Layer 1

Бизнес 2024: между молотом и наковальней

05 марта 2024 Вторник
Юриспруденция
Место проведения: Azimut Hotel, ул. Ленина, 21
Время: 10:00 — 13:00

Как меняется правовое поле и чего стоит опасаться бизнесу?

Ведение бизнеса с каждым годом становится все более рискованным занятием — предприниматели получают не только штрафы, на них открываются уголовные дела, а имущество могут конфисковать. На совместной конференции сибирского представительства ИД «Коммерсантъ» и АБ «Гребнева и партнеры» эксперты рассказали, есть ли способы максимально обезопасить себя от подобных рисков.

Изъять нельзя помиловать

Руководитель корпоративной и налоговой практик АБ «Гребнева и партнеры» и модератор конференции Регина Бакшун отметила, что в 2023 году было много резонансных дел по «деприватизации», то есть о признании недействительными приватизационных процедур, которые прошли еще в 1990-х годах.

Регина Бакшун отмечает, что за последние 30 лет предприятия, которые когда-то были приватизированы, сильно изменились: они модернизировались, собственники вкладывали туда десятки миллиардов рублей. По словам эксперта, реальная оценка таких компаний, когда идет судебное разбирательство об отчуждении акций пользу государства, по факту не производится.

Юристы также отмечают, что если вначале дела о деприватизации касались только крупных предприятий, то сейчас в регионах подобные требования предъявляются уже к небольшим компаниям. В зоне риска оказываются и те, кто владеет помещениями, которые когда-то были государственным имуществом. «Поэтому важно отслеживать всю цепочку собственников и историю того или иного актива при покупке. Это не просто, но избавит предпринимателей от рисков в дальнейшем»,— подчеркнула госпожа Бакшун.

1000 и 1 способ потерять активы

При этом потерять активы можно и другими способами. Руководитель уголовной практики АБ «Гребнева и партнеры», адвокат Ирина Конюхова рассказала также об обращении в пользу государства имущества должностных лиц, которое приобретено на неподтвержденные доходы, а также о конфискации имущества по ст. 104.1 Уголовного кодекса.

По ст. 104.1 УК РФ конфискацией имущества признается принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, а также орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.

«В целом прокуратура может начать проверять расходы любого должностного лица, если расходы по сделке превышают его доходы, супруга и несовершеннолетних детей за последние три года»,— говорит Ирина Конюхова.

Реальные продажи или мифические?

В онлайн-бизнесе есть свои риски. Как рассказывает руководитель интеллектуальной практики АБ «Гребнева и партнеры» Андрей Колесников, развитие маркетплейсов влияет на увеличение количества споров за право на интеллектуальную собственность.

Доля интернет-торговли в стране за 2023 год составила около 14% от всего рынка, и общий оборот интернет-торговли сегодня составляет порядка 6 трлн руб. Количество регистрации товарных знаков тоже растет. В Роспатент в 2023 году поступило на 37% заявок на товарные знаки больше, чем в 2022. На конец 2023 года в РФ существует 867 723 действительных товарных знака.

Владелец товарного знака может запрещать другому лицу копировать его, запросить арест имущества, на котором товарный знак размещен, и т.д. Это базовые требования. Но есть еще возможность получить от «нарушителя» возмещение убытков или компенсацию за незаконное использование торговой марки. Компенсацию правообладатель запрашивает по факту нарушения. По решению суда суммы варьируются от 10 тыс. руб. до 5 млн руб.

Убытки же, поясняет Андрей Колесников, определяются реальным ущербом — размером расходов или упущенной выгодой, которая возникла напрямую от нарушения исключительных прав. «К примеру, правообладатель считает, что продал не весь товар из-за действий того, кто воспользовался его торговым знаком. Но размер убытков в судебной практике не так просто доказать»,— рассказывает Андрей Колесников. По его словам, в 2023 году в Суде по интеллектуальным правам рассматривалось 1322 дела о компенсации и только два о возмещении убытков по интеллектуальной собственности.

Андрей Колесников привел пример из своей практики. Претензии выдвигались к интернет-магазину «Все майки». Клиент может заказать в компании печать любого изображения на футболке или другом предмете, в том числе из предложенных продавцом. Истец (правообладатель одного из брендов) подсчитал, что если в линейке есть пять футболок в пяти цветах на семь размеров, то нужно все это перемножить на стоимость товара и тогда вычислить объем продаж с логотипом правообладателя. Упущенную выгоду он оценил в 17 млн руб. Но пока покупатель не выбрал какую-то модель и дизайн, этого товара фактически нет, поясняет Андрей Колесников. Судебные тяжбы по делу дошли до Верховного суда и только там признали, что нельзя взыскивать компенсацию, пока не подтверждено реальное существование контрафактного товара.

