ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГЧП. В КАКИЕ СЕГМЕНТЫ ЭКОНОМИКИ ПРИДЕТ ИНВЕСТОР?
Повестка:
На фоне пандемии COVID-19: в условиях активного роста общественных потребностей и дефицита финансовых ресурсов государства, привлечение в экономику региона частных инвестиций выходит на первый план. Вклад внебюджетных средств в развитие региональной инфраструктуры, расширения сфер применения проектов, реализуемых на основе механизма ГЧП сегодня становится особенно актуальным и может послужить триггером для восстановления экономики, способствовать на региональном и муниципальном уровнях ходу реализации национальных проектов и достижению национальных целей.
По данным Минэкономразвития по состоянию на начало 2020 года в РФ заключено порядка 3100 концессионных соглашений. Стоимость проектов оценивается в 1,7 трлн руб. В среднем за последние пять лет в Российской Федерации ежегодно заключается порядка 500 новых соглашений с объемом инвестиций 280 млрд руб. При этом эксперты отмечают, что потенциал рынка значительно больше.
В Свердловской области заключено 69 концессионных соглашений (51 – в сфере ЖКХ, 15 – в социальной сфере, 2 – в транспортной, 1 – в сфере благоустройства), из них 61 на муниципальном уровне, 7 на региональном и 1 на федеральном. Общим объём инвестиций более 39 млрд рублей.
Пандемия COVID-19, с одной стороны, безусловно привела к тому, что рынок ГЧП и инфраструктуры столкнулся с рядом новых трудностей. Однако при этом и открыла возможности для развития механизма в новых сферах, где в ближайшие годы бизнес сможет выступить партнером государства. Обсудим вызовы, с которыми столкнулся региональный рынок ГЧП и его перспективы на предновогодней online-конференции ИД «Коммерсантъ-Урал».
- Какие проекты ГЧП могут претендовать на статус якорных? Какие отрасли будут ведущими в концессионных сделках? Можно ли ожидать развития рынка инфраструктурных инвестиций в регионе в ближайшем будущем?
- Какие меры поддержки и стимулирования рынка ГЧП необходимы со стороны федеральных и региональных властей? Какие инструменты помогут привлечь новых игроков?
- Какие рекомендации необходимо соблюдать публичным партнерам и частным инвесторам для качественного структурирования проектов и хеджирования рисков?
- Как будут развиваться инструменты финансирования ГЧП-проектов и какие продукты и решения предлагают банки?
В рамках двухчасовой сессии представители власти и финансовых организаций, публичные партнеры и частные инвесторы, отраслевые эксперты и аналитики представят текущее состояние и динамику развития механизма ГЧП в УрФО, поделятся опытом, расскажут о лучших кейсах и практиках, а также обсудят основные проблемы, с которыми сталкиваются участники рынка, а также инструменты и шаги, необходимые для запуска новых региональных и муниципальных проектов и повышения эффективности государственно-частного партнерства на всех его этапах – от структурирования до реализации проекта.
Программа:
1. Динамика регионального рынка ГЧП-проектов.
- Текущая инвестиционная активность
- Меры поддержки и стимулирования регионального рынка ГЧП. Финансирование, субсидирование и налоговые преференции. Инициативы федеральных и региональных органов власти. Муниципальный ГЧП-стандарт.
- Правовые аспекты. Риски в ГЧП-сделках.
- Главные успехи и основные ограничения для развития ГЧП в УрФО. Что тормозит развитие?
2. Перспективы механизмов ГЧП при строительстве социальных объектов.
- Эффективные модели строительства школ через механизмы ГЧП.
- Концессии в развитии инфраструктуры спорта.
- Перспективные проекты в сфере благоустройства.
3. Инвестиционный потенциал объектов культурного наследия как объектов концессионных соглашений и соглашений о ГЧП.
- Сохранение и возвращение в хозяйственный оборот объектов культурного наследия с использованием механизмов ГЧП.
4. Инструменты финансирования ГЧП-проектов.
- Финансовое структурирование проектов, платежные механизмы, источники внебюджетного финансирования, налоговые аспекты.
Пандемия COVID-19, безусловно, привела к тому, что бизнес столкнулся с трудностями. Однако 2020 год открыл возможности для развития новых направлений государственно-частного партнерства. О том, как развивается региональный рынок ГЧП, рассказали участники предновогодней online-конференции ИД «Коммерсантъ-Урал».
