Творческий вечер с Исламом Ханипаевым
Серия творческих вечеров, организованных «Коммерсантъ – Башкортостан» в 2023 году, завершилась встречей с молодым и ярким дагестанским писателем Исламом Ханипаевым. Ислам Ханипаев — автор книг «Типа я», «Холодные глаза», «Большая суета», книжного сериала «Луна 84», лауреат и финалист литературных премий «Лицей», «НОС», «Национальный бестселлер» и «Ясная Поляна». На встрече с уфимскими читателями писатель ответил на многочисленные вопросы гостей, поделился своим творческим методом и литературными планами. Завершилась встреча традиционной автограф-сессией.
Первое впечатление об Уфе
«Махачкала очень сжатая, а Уфа — в лучших традициях российских городов. В целом дома, переулки похожи на привычные мне махачкалинские, дагестанские, но пространства намного больше, что прекрасно».
О литературе
«Я тот по-настоящему редкий случай, когда человек решил, что будет ежедневно делать довольно глупую вещь — стремиться к рангу профессионального писателя, к званию условного Алексея Иванова, потому что в стране мало писателей, которые могут сказать: „Я занимаюсь исключительно литературой, это дело всей моей жизни, я на этом прекрасно зарабатываю“. Я стремлюсь именно к этому, и именно поэтому я так активно езжу по стране, много пишу и стараюсь по-настоящему жить исключительно писательской жизнью. У меня младшая дочь, ей семь месяцев, и как минимум половину ее жизни я провел в поездках. Это грустно, и это история про то, что ты, возможно, куда-то не туда время тратишь. Но это моя большая мечта, и я понимаю, что это инвестиции. Пока ты молодой, пока ты еще не сноб, пока ты еще не „зазвездился“ — возьми и поезжай куда надо. Если надо — ночуешь в аэропорту, иногда на заднем сиденье машины. Но я готов пожить этой маленькой голливудской историей, когда ты маленький, никому не нужный, затем становишься лауреатом пары премий и издаешься, но все еще находишься на стадии, что этим нельзя прокормить семью, и начинаешь, как сумасшедший, заниматься литературой…»
О сценариях и финансах
«К любому толковому сюжетному автору рано или поздно приходят киношники и говорят: „Становись сценаристом“, а иногда: „Продай свои права“. И эти истории сейчас происходят и со мной, то есть кинематограф пытается понемножку обволакивать. Это история про то, готов ли ты принять судьбу человека, который плавно перепрыгивает на деньги. Я прекрасно понимаю, что в кинематографе примерно в шесть раз больше гонорары, чем ты зарабатываешь сейчас. <…> Как после этого вернуться в литературу — я без понятия. Это должна быть настоящая, невероятная любовь к прозе. Поэтому я побаиваюсь и пока сторонюсь кинематографа. И в основном только веду переговоры по экранизации своих книжек. Но как сценарист я готов выступить только в них.
Вещь, которая позволяет мне по-настоящему зарабатывать на литературе, — аудиосериал. У меня контракт к „Букмейтом“, я делаю сейчас второй сезон моего аудиосериала («Луна 84», — прим. ред.), и это мой закрывающийся гештальд, связанный с кинематографом. Ты просто занимаешься кинематографом в рамках литературы».
О писательском методе
«Я пишу очень быстро. „Холодные глаза“ писалась 29 дней, 23 дня — „Большая суета“ и 13 дней — „Типа я“. Я не умею писать медленно и долго, потому что мне чрезвычайно быстро становится скучно, и я должен просто закрыться от всего мира и писать по 14 часов в сутки. И тогда через месяц ты дашь книгу. Это мой метод. Поэтому я пытаюсь максимально разжечь костер просмотром каких-то фильмов, похожих на то, что я собираюсь писать, или прочтением книг.
Для меня важно сознавать, что я напишу какую-то значимую вещь. Если я понимаю, что в этом пространстве есть какой-то абсолютный текст и я его никак не переплюну, наверное, нет смысла садиться и писать следующее „Оно“ после Стивена Кинга».
