Layer 1

Конференция "Ритейл: итоги года"

15 декабря 2022 Четверг
Retail
Место проведения: БЦ Президент, г. Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина, 1а
превью
02:39

Весной 2022 года участники рынка розничной торговли оказались в непростой экономической ситуации, связанной с введением санкций и уходом зарубежных компаний с российского рынка. Ритейлерам пришлось искать поставщиков импортозамещающей продукции и бороться за сохранение трафика, а владельцам коммерческой недвижимости — заполнять освободившиеся площади. Тем не менее, к концу года оказалось, что, несмотря на объективные трудности, многие опасения не оправдались. Об этом представители бизнеса и власти рассказали 15 декабря в рамках конференции ИД «Коммерсантъ — Урал» «Ритейл: итоги года».

По словам заместителя министра АПК и потребительского рынка Свердловской области Светланы Островской, оборот розничной торговли за 10 месяцев в регионе составил 1,05 трлн руб., что в фактических ценах на 5,5% больше, но при сопоставимых ценах на 9,6% меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Об этом свидетельствуют данные Свердловскстата. В регионе, по информации властей муниципалитетов, открыто более 27,1 тыс. объектов торговли. За год было открыто 227 продовольственных и смешанных магазинов. Замминистра отметила, что торговые сети продолжают расширять географию присутствия, открывая магазины в сельских, отдаленных и даже малочисленных территориях.

Помимо этого, по данным за девять месяцев 2022 года, жители Свердловской области приобрели товаров в интернет-магазинах на 83,8 млрд руб., что на 38% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Крупнейшие маркетплейсы — Wildberries, Ozon и Яндекс, занимающие порядка 73% рынка.

Светлана Островская подчеркнула, что представители ритейла Свердловской области с начала года ведут активную работу в направлении импортозамещения, благодаря чему на полках появляются новые товары.  «Если рассматривать вопрос с точки зрения ассортимента товаров, то на полках можно было наблюдать изменения ассортиментной матрицы. Где-то в большей степени, где-то в меньшей. Сегодня российские товаропроизводители в полном объеме готовы обеспечить нас своими товарами»,— подчеркнула замминистра.

Раньше было хуже

Председатель комитета по товарному рынку Администрации города Екатеринбурга Иван Бескрестнов заявил, что процент закрывшихся в городе объектов розничной торговли, по данным за девять месяцев 2022 года, оказался значительно ниже, чем в аналогичный период прошлого года — 249 против 364 объекта соответственно. При этом за год увеличилось число объектов продовольственной и непродовольственной торговли. О благосостоянии рыка свидетельствует и рост числа сельскохозяйственных специализированных рынков.

Для поддержания благоприятного предпринимательского климата в непростых условиях в Свердловской области разрешат продлевать договоры на размещение несанкционированных торговых объектов (НТО) без проведения торгов. Иван Бескрестнов подчеркнул, что в Екатеринбурге работают порядка 2,2 тыс. НТО.

Продовольствие ушло далеко вперед

Продуктовые ритейлеры в 2022 году, даже несмотря на прекращение поставок ряда зарубежных товаров, чувствовали себя более комфортно, чем другие участники рынка розничной торговли, благодаря чему у компаний сохраняются амбициозные планы по расширению. Операционный директор Уральского округа розничной сети «Магнит» Михаил Горбунов заявил, что санкции не отразились на поставленных перед компанией планах по открытию новых объектов, и в этом году ритейлером было открыто 110 магазинов различных форматов в Свердловской области. По данным на середину декабря, в регионе работают 610 магазинов «у дома» (+45 в 2022 году), 324 «Магнит Косметик» (+29), 36 супермаркетов (+29), 33 дискаунтера (+16) и 24 аптеки. В 2023 году торговая сеть инвестирует около 800 млн руб. в открытие более 70 новых магазинов в регионе.

Не испытал больших трудностей «Магнит» и с поставками продукции. Михаил Горбунов объяснил это тем, что компания и раньше реализовывала в основном российскую продукцию, в том числе произведенную самой компанией. При этом из 5,5 тыс. внутренних поставщиков, 4,2 тыс. (76%) — организации Свердловской области.

Об успешном завершении 2022 года отчиталась и продуктовая сеть «Жизньмарт», чья выручка достигла показателей в 2 млрд руб. За год уральская сеть подписала более 100 новых договоров концессии на открытие магазинов как с новыми партнерами, так и с действующими. В 2023 году по франшизе откроются порядка 150 объектов сети. Директор по франчайзингу «Жизньмарт» Ксения Лысенко добавила, что у компании остаются амбициозные планы по расширению не только в России, но из за рубежом. Так, компания сохраняет планы открыть магазин в Дубае (ОАЭ). Предложения по расширению франшизы «Жизньмарт» приходят и из Узбекистана и Казахстана.

Недвижимость продолжает пустовать

Текущий год оказался крайне непростым для рынка коммерческой недвижимости, и следующие два года будут не проще, считает президент Уральской палаты недвижимости Валерия Козлова. В наиболее уязвимом положении сейчас находятся объекты торговой недвижимости, в частности торговые центры, которые столкнулись с проблемами 2022 года, не преодолев до конца последствий пандемии и влияния роста интернет-торговли. Из-за ухода иностранных брендов объем пустующих торговых площадей в Свердловской области составил от 7% до 18%. Валерия Козлова отметила, что 37,5% зарубежных компаний, арендующих площади ТЦ, приостановили свою деятельность в России, 34,4% прекратили деятельность и 28,1% проводят реструктуризацию. При этом процессы ухода иностранных брендов с российского рынка и реструктуризация бизнеса продолжатся в следующем году.

