Конференция «Умные города Юга»

Ум берет города и меняет системы
На конференции «Ъ-Юг» в Ростове обсудили как актуальные вызовы превратить в возможности для цифровизации городов
На Дону «умные» системы и передовые технологии внедряются в различных сферах социально-экономического развития — от коммунальной инфраструктуры и транспорта до торговли, здравоохранения и образования. В семи крупных городах региона есть показательные примеры того, как «цифра» качественно меняет жизнь людей. Сегодня в успешном решении вопросов цифрового развития заинтересованы все стороны — власти, бизнес, ученые и простые граждане, которые получают принципиально новые, удобные и безопасные сервисы. Однако для успешного решения задач цифровой трансформации необходимы новые интеллектуальные решения, инвестиции в цифровые проекты и кадры, способные их реализовывать. К такому выводу пришли участники конференции «Умные города юга: вызовы и возможности».
В 2020 году в Ростовской области стартовал проект «Умный город», охватывающий семь донских муниципалитетов: Ростов-на-Дону, Волгодонск, Таганрог, Новочеркасск, Шахты, Новошахтинск и Батайск. В марте того же года АНО «Цифровая экономика» провела в южной столице стратегическую сессию «Цифровая прокачка региона», по итогам которой были проанализированы текущие вызовы и предложены технологические решения, в частности, по таким направлениям, как «Комфортная среда для жизни», «Безопасные и качественные дороги», «Жилье и городская среда». В указанных городах приступили к реализации соответствующих цифровых проектов.
Три года спустя на конференции ИД «Коммерсантъ Юг России» представители власти, бизнеса и экспертного сообщества проанализировали итоги такой работы, указали на проблемы и определили перспективы. Мероприятие проходило в актуальном смешанном формате: одни спикеры собрались в Ростове-на-Дону за круглым столом на площадке региональной «Точки кипения», другие — подключились к дискуссии по каналам видеосвязи. В первой части конференции участники обсудили, насколько сильно «цифра» улучшила муниципальные службы и жизнь горожан в целом, во второй — более детально рассмотрели цифровизацию транспортной системы.
От отдельных проектов к цифровым командам
В начале конференции заместитель директора по развитию АНО «Цифровая экономика» Кирилл Киреев заметил, что программа «Умный город», с одной стороны, объединяет многие отрасли (здравоохранение, образование, транспорт, энергетика, ЖКХ), а с другой стороны — ключевым параметром в такой концепции является ориентация на человека. «Реализуя концепцию “Умного города” (муниципалитета, региона) все контрагенты и участники должны понимать, что все это делается для людей, их комфорта, удобства проживания, для облегчения определенных рутинных процедур и создания комфортной среды для жизни, — уверен спикер. — И модель такой клиентоцентричности должна сохраняться на всех этапах реализации проектов и внедрения цифровых решений».
Кирилл Киреев добавил, что важен и выбор технологий, например, искусственного интеллекта (ИИ). Так, по прогнозам «Сбера», внедрение ИИ-технологий в отраслях экономики уже в ближайшие несколько лет может дать прирост ВВП страны на 1%. Сегодня разработками решений с ИИ занимаются целые институты и есть предпосылки для того, чтобы данная технология активно проникала во все отрасли и сферы жизни. «Но различные отрасли находятся на разном технологическом уровне, — отметил выступающий. — Известно, например, что пандемия коронавируса стала своеобразным мотиватором к тому, чтобы дистанционные каналы динамично развивались. И мы наблюдали это в медицине, образовании, торговле и других сферах. Здравоохранение — вообще один из лидеров. Здесь активно применяются решения с использованием ИИ, распределенных сетей, предиктивной аналитики».
По мнению эксперта, ситуация в «тяжелых» отраслях немного иная. Есть точечные проекты, в рамках которых крупные компании успешно внедряют «цифру». В том числе и в ряде городов Ростовской области. «Сейчас уже есть случаи перехода от “пилотов” к некоему системному тиражированию, масштабированию опыта. Однако потенциал цифровых решений для муниципалитетов — это не только подключение к общей системе безопасности, интерактивные карты городов, “умное” городское освещение, показания со smart-счетчиков, энергосбережение и т. д. Он значительно выше и далеко не раскрыт», — уверен Кирилл Киреев.
