Логистика 2024
Новыми путями
Как сибирские компании выстраивают логистику «несмотря ни на что»
В последние годы все больше компаний испытывают сложности с логистикой в связи с попытками западных стран создать экономическую изоляцию России. Казалось бы, предприниматели выстроили другие цепочки поставок и нашли партнеров, но реальность подкидывает все новые вызовы. Что в этом случае делать бизнесу и как справляться с постоянными изменениями?
Последние тренды международной логистики и логистики в ритейле, актуальные для компаний СФО, обсудили на тематической конференции, организованной сибирским представительством ИД «Коммерсантъ».
Модератор конференции, президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов рассказал, что сибирский регион получил в ходе развития Новосибирского транспортного узла за пять лет и какие есть перспективы у такого «статуса». Так, по оценкам эксперта, площадь складов классов А и Б в Новосибирске сегодня достигла 1 млн 626 кв. м. В Красноярске, который среди сибирских городов находится на втором месте, — там складов общей площадью 168 кв. м. В остальных регионах — еще меньше.
«За 5 лет мы получили практически удвоение (75%) прироста складов классов А и Б. В 2023 году доля свободных складских площадей была 2,4%, при этом, заметьте, есть норматив, который определяет, что доля свободных складов должна быть не менее 10%. Мы этот норматив не выдерживаем, у нас дефицит складов сегодня оценивается в 500 тыс. кв. м. Скорее всего, 2024 год станет рекордным по вводу новых складских площадей»,— считает Сергей Максимов.
Директор по развитию ООО «Байт-Транзит-Континент» Максим Поправко отметил, что в отрасли есть проблема с кадрами на всех уровнях: водители, работники складов, менеджерский состав. Дефицит водителей грузового транспорта остается острым вопросом. Как результат, растут зарплатные предложения, расширяются соцпакеты, работодатели внимательнее относятся к нематериальным способам поощрения. Все это положительно влияет на престиж профессии. По его словам, компания активно занимается переаттестацией сотрудников и обучением, для удержания сотрудников только денежной мотивации уже не достаточно. «Отдельная история с сотрудниками складов, так как в некоторых регионах вводят запрет на работу иностранцев в логистической сфере, можно ожидать, что эта проблема будет только нарастать»,— не исключает он.
Максим Поправко отмечает, что расширяется работа с вузами — компании активно привлекают студентов, стажеров. «Проблема системная. По нашим прогнозам, в целом фонд оплаты труда продолжит рост, что, естественно, будет негативно влиять на маржинальность бизнеса в отрасли. Возможно, выйти из такой ситуации поможет автоматизация в частности и непрерывная работа по оптимизации процессов в целом. Но сегодня именно люди — профессиональные и вовлеченные — важная ценность в любом бизнесе и один из источников эффективности»,— отмечает господин Поправко.
С точки зрения тенденций в сборных грузоперевозках, которые являются главной специализацией компании «Байт-Транзит», эксперт отметил, что роль e-com (от англ. Electronic Commerce — «электронная коммерция») как потребителя и технологического драйвера логистики будет усиливаться. Крупным сетевым клиентам, нашим партнерам, селлерам, частным лицам — всем нужна скорость доставки.
Логистика и ритейл
Руководитель отдела продаж Boxberry в макрорегионе Сибирь Елена Ковалева более подробно рассказала о влиянии на логистику рынка e-com. Среди основных тенденций она называет рост объемов самого рынка, повышение тарифов на перевозки, ускорение доставки на «последней миле» и увеличение числа мультиселлеров (тех, кто использует несколько каналов для продаж).
«Активность мультиселлеров ведет к росту спроса на доставку с различных площадок, при этом продавцы хотят получить удобное технологичное решение, которое позволит им легко передавать данные о заказах и контролировать все потоки отправлений. Поэтому мы не только создаем новые продукты для доставки, но и разрабатываем IT-решения для интеграции. Например, у нас есть mini-app (от англ. Mini Application — «мини-приложение») для продающих сообществ в VK, а заказы, сделанные на Ozon или «Яндекс Маркете», при настроенной интеграции автоматически попадают в личный кабинет Boxberry»,— отмечает Елена Ковалева.
Сейчас у Boxberry 4,6 тысячи отделений почти в 700 городах России. Также логистический сервис доставляет грузы в страны ближнего зарубежья. Этот рынок достаточно популярен. «По нашей статистике, количество заказов, отправленных из России в СНГ в прошлом году, выросло на 193%»,— приводит Елена Ковалева данные по компании.
Лидеры по объемам доставки— Беларусь и Казахстан, Кыргызстан и Армения. По словам эксперта, в последних двух странах есть много свободных ниш для торгового бизнеса, а конкуренция значительно меньше. Аудитория соседних стран очень лояльна к товарам российского производства, понимает русский язык и может вести расчеты в рублях. Вопросы же с приемом оплаты и доставкой берет на себя логистический сервис.
