Конференция "Ритейл: итоги года"

Весной 2022 года участники рынка розничной торговли оказались в непростой экономической ситуации, связанной с введением санкций и уходом зарубежных компаний с российского рынка. Ритейлерам пришлось искать поставщиков импортозамещающей продукции и бороться за сохранение трафика, а владельцам коммерческой недвижимости — заполнять освободившиеся площади. Тем не менее, к концу года оказалось, что, несмотря на объективные трудности, многие опасения не оправдались. Об этом представители бизнеса и власти рассказали 15 декабря в рамках конференции ИД «Коммерсантъ — Урал» «Ритейл: итоги года».
По словам заместителя министра АПК и потребительского рынка Свердловской области Светланы Островской, оборот розничной торговли за 10 месяцев в регионе составил 1,05 трлн руб., что в фактических ценах на 5,5% больше, но при сопоставимых ценах на 9,6% меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Об этом свидетельствуют данные Свердловскстата. В регионе, по информации властей муниципалитетов, открыто более 27,1 тыс. объектов торговли. За год было открыто 227 продовольственных и смешанных магазинов. Замминистра отметила, что торговые сети продолжают расширять географию присутствия, открывая магазины в сельских, отдаленных и даже малочисленных территориях.
Помимо этого, по данным за девять месяцев 2022 года, жители Свердловской области приобрели товаров в интернет-магазинах на 83,8 млрд руб., что на 38% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Крупнейшие маркетплейсы — Wildberries, Ozon и Яндекс, занимающие порядка 73% рынка.
Светлана Островская подчеркнула, что представители ритейла Свердловской области с начала года ведут активную работу в направлении импортозамещения, благодаря чему на полках появляются новые товары. «Если рассматривать вопрос с точки зрения ассортимента товаров, то на полках можно было наблюдать изменения ассортиментной матрицы. Где-то в большей степени, где-то в меньшей. Сегодня российские товаропроизводители в полном объеме готовы обеспечить нас своими товарами»,— подчеркнула замминистра.
Раньше было хуже
Председатель комитета по товарному рынку Администрации города Екатеринбурга Иван Бескрестнов заявил, что процент закрывшихся в городе объектов розничной торговли, по данным за девять месяцев 2022 года, оказался значительно ниже, чем в аналогичный период прошлого года — 249 против 364 объекта соответственно. При этом за год увеличилось число объектов продовольственной и непродовольственной торговли. О благосостоянии рыка свидетельствует и рост числа сельскохозяйственных специализированных рынков.
Для поддержания благоприятного предпринимательского климата в непростых условиях в Свердловской области разрешат продлевать договоры на размещение несанкционированных торговых объектов (НТО) без проведения торгов. Иван Бескрестнов подчеркнул, что в Екатеринбурге работают порядка 2,2 тыс. НТО.
Продовольствие ушло далеко вперед
Продуктовые ритейлеры в 2022 году, даже несмотря на прекращение поставок ряда зарубежных товаров, чувствовали себя более комфортно, чем другие участники рынка розничной торговли, благодаря чему у компаний сохраняются амбициозные планы по расширению. Операционный директор Уральского округа розничной сети «Магнит» Михаил Горбунов заявил, что санкции не отразились на поставленных перед компанией планах по открытию новых объектов, и в этом году ритейлером было открыто 110 магазинов различных форматов в Свердловской области. По данным на середину декабря, в регионе работают 610 магазинов «у дома» (+45 в 2022 году), 324 «Магнит Косметик» (+29), 36 супермаркетов (+29), 33 дискаунтера (+16) и 24 аптеки. В 2023 году торговая сеть инвестирует около 800 млн руб. в открытие более 70 новых магазинов в регионе.
Не испытал больших трудностей «Магнит» и с поставками продукции. Михаил Горбунов объяснил это тем, что компания и раньше реализовывала в основном российскую продукцию, в том числе произведенную самой компанией. При этом из 5,5 тыс. внутренних поставщиков, 4,2 тыс. (76%) — организации Свердловской области.
Об успешном завершении 2022 года отчиталась и продуктовая сеть «Жизньмарт», чья выручка достигла показателей в 2 млрд руб. За год уральская сеть подписала более 100 новых договоров концессии на открытие магазинов как с новыми партнерами, так и с действующими. В 2023 году по франшизе откроются порядка 150 объектов сети. Директор по франчайзингу «Жизньмарт» Ксения Лысенко добавила, что у компании остаются амбициозные планы по расширению не только в России, но из за рубежом. Так, компания сохраняет планы открыть магазин в Дубае (ОАЭ). Предложения по расширению франшизы «Жизньмарт» приходят и из Узбекистана и Казахстана.
Недвижимость продолжает пустовать
Текущий год оказался крайне непростым для рынка коммерческой недвижимости, и следующие два года будут не проще, считает президент Уральской палаты недвижимости Валерия Козлова. В наиболее уязвимом положении сейчас находятся объекты торговой недвижимости, в частности торговые центры, которые столкнулись с проблемами 2022 года, не преодолев до конца последствий пандемии и влияния роста интернет-торговли. Из-за ухода иностранных брендов объем пустующих торговых площадей в Свердловской области составил от 7% до 18%. Валерия Козлова отметила, что 37,5% зарубежных компаний, арендующих площади ТЦ, приостановили свою деятельность в России, 34,4% прекратили деятельность и 28,1% проводят реструктуризацию. При этом процессы ухода иностранных брендов с российского рынка и реструктуризация бизнеса продолжатся в следующем году.