Юрий Емельянов, руководитель Центра управления регионом (ЦУР) в Ростовской области, обратил внимание на то, что жители Дона стали активнее использовать социальные сети и государственные паблики для публикации сообщений и другой информации, которые волнуют граждан. Речь идет, в частности, о ЖКХ. «В 2022 году было более 47 тыс. таких сообщений, а с начала 2023-го — свыше 13 тыс., — уточнил спикер. — Еще два года назад люди неохотно писали о том, что их волнует. Делали это через официальное обращение на имя главы города или района. Сегодня все уже привыкли к тому, что оставить комментарий в соцсетях проще и быстрее. И мы стремились к тому, чтобы площадок для этого было больше. Например, по линии ЖКХ довольно много вопросов, которые волнуют дончан, — поваленные деревья, стихийные свалки, открытые люки, ямы, разрытия и т. д. И если вначале время реакции представителей власти на каждое сообщение составляло восемь часов, то теперь по поручению губернатора Ростовской области в муниципалитетах и министерствах срок реакции сократился до трех часов. Проблема решается в ближайшее время либо заявителя информируют о том, какие меры и действия будут предприняты и в какой срок».
Юрий Емельянов добавил, что на сегодняшний день создана огромная сеть госпабликов. На каждом из них указано, что это информационная площадка государственной организации, ведомства. Сейчас в таких пабликах по всей России фиксируется более 50% всех сообщений граждан. Для сравнения: еще два года назад показатель не превышал и 10%.
Антон Алексеев, советник губернатора Ростовской области и генеральный директор АО «Аэрокосмическая корпорация “Новый космос”», напомнил, что в 2019 году донское правительство и АНО «Цифровая экономика» подписали соглашение о сотрудничестве. Цель — цифровая прокачка региона. «Это комплексная задача, для решения которой потребовалась подготовка концепции и дорожной карты, к работе подключились все заинтересованные стороны — министерства, профессиональные сообщества, эксперты, — пояснил господин Алексеев. — В итоге более 60 предложений попали в дорожную карту, мероприятия в которой расписаны до 2024 года. Документ доступен, например, на портале “ТерриторияЦифры.РФ”. Часть из предложенных инициатив уже реализована. Особенно знаковым стало внедрение проектов по телемедицине в 2020 году, в период пандемии. Так, только за первый месяц работы одного из продуктов более 8 тыс. граждан получили необходимую услугу. Кроме того, в детской больнице Ростова-на-Дону в тестовом режиме был запущен другой цифровой сервис — для более эффективного дистанционного взаимодействия родителей и педиатров».
Антон Алексеев заметил, что в регион поступают средства на реализацию государственных и инфраструктурных проектов. Так, в 2020-2021 годах привлекли более 1,5 млрд руб. внебюджетных средств на устранение цифрового неравенства. Эти деньги, в частности, позволили обеспечить высокоскоростным интернетом свыше 150 тыс. домохозяйств. «Также были анонсированы строительство и запуск нескольких дата-центров с совокупным объемом инвестиций более 2 млрд руб. На принципах государственно-частного партнерства в муниципалитетах Ростовской области реализуются проекты в рамках “Умного города”. Все это не просто отражено в концепции цифровой прокачки региона, но и отражается в конкретных проектах, инициаторы которых реализуют их самостоятельно или с привлечением госфинансирования. Ростовская область и ее жители от этого только выигрывают».
Менеджер клиентских проектов по внедрению «умного» региона Ростовского филиала ПАО «Ростелеком» Сергей Богданов рассказал, что за время работы в регионе «Системы-112» операторы приняли 21 млн вызовов. Это сопоставимо с численностью населения Чили. «В каждом муниципальном образовании региона есть единая дежурная диспетчерская служба, в которой — специалист, отвечающий на звонки, есть центр с подключенными камерами видеонаблюдения и отдельный оператор, который дистанционно следит за текущей ситуацией в его населенном пункте. В службу поступают данные с различных датчиков, определяющих разные параметры (уровень радиации, метеоусловия и т. д.), и помогают оператору понять: есть ли проблемы или нет, — пояснил господин Богданов. — Если говорить о видеонаблюдении и видеоаналитике, то на текущий момент в систему “Безопасный город” в Ростовской области интегрировано более 4 тыс. видеокамер, что по количеству равно всем видам бабочек, обитающих в австралийской части нашей планеты».
