Конференция «Ритейл будущего»
Ритейл будущего: новые вызовы и возможности
В свете экономической ситуации в стране в сфере ритейла происходят заметные изменения. Увеличение закупочной стоимости товаров, уход с рынка крупных зарубежных игроков и действующие санкции накладывают свой отпечаток на рынок. Представители министерств и ведомств, эксперты, а также непосредственные участники рынка в рамках конференции, организованной «Коммерсантъ-Башкортостан», рассказали, какие меры поддержки будут оказаны представителям ритейла и как подстроиться продавцам под современные реалии.
Что происходит с ритейлом сейчас?
Сложившаяся экономическая ситуация изменила вектор развития потребительского рынка в сторону пересмотра ассортимента, налаживания новых каналов поставок, рассказал в ходе конференции первый заместитель министра торговли и услуг Башкирии Азат Аскаров. В последний месяц министерство, как и все жители республики, наблюдает повышение цен на многие виды товаров, из-за чего ритейл вынужден фиксировать цены и даже снижать свои наценки.
— Республиканский ритейл подключился к данной работе. У нас было подписано соглашение по социально значимым товарам, в перечень которых вошли порядка 20 видов товаров, на которые ритейл выставляет фиксированную наценку — не более 15%. На первом этапе мы видим сложности с поставками, нарушена логистика, ряд импортной продукции просто перестал завозиться в Россию, но, если говорить про товары потребительского рынка — продукты питания — здесь больших рисков мы не видим, так как продукция или производилась на территории России, или завозилась из стран, которые на сегодняшний день не присоединились к санкциям, — сообщил Азат Аскаров.
По словам господина Аскарова, власти не видят, что ритейл искусственно завышает цены на товары, не входящие в перечень социально значимых. В противном случае, считает спикер, это приведет к падению спроса на данные товары. Тем не менее, есть увеличение издержек как у производителей, так и у торговых сетей, которые в ряде случаев отказываются от промо-акций и скидок.
— Торговля является одной из самых гибких отраслей экономики и оперативно реагирует на все изменения. Мы сейчас это видим — идет перенастройка каналов поставок, замещение отдельных видов продукции, и сложностей, думаю, особых не будет. В прошлом году у нас наблюдался рост в 3,5 раза онлайн-продаж. Это направление, думаю, сохранится, — сказал он.
Председатель госкомитета Башкирии по предпринимательству Нияз Фазылов отметил, что текущая ситуация в ритейле свидетельствует о том, что в республике недостаточно внимания уделялось развитию малоформатного сегмента торговли, из-за чего магазины «у дома» оказались в невыгодных условиях.
Фемтосоты спасут продажи
Крупные ритейлеры могут увеличить количество заинтересованных посетителей при помощи технологии фемтосоты. Генеральный директор компании «Интис телеком» Андрей Инсаров рассказал, что при помощи фемтосот можно производить адресную смс-рассылку с выгодными предложениями потенциальным клиентам, которые находятся неподалеку от торговой точки. СМС отправляются только тем абонентам, которые уже предварительно дали свое согласие на получение СМС от того или иного магазина.
— Технология применяется в основном большими компаниями, у которых крупные обороты, и по информационным рассылкам. Конечно, это не история маленьких магазинчиков, — отметил он.
Данная технология в ближайшем будущем может внедриться в сеть федеральных супермаркетов, представленных, в том числе, в Башкирии. По словам Андрея Инсарова, сейчас идут переговоры с компанией X5 Group — ей принадлежат торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и другие.
Торговые центры
На сегодняшний день на территории Башкирии насчитывается более 700 ТСК и ТРК — многие из них потеряли значительное количество посетителей. Это связано с тем, что магазины — представители популярных зарубежных брендов, заявивших об уходе из России, — приостановили свою работу на неопределенный срок. Тем не менее, они продолжают гарантировать заработную плату сотрудникам и пока не собираются покидать помещения торговых центров.
— Если тенденция сохранится, и деятельность будет либо прекращена, либо приостановлена, ТЦ рассматривают варианты других арендаторов. Если по одежде говорить, то здесь может быть продукция турецкая или китайская, — заявил Азат Аскаров.
По мнению руководителя УК «Торговый комплекс» Антона Горбачева, некоторые торговые площадки будут вынуждены перепрофилироваться, чтобы не потерять свою рентабельность. В частности, сдавать помещения под офисы, образовательные курсы, лектории и так далее.
— Нет сейчас надежды на замещение товаров из Индии, Турции и Китая, так как ситуация в любую секунду может измениться. Вряд ли придут какие-то спасители, которые с хорошими финансовыми показателями и на хороших условиях выручат торговый комплекс. Думаю, такого не будет. Поможет предпринимательская инициатива. Они, с накопленным иммунитетом, креативом в небольших комплексах исправят ситуацию. Большие комплексы — в тяжелой ситуации. Им остается только надеяться на возврат тех, кто временно приостановил свою работу, — заявил Антон Горбачев.
