Творческий вечер с Александром Кушниром
Неизвестный «Аквариум»
13 октября в Уфе состоялся творческий вечер с Александром Кушниром. Это уже четвертое мероприятие из серии встреч с российскими авторами, организованное издательской группой «Коммерсантъ – Башкортостан» и проведенное на площадке Многофункционального центра «Артерия». В этот раз гости вечера получили возможность познакомиться с человеком, который фактически стоял у истоков российского рока. «В Уфе я не был лет 10, может, 15. А когда был, то всего несколько дней, поэтому ничего не помню. И в каком-то смысле у меня знакомство с городом происходит именно сейчас»,— поделился Александр Кушнир.
Писатель, рок-журналист, пиарщик известных российских групп представил свою новую книгу «Аквариум: геометрия хаоса» — масштабное исследование биографии легендарной группы, обещающее уменьшить количество пробелов в ее истории. Из первых уст гости узнали историю ее создания.
Три большие сумки
«Несколько лет назад у меня вышла книга про группу «Зоопарк». Где-то на финише написания у меня были постоянные посты в Facebook, Instagram (обе принадлежат организации Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ) про Науменко (Майк Науменко — лидер группы «Зоопарк»), про “Зоопарк”, немножко про Гребенщикова (признан иностранным агентом в РФ), и один коммент меня поразил своей подкованностью,— рассказал господин Кушнир.— Незнакомый человек написал: «У Майка любимый альбом Боба Дилана был Desire. Я ему написал: «Откуда ты это знаешь?». Он ответил: «Мы с Майком дружили с 84 года». Я пишу: «Гони телефон». С этого все началось. Оказалось, этот человек живет в Казани, зовут его Борис (Мазин). Я ему говорю: «Классно! Мы через неделю там будем «гонять» наш рок-фестиваль “Индюшата”. Давай встречаться. Я у тебя буду брать интервью».
На встречу Борис Мазин принес Александру Кушниру три большие сумки: «В какой-то момент я говорю: «Борь, а что это за сумки ты принес?». Он говорит: «Это мой архив. Я принес подарить его тебе. У меня со здоровьем не очень хорошо. Я года два назад должен был умереть». Таким образом я оказался обладателем этих трех сумок. И когда мы закончили интервью, вечером был фестиваль, а ночью в аэропорту я ругался со всем персоналом, потому что сумки были большие. Мы с другом вылетели в Москву двумя самолетами, чтобы не сдавать эту бесценную вещь в багаж».
Около полугода сумки стояли в квартире Александра Кушнира без движения, вспоминал он. «Оказалось, что лично для меня коронавирус и пандемия оказались благом. Ты сидишь дома, делать нечего. А в углу эти сумки, и ты, наконец, до них добрался. Я начинаю смотреть и понимаю, что это «Клондайк». Потому что друг Майка дружил с Сашей Старцевым — редактором журнала “Рокси” (первый самиздатовский рок-журнал в СССР). Первое время “Рокси” писал про «Аквариум», «Зоопарк», еще несколько питерских групп, и это было новое слово, новое дыхание. И в этих трех сумках журналы, какие-то черновики статей,— предался воспоминаниям Александр Кушнир. — Потом, когда стало можно немного по Москве передвигаться, ко мне приехали пара редакторов, мы стали вместе изучать содержимое этих сумок. И вот берем страницу, исписанную от руки, и такое ощущение, что это интервью. Вроде интервью с “Аквариумом”. Судя по вопросам, это 82-83 год. И тут один из друзей говорит: «Я знаю только одного человека в мире, у которого такая буква «щ», — это Гребенщиков… В сумке валяются 40 страниц неизвестного интервью Гребенщикова. Ничего себе!»
Верхушка айсберга
«Потом я нахожу какие-то обрывки конвертов. Это письма музыкантов группы «Аквариум» басисту Михаилу “Фану” (Михаилу Файнштейну) в армию. Середина 70-х. И эти письма пишут совершенно несоветские люди. Это люди, которые не замечают на Невском 15-метровые портреты Брежнева; люди, которые не стоят 20-метровые очереди за колбасой, потому что они общаются с богом и со звездами; люди, которые не ждут троллейбус. Эти письма очень свободных людей. Они пишут про свой образ жизни, как они готовились к концерту на день рождения Харрисона, как этот концерт состоялся в городе, покинутом Бродским. И мне стало грустно, что существует много книг про «Аквариум» и они все чудовищно не об этом! Они все хорошие, но они политкорректные, они правильные, честные, но они неглубокие, этого всего нет. И этих интервью в них нет, и писем нет. Это верхушка айсберга, а все под водой…»,— рассказал Александр Кушнир.