Представитель «Ростелекома» добавил, что в кратчайшие сроки в рамках реализации энергосервисного контракта специалисты компании установили в Ростове-на-Дону 38,7 тыс. новых светильников. «А всего по области мы установили уже более 100 тыс. новых светодиодных светильников, которые помогают сохранять энергию и экономить ресурсы. И если эти светильники одновременно зажигать, то их яркость будет в 22 раза выше, чем у Луны», — уточнил Сергей Богданов. Он добавил, что подобные контракты, с созданием экономных систем «умного» освещения можно реализовывать на разных уровнях — от конкретного здания, предприятия до населенного пункта, города и региона. А можно пойти еще дальше — в полное энергосбережение здания, завода или промышленной территории. «Например, в Ростовской области мы сейчас реализуем пилотный проект, который позволит экономить энергию уже на промышленном оборудовании, меняя ленты и станки, — поделился менеджер клиентских проектов. — И эта экономия ресурсов достигает порядка 60%, что для крупной организации может вылиться в существенные показатели».
Сергей Богданов заметил, что «умный» город тогда будет по-настоящему «умным», если к внедрению решений подходить комплексно — применять цифровые технологии во всех сферах, включая здравоохранение, образование и социальную сферу, а не только в ЖКХ и на транспорте. ПАО «Ростелеком» как раз и идет по такому комплексному пути, заверил господин Богданов. Кроме указанных выше направлений у компании есть проекты и в медицине, и в образовании. «У нас порядка 100 организаций — больниц и других медучреждений пользуются единой информационной системой. Это когда вы можете прийти в любую больницу и ваша история болезни будет доступна врачу не только в больнице по прописке. От первого рентгеновского снимка до последнего ЭКГ и УЗИ. Очень удобно, — пояснил спикер. — Следующая часть “умного” города — образование. На данный момент мы подключили уже более 3 тыс. школ, детсадов и колледжей к единой электронной базе образовательных услуг. Это больше, чем все образовательные учреждения Хорватии».
Андрей Рыбаков, замдиректора по вопросам энергетики, коммунального хозяйства и развития инженерной инфраструктуры департамента ЖКХ Ростова-на-Дону, отметил, что проект «Умный город» направлен на формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни граждан. «В Ростове-на-Дону активно проводятся мероприятия по включению муниципальных служб и ресурсоснабжающих организаций в единую систему взаимодействия экстренных оперативных служб — “Систему-112”, — сказал господин Рыбаков. — Анализ поступающих обращений позволяет более точно определять проблемные участки и принимать конкретные меры. Сейчас в городе ресурсоснабжающие организации используют программное обеспечение (ПО), которое делает управление объектами коммунальной инфраструктуры более эффективным. Речь идет, в частности, о цифровых платформах, позволяющих проводить мониторинг, сбор, хранение и анализ данных о потреблении ресурса, возможных потерях, утечках, авариях и т. д. Эксплуатация таких систем позволяет делать работу предприятий более экономичной и экологичной. Следующий этап цифровизации городского хозяйства — установка систем, позволяющих обеспечить постоянный контроль потребления населением тепловой и электрической энергии, холодной и горячей воды, газа и других ресурсов. Кстати, в 2023 году запланирована установка 575 общедомовых приборов учета, поддерживающих возможность подключения к системе автоматизированного съема показаний».
Андрей Рыбаков добавил, что в Ростове успешно используется автоматизированная система управления наружным освещением, которая позволяет полностью контролировать включение и отключение света с единого диспетчерского пункта и оперативно реагировать на неплановые отключения, аварии и сбои. «Для повышения надежности работы системы уличного освещения у нас используются энергосберегающие светодиодные светильники с функцией, позволяющей оператору управлять и каждой светоточкой в отдельности. Кроме того, установлены блоки электронных пускорегулирующих аппаратов, что обеспечило экономию электроэнергии до 50% и выполнение требований законодательства по уровню освещенности территории. В итоге это позволило обеспечить для горожан комфортное освещение в вечернее и ночное время, а также при неблагоприятных погодных условиях», — резюмировал чиновник.
