Межрегиональный онлайн-марафон "Экология производства. Курс на устойчивое развитие"
Донские выбросы получат квоты
Участники ростовской сессии марафона по экологии ИД «Коммерсантъ» обсудили перспективы реализации федерального проекта «Чистый воздух»
Сегодня несколько городов юга России участвуют в федеральном эксперименте по контролю за выбросами в рамках проекта «Чистый воздух». С другой стороны, промпредприятия и транспортные компании повышают уровень экологичности товаров и услуг за счет собственных программ модернизации, современного оборудования и передовых технологических решений. При этом в регионах с развитым производством и переработкой сельхозпродукции отходы отправляются на свалки, увеличивая выбросы метана и других вредных веществ. Изменить ситуацию позволят перенастройка производственно-сбытовой цепочки и внедрение ресурсосберегающих технологий, отметили участники ростовской сессии межрегионального онлайн-марафона, организованного ИД «Коммерсантъ».
За несколько лет реализации ESG-повестки (устойчивого развития) российские компании усвоили, что «зеленое» может быть выгодным, так как оно либо создает новую добавленную стоимость, либо позволяет экономить ресурсы. Последний аргумент усилится в ближайшем будущем, и дело не только в наличии экологических обоснований отказа от бумажных чеков или отбеленной офисной бумаги. Энергоэффективность и материалоэффективность — области, позволяющие сочетать экономические цели с технологическими и экологическими. Для многих компаний они будут становиться приоритетом на ближайшие годы.
Для того чтобы понять, к чему именно нужно стремиться и какую отдачу можно получить, вкладывая значительные средства в экологические проекты, где находить ресурсы и как обеспечить баланс между экономикой и экологией, какие экологические акции реализует бизнес в новой реальности, и получить ответы на эти и другие ESG-вопросы, издательский дом «Коммерсантъ» организовал межрегиональный онлайн-марафон «Экология производства. Курс на устойчивое развитие». Мероприятие проходило 17-18 октября в пяти крупных городах России — Перми, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. В рамках онлайн-марафона его участники узнали о «болевых точках регионов», о том, что сейчас сильно беспокоит жителей и как бизнес участвует в экологических проектах.
Так, в фокусе дискуссии, развернувшейся в Ростове-на-Дону, был один главный вопрос: «Как решить проблему загрязнения воздуха?». Не секрет, что промышленность, транспорт и мусорные полигоны — источники опасных выбросов в атмосферу. Сейчас в России идет реализация федерального проекта «Чистый воздух», все больше городов подключаются к участию в нем. С 2019 года в 12 крупных промышленных центрах страны введены квоты на выбросы загрязняющих веществ. Особое внимание — крупным предприятиям, экологическая модернизация которых включает замену оборудования и внедрение инноваций, предотвращающих загрязнение воздуха.
В июле 2022 года было принято решение увеличить количество участников такого эксперимента. В обновленный список включили около 30 городов РФ, в том числе Ростов-на-Дону и Новочеркасск. Начиная с 1 сентября 2023 года участникам эксперимента будут выдаваться квоты на выбросы загрязняющих веществ. В будущем такой контроль может быть распространен на всю страну.
Контроль за состоянием воздуха
Как рассказала Ирина Щебет, начальник отдела государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия, федеральный проект «Чистый воздух» реализуется в РФ в рамках нацпроекта «Экология». «Одна из целей этого проекта — снижение в наиболее загрязненных городах не менее чем на 20% совокупного объема выбросов в атмосферу, — уточнила спикер. — То, что в стране очень высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, понятно, например, по количеству соответствующих обращений, поступающих от граждан России. Распоряжением правительства РФ от 7 июля 2022 года перечень территорий, на которые распространяется эксперимент пор квотированию, был расширен еще на 29 городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Ранее, в феврале текущего года, Минприроды РФ разработало методику определения уровня высокого и очень высокого загрязнения с указанием необходимых критериев загрязнения. Перечень городов (с 20 до 49) как раз и был расширен с учетом этой методики».
По словам Ирины Щебет, для того чтобы в двух городах Ростовской области состоялся эксперимент по квотированию, необходимо до 15 июня 2024 года проводить сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха. «Эту часть работы будет осуществлять Росприроднадзор, — подчеркнула его представитель. — Объем работы очень большой. Эксперимент в Ростове и Новочеркасске стартует с 1 сентября 2023 года. И далее у нас будет время для проведения сводных расчетов. Они проводятся исходя из информации об объектах коммунальной, транспортной и социальной сфер, а также по объектам негативного воздействия на окружающую среду. Фактически сводные расчеты — это масштабированные расчеты рассеивания загрязняющих веществ, которые, как правило, проводятся на территории отдельных предприятий. В нашем случае мы будем масштабировать этот опыт на каждый город».
