Курс на устойчивость: люди, бизнес, будущее
Добрые дела по собственной воле
Значение и ценность социальных инвестиций бизнеса сильно возросли в последние годы. Теперь общественные проекты являются ключевым направлением стратегий многих уральских компаний. То, как в регионе развивается социальное предпринимательство и чего оно уже достигло, обсудили на совместной конференции ИД «Коммерсантъ-Урал» и розничной сети «Магнит» «Курс на устойчивость: люди, бизнес, будущее», в ходе которой участники пришли к выводу, что личные инициативы и реальные истории нередко становятся катализатором позитивных изменений в обществе.
Бизнес в деле
Сегодня крайне важно чувствовать себя причастным к добрым делам, поэтому принадлежность к социальной стороне жизни становится приоритетной позицией как для отдельного человека, так и для целой бизнес-структуры.
В начале конференции заместитель губернатора Свердловской области Дмитрий Ионин заметил, что в зале «собрались люди, которые понимают, что такое социальная ответственность не в условно лозунговом смысле». «В гене уральского предпринимательства есть тема социальной ответственности за то, что происходит вокруг. Задача правительства Свердловской области — помогать компаниям, кто старается что-то благое вокруг себя сделать»,— подчеркнул господин Ионин, приведя несколько примеров успешного взаимодействия областных властей и бизнеса в области природоохранной деятельности, инфраструктурных проектов и креативных индустрий. Взаимовыгодное сотрудничество обеих сторон, по словам замгубернатора, основывается на концепции win-win: правительство предоставляет предприятиям инструменты для включения в развитие территорий — проект «Формирование комфортное городской среды», инициативное бюджетирование, программа «Профессионалитет», — а те взамен реализуют важные для властей и общества социальные проекты.
Впрочем, участие бизнеса в предоставлении конкретно социальных услуг по-прежнему остается спорным вопросом. По данным министерства соцполитики Свердловской области, доля коммерческих организаций в числе поставщиков соцуслуг составляет всего 10%. Как пояснил начальник управления демографического развития и социального обслуживания регионального министерства Илья Илларионов, это связано с тем, что бизнесу трудно соответствовать требованиям бюджетных организаций. «Это не критично, потому что мы родились в системе социальной государственной грани, которая появилась в недрах СССР и эволюционирует. Сегодня катастрофических провалов с доступностью общественного блага нет. Госсектор спокойно удерживает ситуацию и гарантирует каждому человеку помощь»,— заверил господин Илларионов. Однако сервис предоставления частных благ качественнее и комфортнее, чем у госсектора. И часть технологий, признает Илья Илларионов, власти не могут реализовать без помощи бизнеса, например, электронные сервисы получения социальных услуг.
И все же свердловские власти стремятся поддерживать социальное предпринимательство. «В области на протяжении последних нескольких лет было выделено порядка 80 млн руб. в виде грантов тем предпринимателям, которые занимаются социальным бизнесом. Это немного, если смотреть глобально, но это направление есть. Здорово, что есть такие предприниматели, которые делом жизни выбирают помощь людям»,— отметил заместитель директора Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП) Сергей Кисеев. Фонд, например, бесплатно предоставляет социальным предпринимателям пространства в креативном кластере «Домна» для мероприятий и встречи с потенциальными клиентами, а в местном магазине реализует их товары. Господин Кисеев добавил, что соцпроекты сложнее «монетизировать», чем производить и продавать товары массового потребления.
Тему поддержал президент Уральской торгово-промышленной палаты (УТПП) Андрей Беседин, заявив, что социальные проекты «формируют имидж компании, но с точки зрения получения эффекта не соответствуют затраченным средствам». «Почему же бизнес занимается этим? Причина одна — сильная гражданская позиция. К чести и гордости Среднего Урала далеко не в каждом регионе есть такие по-настоящему заряженные желанием помогать меценаты»,— подчеркнул он, предупредив, чтобы власти «не перегибали с перекладыванием ответственности на бизнес», насаждая выполнение каких-то социальных обязательств.
Люди в приоритете
По словам участников конференции, социальная ответственность бизнеса нередко является личной позицией владельца, который и вложил ее в стратегию развития компании на этапе основания. Поэтому многие уральские предприятия десятилетиями проявляют «сильную гражданскую позицию». Например, розничная сеть «Магнит», которой в этом году исполняется 30 лет.
Для него одним из ключевых направлений социальной работы является создание инклюзивной среды. Этому в частности способствует проект «Добрый заяц», направленный на формирование инклюзивной среды как внутри коллектива, так и для покупателей. В рамках проекта сотрудников учат взаимодействовать с людьми с ОВЗ. По данным руководителя по внешним коммуникациям и связям с органами власти розничной сети «Магнит» по УрФО Дарьи Маршук, проект уже показал свою эффективность. Так, в 2023 году уровень рейтинга клиентского обслуживания вырос на 11%.
Для вовлечения покупателей в социальные и инклюзивные практики розничная сеть запустила онлайн-платформу «Магнит Всевозможный», где собраны все проекты компании.