Директор департамента информационных технологий АО «Ростовводоканал» Сергей Рябых отметил, что ключевые барьеры при внедрении любого цифрового продукта — это технические сложности (наличие соответствующей сети, серверного оборудования и т. д.) и затраты на создание такой системы: финансирование покупки техники, ПО, помещения, наем и обучение специалистов, а самое главное, обеспечение безопасности. «Цифровую систему необходимо защищать так, чтобы исключить возможность утечки информации, несанкционированного доступа к оборудованию, к данным, самопроизвольного выполнения системой тех или иных процессов, — пояснил господин Рябых. — Все это мы учитываем при развитии цифровых сервисов. Например, когда запускали “Горячую линию”, то на старте, около семи лет назад, это был довольно простой продукт, позволявший кол-центру принимать звонки, создавать заявку и указывать ее статус по мере выполнения. Но это был весьма ограниченный функционал, который не позволял в полной мере реализовать потенциал цифрового сервиса. Необходимость серьезно усовершенствовать его — задача, которую поставили перед программистами. Надо было не просто оперативно реагировать на заявления граждан, например, об аварии, но и обеспечить прозрачность работы предприятия, в котором более 2,1 тыс. специалистов и десятки единиц техники, существенно ускорить все внутренние процессы».
Сегодня «Горячая линия» фиксирует все: место нахождения бригад и техники, время выполнения работ, их статус и характеристики, каждый сотрудник, работающий в этой системе, четко понимает зону ответственности. В итоге обновленный цифровой продукт полностью изменил принцип работы служб предприятия, уверен Сергей Рябых.
Он добавил, что в первом квартале 2023 года состоялась интеграция системы «Ростовводоканала» со «Службой-112», что позволяет в большем объеме получать, обрабатывать и сопровождать заявки. В ближайшей перспективе — внедрение решений на основе искусственного интеллекта. «Мы планируем часть звонков переводить на ботов, которые смогут без участия сотрудников кол-центра отвечать обращающимся гражданам на какие-то вопросы, не требующие оперативного включения аварийных бригад, разъяснять информацию, уведомлять абонентов об изменениях и т. д. Предполагаем, что это существенно повысит эффективность работы нашей системы», — подытожил господин Рябых.
Председатель Ассоциации производителей и переработчиков Ростовской области Елена Пелецкая сообщила участникам конференции, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства региона временно отложило внедрение цифровой системы контроля за утилизацией строительных отходов, которая позволила бы уменьшить количество стихийных свалок.
По словам госпожи Пелецкой, в 2021 году они заключили с областным Министерством ЖКХ соглашение о внедрении системы. «Согласно проекту, решение реализуется на основе региональной системы и подразумевает контроль за деятельностью транспортировщиков, — пояснила спикер. — Система определяет наличие разрешения на вывоз строительных отходов и маршрут транспортировки, используя систему ГЛОНАСС и камеры для фото- и видеофиксации. Система интегрируется в ОС “Безопасный город”. Сам порядок обращения с отходами уже разработан, следующим этапом должна стать разработка цифрового продукта, на что необходимы инвестиции — порядка 80 млн руб. В Ростове-на-Дону, по самым скромным подсчетам, в год образуется около 7,5 млн т строительных отходов. Именно из этого мусора формируется большая часть стихийных свалок. При этом данная сфера не регулируется и находится в серой зоне».
Александр Зорин, замдиректора Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации (Центр РЦТ) ВШГУ РАНХиГС, заметил, что сегодня в успешном решении вопросов цифрового развития, цифровой трансформации заинтересованы все стороны — и технологический бизнес, и органы власти, и граждане, которые в итоге получают принципиально новые, качественные и удобные сервисы. Но для успешного решения задач цифровой трансформации с учетом стремительных изменений в сфере технологического развития и соответствующей повестки одной из ключевых задач остается подготовка кадров. «Сегодня крайне важно уделять повышенное внимание повышению квалификации госслужащих, сотрудников госпредприятий и организаций, с тем чтобы их знания и умения соответствовали стоящим перед ними задачами, в том числе по ускоренной реализации комплексных цифровых проектов, обеспечению информационной безопасности, технологического суверенитета и импортозамещения, — подчеркнул эксперт. — Понимая это, РАНХиГС еще в 2018 году активно включилась в такую работу, и за минувшие четыре года в Центре РЦТ прошли обучение более 48 тыс. человек — руководителей, специалистов органов власти, подведомственных учреждений и госпредприятий. Мы разработали модель компетенций для руководителей и команд цифровой трансформации органов власти, в соответствии с ней разработали образовательные программы. И с учетом развития технологий, изменения приоритетов государственной политики мы актуализируем и саму модель компетенций, и образовательные программы, с тем чтобы слушатели получали актуальные и необходимые им знания».
Александр Зорин добавил, что, на их взгляд, сегодня фокус внимания при решении задачи подготовки кадров должен находиться не только на уровне госслужбы. В Центре РЦТ видят запрос на подготовку руководителей и команд цифровой трансформации в органах местного самоуправления, и сейчас с рядом регионов специалисты центра прорабатывают вопрос совместной реализации образовательных программ именно для муниципалитетов. «Кроме этого, мы видим запрос на углубленные знания в области цифровой трансформации в отраслевом разрезе. И здесь мы уже активно развиваем наше сотрудничество с ведущими российскими технологическими компаниями, результатом которого должно стать появление новых отраслевых образовательных программ, в фокусе которых будут лежать прикладные технологии для комплексного решения задач в сфере цифровой трансформации для органов власти, предприятий и организаций в соответствующих отраслях экономики, социальной сферы, системы государственного и муниципального управления», — резюмировал эксперт.
Сергей Богданов отметил, что в Ростовской области есть предпосылки к созданию цифрового двойника. Для правительства цифровой двойник может стать драйвером перспектив социально-экономического развития Дона, уверен спикер. «Сам по себе цифровой двойник — это новая модель, при которой мы можем смотреть на то, как наш город или регион может развиваться, что позволит эффективнее привлекать инвестиции. Ведь мы не только сможем следить за ситуацией в ЖКХ, за системой безопасности, здравоохранением, образованием и др. Цифровой двойник позволит все видеть буквально на ладони (через планшет, смартфон и тому подобные устройства) и решать комплексные задачи, связанные, например, с городским планированием, строительством, помогать эффективно управлять сетевой и инженерной инфраструктурой. Создание цифрового двойника повысит прозрачность работы всех городских служб, что положительно скажется на жизни граждан. Мы можем задавать такие цифровые двойники. У компании есть соответствующее технологическое решение. И мы готовы к диалогу со всеми заинтересованными сторонами», — резюмировал господин Богданов.
Новый, интеллектуальный и безопасный транспорт
Одна из сфер, где на местах необходим командный подход к цифровизации, — это общественный транспорт, от работы которого зависит не только уровень жизни горожан, но и просто их жизнь. Для донского правительства и администраций муниципалитетов цифровизация транспортной сферы, создание «умной» дорожной инфраструктуры — одни из приоритетов.
Так, во второй части конференции ИД «Ъ-Юг», заместитель министра транспорта Ростовской области Дмитрий Беликов рассказал, что создание в регионе интеллектуальной транспортной системы (ИТС) касается движения автобусов, троллейбусов, трамваев всех видов и будет подразумевать автоматическое регулирование и приоритизацию движения городского электротранспорта. «Важную роль играет магистральный рейсовый транспорт, когда люди могут спокойно пересесть с автобуса либо личного автомобиля на скоростной трамвай, который будет приходить в центр намного быстрее, не простаивать в пробках и не делать лишних остановок, — заметил замминистра. — Идея концепции не в том, чтобы просто купить современные трамваи и ездить, а принципиально поменять маршрутную сеть города так, чтобы синхронизировать работу всех видов общественного транспорта. Поэтому к решению задачи важно подходить не точечно, а системно. Есть программа комплексного развития инфраструктуры Ростовской области. Мы ее разработали в 2022 году за счет средств регионального бюджета. Во всех 55 муниципальных образованиях есть такие же программы на разных стадиях: в процессе проработки, утверждения либо готовые».
Дмитрий Беликов добавил, что еще одна важная задача — связка с международным аэропортом Платов. Туда в среднесрочной перспективе планируется запуск рельсового транспорта. Пока аэропорт из-за специальной военной операции закрыт и обсуждение такого транспортного проекта временно приостановлено. Однако все заинтересованные стороны снова вернутся к этому вопросу, как только снимут ограничения на полеты из Платова.
Представитель областного Минтранса заметил, что в развитии ИТС нельзя забывать о других, более мелких агломерациях региона (шахтинской, волгодонской) и о других городах. Например, Таганрог раньше считался «тупиковым» городом с точки зрения развития, а сейчас с учетом присоединения к России новых территорий через родину Чехова идет основной транзитный поток сухопутного транспорта. «Наша система подразумевает техническую возможность установки камер на подвижном составе, чтобы не просто фиксировать безопасность, контролировать поведение водителей и пассажиров, но еще и фиксировать пассажиропоток, чтобы по мере его роста совершенствовать и интеллектуальную транспортную систему», — пояснил чиновник.
По словам Дмитрия Беликова, ИТС — это не просто набор светофоров, датчиков, камер и компьютеров, на которые поступают различные данные, а именно система, благодаря которой качественно улучшается транспортное сообщение внутри мегаполиса, других населенных пунктов и жизнь дончан в целом.
Заместитель директора департамента транспорта администрации Ростова-на-Дону Александр Лисичкин сообщил, что на 2023 год запланировали модернизацию 58 светофорных комплексов как элементов интеллектуальной транспортной системы (ИТС). На каждом таком комплексе установят датчики, позволяющие фиксировать трафик, распознавать грузовой, легковой и общественный транспорт, обеспечивать для последнего приоритет движения. «Такая работа предполагает поэтапную реализацию, чтобы за несколько лет мы модернизировали в южной столице все 510 светофорных комплексов и подключили их к ИТС, — уточнил чиновник. — Так что 58 объектов — это один из этапов нашей программы».
Кроме того, добавил Александр Лисичкин, у городской власти есть планы по оснащению автобусов, трамваев и другого общественного транспорта системами мониторинга пассажиропотока, которые будут считать количество входящих и выходящих горожан. «Это позволит нам работать с пиковыми нагрузками, корректировать расписание общественного транспорта, оптимизировать маршруты», — пояснил замдиректора департамента.
Заместитель начальника отдела дорожного надзора УГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области Константин Чикунов рассказал, что по итогам 2022 года в Ростове-на-Дону количество ДТП выросло на 27,4%, число погибших — на 35,3%, раненых — на 26,8%. По другим крупным городам региона показатели также не радуют. Например, в Шахтах по итогам минувшего года дорожно-транспортных происшествий было на 15,2% больше, чем в 2021 году, количество погибших увеличилось на 87,5%, а раненых — на 21,4%. В Новошахтинске число ДТП выросло более чем на треть (33,3%), а количество раненых увеличилось на 56,5%. В Новочеркасске в минувшем году ДТП было на 7,6% больше, чем годом ранее, погибших — на 27,3%, раненых — на 15,5%.
«В Таганроге, Батайске и Волгодонске сохраняется тяжелая ситуация на дорогах, наблюдается либо рост по общему количеству ДТП, либо рост по погибшим, — уточнил представитель дорожной полиции. — Сегодня в регионе, как и в России в целом, предъявляются серьезные требования к безопасным и качественным дорогам. К любому объекту, который создается в рамках соответствующего нацпроекта, повышенное внимание проверяющих и контролирующих органов. Внедряются самые современные технологии. И несмотря на все это, как минимум в двух из семи (крупных) городов донского региона в январе — марте 2023 года отмечен рост уровня дорожных происшествий, аварийности. Например, в Ростове-на-Дону показатель вырос на 15,4% по сравнению с первым кварталом 2022 года».