Ирина Щебет добавила, что после проведения сводных расчетов будет проведен расчет оценки риска для здоровья человека. Такой расчет будет осуществлять Роспотребнадзор. Прикладным результатом такого расчета станет определение перечня приоритетных загрязняющих веществ для каждой территории эксперимента. «Этот набор веществ, которые будут нормироваться, квотироваться, снижаться, для Ростова и Новочеркасска, скорее всего, будет разным, поскольку у каждого из этих промышленных центров есть своя специфика. Такие вещества должны быть определены до 15 марта 2025 года. А затем Роспотребнадзор вместе с Росприроднадзором и представителями органов власти региона должны будут утверждать перечни объектов, для которых установят квоты на выбросы, и перечни мероприятий, необходимых для того, чтобы попавшие в перечень предприятия снизили выбросы в соответствии с квотами», — пояснила спикер.
Сергей Коржов, начальник отдела надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания управления Роспотребнадзора по Ростовской области, объяснил, что в соответствии с постановлением правительства РФ № 60 от 2 февраля 2006 года Роспотребнадзор проводит в городах социально-гигиенический мониторинг. Цель — выявить факторы, негативно влияющие на здоровье человека. «Один из видов такого мониторинга — контроль за качеством атмосферного воздуха на территории жилой застройки в городах Ростовской области, — уточнил спикер. — Для этого ежегодно разрабатывается программа наблюдения, которая утверждается руководителями территориальных органов Роспотребнадзора. В соответствии с этими программами утверждаются мониторинговые точки (в частности, отбора проб атмосферного воздуха) и перечень веществ, разработанный в соответствии с методическими рекомендациями Роспотребнадзора».
По словам Сергея Коржова, сегодня в Ростове-на-Дону есть 11 мониторинговых точек. Они выбирались в районах, где наибольшее количество автотранспорта, расположено крупное промышленное предприятие и т. д. Отбор проб атмосферного воздуха в мониторинговых точках проводится ежемесячно на наличие 17 опасных веществ: хром, аммиак, фенол, бензол, ацетон, сероводород и др. Пробы отбирают специалисты Центра гигиены и эпидемиологии и проводят необходимые исследования. «Все результаты поступают к нам в управление. В случае выявления каких-либо превышений информируем все органы власти, Министерство природных ресурсов и управление Росприроднадзора. Так, в 2021 году в Ростове-на-Дону в 11 мониторинговых точках было проведено, отобрано и исследовано 3100 проб. Из них всего три пробы не соответствовали предельно допустимым концентрациям. Превышение, в частности, было по содержанию сероводорода. Так что с точки зрения социально-гигиенического мониторинга (качества атмосферного воздуха) в жилой застройке Ростова-на-Дону ситуация благоприятная», — резюмировал спикер.
Общественный транспорт заехал в «эко»
Как рассказал генеральный директор ООО «Синара — Городские Транспортные Решения» Евгений Васильев, компания вносит большой вклад в реализацию экологической повестки, пытаясь приучить людей к тому, что передвижение на городском электротранспорте может быть не только комфортным для пассажиров, но и полезным для всего общества. «В ряде городов России мы реализуем проекты по модернизации транспортных систем, в ходе которых происходит обновление дорожной инфраструктуры и подвижного состава, — сказал топ-менеджер. — Например, в рамках первого в стране пилотного проекта по комплексному обновлению трамвайного движения, который мы осуществляем в Таганроге (в Ростовской области), удалось за полтора года модернизировать инфраструктуру и полностью заменить подвижной состав. Благодаря этому более 120 автобусов уйдут с линий и перестанут загрязнять окружающую среду».
Гендиректор ООО «Синара — ГТР» добавил, что компания подала частную концессионную инициативу (ЧКИ), направленную на реализацию в Ростове-на-Дону проекта по развитию трамвайного сообщения. После успешного прохождения конкурсных процедур и заключения концессионного соглашения предприятие намерено построить в городе 104 км рельсового полотна. Проект также предполагает ремонт и существенное обновление подвижного состава. В частности, поставку более 60 единиц современных трехсекционных вагонов и модернизацию 30 односекционных. Частная концессионная инициатива ООО «Синара — ГТР» одобрена администрацией Ростова-на-Дону. Однако с момента размещения ЧКИ на федеральном портале «Торги.ру» до подписания соглашения должно пройти 45 дней.
