Цифровизация бизнеса
«Цифровизация бизнеса»: эксперты взвесили все «за» и «против» на конференции «Ъ-Сибирь»
Главные тренды цифровизации, развитие ее положительных аспектов и преодоление негативных, обсудили эксперты из различных отраслей бизнеса, права и исполнительной власти на пятой ежегодной конференции «Цифровизация бизнеса», организованной издательским домом «Коммерсантъ-Сибирь» в Новосибирске.
Цифровизация неизбежна
Глава министерства цифрового развития и связи Новосибирской области Сергей Цукарь в своем выступлении рассказал о ключевых тенденциях в цифровизации бизнеса.
«Факт, который стоит принять — цифровизация бизнеса неизбежна. Но с цифровизацией бизнеса возникают новые вопросы и это в первую очередь вопрос информационной безопасности: защита информации, установка межсетевых экранов, фильтрация DDOS-атак (англ.: Distributed Denial of Service — распределенная атака типа “отказ в обслуживании”), криптография и так далее, — сказал министр. — Второй аспект информационной безопасности связан с тем софтом, который мы используем. Иностранное ПО в любой момент может перестать функционировать, бизнес должен защитить себя, поэтому стоит задача импортозамещения».
По словам министра, необходимость применения отечественных решений в государственном секторе не вызывает вопросов — этот процесс находится на завершающей стадии в соответствии с указом Президента, так как отечественный софт более безопасный и надежный с точки зрения защиты от внешних угроз. В госкорпорациях также есть интерес в том, чтобы перейти с иностранных систем управления производством на российские.
На уровне малого и среднего бизнеса вопрос внедрения импортозамещенного программного обеспечения стоит не так очевидно, но также требует внимания.
«Мы анонсируем на апрель большую конференцию, где на повестке дня будут обсуждаться вопросы о том, какие классы программного обеспечения нуждаются в импортозамещении, какие есть барьеры в переводе с зарубежных продуктов на отечественные. Перед нами стоит задача понять это и оценить», — добавил господин Цукарь.
Он также назвал две основные темы, в развитии которых заинтересованы и государство, и бизнес — это искусственный интеллект и беспилотные авиационные системы (БАС).
«Делай как государство»
Долгие годы государство было основным драйвером развития отечественной ИТ-отрасли, так как формировало тот пул задач и заказов, которые выработали решения, которые есть сегодня. Так считает Владимир Высоцкий — генеральный директор компании «AT Consulting Восток», которая больше 12 лет занимается цифровизацией государственных структур.
«Главный фактор успешности цифровых проектов для В2В коротко можно сформулировать так: “Делай как государство” — необходимо применять те подходы, которые использовали в своё время органы власти», — сказал господин Высоцкий.
По его словам, проекты «Безопасный город», «Ситуационный центр губернатора», «Система управления проектами», которые внедрялись для автоматизации работы органов исполнительной власти, оказали сильное влияние на бизнес.
«Бизнес внедряет подобные системы, потому что некоторые крупные предприятия — сами как маленькие государства: со своей логистикой, транспортом, системой безопасности, добычи, производства. И каждый этап требует цифровизации», — объяснил гендиректор. Интеграция этих проектов в крупный бизнес помогает управленческому аппарату принимать решения эффективнее и быстрее.
Кроме того, большую роль во внедрении цифровизации в крупных строительных компаниях, считает Владимир Высоцкий, сыграла необходимость в восстановлении новых регионов России.
«Новые субъекты — место огромных вложений средств в строительство. В настоящее время без проектов цифровизации в этой отрасли не обойтись — слишком много точек приложения контроля. Разрабатываются проекты на отечественный софт».
SIEM-технологии на страже бизнеса
Однако у цифровизации есть и обратная сторона — киберпреступлений становится всё больше. Менеджер по работе с партнёрами и заказчиками компании RuSIEM в Сибири Алена Мальцева рассказала, что бизнесу противостоять им помогают SIEM-технологии (англ.: Security Information and Event Management — управление событиями и информацией о безопасности).
«У нас на предприятии очень много оборудования, которое создает журналы событий, то есть регистрирует все действия в системе. SIEM собирает их со всех уровней, и на выходе мы получаем предупреждение о возможных инцидентах, уровень критичности и полноценные глубокие отчеты аналитики для того, чтобы реализовывать превентивные меры», — сказала она.
