Творческий вечер с Анной Матвеевой
Анна Матвеева: «Я бы очень хотела, чтобы Уфа стала столицей «Тотального диктанта»»
В Уфе прошел творческий вечер с Анной Матвеевой. Встреча, организованная «Коммерсантъ — Башкортостан» совместно с «Артерия» центром, в этот раз состоялась на площадке международной книжной ярмарки «Китап-байрам». Писательница рассказала о работе над текстом «Тотального диктанта» этого года, о своей новой книге, творческих планах и ответила на вопросы гостей вечера. Также в рамках встречи читатели могли приобрести книги, в том числе вышедшую буквально на днях вторую часть «Картинных девушек», и получить автограф автора.
О «Тотальном диктанте»
«В Уфе какое-то рекордное количество отличников, — отметила Анна Матвеева. — В Москве порядка 500 отличников, у вас 105. Это прекрасный результат, которым можно гордиться».
Как рассказала писательница, при подготовке текста «Тотального диктанта» (в этом году темой стали дневники), она не пыталась намеренно усложнять или упрощать тексты. «Я писала в своем обычном стиле. Другое дело, что потом с этим текстом «развлекалась» команда филологов — они уже свои небольшие правки внесли. Но это были очень деликатные правки. Все сложные места, за которые меня участники «Тотального диктанта» по всей стране и за ее границами проклинали, — это моя вина. А вообще это вина русской орфографии и особенно пунктуации»,— рассказала она.
«Я бы очень хотела, чтобы в следующем году Уфа стала столицей «Тотального диктанта»,— призналась Анна Матвеева.— У вас есть все для этого. Есть культурная читающая публика, прекрасные книжные магазины, замечательная команда координаторов «Тотального диктанта», одна из лучших. Если бы все так сложилось, что Уфа стала столицей, я была бы просто счастлива».
О нейросетях
«В этом году выходит первый в истории сборник — 10 авторов вместе с ЯндексGPT (нейросеть семейства GPT от компании «Яндекс» — прим. ред.) написали рассказы. Это первый в истории российской литературы опыт. Впечатления очень странные. На самом деле, я думаю, что уже через несколько лет все это в состоянии будет заменить живого писателя. Пока же из явных недостатков я могу отметить то, что все заточено на хэппи-энд»,— поделилась Анна Матвеева.
О грамотности
Отвечая на вопрос, насколько сейчас важно быть грамотным, Анна Матвеева подчеркнула, что грамотность важна, но не нужно стремиться к «абсолюту». «Абсолютно грамотных людей нет, все допускают какие-то ошибки, просто они касаются разных вещей. Не надо стремиться к абсолютной грамотности, это миф, это никому не нужно, это скучно. Мы же не машины, мы — живые люди, у нас должно быть право на ошибку. Да, сейчас есть разные способы повысить грамотность в переписке, но все эти системы нас «подставляют». Но вообще грамотность нужна человеку».
О «Картинных девушках»
На днях в редакции Елены Шубиной вышла вторая книга Анны Матвеевой о натурщицах и музах известных художников — «Картинные девушки. Музы и художники: от Веласкеса до Анатолия Зверева». Автор поделилась, как работала над книгой и как выбирала героев.
«В первой части я брала любимых художников и тех, о ком хотела рассказать. Во второй части я уже более придирчиво выбирала своих героев. И, кстати, естественным образом сложилось, что в книге пять русских и пять западных художников. Это поразительно, я не ставила себе такой цели»,— рассказала она.
Многие открытия состоялись уже в процессе работы над книгой. «Я не искусствовед. То, что я пишу о натурщицах,— это все скорее взгляд писателя. Я рассказываю биографии, истории этих женщин и художников,— говорит Анна Матвеева.— <…> Да, у меня есть познания в искусствознании, и все-таки это вольное прочтение темы. Что-то я знала, иначе не выбрала бы этих персонажей, но в процессе работы каждый открывался по-своему, и почти в каждой главе было сделано какое-то маленькое открытие. Собственно, ради этого книги эти и писались».
Об искусстве
Тема искусства проходит сквозь многие произведения автора. «Тема сама меня выбрала,— призналась Анна Матвеева.— Я ничего искусственно здесь не делала. <…> Я жила в Свердловске, где на тот момент была очень захудалая картинная галерея, больше ничего не было. Но были альбомы по искусству, я их смотрела, изучала, и так оказалось, что они остались со мной на всю жизнь. И действительно, тема живописи, художников — сквозная тема моих книг. Началось все с первой книжки, она называлась «Заблудившийся жокей». Потом был роман «Завидное чувство Веры Стениной», книга «Армастан» прошлого года и «Картинные девушки». Я думаю, что и в дальнейшем я буду возвращаться к этой теме, мне не надоедает писать о художниках, о моделях, картинах, музеях,— это исследование длиной во всю жизнь».
О писателях
На вопрос, какое мнение более справедливо: писатель — тот, кто написал книгу или тот, кто ее продвинул,— Анна Матвеева ответила, что обе точки зрения имеют право на существование: «Сейчас писателей стало гораздо больше, чем раньше. Все писатели, читателей нет. Сейчас важно не просто написать и издать книгу, надо работать с публикой, читателями, ездить, светить лицом, показывать, как ты выглядишь. Раньше писатель мог прекрасно без этого обходиться. А при таком росте понятно, что меняются правила игры.
В чем плюс этой работы — в том, что мы никому ничего не должны. Мы можем писать в стол, не иметь читателей (но при этом не надо жаловаться, что нет тиражей, славы, признания, денег и так далее) — и при этом можно быть писателем. Я знаю примеры очень талантливых людей, которых очень редко издают, в основном они пишут в стол и ничего другого делать не хотят, и это их право».