Еще в более сложной ситуации, по мнению спикера, находятся кинотеатры — количество проданных билетов сократилось в разы. Это подтвердил и господин Аскаров, заверив, что правительство ежедневно инициирует новые меры поддержки для пострадавших отраслей, благодаря чему и кинотеатрам будет оказана помощь. Сейчас же, по словам Антона Горбачева, им, как и другим арендаторам в торговых центрах, приходится рассчитывать лишь на поддержку собственника помещения в виде временного снижения арендной платы.
— Мы всегда шли навстречу предпринимателям и шли на беспрецедентные меры, предоставляя скидки в 50-80% в период пандемии. Ситуация у торговых центров тяжелая. Очень надеемся, что введут кешбэки или льготы по налогам на имущество, аренды на землю. Если это произойдет — еще больше появится возможностей и средств на поддержку партнеров, находящихся в ТЦ, — сказал спикер.
Будущее за маркетплейсами?
По словам председателя госкомитета Башкирии по предпринимательству Нияза Фазылова, государство активно оказывает поддержку представителям малого и среднего бизнеса при выходе на маркетплейсы, однако количество предпринимателей, воспользовавшихся помощью, крайне низкое.
— За прошлый год на Wildberries и Ozon с конкретными сделками заявились лишь 12 предпринимателей, хотя мы в рамках центра «Мой бизнес» проводили эту работу в четвертом квартале 2021 года и активно прошли все этапы, обучили, — заявил Нияз Фазылов, — Мы предусмотрели, что предприниматели смогут до половины своих затрат для выхода на маркетплейсы возместить в рамках конкурса в муниципалитетах. В мае месяце конкурс объявим, до 1 млн руб. любой предприниматель сможет возместить свои затраты на логистику, регистрацию, получение сертификатов. 100 млн руб. в целом на республику заложено, с учетом софинансирования муниципалитетами — до 150-160 млн руб.
По мнению господина Фазылова, маркетплейсы могут заменить стандартные механизмы и форматы торговли, позволят выходить на российский и международный рынок. Благодаря этому у предпринимателей нет «панических настроений», вместо этого есть четкое понимание того, что сейчас необходимо перестраивать логистические цепочки и кредитную нагрузку. Однако это неизбежно приводит к увеличению себестоимости товаров.
Директор по развитию «AliExpress Россия» Полина Денисова в ходе конференции сообщила о росте количества продавцов из России — на 193% за прошедший год. Республиканские бизнесмены также проявляют интерес к онлайн-торговле. В 2021 году количество магазинов из Башкирии на AliExpress увеличилось в 2,7 раза. На сегодняшний день на маркетплейсе более 1,9 тыс. местных продавцов размещают свыше 75 тыс. различных товаров. Республика входит в топ-10 по количеству продавцов среди регионов России. Согласно статистике, башкирские предприниматели продают товары для дома и сада (16%), электронику и бытовую технику (11%), товары для красоты и здоровья, авто (7%), мебель, игрушки и товары для хобби (6%), а также спортивные товары (5%).
— Сейчас мы видим рост среднего и малого бизнеса. Мы стараемся также идти навстречу и упрощать максимально условия сотрудничества с нами, расширять меры поддержки. Мы не взимаем комиссию за продажу первых ста товаров на нашей площадке, а также, если товары куплены по трафику продавца. Не берем комиссию за вывод денег, снизили свои логистические тарифы, бесплатно доставляем первые 100 товаров и храним на своем складе товары наших продавцов в течение 60 дней, — отметила Полина Денисова.
По мнению Азата Аскарова, ритейл переживает период «глобальной перестройки» и, благодаря своей гибкости, сможет преодолеть все трудности. Предприниматель Антон Горбачев, в свою очередь, уверен, что ритейл будет зависеть от динамики развития российского производства, которому дан шанс для динамичного развития.
События последних недель вносят свои коррективы в различные аспекты жизнедеятельности общества. Не остался в стороне и сегмент ритейла. Что происходит на этом рынке, как трансформируется ритейл? Какое будущее ждет традиционную и виртуальную розницы? Как будет меняться рынок в ближайшей перспективе?
В рамках конференции участники и эксперты рынка обсудят перспективы развития ритейла, его трансформацию, а также технологии, сервисы, вопросы логистики.
На вопросы ответят представители министерств и ведомств, эксперты, а также непосредственные участники рынка.
Предварительные вопросы для обсуждения:
— Ритейл в России: тренды и стратегии.
— Малые розничные форматы — тренд на рынке.
— Формирование покупательского опыта — торговый центр на экране смартфона.
— Логистика как фактор конкурентоспособности.
— Маркетплейсы и розничные сети — конкуренты или партнеры?
— Развитие цифровых, логистических, финансовых сервисов.
Трансляция конференции
5 апреля 2022 г. с 11:00 до 13:00 по уфимскому времени
(с 9:00 до 11:00 по московскому времени)