При этом госпожа Мальцева отметила, что важно не просто создать качественный работающий продукт, но и целую экосистему, так как бизнесу намного удобнее решать проблемы одного и того же характера комплексно. Для этого в настоящее время компания RuSIEM занимается разработкой новых модулей.
Алена Мальцева сказала, что разработчики компании упростили интерфейс для того, чтобы работать с SIEM-системой мог не только высококвалифицированный специалист, которого дорого содержать любой компании, но и сотрудник, имеющий минимальную подготовку.
Нарастающая важность защиты персональных данных
Юрист направления ИТ-проектов адвокатского бюро «Гребнева и партнеры» Софья Серова рассказала о необходимости защиты персональных данных, приведя в пример кейсы из мировой юридической практики.
«Самый главный вопрос — какую выгоду получает бизнес от правильного подхода к защите персональных данных, — сказала она. — Первая выгода — это доверие пользователя, зыбкая и абстрактная вещь, но, очевидно, даже в случае скандала легче мы прощаем тех, с кем у нас выстроены нормальные отношения. Второе — в погоне за быстрыми результатами не нужно забывать о долгосрочной выгоде. Сейчас вы можете заработать на сливе данных, но это может вызвать репутационные ущербы — лучше вложиться в безопасность, которая в дальнейшем даст больший профит. <…> Честное следование требованиям законодательства. Соблюдение законов важно и в вопросах этики. Показывать, что вы соблюдаете законы не потому что боитесь штрафа — важно».
По словам Софьи Серовой, правильный подход к сбору персональных данных позволяет разрабатывать уникальные программные продукты, которые действительно будут полезны пользователю.
Среди мер, которые нужно предпринять бизнесу для улучшения политики сбора персональных данных, юрист выделила следующие:
- Собирать только реальные согласия на обработку — пользователю необходимо показывать, какие данные собираются с учетом «баннерной слепоты» — эффекта, при котором пользователь машинально соглашается с текстом на всплывающем окне.
- Соблюдать принцип минимальности — стоит собирать только те данные, которые реально будут необходимы. Госпожа Серова считает, что, чем меньше данных было собрано, тем меньше их возможная утечка.
- Вкладываться в безопасность. Необходимо проводить аудит собственных систем и применять передовые решения — это залог приобретения долгосрочной выгоды.
- Выстраивание культуры приватности. Необходимо, чтобы каждый сотрудник, в поле зрения которого попадают данные клиентов, понимал, что из-за его попустительства они могут утечь.
В свою очередь, пользователям юрист порекомендовала ответственно относиться к предоставлению персональных данных.
«Оператор персональных данных иногда собирает те, которые ему в принципе не нужны. Поймите, что вам нужно, и только тогда собирайте эти данные. Если для заказа букета цветов не нужен паспорт и СНИЛС, зачем пользователю их предоставлять?» — добавила руководитель корпоративной и налоговой практик АБ «Гребнева и партнеры» Регина Бакшун.
Повышение уровня киберкультуры
«Темную сторону цифровизации» также отметил Алексей Горелкин — гендиректор Phishman — компания-разработчик одноименной системы повышения осведомленности пользователей в области информационной безопасности.
«Когда говорят о цифровизации, все говорят о профитах, но никто обычно не говорит о рисках. <…> У нас в культуре не хватает здравой оценки рисков — как будто бы мы пытаемся продать хорошую сторону, забывая о плохой. Это первое. А второе — это развитие киберкультуры, то есть того, как ведет себя человек, когда за ним никто не наблюдает», — сказал гендиректор Phishman.
Компании различного профиля, по его словам, обучают сотрудников, чтобы обезопасить бизнес от новых рисков, в том числе при помощи систем, с которыми работает компания Phishman. Система Phishman анализирует поведение сотрудников, определяя уровень их компетенций с помощью гибко настраиваемых правил и сценариев.
«Наша организация сейчас очень плотно работает над тем, чтобы обезопасить людей хотя бы от мошенников и дает инструменты, в том числе государству, для того, чтобы с ними бороться».
Крупный игрок на рынке коммуникаций
Еще один тренд рынка — импортозамещение. Бизнес продолжает искать замену зарубежным решениям. Это подтверждают исследования: 57% компаний заменили хотя бы один иностранный сервис на российский.
Один из самых быстрорастущих сегментов — рынок сервисов коммуникаций. Например, за прошедший год потребление трафика в Контур.Толке выросло в 5,5 раза, а число активных пользователей превысило 500 тысяч.
