Layer 1

Творческий вечер с Алексеем Ивановым

19 мая 2024 Воскресенье
Арт
Место проведения: «Артерия» центр, Уфа, проспект Октября, 67/2
Творческий вечер с Алексеем Ивановым

Алексей Иванов: «Моя книга посвящена судьбам пароходов»

19 мая в Уфе состоялся творческий вечер с Алексеем Ивановым. Второй визит известного российского прозаика в столицу республики был посвящен его новой книге — «Речфлот», повествующей о становлении отечественного речного флота. Алексей Иванов рассказал о причинах, по которым он взялся за эту тему, видением особенностей и перспектив отрасли, поделился творческими планами и ответил на многочисленные вопросы читателей.

Почему «Речфлот»?

— Во-первых, Россия — страна континентальная, и главный флот России все-таки речной, а не морской. Взгляд на историю России через призму речного флота позволяет увидеть многие явления более отчетливо и адекватно, потому что взгляд через судьбу одной отрасли избавлен от мифов, идеологии и всех подобных вещей. То есть я рассказываю не столько об истории речного флота, сколько об истории России в целом, но через призму речного флота.

Второй ответ — сам я лично всегда был связан с речным флотом. Мои родители — инженеры судостроители. <…> В том районе, в котором я жил в детстве, все было связано с речным флотом. В моем детстве река была всем. Например, школьниками нас гоняли на субботники, мы ходили в затон и убирали снег с крыш пароходов. Или, отправляясь в пионерские лагеря, ехали не на автобусе, а на речном трамвайчике. В романе «Пищеблок» герои отправляются в пионерский лагерь на речном трамвайчике — это воспоминание из моего собственного детства. <…>

Я помню свое детство, оно как раз пришлось на высший взлет развития речного флота, когда по рекам ходили роскошные элегантные четырехпалубные речные лайнеры, когда реки были заполнены судами на подводных крыльях, метеорами, ракетами, — все они стояли у нас в затоне. А рядом с ними стояли суда предыдущих поколений, дореволюционные колесные буксиры. И, например, в детстве по Волге, Каме и Оке, а может даже и по Белой, ходил плавучий музей — канонерская лодка «Волгарь-доброволец». Это было настоящее военное судно с броней, амбразурой, пулеметами, здоровенной пушкой, и в салоне была оборудована выставка, рассказывающая о гражданской войне на Волге и Каме. То есть через этот самый «Волгарь-доброволец» я связывался с историей своей страны…

Я всегда знал, что рано или поздно я напишу какую-нибудь книгу об истории речного флота. И наконец это случилось.

О значимости отрасли

— В России огромная часть территории не охвачена не только железными дорогами, но и автомобильными дорогами. Поэтому речной транспорт очень важен. Существует такое понятие, как «северный завоз» — это ситуация, когда весной в начале навигации огромное количество судов выходит по сибирским и не только рекам в северной области, чтобы завезти все товары на год. Такие «караваны» идут и по Каме, и по Енисею, и по Оби, и по Лене. И благодаря этому наши северные регионы существуют. <…> То есть речной флот по-прежнему остается важным для страны, и тут неважно, в какую сторону разворачивается Россия — в сторону Европы или в сторону юга. Собственные территории все равно надо обслуживать.

О сочетании форматов

— Мне хотелось написать о речфлоте в двух форматах — нон-фикшн-книга и художественный роман. Я сделал и то, и другое. Для меня это обычная практика. Например, я написал роман «Ненастье» об афганцах и написал книгу «Ебург», в которой в том числе рассказал истории екатеринбургских афганцев. Написал роман «Золото бунта» о событиях постпугачевского времени на реке Чусовой и «Вилы» — историю пугачевского бунта. Написал книгу «Тобол» о петровских временах в истории Сибири и нон-фикшн-книгу «Дебри» вообще об истории Сибири от времен Ермака до времен Петра. Для меня это обычная практика брать какой-нибудь исторический сюжет, на этот сюжет писать художественный роман, а вокруг сюжета выстраивать нон-фикшн-книгу, в которой я мог бы воплотить те темы и факты, которые я нашел, когда собирал факты для своего романа. Я считаю, что это очень плодотворная задача.