«Мы провели исследование о готовности принять в коллектив людей с ОВЗ. Большинство не видит здесь препятствия или каких-то проблем (47%). Это стало для нас знаком, что в данном направлении стоит работать, — отметила Дарья Маршук. — Сейчас мы готовимся к тому, чтобы начать массовый найм людей с ОВЗ. Для этого подбираем партнеров-НКО, которые помогут адаптировать новых сотрудников, подскажут стратегию общения с ними и возможно смогут закрыть какие-то их потребности. В данном вопросе участие НКО важно, поскольку они обладают определенной экспертизой, которую мы можем применить на практике и масштабировать».
Со своей стороны компания готовит инфраструктуру для новых сотрудников и формирует образ работодателя в регионах. Например, реализует проект «Магнит Life», который направлен на социальную адаптацию и интеграцию в общество подростков-сирот и подростков-инвалидов. Проект предусматривает обучение рабочим навыкам и профессии, а также прохождение оплачиваемой трудовой практики. «Для ребят это практический опыт, который позволяет понять ценность профессии, а также увидеть изнутри, как работает одна из крупнейших компаний страны,— пояснила Дарья Маршук. — На фоне большой потребности в кадрах компания пытается найти новые точки роста: сформировать престиж ритейла среди молодых людей и дать им навык работы в команде, а также социализировать людей старшего возраста, для которых работа в магазине станет дополнительным доходом. Таким образом, помимо людей с ОВЗ пул потенциальных сотрудников расширяется за счет включения в число соискателей людей в возрасте 16+ и 60+».
Ее поддержал Илья Илларионов, который подчеркнул, что от реализации таких проектов выигрывают все стороны. «Сам человек получает дополнительный или основной источник дохода. Государство выигрывает, потому что человек не выпадает из общества и включен в экономические отношения, а бизнес может в условиях дефицита кадров продолжать реализовывать свои рабочие процессы»,— пояснил он.
Тему социальных проектов в части образования продолжила директор благотворительного фонда «СКБ Контур» Светлана Скользкова. В начале своего выступления она отметила, что в 2024 году в бюджете компании заложено 124,2 млн руб. на реализации социальных проектов, что на 49% больше, чем годом ранее. «Мы как люди бизнеса заточены на результат. Поэтому в своих проектах стараемся не распылять усилия, а фокусироваться на конкретных задачах, использовать системный подход и практикуем партнерство», — рассказала госпожа Скользкова.
Так, для подготовки кадров компания организует в школах профильные классы, поддерживает учителей грантами, взаимодействует с вузами в рамках реализации программ бакалавриата и магистратуры. «Мы наблюдаем отток талантов, которые изначально уезжают за знаниями. И чтобы решить эту проблему, мы сотрудничаем с образовательными организациями на всех уровнях. Так, определившись с профессией в школе, ребенок сможет освоить ее в ссузе или вузе, а после сразу же смотреть трудоустроиться по профилю, поскольку в Свердловской области более 1 тыс. IT-организаций»,— отметила директор благотворительного фонда, добавив, что при выборе будущего места работы молодые специалисты все чаще обращают внимание на участие компании в социальных проектах.
С ней согласился заместитель исполнительного директора по социальной работе «Форэс» Илья Потанин, по словам которого соискатели сегодня уделяют значительное внимание социальной роли компании в жизни общества, а также нередко сами являются инициаторами таких проектов. «В рамках профориентационной деятельности пункт социальная ответственность встает наравне с достойной зарплатой. Студенты уже напрямую задают вопрос, чем занимается копания, как я могу реализовать себя не только в профессиональной деятельности, но и в социальной»,— подчеркнул он.
«Форэсу» есть, что предложить будущим и действующим сотрудникам — компания реализует социальные проекты с момента основания. Только за последние пять лет в них было инвестировано более 750 млн руб. Приоритетными направлениями работы является поддержка спорта, образования, культуры и искусства.
Так, в каждом городе присутствия «Форэса» поддерживается определенное направление детского спорта: в Сухом Логу — футбол, в Каменске-Уральском — греко-римская борьба, в Асбесте — тяжелая атлетика. Но флагманским проектом компании в части поддержки и развития детского спорта является «Биатлон в школу — Биатлон в ГТО». Изначально региональный проект разросся до масштабов всей страны. Так, «Форэс» поставил уже более 1 тыс. комплектов оборудования для включения биатлона в школьные уроки физкультуры в 38 регионах.
Для развития культуры компания поддерживает фестиваль Свердловской филармонии «Безумные дни», а также инвестирует миллионы рублей в музыкальные проекты и содействие центра камнерезного дела.
Но отдельное направление, по словам Ильи Потанина, занимает корпоративного волонтерства, которое «отзывается на вызовы времени». В период пандемии для медиков приобретались ИВЛ, СИЗы и горячее питание, а сейчас, в период СВО, оказывается помощь в приобретении необходимого на передовой оборудования и собираются гуманитарные грузы, в том числе для приграничных регионов. Только по инициативе фонда семьи Шмотьевых на фронт было направлено 12 гуманитарных грузов.
