данному сегменту сбыта является Саудовская Аравия, где погрузка клееной фанеры с января по май составила 3,7 тыс. тонн, что в пять раз превышает показатели аналогичного периода 2022 года. Кроме того, наблюдается рост контейнерных перевозок фанеры в Китай (0,8 тыс. тонн, рост в четыре раза), ОАЭ (0,5 тыс. тонн, +101%). Новые направления по этому сегменту в 2023 году — Турция (1 тыс. тонн) и Марокко (0,5 тыс. тонн).
В целом с начала года во всех видах сообщения было перевезено 148 тыс. груженых и порожних контейнеров ДФЭ (двадцатифутовые контейнеры). Отправлено 1,8 млн тонн грузов — количество груженых контейнеров составило 102,6 тыс. ДФЭ. Во внутреннем сообщении в январе–мае отправлено 265 контейнерных поездов, что на 28% больше, чем за аналогичный период 2022 года.
«Все больше предприятий находят рынки сбыта в Китае и Юго-Восточной Азии. Также на сегодняшний день существует ряд перспективных направлений контейнерных перевозок через Северный морской путь и сухопутный транспортный коридор “Север — Юг”. За пять месяцев через сухопутный погранпереход Самур проследовало 12 контейнерных поездов в Азербайджан»,— отметил Вадим Степченко.
Для работы с контейнерами на СвЖД открыто уже 80 станций. В перспективе планируется открыть еще девять. Напомним, в 2022 году для контейнерных перевозок в Екатеринбурге открылась первая очередь транспортно-логистического центра (ТЛЦ) «Уральский». «Сегодня инфраструктура ТЛЦ позволяет обрабатывать более пяти пар полносоставных контейнерных поездов в сутки. Время обработки одного поезда у нас, как правило, не превышает полутора часов. Благодаря этому в регионе значительно сокращается время доставки импорта с Дальнего Востока»,— рассказал советник председателя совета директоров ТЛЦ «Уральский» Дмитрий Кузнецов.
По его словам, из Китая в контейнерах прибывает большой поток легковых автомобилей, для хранения которых на терминале уже ввели в эксплуатацию открытую площадку, рассчитанную на 1,5 тыс. мест. «В связи с переориентацией грузопотоков Восточный полигон остается ключевой транспортной артерией при перевозке грузов железнодорожным транспортом в сообщении со странами Азиатско-Тихоокеанского региона»,— отметил господин Кузнецов. Завершить работы по введению в эксплуатацию остальных очередей терминала планируется к 2027 году.
«Это будет крупнейший терминал на Урале. Выйдем на мощность в 600 тыс. ДФЭ в год — это эквивалент более 5 тыс. контейнерных поездов»,— добавил он.
Как сообщил господин Степченко, сейчас вступил в фазу начала проектирования проект ТЛЦ «Екатеринбург» в районе станции Седельниково, якорным клиентом которого является компания «Трансконтейнер». Предполагаемая мощность терминала — 500 тыс. ДФЭ в год. «Мы видим, как быстро заместился рынок контейнеров. У нас ушли европейские компании после санкций, и тут же пришли другие игроки, которые полностью заместили дефицит контейнерного парка. Очевидно, что потребность в терминалах будет только расти»,— пояснил он.
Вместе с увеличением спроса на контейнерные перевозки на рынке наблюдается дефицит самих контейнеров, рассказал сооснователь холдинга MG Corporation (в его состав входят сервисы «Мой контейнер» и «Мой пост») Алексей Гинанов. По его словам, большую часть контейнеров «расхватывают» угольщики, из-за чего «едет низкомаржинальный товар, а высокомаржинальный — ждет».
«Новороссийск нужно разгружать — там тьма контейнеров, которые не уезжают, нет такой экспортной базы. Мы должны расширять контейнерную базу и научиться перемещать порожние ящики в те регионы, где они нужны. Лучше сороковки (контейнеры СФЭ) — в Сибирь, двадцатки (ДФЭ) — на Урал»,— уточнил господин Гинанов.
Как пояснила руководитель операционного подразделения Optimalog Урал Татьяна Чернышева, рост рынка контейнерных перевозок РФ обусловлен необходимостью поставок из Китая. Это единственная на данный момент альтернатива европейским товарам. Г-жа Чернышева отметила, что если рассматривать внешнюю торговлю вообще, то на текущий момент основным торговым партером является как раз Китай. В первом квартале этого года товарооборот между странами составил 24,7 млрд долларов, продемонстрировав рост по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 47,1%. Спикер сделала предположение, согласно которому импорт китайских товаров в РФ по разным оценкам может достигнуть 45–60% уже в этом году, что сделает экономику России сильно зависимой от КНР (китаизация экономики).
Перспективные направления для контейнерных перевозок в ходе своего выступления назвал и господин Гинанов: «Мы считаем Иран стратегическим партнером, как Китай и Индию. По поводу Пакистана тоже считаем, что он недооценен: там огромный товарный оборот и идет контейнеризация. Мы готовы это направление развивать». По его словам, Иран как направление также стал интересен на фоне строительства компанией терминала в Белоруссии. Напомним, в 2023 году по итогам переговоров президентов Ирана и Белоруссии была подписана «дорожная карта» сотрудничества на 2023–2026 годы.
«Иран интересен и как инфраструктура. Мы строим терминал в Белоруссии и следующая цель — слетать в Бендер-Аббас, Тегеран (Иран), познакомиться с коллегами и уже начинать там работать. В Иране не импортируют продукты, которые сами производят. То есть они будут спокойно нам экспортировать, а мы им экспортировать ничего не будем, кроме, возможно, металла, руды и асбеста»,— отметил Алексей Гинанов.
