Круглый стол «Перспективы инвестирования в дорожно-строительную отрасль в 2024 году»
Дорогу осилит инвестирующий
Эксперты обсудили перспективы развития дорожной инфраструктуры
Последние годы Пермский край демонстрирует интенсивный рост объемов строительства новых дорог. Этому поспособствовал как прошедший юбилей краевой столицы, так и активная помощь государства. Однако чтобы поддержать должный уровень строительства дорожной инфраструктуры, городу необходимы дополнительные инвестиции и большое количество квалифицированных кадров. Текущее состояние автодорог, а также перспективы развития и финансовых вложений в дорожную отрасль обсудили эксперты в рамках круглого стола, организованного газетой «Коммерсантъ-Прикамье».
Начиная мероприятие, пресс-секретарь министерства транспорта Пермского края Ирина Косвинцева считает, что регион может похвастаться не только количеством возводимых дорог, но и их качеством за счет внедрения в строительство новых технологий. «Тем не менее вместе с развитием в отрасли появились и новые вызовы, включая последствия ковида, санкций, необходимость импортозамещения», – подчеркнула модератор.
Основными статистическими показателями по общему объему автодорог в регионе поделился начальник отдела государственной статистики в городе Перми Роман Николаев. По его данным, на конец 2023 года Пермский край занял пятое место в рейтинге субъектов ПФО по общей протяженности автомобильных дорог (32,9 тыс. км). Из них на дорожный фонд федерального значения приходится 542,5 км, регионального или межмуниципального – 3,5 тыс. км, местного – 28,8 тыс. км. «Самым важным показателем считается протяженность тех дорог, которые отвечают всем нормативным требованиям. Доля таких дорог ежегодно возрастает – к концу 2023-го достигла отметки в 17,8 тыс. км. Однако здесь есть к чему стремиться, в том числе по части федеральных объектов», – отметил Роман Николаев.
Обозначая перспективы развития федеральных дорог в регионе, замначальника ФКУ «Упдор «Прикамье» Сергей Красильников пояснил, что на сегодняшний день основные мощности развития сосредоточены на двух направлениях, а именно на строительстве автомобильной дороги М-7 «Волга» в обход Краснокамска и трассы Пермь – Екатеринбург. «Стоит отметить, что особое внимание мы уделяем восстановлению дорог с помощью программы капитального ремонта», – подчеркнул он.
Приумножению и повышению качества дорожной инфраструктуры способствует государственная поддержка. Так, в рамках реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» на создание местной дорожной сети и хозяйства, а также на развитие общественного транспорта за прошлый год было потрачено более 10 млрд руб. По словам замминистра транспорта Прикамья Павла Румянцева, в планах на будущее – увеличение доли нормативной дорожной сети городских агломераций до 85%, предполагаемые инвестиции во все направления работы – 7,6 млрд руб. Кроме этого, реализуется ряд региональных проектов, направленных на повышение качества дорог.
С увеличением дорожных сетей и реконструируемых объектов особенно остро встает вопрос кадрового дефицита. О проблеме нехватки профессионалов заявил директор института дорожного строительства и транспорта Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ), доцент Алексей Щелудяков. «Первый вызов, с которым приходится сталкиваться в вопросе привлечения кадров – серьезная ограниченность в общении с индустриальными партнерами. Мы с полной ответственностью подходим к обучению студентов, применяем различные методики. Однако только через прямое взаимодействие со строительными объектами учащиеся могут составить полную картину профессии», – пояснил он.
Алексей Щелудяков отметил, что, несмотря на заинтересованность отрасли в новых кадрах, дорожные предприятия не всегда уделяют этому вопросу должное внимание. «Работодатель зачастую просто не знает о программах целевой подготовки или не всегда хочет воспользоваться ее преимуществами, поскольку думает, что это слишком туманная и долгосрочная перспектива», – подчеркнул спикер.
Еще одним важным вопросом для дорожников является импортозамещение спецтехники. По мнению заместителя директора ООО «СУ-157» Ильи Денисова, после ухода с рынка зарубежных игроков представителям дорожной отрасли пришлось обратиться к аналоговым машинам. «На данный момент предприятия пользуются оборудованием отечественной и китайской сборки. Принципиально она не уступает в мощностях европейскому сегменту, при этом цена отличается незначительно», – говорит дорожник.
Для успешной замены техники дорожники могут рассмотреть возможность приобретения в лизинг. Региональный директор по Уральскому федеральному округу компании «Интерлизинг» Иван Савченко отметил, что в Прикамье наблюдается стабильный рост интереса к аренде спецмашин. По итогам восьми месяцев продажи лизинговой компании увеличились на 25%. «Одними из наиболее динамичных сегментов остаются грузовая и специальная техника. Стимулом к развитию служит увеличение финансирования в рамках нацпроектов, а также обновление парков техники теми клиентами, которые в последние годы занимали выжидательную позицию», – полагает Иван Савченко.
По словам замгендиректора – директора по развитию ООО «УралБизнесЛизинг» в Пермском крае Сергея Макарихина, дорожникам предоставляются индивидуальное структурирование сделок, льготные федеральные и региональные программы, скидки от поставщиков. «Именно так мы качественно, быстро и успешно финансируем АБЗ (асфальтобетонные заводы), предлагаем в лизинг спецтехнику, узкопрофильное оборудование по всей стране, в том числе в Пермском крае, как частным, так и государственным компаниям», – пояснил Сергей Макарихин.
Основным драйвером развития и приумножения инвестиций в дорожно-строительную отрасль эксперты называют внедрение инновационных технологий. Замруководителя КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Александр Эдельман подробно рассказал об использовании BIM-платформы, которая цифровизирует всю информацию о строящемся объекте: от рельефа до геологических изысканий. Так, заказчик может наглядно контролировать весь процесс создания автотрассы в электронном формате. «Масштабные инвестиции в новые технологии поспособствуют не только оптимизации строительного процесса, но и привлекут в дорожную отрасль больше молодых специалистов», – считает Александр Эдельман.