О детском чтении
«Я должен контролировать, что смотрит мой ребенок и что он читает. Я понимаю, что это не очень популярная современная позиция, но для меня чрезвычайно важная. Ты должен инвестировать в своего ребенка по-настоящему. Я дома читаю с ребенком книжки, у меня переполнена полка. Когда я считаю, что я лучше напишу, я смотрю на эти картинки и выдумываю свой сюжет: и ему нравится, тем более, что все это на аварском языке. И ты видишь по его глазам, что история работает и по-настоящему фантазия разгоняется. И я очень надеюсь, что он не будет писателем. Пусть лучше в космос…».
О жанрах
«Множество жанров мне интересны. Не интересен один единственный жанр — эротический. Это единственное, о чем я писать не буду, и даже сцен в рамках книжки моей постельных не будет никогда в принципе. В остальном я ко всем жанрам открыт. А вот что я сейчас не осилю — историческая проза. Хочется осмыслить кавказскую войну, будучи современным молодым человеком, получившим какие-нибудь архивы, которых не было у людей, которые писали про кавказскую войну, и сейчас у тебя намного больше информации. Я знаю точно, что я могу придумать такое. Если бы мне дали один миллиард долларов и позвали на Netflix, чтобы я для них придумал эту историю, я бы собрал большой исторический эпос о кавказской войне. Смог бы, потому что я киношник по своему нутру. А вот в литературе это плохо. И я не Алексей Иванов. И мне приходится с этим мириться».
«Я большой фанат фантастики по-настоящему. Но я не буду, скорее, сейчас писать популярную фантастику, но интеллектуальная фантастика — именно та, которой мне бы хотелось заниматься. Понимаю, что изначально это провал, мало кто захочет ее читать, и в лучшем случае я просто в ноль выведу издательство. К сожалению, в таком состоянии фантастика сейчас не только в России, но и во всем мире. Но я напишу точно. Один текст у меня есть заготовленный, я точно знаю, что я должен это написать».
О литературном языке
«Мне всегда тяжело с литературой, просто потому, что мне тяжело с языком. Я потерял те годы, когда должен был впитывать литературу, чтобы она текла по венам. У меня по венам течет интуитивное понимание сюжета, то есть я могу собрать классную историю в течение 15 секунд. Я упражняюсь периодически так. <…> Поэтому я знаю, что историю я придумать могу, я просто должен научиться писать. И в этом смысле мне бывает нелегко…
Когда я пишу современные книжки, мне кажется, что я притворяюсь непонятно кем, когда пытаюсь писать излишне красиво. Мне это не подходит, я должен чувствовать себя свободно, и это притворство я вижу в других современных книжках моих ровесников. Иногда это инструмент, как специально выдуманный язык у Некрасова, и здесь я могу понять, но, когда человек пытается выпендриться за счет языка, ты понимаешь: „Бро, люди так не разговаривают, даже в Дагестане“».
Совет начинающим авторам
«Лучший совет, который я могу дать молодым авторам, — пишите о том, что реально важно для вас. Моя литературная биография доказывает: пять предыдущих огромных текстов не были никому нужны, и, когда я написал маленькую повесть за 13 дней, она оказалась нужна всем. А это была моя первая попытка описать мою боль и мою любовь к Дагестану».
«Коммерсантъ – Башкортостан» завершает серию творческих вечеров 2023 года встречей с молодым и ярким автором – Исламом Ханипаевым. Мероприятие состоится 21 декабря в многофункциональном центре «Артерия».
Ислам Ханипаев – режиссер, сценарист, писатель. Родился и живет в Махачкале. Лауреат литературной премии «Лицей» (2021), финалист премий «НОС» (2021), «Национальный бестселлер» (2022) и «Ясная Поляна» (2022) за повесть «Типа я». Автор нуарного детективного триллера «Холодные глаза» и ироничного романа «Большая Суета». Все его работы отличаются колоритом и культурной спецификой Республики Дагестан. Автор проекта «Дневник Дага», в рамках которого рассказывает жителям России о Дагестане. Победитель издательской программы арт-кластера «Таврида».
На вечере Ислам Ханипаев расскажет о своем творческом методе, поделится планами и ответит на вопросы читателей.
Сбор гостей в 18:30. Начало встречи в 19:00.
Участие в мероприятии бесплатное.
Регистрация обязательна. Количество мест ограничено.
18+
Программа
-
-
Сбор гостей
-Встреча писателя с читателями
-Автограф-сессия
Завершение мероприятия
Соорганизатор
Выбор города