Сложная ситуация в 2022 году была и на рынке офисной недвижимости, где высвободилось порядка 25 тыс. кв.м качественных офисных площадей. Индустриальная производственная недвижимость, напротив, оказалась на подъеме. А благодаря дополнительной поддержке отрасли со стороны государства, участники рынка могут более четко строить планы. Устойчивым оказался и складской рынок. Несмотря на то, что со складских комплексов класса А и более ушли около 5% арендаторов, спрос на них продолжает оставаться высоким.
Валерия Козлова добавила, что одной из проблем для рынка в 2022 году стало большое количество непрофессиональных инвесторов, которые, с одной стороны «разогнали» цены на небольшие объекты, при этом их доходность упала.
Проблемы никуда не делись
Представители торговых центров по-разному оценивают состояние рынка к концу в 2022 года. Генеральный директор ТиДЦ «Европа», региональный представитель Российского совета торговых центров (РСТЦ) по Свердловской области Марина Крупина смотрит на обстановку более позитивно. Она отметила, что в «Европе» вакантны лишь 3% площадей, а динамика посещаемости торговых центров в УрФО в 2022 году выше, чем в 2021-м. При этом, с учетом нестабильной геополитической обстановки, она не может дать прогноз по ставкам аренды и доходности ТЦ в 2023 году.
Марина Крупина посоветовала участникам рынка заполнить вакантные площади услуговыми и досуговыми арендаторами, которые будут повышать эмоциональный фон и настроение посетителей и стимулировать их к дальнейшим покупкам. В текущих условиях это особенно важно, поскольку на фоне снижения покупательской способности население стало реже ходить в торговые центры «развлечься», а покупки люди совершают с точки зрения осознанного потребления. В качестве успешного примера открытия досуговых заведений, привлекающих внимание новых потенциальных посетителей, она назвала открытие в ТиДЦ «Европа» ресторана панкавказской кухни «Шави Ломи» и японского гастробара OVO izakaya, а также галереи «Европа» Art Gallery. «Посетители, которые ранее не заходили в “Европу”, но которые заинтересовались кухней ресторанов или выставкой, неосознанно начинают оценивать и торговый центр, находя для себя что-то интересное и нужное»,— пояснила гендиректор ТиДЦ «Европа»
Коммерческий директор ТРЦ Veer Mall и ТРЦ DEPO Павел Изотов же отмечает, что торговым центрам сейчас непросто заполнять освободившиеся торговые площади, даже с учетом возросшей активности российских компаний и появления новых брендов. При этом те страны, кто рассматривает возможность зайти на российский рынок, пока не торопятся это делать, стараясь диверсифицировать риски и переложить ответственность за них, в том числе за инвестиционную составляющую, на своих партнеров в России и тех стран, кто смог бы себе позволить «рисковать» своим бизнесом. Не хватит на заполнение всех освободившихся площадей и дочерних компаний тех брендов, кто официально ушел с российского рынка.
Впрочем, по мнению Павла Изотова, на риск готовы российские бренды, в том числе недавно запустившиеся и готовые занять освободившееся место на рынке. ТРЦ Veer Mall же активно содействует развитию местных региональных производителей, в том числе в сфере дизайна и моды. В частности, в 2022 году в торговом центре была организована площадка для старта и развития малого бизнеса в фэшн-индустрии — мультибрендовый бутик «Имена». Это совместный проект Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП) и VEER Mall, реализуемый при поддержке администрации Екатеринбурга.
Показатели выручки арендаторов ТРЦ Veer Mall неоднородные — у кого-то они ниже сопоставимых периодов прошлых лет, у кого-то выше. Во многом рост выручек, по словам Павла Изотова, связан в том числе с повышением цен в самих магазинах.
Сейчас в ТРЦ Veer Mall заполнена большая часть торговых площадей, около 20% вакантно. При этом коммерческий директор считает, что в 2023 году удастся не только заполнить большой процент освободившихся площадей, но и стабилизировать, и, возможно, увеличить трафик. Для привлечения новых посетителей ТРЦ Veer Mall проводит большое количество мероприятий различного масштаба и направленности. Успешным с точки зрения привлечения посетителей стал проект коворкинга, которым бесплатно могут воспользоваться все желающие.
На конференции, «закрывающей» 2022 год, будут обсуждаться итоги развития отрасли и составляться прогнозы, как кратко-, так и среднесрочные. Участники обсудят, какие ключевые изменения произошли в отрасли за прошедший год, как изменились стратегии бизнеса и что необходимо учитывать при трансформации бизнес-модели компании в текущих экономических реалиях.
Турбулентность в экономике и процессы ее адаптации к текущей ситуации сохранятся и в 2023 году, однако участники рынка ожидают некоторого структурирования и выработки алгоритмов деятельности в стрессовых условиях.
-
-
Вопросы к обсуждению:
- Состояние ритейла в регионе, статистика, соотношение региональных и федеральных участников рынка;
- Как федеральные логистические центры влияют на экономику региона;
- Какие факторы способны обеспечить конкурентоспособность продукции, усиление продовольственной безопасности и автономность?
- С какими вызовами столкнулись игроки рынка после начала санкционной волны?
- Что происходит с логистическими цепочками и партнерскими отношениями с Западом, каковы результаты развития импортозамещения?
- Как геополитическая ситуация влияет на ценообразование и конкурентоспособность?
- Восстановление трафика. Кем заменить ушедшие бренды?
- Развитие торгового ритейла через продажу франшиз.
Заместитель Министра АПК и потребительского рынка Свердловской области
Председатель комитета по товарному рынку Администрации города Екатеринбурга
Президент Уральской палаты недвижимости
Операционный директор Уральского округа розничной сети «Магнит»
Генеральный директор ТиДЦ "Европа"
Коммерческий директор ТРЦ VEER Mall и ТРЦ DEPO
Директор по франчайзингу Жизньмарт