В 2022 году свои потоки с европейских направлений на восточные и южные переориентировали и уральские автомобильные перевозчики, рассказал ведущий специалист филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по УрФО Георгий Шпрейер.
«Китай для нас сейчас является важным направлением. С января 2023 года китайская сторона стала проводить мероприятия по снижению ковидных ограничений, результатом которых стала отмена требований по перецепке. В связи с этим наблюдается увеличение объемов перевозок грузов и пассажиров между РФ и КНР. Сейчас в наиболее загруженных пунктах пропуска внедряют систему электронной очереди. Очень важно для уральских перевозчиков, что такая система на МАПП «Забайкальск» будет внедряться в первую очередь»,— пояснил он.
Доля китайских автомобилей на российском авторынке за 2022 год выросла с 10 до 36%, отметил в своем выступлении территориальный директор ВТБ Лизинг Максим Шестериков. «Мы видим, что ушла большая семерка европейских производителей: Volvo, MAN, Scania, Mercedes, DAF, Iveco, Renault. Этот уход на рынке грузовых автомобилей трансформировался в китайские марки, технику с пробегом и параллельный импорт»,— отметил он.
По его словам, экспансия китайских марок на российском рынке продолжается. «В текущем году, по нашим прогнозам, каждый второй новый реализованный автомобиль может быть из КНР. С учетом налоговых преференций лизинг является одним из самых выгодных инструментов приобретения техники»,— добавил господин Шестериков.
Такую тенденцию подтвердил Вячеслав Дорофеев, директор представительства лизинговой компании Carcade в Екатеринбурге. Согласно аналитике компании, по итогам продаж четырех месяцев 2023 года в Свердловской области, доля китайских транспортных средств в сегменте коммерческой техники, к которой относятся грузовой транспорт, прицепы и полуприцепы, составила 37%. «Китайские грузовики уже зарекомендовали себя на рынке. А вот вопрос восприятия легкового транспорта пока остается открытым. Я думаю, что со временем легковые автомобили из Китая займут свою нишу и будут успешно развиваться в нашей стране. Конечно, останутся клиенты, желающие приобрести автомобили других стран производства, но для них существует параллельный импорт»,— пояснил он.
Вопросы к обсуждению:
— Как смена геоэкономической ситуации отразилась на транспортно-логистической отрасли?
— Как изменились сроки и цены доставки? Какие способы доставки стали более востребованными и оказались более надежными?
— В качестве санкций по территории России запретили транзит товаров двойного назначения и расширили ограничения на экспорт в страну грузовиков и запчастей для них. Как это отразится на транспортно-логистической отрасли? Каких еще ограничений можно ожидать?
— С какими проблемами на данный момент сталкиваются транспортно-логистические компании?
— Сложности прохождения погранпереходов на границах стран. Российское правительство намерено изменить ситуацию, введя электронные очереди. Сколько времени потребуется на внедрение и наладку механизма? Сможет ли он действительно помочь или внесет больше хаоса в и так непростую ситуацию?
— Особенности железнодорожных контейнерных перевозок в текущий момент. С чем связано увеличение объема контейнерных перевозок? Чем контейнерные перевозки выгодны в сравнении с остальными видами грузоперевозок?
— Лизинг легковых, грузовых автомобилей и контейнеров.
— Страхование грузов теперь: необходимость или преувеличенные опасения?
— Новые направления ВЭД: с чего начать?
— Валютные операции в новых условиях.
— Готова ли инфраструктура Свердловской области к переориентации потоков? Какие планы по ее развитию, в том числе по развитию «Сухого порта»?
— Чего логистической отрасли следует ожидать от 2023 года? Какие тенденции наблюдаются в этом году?
Эти и другие вопросы получат свое освещение в рамках конференции ИД «Коммерсантъ-Урал».
Аудитория: мероприятие предназначено для владельцев и менеджеров торговых компаний, директоров по развитию и логистике, представителей логистических и транспортных компаний, маркетплейсов, лизинговых компаний, складских девелоперов, представителей банков и страховых компаний, профильных аналитиков и консультантов, а также деловых СМИ.
Регистрация
Логистика и ВЭД в новой системе координат
-
-
Программа
Под влиянием международных санкций в 2022 году транспортно-логистическая отрасль пережила масштабный разрыв маршрутов и перестройку внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Адаптироваться к переменам позволило открытие новых направлений, перестройка валютных операций, поиск новых бизнес-партнеров и уникальных решений.
В новых условиях логистическая отрасль на Урале показала положительную динамику. Так, внешнеторговый оборот Свердловской области за 2022 год увеличился на 5% и превысил $13,5 млрд., доля экспорта составила более 60%, а объем импортированных товаров — более 2,7 млн тонн.
Кроме того, на фоне переориентации грузопотоков Свердловская область демонстрирует потенциал и претендует на статус одного из крупных в стране транспортно-логистических хабов. В регионе сконцентрированы высокотехнологичные производства, сформирована научная, образовательная и инновационная инфраструктуры, в результате чего здесь есть значимый экспортный потенциал, который подкрепляется соответствующей инфраструктурой.
Заместитель Министра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области
Заместитель Министра международных и внешнеэкономических связей Свердловской области
Президент Уральской ТПП
Начальник Центра фирменного транспортного обслуживая СвЖД
Советник Председателя Совета директоров ООО “Екатеринбургский транспортный терминал” (ТЛЦ “Уральский”)
Ведущий специалист филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по УрФО
Сооснователь холдинга MG Corporation ("Мой Контейнер", "Мой пост")
Территориальный директор ВТБ Лизинг
Руководитель операционного подразделения Optimalog Урал
Директор представительства лизинговой компании CARCADE в г. Екатеринбург
Руководитель направления по развитию экспорта Почта России