Владимир Валдин, директор по решениям в сфере общественного транспорта компании SIMETRA, заметил, что для Таганрога и Ростова при разработке программ комплексного развития транспортной инфраструктуры акцент делался именно на развитии трамвайного сообщения. «До недавнего момента оценка экологических составляющих таких проектов не входила в состав нормативных документов. Ее необходимость была утверждена только в текущем году, — отметил эксперт. — Ростовский проект был первым, в которым мы на основании своих расчетов транспортного эффекта проводили и расчет экологического следа. Речь об экономии от сокращения выбросов (поскольку акцент на активное пользование населением электротранспорта — трамваев). За весь период проекта — до 2047 года — такая экономия превысит 1 млрд руб., и это только та часть, которая утверждена методически и касается непосредственно “выхлопной трубы”. Но исследования мировой и отечественной науки доказали, что это далеко не все и, возможно, даже не самая весомая часть экологического выигрыша от городского рельсового транспорта».
Барьеры на пути выбросов
Работающих на юге промышленников и общественников также беспокоит перспектива роста выбросов в атмосферу CO2 и других вредных веществ. Они предлагают свое видение решения проблем. Так, менеджер по экологии и устойчивому развитию ООО «Ларта Гласс Ростов» Олеся Кондратенко рассказала о возможности повышения энергоэффективности и сокращения выбросов парниковых газов при производстве и применении листового стекла. Завод — крупнейший на юге производитель такой продукции, расположен в Ростовской области. «Мы выделили два способа, позволяющих нам снижать энергопотребление при производстве стекла, — пояснила спикер. — Первый способ — это использование стеклобоя. Снижение потребления энергии (соответственно, и выбросов) происходит по двум направлениям: снижение количества используемых карбонатов в шихте (меньше выброс CO2) и существенное снижение температуры плавления по сравнению с исходными сырьевыми компонентами, а это значит, что и газа для расплавления шихты используется меньше. Второй способ — постоянное снижение расхода газа при производстве. Это, в частности, позволяют нам делать автоматическая система управления газом, анализ состава отходящих газов, регулировка горения по портам, термоизоляция стекловаренной печи, ее своевременная герметизация и другие меры».
Олеся Кондратенко добавила, что, согласно предварительно проведенному бенчмаркингу, выбросы при производстве листового стекла составляют 0,5-0,6 тонны CO2 на тонну стекломассы. «При этом в отрасли выявлено такое соотношение, как 1:11, — отметила представитель завода. — Это значит, что при выбросе одной тонны CO2 при производстве листового стекла (наши прямые выбросы парниковых газов) удается предотвращать 11 тонн углекислого газа при использовании энергоэффективного стекла». Спикер разъяснила, что энергоэффективное — это обычное листовое стекло, на которое нанесли магнетронное напыление (высокотехнологичный процесс; по сути, на стекло наносятся тончайшие слои металла). Таким образом, конечный продукт получается многослойным: верхний и нижний слои отвечают за цвет стекла и его зеркальность, средний слой отвечает за функциональность стекла, а защитные слои предотвращают попадание химических и механических примесей.
«Производство листового стекла относится в России к объектам первой категории воздействия на окружающую среду. Согласно законодательству, мы обязаны получить комплексное экологическое разрешение (КЭР) в 2023-2024 годах и в течение четырех лет создать систему автоматического контроля выбросов (вредных веществ; сокращенно САКВ). Сейчас мы ведем поиск поставщиков (необходимого оборудования), что нелегко делать в текущих условиях, и подготавливаем информацию для программы оснащения САКВ, которая нам будет необходима при подаче заявления на КЭР. Его мы намерены подать в следующем году», — резюмировала Олеся Кондратенко.
Президент банка еды «Русь» Юлиа Назарова заметила, что один из приоритетов нашей страны — переход к экономике замкнутого цикла. «В основе лежат бизнес-процессы, которые направлены на сохранение и возобновление ранее использованных ресурсов, — пояснила спикер. — По оценкам ФАО, ежегодно в мире одна треть всех произведенных продуктов отправляется на полигоны отходов и свалки. Около 14% теряется на этапе сбора урожая, производства сельхозпродукции, 11% пищевых отходов образуется в домохозяйствах, 7% приходится на точки общественного питания (5%) и розничные сети (2%). Финансовые и экономические потери оцениваются в $ 1 трлн ежегодно. Проблемы пищевых отходов и продовольственных потерь многогранны и включают в себя еще и экологические аспекты. Попадая на полигоны, продовольствие образует от 8% до 10% от общего объема всех парниковых газов, ежегодно выделяемых в атмосферу.