Что касается правообладателей, то сегодня появляются цифровые сервисы, которые могут помочь им зафиксировать нарушения. Среди них Колесников выделил WebJustice — это дополнительная надстройка в браузере, с помощью которой можно самостоятельно сделать скриншоты всех страниц, где есть нарушения, и сформировать протокол. А чтобы доказывать количество проданного контрафакта, есть сервис MPStats со статистикой по количеству продаж на маркетплейсах.

Разбираются с маркировкой

Одно из «нововведений» в интернет-пространстве, с которым до сих разбирается не только крупный бизнес, но и блогеры, и самозанятые, — закон о маркировке рекламы, который вступил в силу еще в 2022 году, а штрафы стали действовать с 2023-го.

Управляющий партнер ООО «ЮрТИС» Олеся Трошина говорит, что до сих пор мало кто знает, как правильно маркировать рекламу в Интернете. «Если вы, к примеру, снимаете сторис и показываете, как вы работаете, какой у вас офис и так далее, — это не реклама. Но как только вы добавляете к этой информации, например, то, что у вас проходят акции или приглашаете к себе, — это уже становится рекламой»,— подчеркивает спикер.

Роль «сборщиков» всей информации по рекламе государство передало семи операторам рекламных данных (ОРД) — Сбербанк, «Яндекс», «ВКонтакте», Ozon, МТС, «Билайн», AmberData. «Яндекс» и «ВКонтакте» пока маркируют рекламу бесплатно.

Обратившись в ОРД, вы получаете идентификатор, который везде должен быть указан – единый рекламный токен. И далее, что бы рекламодатель не размещал — сторис, видео, пост — все должно иметь свой номер. Если информация дублируется на разных площадках — то каждый раз это оформляется заново. Маркировке подлежит как реклама других компаний, так и реклама собственных услуг — в этом случае есть специальное обозначение «самореклама».

«Несмотря на то что пока штрафов не так много, важно все маркировать по правилам. Да, это дополнительные издержки, но лучше решить этот вопрос, чтобы спать спокойно»,— рекомендует Олеся Трошина.

Кто что ест и кто может сесть

Еще одной «трендовой темой» нового времени стали случаи глобальных утечек информации, отмечает юрист направления ИТ-проектов АБ «Гребнева и партнеры» Софья Серова.

Прошлые годы были ознаменованы утечками персональных данных у крупных компаний и даже банков. В 2022-м, к примеру, отмечены утечки в «Яндекс.Еде», Delivery Club, СДЭК

и других сервисах. В Роскомнадзоре зафиксировали, что в 2023 году в сеть утекло более 500 млн записей о персональных данных россиян.

Эксперт напоминает, что с 2022 года все операторы персональных данных обязаны информировать Роскомнадзор о возникших утечках информации. В целом любая утечка приносит колоссальные убытки компании — это расходы на юристов, проведение расследования, репутационные потери и штрафы от ведомства. Пока штрафы небольшие — от 30 тыс. руб.

Однако в январе этого года Госдума уже приняла в первом чтении законопроект о введении административных штрафов за утечку персональных данных — до 3% от оборота компании (так называемые «оборотные» штрафы).

Софья Серова уверена, что законопроект пройдет все чтения и начнет действовать совсем скоро.

Предполагается, что за нарушение, допущенное впервые, должностных лиц могут оштрафовать на сумму до 2 млн руб., юридических — до 15 млн руб. Размеры штрафов зависят от масштаба утечек. Повторные «инциденты» компаниям обойдутся еще дороже.

Как добавляет Ирина Конюхова, по новому закону об ужесточении ответственности за утечку персональных данных также вводится уголовная ответственность — до десяти лет лишения свободы, если пострадавшим будет причинен крупный ущерб, выявлен предварительный сговор. «У операторов персональных данных, банков много вопросов к этому законопроекту, но будем смотреть уже на судебную практику»,— констатирует Конюхова.

Для того чтобы предотвратить утечку, есть целый комплекс мер и инструментов. В частности, есть такие решения, как DLP-система (Data Leakage Prevention System — системы предотвращения утечки информации), отмечают юристы. С ее помощью можно выявить канал, по которому происходит утечка информации, доказать непричастность персонала к утечке и предотвратить действия злоумышленников.

Защита активов возможна?

Предпринимательство действительно высокорисковая деятельность — соглашается с коллегами руководитель арбитражной практики АБ «Гребнева и партнеры», адвокат Роман Субачев.