Как появился «Аквариум»
Продолжился творческий вечер лекцией о группе «Аквариум», перемежающейся архивным видеорядом: фрагментами фильмов, записями с репетиций и концертных выступлений группы. Александр Кушнир поделился неизвестными или известными в очень узких кругах фактами, связанными с рождением группы, первыми выступлениями и запретами, подпольными альбомами и новыми взлетами, разладом и печальным финалом. «В Питере в начале 70-х было много групп, которые были влюблены в The Beatles, The Rolling Stones, Deep Purple. Про эти группы говорили: «они Deep Purple играют лучше, чем сами Deep Purple». И была единственная группа, чуть в стороне, которая взяла и среди бела дня запела по-русски — “Санкт-Петербург”,— отметил господин Кушнир. — Большая честь для меня была, что их лидер, Володя Рекшан, приехал на одну из московских презентаций книги. Я говорю: «Расскажи нам про “Санкт-Петербург”. Что вы пели? О чем ваши тексты?». И он сказал: «Да вообще неважно, о чем мы пели. Важно, что на русском». И они были овеяны легендами. Я говорю: «А кто ходил на ваши концерты?» Он говорит: «Были два поклонника: Борис Гребенщиков, студент первого курса, Джордж Гуницкий, его друг, а под колонкой сидел молоденький Слава Полунин. И про этот факт я нигде не читал, в книге он есть: первый концерт в Москве, в 1976 году, группа “Аквариум” начинает с «кавера» – они поют песню “Санкт-Петербург”. Они все любили The Beatles, но главная группа для них была “Санкт-Петербург”, потому что они увидели: в самый разгар развитого застоя можно оставаться человеком. И глубоко, что за окном происходит: колбаса, троллейбус, Брежнев. Неважно. Просто мы пишем песни. Так возник “Аквариум”».
13 октября в Уфе состоится творческая встреча с Александром Кушниром. На ней писатель представит свою новую книгу «Аквариум: геометрия хаоса».
Александр Кушнир – писатель, журналист, продюсер, генеральный директор музыкально-информационного агентства «Кушнир Продакшн». Стоял у истоков зарождения русского рока. Является организатором старейшего в стране фестиваля независимых групп «Индюшата», который существует по сей день. Занимался PR-сопровождением таких известных групп, как «Мумий Тролль», «Танцы минус», «Гости из будущего», «Ночные снайперы» и др.
Александр Кушнир издал ряд книг о советской и российской музыке, в том числе «Золотое подполье. Полная иллюстрированная энциклопедия рок-самиздата», «100 магнитоальбомов советского рока», «Правда о Мумиях и Троллях», «Хэдлайнеры» и других.
«Аквариум: геометрия хаоса» — десятая книга писателя о героях русского рока 80-90-х годов. Масштабное исследование биографии легендарной группы обещает уменьшить количество белых пятен в ее истории. В книге отражены ключевые и порой неизвестные факты истории «Аквариума» с момента образования летом 1972 года и до фактического распада «Аквариума 2.0» в 1997-м, собраны сотни уникальных документов и раритетных фотографий Андрея «Вилли» Усова, Дмитрия Конрадта и Сергея Бабенко, многие из которых публикуются впервые.
Встреча с Александром Кушниром – четвертое мероприятие серии творческих вечеров, организуемых «Коммерсантъ – Башкортостан» и МЦ «Артерия». Традиционно гости получат возможность задать вопросы автору, приобрести книги и получить автограф.
Участие в мероприятии бесплатное.
Регистрация обязательна. Количество мест ограничено.
18+
Программа
-
-
Сбор гостей
-Встреча писателя с читателями
-Автограф-сессия
Завершение мероприятия
Соорганизатор
Выбор города