Сложная ситуация в 2022 году была и на рынке офисной недвижимости, где высвободилось порядка 25 тыс. кв.м качественных офисных площадей. Индустриальная производственная недвижимость, напротив, оказалась на подъеме. А благодаря дополнительной поддержке отрасли со стороны государства, участники рынка могут более четко строить планы. Устойчивым оказался и складской рынок. Несмотря на то, что со складских комплексов класса А и более ушли около 5% арендаторов, спрос на них продолжает оставаться высоким.

Валерия Козлова добавила, что одной из проблем для рынка в 2022 году стало большое количество непрофессиональных инвесторов, которые, с одной стороны «разогнали» цены на небольшие объекты, при этом их доходность упала.

Проблемы никуда не делись

Представители торговых центров по-разному оценивают состояние рынка к концу в 2022 года. Генеральный директор ТиДЦ «Европа», региональный представитель Российского совета торговых центров (РСТЦ) по Свердловской области Марина Крупина смотрит на обстановку более позитивно. Она отметила, что в «Европе» вакантны лишь 3% площадей, а динамика посещаемости торговых центров в УрФО в 2022 году выше, чем в 2021-м. При этом, с учетом нестабильной геополитической обстановки, она не может дать прогноз по ставкам аренды и доходности ТЦ в 2023 году.

Марина Крупина посоветовала участникам рынка заполнить вакантные площади услуговыми и досуговыми арендаторами, которые будут повышать эмоциональный фон и настроение посетителей и стимулировать их к дальнейшим покупкам. В текущих условиях это особенно важно, поскольку на фоне снижения покупательской способности население стало реже ходить в торговые центры «развлечься», а покупки люди совершают с точки зрения осознанного потребления. В качестве успешного примера открытия досуговых заведений, привлекающих внимание новых потенциальных посетителей, она назвала открытие в ТиДЦ «Европа» ресторана панкавказской кухни «Шави Ломи» и японского гастробара OVO izakaya, а также галереи «Европа» Art Gallery. «Посетители, которые ранее не заходили в “Европу”, но которые заинтересовались кухней ресторанов или выставкой, неосознанно начинают оценивать и торговый центр, находя для себя что-то интересное и нужное»,— пояснила гендиректор ТиДЦ «Европа»

Коммерческий директор ТРЦ Veer Mall и ТРЦ DEPO Павел Изотов же отмечает, что торговым центрам сейчас непросто заполнять освободившиеся торговые площади, даже с учетом возросшей активности российских компаний и появления новых брендов. При этом те страны, кто рассматривает возможность зайти на российский рынок, пока не торопятся это делать, стараясь диверсифицировать риски и переложить ответственность за них, в том числе за инвестиционную составляющую, на своих партнеров в России и тех стран, кто смог бы себе позволить «рисковать» своим бизнесом. Не хватит на заполнение всех освободившихся площадей и дочерних компаний тех брендов, кто официально ушел с российского рынка.

Впрочем, по мнению Павла Изотова, на риск готовы российские бренды, в том числе недавно запустившиеся и готовые занять освободившееся место на рынке. ТРЦ Veer Mall же активно содействует развитию местных региональных производителей, в том числе в сфере дизайна и моды. В частности, в 2022 году в торговом центре была организована площадка для старта и развития малого бизнеса в фэшн-индустрии — мультибрендовый бутик «Имена». Это совместный проект Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП) и VEER Mall, реализуемый при поддержке администрации Екатеринбурга.

Показатели выручки арендаторов ТРЦ Veer Mall неоднородные — у кого-то они ниже сопоставимых периодов прошлых лет,  у кого-то выше. Во многом рост выручек, по словам Павла Изотова, связан в том числе с повышением цен в самих магазинах.

Сейчас в ТРЦ Veer Mall заполнена большая часть торговых площадей, около 20% вакантно. При этом коммерческий директор считает, что в 2023 году удастся не только заполнить большой процент освободившихся площадей, но и стабилизировать, и, возможно, увеличить трафик. Для привлечения новых посетителей ТРЦ Veer Mall проводит большое количество мероприятий различного масштаба и направленности. Успешным с точки зрения привлечения посетителей стал проект коворкинга, которым бесплатно могут воспользоваться все желающие.

На конференции, «закрывающей» 2022 год, будут обсуждаться итоги развития отрасли и составляться прогнозы, как кратко-, так и среднесрочные. Участники обсудят, какие ключевые изменения произошли в отрасли за прошедший год, как изменились стратегии бизнеса и что необходимо учитывать при трансформации бизнес-модели компании в текущих экономических реалиях.

Турбулентность в экономике и процессы ее адаптации к текущей ситуации сохранятся и в 2023 году, однако участники рынка ожидают некоторого структурирования и выработки алгоритмов деятельности в стрессовых условиях.

Поделиться:
15 декабря Четверг

Регистрация