«При этом риски значительно повышаются, когда в бизнесе что-то пошло не так. К примеру, если одному из членов семьи грозит банкротство, то кого еще могут привлечь к ответственности? Из очевидного — супруга или супругу. Из неочевидного — ближайший круг родственников, детей и родителей, особенно детей, не имеющих собственного дохода, и родителей-пенсионеров. Кредиторы также могут потребовать проверить финансовое положение детей и родителей должника»,— делится Субачев.

Он рассказал случай из своей практики. Сын-студент одного предпринимателя, который находился в процедуре банкротства, купил себе имущество на 100 млн руб., при этом сын не имеет своего дохода. И совершенно «случайно» отец снял со своего счета похожую сумму. «Не сложно установить причинно-следственные связи. Такое имущество по суду забирают, продают и делят выручку между кредиторами. Поэтому оформление имущества на детей и родителей не помогает сберечь активы»,— предупреждает эксперт.

Руководитель практики семейного и наследственного права АБ «Гребнева и партнеры» Екатерина Маркова делится еще одним примером из практики по банкротствам. Общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО) по договору займа получило несколько миллионов рублей. Для гарантий возврата займа его учредитель лично поручился за ООО. К обозначенному сроку ООО деньги не вернуло, заимодавец в судебном порядке взыскал солидарно сумму займа с ООО и с поручителя. В последующем предприниматель объявлен банкротом. А заимодавец в рамках личного банкротства бизнесмена обратился в суд с заявлением о признании долга по поручительству общими обязательствами супругов. Суд эти требования удовлетворил и исходил из простой логики: поручительство предоставлено в интересах ООО, где предприниматель был единственным учредителем, ООО было учреждено в период брака, доля в ООО — общее имущество супругов (несмотря на то, что полностью оформлена на супруга). Таким образом, необязательно быть поручителем, чтобы отвечать за долги супруга.

По словам Екатерины Марковой, на сегодняшний день мы продолжаем встречать ситуации, когда предприниматель подписывает брачный договор с супругой, уже находясь в предбанкротном состоянии, и все ликвидное имущество и коммерческую недвижимость переписывает на жену. Хотя жена в ведении бизнеса никак не участвует. Для чего ей огромное количество коммерческой недвижимости — этот вопрос будет задан при рассмотрении сделки судом на предмет ее законности.

«Существующие способы защиты активов легко могут перерасти в ошибки. Главное в этом деле, как и в медицине, не навредить. Поэтому лучшее, что можно сделать, — это обдумать риски и позаботиться об имуществе заранее, когда еще все хорошо»,— рекомендует Екатерина Маркова.

Сибирское представительство ИД «Коммерсантъ» благодарит адвокатское бюро «Гребнева и партнеры» за интересную дискуссию и возможность разбирать самые актуальные юридические темы.

Сибирское представительство ИД «Коммерсантъ» совместно с АБ «Гребнева и Партнеры» приглашает вас на первую совместную конференцию, посвященную итогам прошлого года и прогнозам на текущий год. Опытные юристы дадут свои советы и предоставят обзор кейсов из личной практики.

Вместе с ними мы поговорим о ключевых изменениях в законодательстве, касающихся ведения бизнеса и семейных дел. На какие аспекты нужно в первую очередь обратить внимание собственникам и топ-менеджерам, чтобы избежать проблем в будущем? Какие важные моменты вы могли упустить или просто не заметить? Информационные технологии и информационная безопасность; персональные данные; онлайн-торговля и онлайн-реклама; наследие и наследственность.

Приходите услышать мнение топ-специалистов с обширной практикой ведения дел на самые актуальные темы. Эти и многие другие вопросы обсудим вместе с ними 5 марта.


Возрастное ограничение: 16+

Поделиться:

Соорганизаторы

Программа:

05 марта Вторник

Эксперты:

  • Ирина Гребнева
    Ирина Гребнева

    адвокат, управляющий партнер, АБ «Гребнева и Партнеры»

  • Регина Бакшун
    Регина Бакшун

    руководитель корпоративной и налоговой практик, АБ «Гребнева и Партнеры»

  • Андрей Колесников
    Андрей Колесников

    руководитель практики по защите интеллектуальных прав, АБ «Гребнева и Партнеры»

  • Ирина Конюхова
    Ирина Конюхова

    адвокат, руководитель уголовной практики, АБ «Гребнева и Партнеры»

  • Софья Серова
    Софья Серова

    юрист направления ИТ-проектов, АБ «Гребнева и Партнеры»

  •  Роман Субачев
    Роман Субачев

    адвокат, руководитель арбитражной практики, АБ «Гребнева и партнеры»

  • Екатерина Маркова
    Екатерина Маркова

    руководитель практики семейного и наследственного права, АБ «Гребнева и партнеры»

  • Олеся Трошина
    Олеся Трошина

    управляющий партнер, ООО «ЮрТИС»

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ:

По вопросам партнерства и участия