«Бизнес — это люди, ресурс, который сейчас находится в дефиците, поэтому каждый из сегментов пытается всеми изобретенными методами привлечь к себе сотрудника, который им нужен. Кто-то оплачивает персоналу еду, доставку или медицинские услуги. Последние стали особенно востребованы в последнее время, — отметил территориальный директор по развитию проектов здравоохранения в УрФО медицинской компании «СберЗдоровье» Александр Титаренко. — Сегодня есть колоссальный запрос на ментальное здоровье: психолог по числу обращений вышел на третье место после терапевта и педиатра». Для удовлетворения этой потребности «СберЗдоровье» реализовал на Ямале проект по дистанционному мониторингу пациентов — предоставил умные устройства пациентам, которые состоят на учете по сердечно-сосудистым заболеваниям. В связи со спецификой региона — сильная удаленность и труднодоступность некоторых территорий — эффективность проекта была большая. Он позволил снизить долю экстренных обращений до 70%, а смертность на 30%.
Директор макрорегиона Урал «Почты России» Наталья Алемасова добавила, что «Почта России» сама по себе социально ориентированная организация, поскольку обслуживает сельскую местность, малонаселенные пункты и труднодоступные территории, для которых почта нередко является единственным источником связи с миром. За счет наличия собственного автотранспорта, поездов и самолетов «Почта России» стала организовывать социальные проекты. Например, отправляет посылки в зоны СВО, Курскую и Белгородскую области, в рамках сотрудничества в Национальным регистром донорского костного мозга бесплатно доставляет наборы для забора анализов, чтобы любой желающий мог попасть в регистр, а также проводит акции по оплате подписок для сиротских домов и домов престарелых. «Мы живем в то время, когда вокруг нас появляется все больше людей, живущих по принципу: «Если можешь сделать мир вокруг лучше, то возьми и сделай, что можешь ты». Мне кажется, это можно считать девизом нашего сегодняшнего мероприятия», — подвела итог дискуссии Наталья Алемасова.
В завершении конференции «Магнит» поблагодарил своих партнеров за организацию социально-направленных проектов. Награды вручили хлебокомбинату «СМАК», банку еды «Русь», НКО «Благое дело».
Система социальных инвестиций в России уже преодолела путь от частных институтов благотворительности и филантропии до внедрения комплексного подхода в рамках концепций устойчивого развития бизнеса.
На фоне экономических изменений и дисбаланса на рынке труда в последние годы компании переосмысливают значение и ценность социальных инвестиций и корпоративной ответственности, осознанно вкладывая ресурсы в эту сферу и превращая ее в одно из ключевых направлений своих бизнес-стратегий.
Чем в нынешних условиях является социальная ответственность, как она способствует устойчивому развитию компаний и региона, а также какое значение имеет для корпоративного блока, представители власти, бизнеса и эксперты обсудят в рамках совместной конференции ИД «Коммерсантъ-Урал» и розничной сети «Магнит» «Курс на устойчивость: люди, бизнес, будущее».
Участники смогут обсудить успешные практики, поделиться своими наработками и найти единомышленников для совместной работы. Таким образом, через истории успеха тех, кто уже давно практикует ESG-подход в своей деятельности, мероприятие должно вдохновить и замотивировать на позитивные изменения других.
Конференция послужит платформой для обмена опытом и идеями между теми, кто уже реализует социально ответственные проекты, и теми, кто только планирует присоединиться к этому движению. Участники могут обсудить успешные практики, поделиться своими наработками и найти единомышленников для совместной работы.
В целом, мероприятие призвано стать катализатором позитивных изменений, вдохновляя людей и компании на создание лучшего будущего через истории успеха тех, кто уже идет этим путем.
Вопросы к обсуждению:
1. Взаимодействие государства, бизнеса и НКО в целях устойчивого развития региона. Тренд на партнерство. Полученные результаты и планы на будущее.
2. Как ответственный бизнес поддерживает социальное развитие местных сообществ? Опыт реализации региональных социальных проектов. Оценка эффективности реализуемых корпоративных социальных программ.
3. Корпоративное волонтерство как часть деятельности социально ответственной компании. Роль корпораций в развитии эффективных социальных практик.
Генеральный партнер
-
-
Деловая дискуссия
Курс на устойчивость: люди, бизнес, будущее
Заместитель Губернатора Свердловской области
Начальник Управления демографического развития и социального обслуживания Министерства социальной политики Свердловской области
Президент Уральской ТПП
Заместитель директора Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП)
Руководитель по внешним коммуникациям и связям с органами власти розничной сети «Магнит» по Уральскому округу
Директор благотворительного фонда «СКБ Контур»
Заместитель исполнительного директора по социальной работе «ФОРЭС»
Директор Макрорегиона Урал АО «Почта России»
Территориальный директор по развитию проектов здравоохранения в УрФО медицинской компании СберЗдоровье
-
-
Вечерняя программа
Музыкальная программа от Виктории Левицкой, фуршет, неформальное общение.