Об историческом романе

— Современный исторический роман — это не исторический роман середины 19 века, когда он воспринимался как иллюстрация истории. В современном историческом романе можно домысливать, можно придумывать другие смыслы (заниматься конспирологией), можно вводить какую-нибудь нечисть, мистику. Главное, чтобы сохранялся дух истории, чтобы общий ход истории был передан верно. Потому что такое исторический роман? Это роман, в котором поступки героев мотивированы ходом истории. Неважно, есть там черти или нет, придуманы дополнительные сюжеты автором или не придуманы…

О прокрастинации

— Существует миф, что художник, писатель работает по вдохновению. Есть вдохновение — и он написал полромана не вставая. Но профессионалы и вдохновение — вещь слабосовместимая. <…> Профессионал, в том числе писатель, работает всегда. Но если вдохновение есть, работа проходит легче, комфортнее. Если вдохновения нет — работа все равно будет сделана с тем же качеством. Другое дело, лично для меня это будет более трудозатратно. Но эти трудозатраты читателю будут не видны. Если ты пишешь как профессионал, то вопрос прокрастинации перед тобой не стоит — ты умеешь ее преодолевать.

О творческих планах

— Сейчас мне интересно вернуться обратно к истории Урала. В истории Урала много самых разнообразных, уникальных сюжетов. Золотодобыча — это только один из этих сюжетов. Меня интересуют самоцветные лихорадки, история невьянской башни, «кыштымского зверя», Кыштымской катастрофы —есть много самых разнообразных тем. Я еще не знаю, какую я выберу, но знаю точно, что выберу что-нибудь из истории Урала. Но это будет не исторический роман в чистом виде, а про который я говорил: либо с фантастикой, либо с чертями, либо с дополнительной авторской выдумкой.

Завершилась встреча автограф-сессией с писателем.

  • Вот уже второй раз мы привозим в Уфу известного российского писателя Алексея Иванова. Первое мероприятие с его участием показало, что творчество господина Иванова пользуется большой популярностью у уфимцев. Поэтому было бы неправильно и нелогично не пригласить популярного прозаика вновь посетить Уфу с его новым романом. Судя по количеству гостей вечера, мы не ошиблись в своем решении и намерены и впредь организовывать подобные творческие вечера с популярными российскими писателями.
    Булат Баширов
    главный редактор газеты «Коммерсантъ-Башкортостан» Булат Баширов
  • Организовав весной этого года литературный фестиваль «Книжные люди», мы еще раз убедились, что не зря развиваем интеллектуальную событийную площадку в «Артерии». Книжные события пользуются высоким спросом у гостей: читающие уфимцы в принципе не избалованы. Поэтому мы продолжаем серию творческих вечеров с топовыми российскими авторами. В мае наши гости — Алексей Иванов, Анна Матвеева и Алексей Сальников, в июне — Яна Вагнер. Изучаем опыт российских ярмарок и фестивалей и планируем новый книжный сезон на главной артерии города.
    Евгения Минибаева
    заместитель директора по развитию МЦ «Артерия» Евгения Минибаева

Алексей Иванов представит в Уфе свою новую книгу «Речфлот»

«Коммерсантъ — Башкортостан» и «Артерия» центр продолжают серию творческих вечеров с писателями. 19 мая в «Артерии» пройдет встреча с одним из крупнейших российских прозаиков Алексеем Ивановым.

Это уже вторая встреча с Алексеем Ивановым в Уфе. Первый творческий вечер, состоявшийся в марте 2023 года, собрал более 300 гостей. В этом году писатель презентует новый роман «Речфлот» — масштабный исторический труд, повествующий о становлении отечественного речного флота.

Алексей Иванов — знаковая фигура современной литературы. Автор более 20 книг: «Сердце пармы», «Географ глобус пропил», «Ненастье», «Тобол», «Пищеблок», «Хребет России», «Бронепароходы» и других. Самый экранизируемый современный российский автор. Книги Алексея Иванова входят в программу высшей школы по литературе, а его произведения стали основой для написания целого ряда научных работ и нескольких диссертаций.

На встрече гостям представится возможность задать вопросы писателю, приобрести его новую книгу и получить автограф.

Сбор гостей в 16:30.

Участие в мероприятии бесплатное.

Регистрация обязательна. Количество мест ограничено.

18+

Поделиться:

Соорганизатор

Программа

19 мая Воскресенье

Контакты

РЕГИСТРАЦИЯ