По данным Минэкономразвития РФ, на начало 2020 года было заключено более 3 тыс. концессионных соглашений, общая стоимость этих проектов оценивается в 1,7 трлн руб. В последние пять лет в России ежегодно заключается около 500 новых соглашений с объемом инвестиций почти 300 млрд руб.
Всего в Свердловской области заключено 69 соглашений, из них семь регионального уровня и один федерального, общий объем долгосрочных инвестиций составил порядка 40 млрд руб. В 2020 году областное министерство инвестиций и развития заключило с муниципалитетами 10 концессий, из них три региональных.
Дефицит областного и федерального бюджета привел к поиску механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования для реконструкции и строительства социальных объектов в регионах УрФО. В частности, муниципалитеты нуждаются в новых школах, детских садах, больницах, спортивных площадках, а также в ремонте улиц, парков и объектов культурного наследия. В таких проектах бизнес готов принимать участие при финансовой поддержке банков и компенсации затрат со стороны государства.
Объем концессионных соглашений как одной из форм государственно-частного партнерства (ГЧП) растет, но основной проблемой вложения средств компаниями в социально-значимые проекты остается их низкая инвестиционная привлекательность.
Проекты в социальной сфере
Реализация проектов социальной застройки через ГЧП в Свердловской области стала актуальна во время финансового кризиса, возникшего из-за пандемии COVID-19, считают в строительной компании «Атомстройкомплекс». «Как крупнейший застройщик региона, чувствуем постоянную необходимость создания социальной инфраструктуры: улицы, дороги, садики и школы. Город развивается настолько быстро в жилищном строительстве, что муниципалитет не успевает, и мы всячески стараемся поддерживать, помогать — готовим проектно-сметную документацию, но из-за кризиса не успевает она проходить должные согласования, попадать в программы, зачастую остается невостребованной»,— говорит заместитель директора компании Александр Копылов.
По его словам, система ГЧП станет востребованной, когда будет запущен пилотный проект и наглядно можно будет увидеть положительный опыт сотрудничества государства и частных компаний. На данный момент между «Атомстройкомплексом» и Корпорацией развития Среднего Урала (КРСУ) заключен семь соглашений по строительству школы, детских садов и один по благоустройству улицы в Екатеринбурге.
Корпорация ставит перед собой цель популяризировать механизм ГЧП. Сейчас в компании для реализации подобных целей создан департамент, где эксперты на отраслевом уровне прорабатывают проекты с точки зрения законодательства.
Генеральный директор КРСУ Максим Прачик уверен, что проекты ГЧП прежде всего решают государственную задачу: «Создается уникальная ситуация, когда публичная сторона формирует одновременно и спрос, и предложение на рынке ГЧП. Именно по этои причине мы видим, что инициация проектов ГЧП и их базовых условии является основнои задачеи для региона, в реализации которои, мы как региональныи институт развития всегда готовы оказать содеиствие.»,— рассказал господин Прачик.
В данный момент инвестиционный портфель Корпорации в сфере ГЧП составляет 4,5 млрд руб., это проекты в сфере IT (500 млн руб.), строительство дорог (800 млн руб.), детских садов (270 млн руб.) и школ (3 млрд руб.)
Летом Правительство Свердловской области в лице Министерства инвестиций и развития Свердловской области подписало концессионное соглашение со строительной компанией «Брусника» о реставрации объекта культурного наследия регионального значения – «Дом фабриканта» в Екатеринбурге, работы по его ремонту планируется завершить к 300-летию города. Кроме того, концессионер также занимается реставрацией ближайших объектов. Объем инвестиций в проект составил 150 млн руб. без использования бюджетных средств. «Реализация комплексного проекта существенно усилит литературный квартал и станет точкой притяжения для горожан и гостей города»,— считает министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова.
Два других проекта Министерства — строительство путей необщего пользования для ОЭЗ «Титановая долина» с объемом инвестиций в 1,6 млрд руб. и реконструкция городской больницы в Березовском, которую планируется отремонтировать в течение полугода за 40 млн руб.
В 2021 году на основе ГЧП планируется начать строительство детской поликлиники в Серове. Среди проектов в Екатеринбурге — построить мусоросортировочный комплекс и полигон ТКО, продолжить создание медицинского кластера института охраны материнства и младенчества (НИИ ОММ), отреставрировать памятник конструктивизма гостиницу «Исеть» и проложить трамвайную линию в Верхнюю Пышму.
В Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) первым опытом ГЧП стал окружной центр охраны материнства и детства в Сургуте общей площадью около 79 тыс. кв. метров. Объем инвестиций в проект составил 10,9 млрд руб. Это крупнейший ГЧП-проект в Европе, говорят в правительстве Югры. Сейчас регион заключил 13 соглашений по строительству школ, общий объем инвестиций от частных компаний составил порядка 30 млрд руб. За муниципалитетами остается выделение земельных участков, своя часть со-финансирования и другие подготовительные мероприятия.
Преимуществом концессионных соглашений перед госконтрактами является более гибкая структура, которая позволяет даже при наличии проблем двигать проект, считает генеральный директор фонда развития ХМАО и национальной ассоциации агентств инвестиций и развития (НААИР) по вопросам ГЧП Роман Генкель. «Несмотря на такое четкое распределение, у нас одна из самых больших проблем связана как раз с подготовкой земельных участков. Для нас это бич: когда муниципалитет заходит в регион для представления со-финансирования, проект отклоняется по причине того, что земельный участок не готов. Более того, часть концессий, которые уже заключены и реализуются, сейчас находятся в подвешенном состоянии: вроде бы земельный участок устраивает муниципалитет, проектирование начинается, но по различным критериям очень сложно запроектировать, либо невозможно»,— говорит господин Генкель.
Условия государства и банков
Министерство спорта РФ работает над привлечением муниципалитетов к реализации строительства спортивных объектов при помощи ГЧП. По словам заместителя директора департамента инвестиционного развития и управления государственным имуществом Минспорта России Дениса Гудкова, у регионов отсутствует стимул для реализации проектов при помощи частных инвесторов. Поэтому с 2021 года меняются условия строительства спортивных объектов без ГЧП-инструментов: полное субсидирование за счет государства будет осуществляться, если на конкурс на право заключения концессионного соглашения не подано ни одной заявки. Это не будет касаться городов с населением до 30 тыс. жителей.
При этом для расширения практики применения ГЧП-инструментов при создании и реконструкции объектов спорта Министерство предполагает сокращение сроков предпроектной стадии по 224-ФЗ РФ о ГЧП (до 150 дней включительно) и 115-ФЗ РФ о концессионных соглашениях (около 60 дней), а также организовать субсидирование процентных ставок по кредитам и займам для банков вместо заемщиков, чтобы инвестор получал кредит уже по льготной ставке.
Банк «Открытие» предлагает условия для реализации концессионных соглашений: соотношение собственных инвестиций и заемных средств в 20% на 80% с установлением индивидуальной комиссии исходя из структуры и объема проекта в соответствии с финансовой моделью, гибкое поэтапное финансирование частной стороны, возможность внесения корректировок в текст соглашения и готовность банка участия в проекте, прошедшего стадию коммерческого закрытия. По словам управляющей филиалом «Открытия» в Свердловской области Натальи Алемасовой, банк готов предоставить кредиты для реализации проектов в сферах здравоохранения, образования, автомобильных дорог, ЖКХ, а также создания полигонов твердо-коммунальных отходов (ТКО). Минимальная сумма инвестиций проекта — 100 млн руб.
К концу 2020 году у Сбербанка имеется более 140 концессионных проектов: из них большую долю (70%) имеют соглашения в сфере ЖКХ и обращения с ТКО, около 20% это поддержка строительства и реконструкции социальных объектов. Банк практикует два подхода финансирования проектов ГЧП: крупные проекты по индивидуальному плану, реализуемые преимущественно в области транспортного обеспечения, и типовые. «У нас на текущий момент разработано порядка шести решений, которые мы называем «коробочными»: три в сфере ЖКХ — тепло, водоснабжение, водоотведение, и в сфере обращения с ТКО. Кроме того, у нас есть решения в социальной сфере и сфере образования, где упаковываются школы, детские сады, дома престарелых, в сфере дорожного транспорта»,— сообщил советник председателя уральского филиала ПАО «Сбербанк» Илья Пивоваров и добавил, что в этом году банк разработал комплекты документации для спортивных объектов, автодорог и туристической инфраструктуры. Кроме того, Сбербанк также рассматривает предоставление условий займов в соотношении 20% на 80%.