Сервис входит в экосистему для бизнеса Контур, до вывода на рынок развивался как внутренний продукт компании. Рост аудитории в том числе связан с расширением возможностей. Толк — это пространство для коммуникаций, которое объединяет видеовстречи, чаты, вебинары и онлайн-доски для совместной работы.
«При смене ПО компании делают выбор в пользу комплекса сервисов от одного вендора, который будет закрывать максимум задач бизнеса. Это помогает оптимизировать ресурсы, которые приходится выделять на поддержку решений от разных поставщиков», — отметил руководитель проектов по развитию филиалов СКБ Контур Александр Климов.
Толком пользуются банки, страховые компании, промышленные предприятия, компании из сферы розничной торговли, государственные организации, вузы. В сентябре команда сервиса запустила бесплатную версию. Она позволяет собрать на встречу до 50 участников, время звонка не ограничено. При этом собеседнику не придется устанавливать приложение и регистрироваться в сервисе, чтобы подключиться к встрече, — достаточно открыть ссылку в любом популярном браузере.
Новые тренды в Битрикс24
«Сейчас Битрикс24 — один из лидеров в цифровизации бизнес-процессов. Если раньше мы делали автоматизированные рабочие места, каждое из которых было условно независимым, то Битрикс24 продвигает идею, что каждая компания, покупая его, получает единое цифровое пространство — все сотрудники в нем работают», — сказал Роман Петров руководитель ГК ITConstruct, занимающейся внедрением Битрикс24, 1С-Битрикс и других продуктов.
По его словам, Битрикс24 постоянно улучшается. Сейчас в него добавлен искусственный интеллект, что дает возможность, например, расшифровывать звонок, выделить в тексте главное, составить вакансию или задачу.
«За два последних года для цифровизации обычных организаций стал активно применяться искусственный интеллект, КЭДО (кадровый электронный документооборот) и цифровые рабочие места для того, чтобы делать автоматизацию более простой. Пример использования цифровых рабочих мест — сервисное обслуживание оборудования. Процесс описывается в цифровой форме и мы получаем возможность контролировать его, ускорять, получать отчеты. Еще пример — внутренний электронный документооборот, он очень востребован даже для малого бизнеса», — отметил Роман Петров.
Цифровая экономика в России является частью национальной стратегии. Для регионов способность использовать потенциал ИТ-сектора — важное конкурентное преимущество в борьбе за инвесторов. Значимость успехов в цифровизации как стратегического преимущества осознают и власти, и представители бизнес-сообщества.
Именно поэтому с каждым годом у всех отраслей бизнеса без исключения появляются дополнительные запросы по развитию ИТ-инфраструктуры. А за последние несколько лет к подобным задачам цифровизации отдельным пунктом добавились острая необходимость импортозамещения, а также нового построения бизнес-процессов в новых реалиях. Как эти вызовы меняют стратегии цифровизации и цифровой трансформации компаний и организаций? На какие отечественные цифровые продукты стоит обратить свое пристальное внимание? С каких шагов начать обновление своей ИТ-инфраструктуры и многое другое обсудим на конференции Сибирского представительства Издательского дома «Коммерсантъ» «Цифровизация бизнеса» 24 октября.
Участники конференции: генеральные директора и собственники бизнеса, руководители ИТ-департаментов крупного и среднего бизнеса, представители отрасли ИТ, ритейла, консалтинговых компаний, страховых компаний, СМИ.
К выступлению приглашены: министерство цифрового развития и связи НСО, министерство науки НСО, независимые эксперты, представители компаний сферы ИТ-безопасности, представители крупного бизнеса.
Возрастное ограничение: 16+
Программа:
-
-
Регистрация, приветственный кофе
-Деловая программа
- Перспективы цифровизации бизнеса в Новосибирской области.
- Факторы успешности ИТ-проектов в B2B.
- Новые решения для информационной безопасности. Комплексная безопасность и защищенность предприятий.
- А ваши персональные данные под защитой? Как защитить персональные данные и работать с ними по закону?
- Риски цифровизации и их решение.
- Импортозамещение ПО: есть ли российские аналоги и готов ли бизнес на них перейти?
- Российская платформа для цифровизации бизнеса: CRM, цифровые рабочие места, КЭДО, искусственный интеллект
-Свободное общение
ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ: