Layer 1

Конференция «Агротренды на Ставрополье. Новые точки роста»

14 декабря 2023 Четверг
АПК
Место проведения: г. Ставрополь, ул Мира 347
Время: 10:00 – 12:30
превью
2:51:25

Магнит для фермеров

На конференции «Ъ-Юг» в Ставрополе обсудили, как расширить доступ малых сельхозпроизводителей к полке в разных форматах торговли.

Игроки продовольственного рынка в последние годы отмечают рост спроса на фермерскую продукцию у потребителей. В связи с этим малый агробизнес пытается вывести свои товары на рынок. Однако процесс получения доступа на прилавки магазинов, большинство из которых относятся к крупным торговым сетям, пока является серьезным сдерживающим фактором. Для обсуждения проблемы и способов ее решения ИД «Коммерсантъ Юг России» совместно с розничной сетью «Магнит» организовал конференцию «Агротренды на Ставрополье. Новые точки роста».

«Аграрный комплекс — это традиционное преимущество Ставрополья и Северокавказского федерального округа в целом, — отметила в приветственном слове начальник отдела территориального развития Департамента социально-экономического развития СКФО Минэкономразвития РФ Ольга Дорошенко. — По оценкам Минсельхоза РФ, к 2030 году Северный Кавказ будет способен не только закрыть свои потребности, но и серьезно нарастить поставки в другие страны. Освобождаются ниши, где СКФО может стать лидером, — это производство овощей, фруктов, злаковых, мясомолочной продукции, продукции рыбных хозяйств, минеральной воды. Хорошие перспективы открываются у виноградарства. Кстати, ощутимым вкладом в обеспечение развития виноградарства для предприятий-переработчиков винограда является компенсационный механизм в виде вычета сумм акциза по производству коньячной продукции по технологии полного цикла. Для этой категории виноделов Минэкономразвития РФ совместно с Минфином РФ сейчас продлило еще на три года возможность применения повышенного коэффициента при расчете налогового вычета на виноград. Но только при условии, что указанные средства предприятия будут инвестировать в собственные производства и развитие материально-технической базы. Еще одним перспективным трендом развития экономики всего Кавказа и в том числе Ставрополья является овцеводство, которое обеспечивает потребности в шерсти, а также удовлетворяет запросы населения в продуктах питания».

По словам заместителя председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике Артема Кирьянова, Ставропольский край играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны и может расцениваться как флагман развития отечественного сельского хозяйства. Последние несколько лет Ставрополье удерживает 3-е место в стране по объемам производства зерновых и мяса птицы, занимает 4-е место по численности овец и коз, а также по производству овощей защищенного грунта и 1-е по томатам защищенного грунта. По данным Северо-Кавказстата, за январь-октябрь 2023 года ставропольские аграрии произвели продукцию на 241,2 млрд рублей. «На долю малых форм хозяйств приходится около 30% всего объема произведенной продукции. По предварительным данным за 2023 год, крестьянские (фермерские) хозяйства и ИП вырастили в крае почти 80% бахчевых и 46% овощей, 20% зерна, подсолнечника, картофеля. Существенный вклад внесли фермеры, производящие молоко, мясо, яйца, виноград», отметила заместитель начальника отдела по развитию малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе министерства сельского хозяйства Ставропольского края Марина Климченко.

Как создать фермерскую полку в большом ритейле?

Продовольственный рынок Ставропольского края активно развивается. «Одной из первостепенных задач министерства экономического развития края является повышение роли нашего региона как гаранта продовольственной безопасности края и страны, обеспечивающего внутренний рынок социально значимыми продуктами питания и продуктами первой необходимости в высоком качестве и в необходимом количестве, отметила заместитель министра экономического развития Ставропольского края Галина Моисеева. В текущем году в крае наблюдается восстановление потребительской активности. Через розничную сеть с начала года продано товаров уже на 593,9 млрд рублей, что на 13,5 % выше показателя прошлого года».

Участники мероприятия отметили, что сегодня необходимо делать ставку на развитие всех форматов торговли: это и торгово-продовольственные рынки, розничные рынки, ярмарки и, конечно же, сети. По мнению Марины Климченко, в части обеспечения свободного доступа на потребительский рынок продукции, произведенной малыми формами хозяйствования, эффективны самые разные каналы, от ярмарочных площадок и розничных рынков до взаимодействия с крупным ритейлом.

«Мы смогли сделать гибкими взаимоотношения торговой сети и производителя. Сегодня они взаимодействуют не в привычном противостоянии, а в продуктивном тандеме, рассказала Галина Моисеева. По поручению губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова продолжается развитие многоформатной торговли, что создает здоровую конкурентную среду и позволяет обеспечивать жителей края доступной по цене и высокой по качеству продукцией. Для этого в крае организована торговля более чем в 18,9 тыс. стационарных торговых объектах (в 2 раза выше установленного норматива минимальной обеспеченности населения торговыми площадями) и в 9 тыс. нестационарных торговых объектах, действуют 42 розничных рынка на 18 тыс. торговых мест и 536 ярмарок (в 1,5 раза выше уровня прошлого года). Также на 452 площадках круглогодично проводится акция «Овощи к подъезду». С начала года проведено 12 торгово-закупочных сессий, в которых приняли участие представители региональных и федеральных торговых сетей, оптовых и бюджетных организаций, автозаправочных станций. Доля ставропольской продукции на полках магазинов края неуклонно растет и в среднем уже составляет 52%».

Поэтому главной темой конференции стал вопрос о доступности продукции малых форм хозяйствования и расширения ее присутствия в различных каналах сбыта. «Около 90% потребителей благосклонно относятся к фермерской продукции. Для них фермерские продукты — это мясо, молоко, овощи и фрукты. При этом требования к фермерским продуктам не ниже, чем к заводским. Если упаковка, сроки годности, вид товара не соответствуют ожиданиям, то покупатель не берет эту продукцию с полки, и снижать свои стандарты он не хочет», — отметил директор департамента по контрактным производствам розничной сети «Магнит» Виталий Фрикин.

По его словам, рынок меняется в сторону упрощения для потребителя доступа к продукту. В ближайшие годы покупатели все чаще будут приобретать продукцию в сетевых торговых точках, магазинах у дома. При этом уже сегодня 50-60% рынка производства продуктов питания заняты вертикально интегрированными компаниями, которые имеют самую совершенную цепочку поставок и менеджмента. Соответственно, в 90% случаях производство массовых продуктов ложится на них. Что делать фермерам и малым формам хозяйствования? Либо создать нишевый или уникальный продукт, который, например, производится в данном регионе и где его любят. Либо второй вариант встроиться в цепочку поставок вместе с крупным производителем. В этой кооперации фермер может просто производить продукт, или же он может выполнять какую-то часть производственного этапа. Так малый производитель может сегодня выйти в рынок и полноценно себя чувствовать «от поля до полки».

Агроконтракты: от овощей и фруктов до мяса и молока

При работе с фермерами торговые сети формируют свои уникальные предложения. Так, в «Магните» помимо традиционных спот-закупок и коммерческих контрактов есть вариант заключения агроконтракта. Это долгосрочный договор на поставки будущего урожая с производителем фруктов или овощей с условиями, которые дают возможность наиболее эффективно взаимодействовать с сетью. Это авансирование будущего урожая, практически понедельное планирование на весь агрогод поставок, гарантированная выборка объемов и самовывоз ритейлером. На сегодняшний день «Магнит» по всей стране заключил 127 агроконтрактов, 57 из которых — с малыми формами хозяйств. В Ставропольском крае наиболее активно идет взаимодействие с сельхозпроизводителями плодоовощной продукции: в 2023 году розничная сеть «Магнит» закупила у них более 4 тыс. тонн плодовоовощной продукции. В планах сети в 2024 году поставить от 10 до 20 тыс. т фруктов и овощей, выращенных на Ставрополье.

Опытом работы по агроконтрактам с федеральной сетью поделился заместитель директора СХП «Рассвет» Игорь Наумов, отметив, что в 2023 году предприятие увеличило валовый сбор яблок на 3 тыс. тонн до 11 тыс. тонн. В следующем сезоне СХП «Рассвет» планирует собрать до 15 тыс. тонн продукции. «Мы хотели бы увеличить объёмы поставок, но пока считаем нецелесообразным отгружать более 1,2-1,3 тыс. тонн в месяц», отметил представитель организации. В компании планируют ввести в эксплуатацию плодохранилище мощностью 10 тыс. тонн с тремя блоками отгрузки в Александровском округе Ставропольского края, что позволит стимулировать сбыт продукции.

По словам заместителя министра экономического развития Ставропольского края Галины Моисеевой, в рамках взаимодействия сельхозтоваропроизводителей с федеральными торговыми сетями практикуется заключение агроконтрактов, которые дают сельхозтоваропроизводителям, в том числе и фермерам, возможность выгодно и гарантировано реализовывать свой товар в течение всего года. 10 местных производителей уже работают по данной схеме. По словам представителя сети «Магнит», в 2024 году работа по заключению контрактов с местными фермерами расширится и по другим категориям (мясная гастрономия, молочная продукция и сыры, рыба и т.д.). Любой производитель может оставить заявку на работе с сетью по агроконтрактации на сайте торговой сети, и на следующий день с ним свяжется представитель компании.

Агрегатор для фермеров

Новым каналом сбыта для малых форм хозяйств в ближайшем будущем станет агрегатор фермерской продукции. Как отметил Артем Кирьянов, сейчас реализуются два пилотных проекта, которые направлены на создание пути потребительской кооперации, но уже на современной основе с электронной платформой, — отметил депутат. — Чтобы помочь малым хозяйствам дойти до покупателя, моими коллегами разработан законопроект, который вводит понятие «фермерская продукция» и позволяет создавать агроагрегаторы — предприятия, которые будут закупать продукцию у фермеров, перерабатывать и заниматься ее сбытом. Предполагается, что в основном этим будут заниматься сельскохозяйственные кооперативы. Данный законопроект Госдума приняла 12 декабря в первом чтении».

Как отметил заместитель директора Департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Александр Лифинцев, в последние годы происходит ощутимый сдвиг крупных сетей в пользу закупки и работы со средними производствами и фермерами. Поэтому развиваются такие инструменты, как агроконтрактация и агроагрегаторы фермерской продукции. Пилотные проекты по агроагрегаторам начались еще год назад в Липецкой и Тульской областях. Через эти агрегаторы прошло более 15 тыс. т продукции, в том числе сельскохозяйственной. В настоящее время этот институт тиражируется. В частности, такие агрегаторы назначили в Красноярском крае, в Ленинградской, Волгоградской, Калужской областях, в Республике Башкортостан и в Крыму.

«Когда мы начали заниматься фермерской продукцией, то задумались, какие барьеры нам вообще нужно снять, — отметил Виталий Фрикин. — Вот основные пункты, которые ограничивают возможность взаимодействия малых форм хозяйств с сетями: объем ассортимента (обычно это малый ассортимент), очень дорогая логистика, требования к электронному документообороту (фермер обычно сам себе бухгалтер и менеджер), полная сертификация сопроводительных документов («Меркурий», «Честный знак»), безналичная оплата (многие фермеры не работают за безналичную оплату) и низкая узнаваемость бренда. Агрегатор решает все эти проблемы. Ритейл открывает свои полки для широкого круга мелких производителей, при этом предоставляет максимальные гибкие условия взаимодействия с ними. В частности, для фермеров нет никаких штрафных санкций за недопоставки, а единственная «красная линия», которую нельзя заступать, — это нарушение стандартов пищевой безопасности продукции».

Агрегаторы делятся на два типа: агрегация продукции категории «фреш» и «ультра-фреш» (молоко и сыры, мясо и мясная гастрономия, рыба, полуфабрикаты) и агрегация ФРОВ (фрукты и овощи). Агрегатор фруктов и овощей — это, в первую очередь, переработчик, который готовит продукцию по стандартам сетей. Агрегатор скоропортящейся продукции позволяет снизить логистические затраты и сформировать адекватную цену на фермерскую продукцию. Также агрегатор помогает в оформлении необходимой документации и маркировке, соответственно, фермеру нужно провести только одну операцию — доставить свою продукцию в одну точку.

По словам представителя «Магнита», чтобы агрегатор был безубыточным, необходимо набирать полную продуктовую корзину, заполнять торговую матрицу: «Ни в одном регионе мы не можем найти полный ассортимент. Необходимо достаточное количество категорий. На данный момент в Тульской области заполняемость «корзины» составляет 64%, и приходится привлекать фермеров из других регионов. Это главный урок пилотного проекта, который говорит о том, что нужно развивать все фермерские категории», — подытожил Виталий Фрикин.

По мнению директора ГКУ «Ставропольвиноградплодопром» Алексея Лысенко, Ставропольский край может закрыть позиции в продуктовой корзине агроагрегатора, по крайней мере, по садоводческой продукции. По его словам, на каком-то этапе садоводы не были готовы работать с крупным ритейлом и поддерживать необходимые объёмы поставок, но сегодня они улучшают качество своей продукции. Такие производители, как «Новая деревня», «Фруктовая долина», СХП «Рассвет» и многие другие хозяйства, подтягиваются к сетевым стандартам продукции. «Если раньше мы бегали за сетями, то сегодня они сами выходят и просят список производителей. Здесь нам не хватает со стороны министерства сельского хозяйства или минэкономразвития некой базы данных, где была бы информация по регионам, какая продукция необходима тому же «Магниту», заметил руководитель ГКУ «Ставропольвиноградплодопром».

Пути к объединению и поддержке фермеров через кооперацию

Участники мероприятия отметили, что проблема доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к каналам сбыта решается в том числе благодаря сельскохозяйственной потребительской кооперации (СХПК). Для развития фермеров и их инициатив федеральным и краевым министерствами сельского хозяйства РФ выделяются меры поддержки.

«В рамках госпрограммы развития сельского хозяйства реализуется 14 направлений, отметила начальник отдела развития предпринимательской деятельности в АПК Департамента развития сельских территорий Минсельхоза РФ Евгения Масюкова, С 2024 года у нас планируются нововведения по мерам поддержки. Например, есть грантовая поддержка на развитие семейных ферм, в рамках которой можно построить свою ферму, приобрести оборудование, животных и технику. Со следующего года у нас уже введены изменения в госпрограмме, за счёт средств гранта можно будет как построить семейную ферму, так и субсидировать затраты КФХ, которое уже приобрело всё необходимое, а именно получить субсидию на возмещение части затрат до 20 млн рублей, но не более 60%. Также будет введена новая мера поддержки для СХПК, которые зарегистрированы в текущем году, то есть для начинающих товаропроизводителей. Кроме того, поддерживать стабильность работы АПК позволят гранты на агротуризм. Эта мера для товаропроизводителей, которые хотят развивать свой бизнес и попробовать новое направление деятельности. На данный момент этой мерой пользуются 217 сельхозпроизводителей в стране. По словам Алексея Лысенко, тема грантовой поддержки агротуризма может быть востребована в регионе. Фермерам на Ставрополье выдано семь лицензий на производство алкогольной продукции. Большие объёмы на полку они поставить не смогут, поэтому будут искать альтернативные варианты, например, открывать также объекты винного туризма.

Сельхозтоваропроизводители могут обращаться для поддержки и консультационной помощи в центры компетенции, которые созданы во всех регионах страны. Так, по словам Марины Климченко, специалисты министерства сельского хозяйства Ставропольского края и Центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров в Ставропольском крае консультируют по вопросам обеспечения, технологии производства и государственной поддержки. По итогам 2022 года членский состав кооперативов в регионе увеличился на 125 субъектов из числа КФХ и граждан, ведущих личные подсобные хозяйства (ЛПХ), что больше аналогичного показателя за 2021 год (95 субъектов) на 31,6 %. В рамках регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» с 2019 года в крае на развитие кооперации также предоставляется субсидия на возмещение части затрат потребительских кооперативов. С 2019 по 2023 год общий объём бюджетной поддержки СХПК в крае составил 298,6 млн рублей.

В ходе конференции рассматривался опыт реализации краевой программы «Сады под ключ – 10 соток» с точки зрения возможной агрегации плодовой продукции. За четырехлетний период действия программы заложено 75,6 га суперинтенсивных садов в 756 личных подсобных хозяйствах 23 муниципальных округах Ставропольского края. По данным краевого минсельхоза, речь идет о закладке 10 соток сада суперинтенсивного типа с урожайностью 5 тонн, стоимость одного проекта 457,89 тыс. рублей (в том числе средства бюджета Ставропольского края позволяют возместить 95% фактических затрат ЛПХ в размере 435 тыс. рублей). Сады суперинтенсивного типа начинают плодоносить на 2-3 год после посадки, растут и дают плоды – 15-20 лет. В 2023 году планируется закладка 9,1 га суперинтенсивных садов в 91 личном подсобном хозяйстве Ставропольского края. При средней цене реализации продукции от 50 до 60 рублей за 1 кг дополнительный доход от гранта гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, с 4-го года вегетации суперинтенсивных садов составляет порядка 300 тыс. рублей.

Как отметил Алексей Лысенко, в этом году были подведены первые результаты и собрана статистика по валовому сбору продукции. Выяснилось, что в рамках программы «Сады под ключ – 10 соток» было собрано уже более 1 тыс. тонн яблок. «Экономический эффект программы очевиден, если тысячу тонн яблок продать даже по 30 рублей. Понятно, что есть сложности в реализации программы, например, с точки зрения агрономической обработки деревьев. Могу предложить, что не все ЛПХ справятся с задачей вырастить качественное яблоко, но тем не менее программа запущена. Посмотрим, как она будет развиваться, будет ли там нужна кооперация и найдем ли мы точки соприкосновения. Сегодня у нас уже создан кооператив в Георгиевском районе. Я думаю, что в данном кооперативе всё будет хорошо»,отметил директор ГКУ «Ставропольвиноградплодопром».

Если брать небольших производителей, то, по мнению Алексея Лысенко, хорошим подспорьем может стать кооперация с крупными садоводческими предприятиями. Такие предприятия, как ООО «Интеринвест», ООО «Труновские сады», СХП «Рассвет» сегодня предоставляют услуги для других хозяйств по хранению яблок в своих плодохранилищах. Благодаря современным технологиям плоды в течение года сохраняют свое товарное качество и могут быть реализованы по более выгодной цене.

Опытом сотрудничества с сельхозкооперативами и расширением рынков сбытов для малых форм хозяйств поделилась руководитель дирекции развития кооперационных цепочек АО «Корпорация «МСП» Елена Дубинчук. Она отметила, что в последние годы аграриям пришлось менять подходы к бизнесу, изменены и меры поддержки кооперации. В 2021 году АО «Корпорацией «МСП» запущен «Фермерский островок» как альтернативный канал сбыта для фермеров. «Он представляет собой торговую точку формата «shop-in-shop», торговый островок в магазине от 20 до 50 кв. м, рассказала Елена Дубинчук,Мы сами договариваемся с сетью, помогаем с дизайном, с поиском локальных поставщиков. Как правило, это 20-30 микро- и малых предприятий-поставщиков. Также нужен оператор розничной точки, который готов взять на себя ответственность организовать фермеров, получается, как агрегатор. На данный момент при поддержке «Корпорации «МСП» открыто уже 68 фермерских островков в 31 регионе, 561 малый сельхозпроизводитель поставляет свою продукцию через эти островки, 306 субъектов МСП через сети.

Представитель «Корпорации «МСП» отметила, что реализация проекта столкнулась со сложностями, ведь кооперативы не всегда легко профинансировать. Это связано со многими причинами, но основная проблема в том, что кооператив это некоммерческая организация, которая создана для получения прибыли и улучшения условий для всех членов кооператива, а не для себя. Банки и кредитные организации неохотно идут на такое финансирование, так как не понимают, как они будут возвращать деньги в случае возникновения проблем. Поэтому «Корпорация «МСП» сделала специальный кредитный продукт для оператора фермерского островка. Елена Дубинчук выразила надежду, что первый «Фермерский островок» появится вскоре и в Ставропольском крае.

По словам Виталия Фрикина, в ближайшие годы в сети «Магнит» произойдет полное импортозамещение отечественными продуктами (за исключением таких категорий, как, например, экзотические фрукты, которые просто не могут быть замещены). Так что сегодня появляется реальная возможность создать фермерскую полку в большом ритейле в ответ на растущую потребность россиян к здоровому питанию и желание потреблять местные продукты. Поэтому главное предоставить доступ и информировать фермеров обо всех возможностях сбыта их продукции, а они уже определят, какие именно будут для них наиболее оптимальными и эффективными.

Ставропольский край демонстрирует устойчивый рост производства сельхозпродукции. Этому способствуют последовательные меры государственной поддержки сельского хозяйства и рост внутреннего спроса. Тем не менее, ситуация в отрасли пока далека от идеальной. Аграрии все еще испытывают на себе влияние международных санкций и вынуждены адаптироваться. Многие малые и средние аграрии испытывают серьезное конкурентное давление со стороны крупных игроков, ищут новые бизнес-модели и каналы сбыта своей продукции. «Агротренды на Ставрополье. Новые точки роста» станет той площадкой, где встретятся руководители отраслевых компаний и ведомств, ритейла, представители государственных структур и ведущие эксперты агропрома, чтобы обсудить текущие тренды и проблематику развития АПК, подобрать необходимый для решения «узких» вопросов инструментарий, а также поделиться своими планами и ответить на вопросы аудитории.
Участники конференции 14 декабря в Ставрополе во время первой сессии обсудят вопросы текущего состояния отрасли, имеющиеся сложности и точки роста для выстраивания эффективного и бесперебойного пути продукта «с грядки на полку».
Вторая часть конференции пройдет в формате практической сессии. В рамках нее представители бизнеса и отраслевого экспертного сообщества обсудят работающие инструменты и механизмы повышения конкурентоспособности и продвижения сельхозпродукции.

Аудитория: Руководители отраслевых ведомств, а также малые и средние сельхозпроизводители, поставщики сельскохозяйственного оборудования, представители предприятий смежных отраслей, банков, отраслевых и деловых СМИ.

Поделиться:

Программа мероприятия

14 декабря Четверг

Регистрация на мероприятие

Контакты