Директор МБУ «Центр интеллектуальной транспортной системы» Ростова-на-Дону Сергей Скиба уточнил, что сейчас на территории города находятся 106 комплексов фотовидеофиксации. «Принимаемые меры действительно повышают безопасность дорожных сетей, — уверен господин Скиба. — Анализ статистики нарушений с 2021 года по 2023-й показывает, что в местах установки таких комплексов количество нарушений снижается. Вместе с тем мы считаем, что в Ростове сейчас недостаточно комплексов с фотовидеофиксацией. Планируется, что по линии Министерства транспорта региона будут выделены средства на новые комплексы. Мы выявили в Ростове семь очагов, где возможно применение фотовидеофиксации».
Директор центра добавил, что сейчас, в связи с возросшим потоком грузового транспорта, идет модернизация шести комплексов видеофиксации, чтобы у них была функция установления нарушений водителей грузовиков. Подсистема видеонаблюдения, которую используют специалисты ростовского центра, — это камеры высокого разрешения, позволяющие операторам просматривать несколько километров дорог. Камеры расположены как в центре мегаполиса, так и на периферии — в местах интенсивного транспортного и пассажирского потоков.
«Параллельно с представителями “Ростелекома” мы рассматриваем возможность установки на нерегулируемых пешеходных переходах комплексов видеофиксации, совмещенных с системой подсветки пешеходов», — сказал Сергей Скиба. — По итогам прошлого года обнаружили два таких места. Планируется установить комплекс на одно из них и посмотреть, насколько эффективно они будут работать, снизится ли в этом месте количество ДТП, столкновений с пешеходами. При положительных результатах этот опыт можно будет применить и на других проблемных участках города».
По словам Сергея Богданова, в 2021 и 2022 годах были реализованы 1-й и 2-й этапы по созданию интеллектуальной транспортной системы (ИТС), которая предназначена для автоматизации процессов управления дорожным движением. «“Ростелеком” реализовал в Ростовской агломерации второй этап по созданию ИТС, установив подсистемы единой платформы управления: подсистему обеспечения информационной безопасности, подсистемы приоритетного проезда, светофорного управления, метеомониторинга и видеонаблюдения, обнаружения ДТП и ЧС, — пояснил представитель компании. — Также мы рассматриваем возможность участия в долгосрочной реализации последующих этапов создания системы ИТС с 2023 года по 2025-й. После реализации цифровая платформа позволит анализировать скорость и плотность транспортного потока. В результате уровень аварийности в Ростове-на-Дону должен снизиться на 10-15%, скорость транспортного потока — повыситься на 13%, а транспортные задержки — сократиться на 17%».
Как пояснил директор по цифровым регионам Южного и Северо-Кавказского федеральных округов ПАО «Ростелеком» Руслан Бардахчиев, ИТС — платформа, которая является одной из важнейших составляющих цифровых регионов и «умных» городов. «Она позволяет не только оптимизировать затраты и распределить транспортные потоки, но и снизить аварийность, помогая беречь жизни и здоровье пешеходов, водителей и их пассажиров, — отметил спикер. — Следующие шаги нацелены на развитие системы светофорного регулирования, анализа транспортных потоков и видеонаблюдения, детектирования дорожно-транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций».
Энвер Мамаев, заведующий кафедрой «Логистика и управление транспортными системами» РГУПСа, заметил, что в Ростове железнодорожный транспорт имеет большой потенциал для внутригородских перевозок пассажиров как продолжение транспорта общественного. «Транспортная инфраструктура внутри городского пространства должна использоваться в интересах населения, — уверен эксперт. — Продление пригородных маршрутов электричек по городским остановочным площадкам расширит функционал “городской электрички”. Пассажиры без пересадок и использования внутригородского общественного транспорта смогут спокойно доехать до места работы или учебы. Это существенно снизит нагрузку на обычную транспортную сеть».
Энвер Мамаев отметил, что сегодня в Ростове вдоль железнодорожных путей строится очень много жилых комплексов. Это большой потенциал для роста пассажиропотока по железной дороге внутри города. Как правило, в районах такой жилой застройки очень узкие улицы, дороги с двумя полосами движения.