Юлиа Назарова добавила, что в России общий объем продовольственных потерь пока неизвестен. Ежегодно в стране выбрасываются около 17 млн тонн еды, которые выделяют приблизительно 2,4 млн тонн метана. Финансовые потери составляют более чем 1,6 трлн рублей. «В горизонте 20 лет это чревато выделением 200 млн тонн CO2-эквивалента, — уточнила эксперт. — Банк еды является тем самым системным решением, которое позволяет настроить принципиально другую производственно-сбытовую цепочку, используя технологию фудшеринга, и сделать так, чтобы хорошие продукты не попадали на полигон. Это позволит помогать нуждающимся, одновременно решая острые экологические и социально-экономические вопросы. Сейчас мы ежегодно спасаем около 6 тыс. тонн продовольствия, работаем в 50 регионах России и помогаем более 1 млн человек. Мы перенаправили и передали продукты тем, кто не может их себе позволить. Благодаря этому 25 тыс. тонн CO2-эквивалента не попало в атмосферу в прошлом году».
По словам Юлии Назаровой, за два года работы банка еды «Русь» в Ростовской области удалось перераспределить 1200 тонн разных продуктов (бакалея, молочные продукты, овощи и др.). Помощь получили 30 тыс. нуждающихся, половина из которых — дети. «Потенциал у региона колоссальный. Дон — это один из агропромышленных центров России с развитым сельских хозяйством, пищевой и перерабатывающей промышленностью. Мы готовы настроить технологию фудшеринга с каждым из предприятий в Ростовской области и сделать так, чтобы ресурсы, которые тратятся при производстве каждой единицы продукции, тратились не зря», — отметила спикер.
Юлиа Назарова напомнила, что банк еды «Русь» — первая фудшеринговая организация и самый крупный банк еды в России существует с 2012 года и работает с более чем четырьмястами некоммерческими организациями по всей стране. Сейчас команда работает над созданием социальной франшизы. «Наша задача — показать, как технология фудшеринга может работать внутри отдельного региона, настроить эти цепочки, чтобы они работали системно, в тесном взаимодействии с локальными производителями и сетями. Это возможно не только из федерального центра, но и из регионального представительства, локально. Сейчас мы делаем все, чтобы такая социальная франшиза появилась уже в 2022 году», — резюмировала президент банка еды «Русь».
Издательский дом «Коммерсантъ» проводит 18 октября 2022 г. межрегиональный онлайн-марафон «Экология производства. Курс на устойчивое развитие». Региональные сессии пройдут в Ростове-на-Дону, Перми, Новосибирске, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Идея онлайн-марафона — показать успешные экологические инициативы в российских регионах, которые реализуются бизнесом в настоящее время, обсудить сотрудничество компаний и власти в реализации национальных и региональных задач по сохранению окружающей среды. С 2023 года Ростов-на-Дону и Новочеркасск войдут в число-городов, где реализуется федеральный проект «Чистый воздух» в рамках реализации национального проекта «Экология». Его цель — кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20% совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах.
Участники ростовской сессии обсудят проблему загрязнения атмосферного воздуха в Ростове-на-Дону и Новочеркасске и первоочередных шагах для реализации федерального проекта «Чистый воздух», который затронет не только промышленные предприятия, но и транспорт, энергетику и ЖКХ, а также ряд других отраслей-эмитентов вредных выбросов. Спикеры мероприятия поделятся опытом реализации проектов в Ростовской области, направленных на снижение и предотвращение выбросов в атмосферу.
Ростовская сессия пройдет 18 октября с 11:00 до 12:30 в онлайн формате. Трансляция мероприятия будет организована на сайте
Программа
-
Федеральный проект «Чистый воздух»: как решить проблему загрязнения атмосферы? Ростов-на-Дону и Новочеркасск - новые города на карте федерального проекта «Чистый воздух»
начальник отдела государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия
-
Результаты мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в Ростове-на-Дону и Новочеркасске в 2021-2022 гг.
начальник отдела надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания Управления Роспотребнадзора по Ростовской области
-
Инвестиции в экологически чистый городской транспорт: проект реформирования трамвайной сети Таганрога
Генеральный директор ООО «Синара - Городские Транспортные Решения»
-
Экологические эффекты от реализации проектов реформирования трамвайной сети Таганрога и Ростова-на-Дону
Директор по решениям в сфере общественного транспорта SIMETRA
-
Возможности повышения энергоэффективности и сокращения выбросов парниковых газов при производстве и применении листового стекла
менеджер по экологии и устойчивому развитию ООО «Ларта Гласс Ростов»
-
Перспективы развития фудшеринга в целях снижения продовольственных потерь, пищевых отходов и воздействия на окружающую среду
Президент банка еды «Русь» - лидерского проекта Агентства стратегических инициатив