Следующее, на что заведующий кафедрой РГУПСа обратил внимание участников мероприятия, это необходимость вдумчивого подхода к развитию трамвайной сети. Для Ростова, на территории которого будет реализован масштабный проект по модернизации транспортной системы, это особенно актуально. «Трамвайные пути занимают намного меньше места, чем автодороги, — пояснил Энвер Мамаев. — Рельсовый транспорт может работать по расписанию, при условии, что рельсы проложены по выделенному участку, а не на проезжей части улиц и автомагистралей. Опыт других городов показывает, что это безопасно и удобно. А все хотят жить в будущем в более комфортных условиях».
В 2020 году в Ростовской области стартовал проект цифровизации «Умный город», охватывающий семь донских муниципалитетов. В этот список попали Волгодонск, Ростов, Таганрог, Новочеркасск, Шахты, Новошахтинск и Батайск. Кроме того, в марте 2020 года АНО «Цифровая экономика» провела в Ростове-на-Дону стратегическую сессию «Цифровая прокачка региона», по итогам которой были проанализированы текущие вызовы и предложены технологические решения, в частности, по направлению «Комфортная среда для жизни» — «Безопасные и качественные дороги», «Жилье и городская среда» и т.д. Каков текущий статус задач, связанных с развитием «умного города»? Получит ли регион ассигнования из центра на дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры, услуг связи, ЖКХ? Какие дополнительные механизмы финансирования проектов могут появиться? Как текущая ситуация отразится на темпах инновационного развития региона в целом? Эти и другие вопросы обсудят на конференции ИД «Коммерсантъ».
Программа конференции
-
-
Сессия «Умные города: лучшие практики, барьеры, меры поддержки»
— Ключевые результаты и план работы комитета по цифровизации при рабочей группе Минстроя России «Умный город»
— Как повышать уровень цифровой зрелости отраслей городского хозяйства в условиях импортозамещения? Инициативы бизнеса и государства для масштабирования проектов
• Какие проблемы в сфере городского хозяйства донских муниципалитетов волнуют горожан?
• Результаты реализации проекта цифровизации городского хозяйства в Ростове-на-Дону, Таганроге.
• Лучшие практики цифровизации городского хозяйства в Ростовской области. Решения для создания умных городов.
• Опыт внедрения цифровых решений в водоснабжения и водоотведения.
• Цифровизация в управлении энергетической инфраструктурой: преимущества для потребителя, эффекты для экономики
• Как объединить усилия ключевых стейкхолдеров процесса — бизнеса, государства, образования, населения — для развития кадрового потенциала регионов как основного рычага для разработки и внедрения цифровых решений. Подготовка кадров для муниципального уровня
заместитель директора по развитию АНО «Цифровая экономика»
Советник губернатора Ростовской области, генеральный директор АО «Аэрокосмическая корпорация «Новый космос»
Менеджер клиентских проектов отдела прикладных проектов Ростовского филиала ПАО «Ростелеком»
руководитель Центра управления регионом Ростовской области
Замдиректора центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС
директор департамента информационных технологий АО «Ростовводоканал»
-
-
Сессия «Как интеллектуальные транспортные системы и умные сервисы изменят города?»
• Роль интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в построении умного городского транспорта
• Результаты реализации проекта цифровизации транспорта в Ростове-на-Дону, Таганроге.
• Каков уровень «Дорожного риска», «Транспортного риска» и «Социального риска» в регионах в целом и на городских магистралях?
• Внедрение цифровых сервисов и работа с «большими данными»: барьеры и перспективы в построении умного городского транспорта».
• Как сегодня в городах решаются задачи: роста качества пассажирских перевозок, пропускной способности уличной дорожной сети и снижения бюджетных расходов, а также снижения загруженности дорог, число ДТП и т.д.?
• Роль рельсового транспорта в построении системы умного городского транспорта
Заместитель министра транспорта Ростовской области
директор департамента транспорта Администрации города Ростова-на-Дону
Заместитель начальника отдела дорожного надзора УГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области
завкафедрой «Логистика и управление транспортными системами» РГУПС