Руководитель отдела продаж крупному бизнесу, МР «Сибирь», АО «Почта России» Станислав Зайцев рассказал, что «Почта России» активно развивается на рынке e-com и оказывает все услуги по фулфилменту (комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки). В структуре компании шесть крупных торгово-логистических центров и 15 мест международного почтового обмена. В Новосибирске с 2021 года запущен автоматизированный склад общей площадью 48 тыс. кв. м. Фокус корпорации сегодня сосредоточен на технологиях и автоматизации.
Международные риски
Генеральный директор Optimalog Георгий Властопуло рассказал о трендах развития внешней торговли РФ.
Как отметил эксперт, начиная с января 2022 года экспорт из РФ стал падать, а импорт показал небольшой рост. Выпадающий импорт стал заменяться импортом из других стран.
«Оборот внешней торговли просел. За первый квартал этого года импорт сократился на 10,6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Экспорт уменьшился на 6,9%, и на 8,4% снизился внешнеторговый баланс.
За два года глобальной перенастройки торговых и логистических цепочек доля азиатского региона в экспортных поставках России заняла 77,5%, в импорте — 68%. За 2023 год экспорт вырос на 13%, а импорт — почти на 6%»,— сказал Георгий Властопуло.
Эксперт отмечает, что несмотря на геополитическую обстановку, на Европу приходится около 15% экспортных поставок РФ, около 26% товаров страны Евросоюза продолжают поставлять в Россию. Георгий Властопуло поясняет, что эти товары не являются санкционными и они экспортируются в РФ по прямым договорам. США также присутствует во внешнеторговом обороте РФ, занимая долю 2,9% в экспорте и порядка 5% в импорте.
Существенную часть в товарообороте с Россией (порядка 50%) суммарно составляют Индия, Китай и Турция. Георгий Властопуло полагает, что такая пропорция для РФ несет высокие риски зависимости.
Кроме того, по его наблюдениям, в сфере взаиморасчетов с конца прошлого года у РФ возникли проблемы с дружественными странами из-за того, что крупнейшие китайские банки стали блокировать платежи из РФ, импорт из Китая за март снизился на 15%.
Мелкие банки Китая, несмотря на то что пытаются работать с Россией, все равно проводят комплаенс или комплекс внутренних процедур финучреждений, направленных на идентификацию и анализ соответствия потенциального клиента. В результате не все платежи проходят такие проверки. Георгий Властопуло считает, что если проблемы с платежами не решатся — импорт просядет очень значительно в самое ближайшее время.
Лидеры сменились
Компании финансового сектора стараются поддержать бизнес в нестабильных экономических условиях. Ведущий менеджер Новосибирского представительства лизинговой компании ООО «Каркаде» (с 2020 года входит в группу компаний «Газпромбанк Лизинг») Станислав Лукашевич рассказывает, что сегодня компания готова предоставлять клиентам очень гибкие условия сотрудничества: «Мы можем составить, например, сезонный график с учетом особенностей работы бизнеса или убывающий график платежей, позволяющий уменьшить сумму платежей лизинга, также клиент выбирает размер первого платежа, срок договора и выкупной платеж».
Станислав Лукашевич также отметил, что в 2023 году компания продемонстрировала существенный рост объема сделок. Это обусловлено как высоким спросом среди предпринимателей страны, так и выгодными условиями в «Каркаде»: компания транслирует максимальные скидки от поставщиков прямым клиентам.
Эксперт также констатирует, что экспансия азиатских марок значительно повлияла на российский рынок. После ухода многих производителей в 2022 году, новые бренды активно начали завоевывать освободившийся рынок. В результате продажи техники выросли более чем в два раза. Среди ключевых изменений на рынке Станислав Лукашевич отмечает рост стоимости транспортных средств в данном сегменте. Если раньше средняя цена составляла 6 млн руб., то в 2023-м она достигла 7,3 млн руб. При этом азиатские производители часто предлагают субсидии на лизинговый аванс. К примеру, если предприниматель хочет приобрести технику стоимостью 10 млн руб., а авансовый платеж составляет 1 млн руб., то по такой субсидии он может внести 500 тыс. руб., а разницу в цене компенсирует производитель.
Проблемы на местах
В Новосибирске, по оценкам экспертов, сегодня назревает не менее серьезная логистическая проблема. Речь идет о постановлении мэрии региона, которое должно начать работать с 22 апреля этого года. Согласно ему, в Новосибирск будет запрещен въезд грузовиков и фур грузоподъемностью более 12 т с 6 утра до 22 вечера. На этот раз это не просто «сезонная мера», такой порядок власти региона предлагают ввести на постоянной основе.
Президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев говорит, что она касается не только автоперевозчиков, но и компаний, которые являются грузоотправителями, а значит, большей части бизнеса.
Вячеслав Трунаев отмечает, что правительство региона уже не первый раз поднимает этот вопрос и каждый раз экспертам транспортной отрасли удавалось приводить веские доводы против этого. «Уже третий раз — по инициативе прокуратуры, правительство региона и власти города решили избавиться от пробок, запретить въезжать крупному транспорту в город. Но делать этого нельзя. Представьте сами, как огромное количество грузовиков и фур встанет на подступах к городу, на неподготовленной для их стоянки обочине, загородив федеральную трассу. Если даже допустить, что машины разгружаются в ночное время, то многие из них до утра не успеют выехать из города и застрянут где-нибудь на улице Ватутина или Советском шоссе»,— опасается эксперт.
Сергей Максимов добавляет, что автомобильные перевозчики помогают преодолеть «последнюю милю» для железнодорожного и авиатранспорта, то есть такое законодательное «нововведение» коснется всей отрасли. Сергей Максимов рассказал, что он и его коллеги предложили разработать модель транспортного каркаса города, чтобы понять, какие участки можно закрывать от въезда большегрузного транспорта безболезненно, а какие нельзя. Но это предложение пока не поддержано на уровне руководства региона.
Сложности перевода
Для компаний, осуществляющих международную деятельность, особое значение приобретает процедура регистрации товарного знака и интеллектуальной собственности за рубежом.
Руководитель практики по защите интеллектуальных прав АБ «Гребнева и партнеры» Андрей Колесников отметил, что в любой стране нерезиденты часто подают заявки на регистрацию интеллектуальной собственности, например, на товарные знаки, либо патентуют изобретения и технологии.
По наблюдениям экспертов АБ «Гребнева и партнеры» в таких странах, как США и в Евросоюзе, именно нерезиденты, а не национальные компании чаще всего регистрируют патент. Андрей Колесников обосновывает это тем, что США и страны ЕС — очень крупные и доходные рынки сбыта в мировом масштабе.
Есть два способа, чтобы зарегистрировать товарный знак или патент за рубежом: национальная регистрация через местных юристов в той стране, в которой предприниматель собирается заниматься продвижением своих товаров, или подача заявок через международные системы. Во втором случае заявку можно подать из России через Роспатент. Потом она будет переадресована в международное бюро, которое разошлет ее по нужным предпринимателю странам. «Здесь действует принцип одного окна. С одной стороны цепочка получается достаточно длительная, но стоимость всей процедуры ниже»,— поясняет Колесников.
В завершение конференции представители компании Mango Office поделились с участниками своими статистическими данными и практическими кейсами, которые гласят об увеличении роли автоматизации бизнес-процессов в логистических и торговых компаниях. Сибирское представительство ИД «Коммерсантъ» благодарит всех партнеров за участие в мероприятии: ООО «Байт-Транзит-Континент», банк «Левобережный», АБ «Гребнева и партнеры», Optimalog, Boxberry, ООО «Каркаде», Mango Office и СДЭК.
МНЕНИЕ:
Экспортеры и импортеры часто выбирают Банк «Левобережный» в качестве финансового партнера, потому что этот банк идет по пути персонифицированного обслуживания внешней экономической деятельности: у каждого клиента есть свой персональный менеджер, который ответит на все вопросы по ВЭД, будет знать специфику бизнеса и оформит документы валютного контроля за клиента, а также всегда доступен по личному телефону или в офисе банка.
Одна из сильнейших в Сибири команда валютных контролеров Банка «Левобережный» помогает проводить платежи и предупреждать директора организации о риске возникновения нарушения валютного законодательства, предлагая выход из любой сложной ситуации.
«Наша сила в том, что мы обладаем редким качеством — совмещаем технологичность и человечность. Благодаря этому “Левобережный” более 30 лет остается банком с человеческим лицом»,— объяснил Денис Комогорцев, начальник департамента ВЭД и казначейских операций Банка «Левобережный».
Помимо этого, уникальный сервис ВЭД-ассистент в онлайн-офисе банка предупреждает о сроках предоставления документов в банк, помогает не допустить семь различных видов нарушений валютного законодательства, ведет сквозной учет операций по ВЭД в разрезе контрактов и подтверждающих документов. Клиентам доступны сортировки, выгрузки, аналитические проверки для комфортной работы по трансграничным контрактам.
В текущих обстоятельствах глобальной неопределенности Банк «Левобережный» не изменил свое стратегическое направление — сопровождение компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность с Китаем, Индией, ОАЭ и другими дружественными странами.
Банк «Левобережный» продолжает активно работать в дружественных валютах и расширяет свою корреспондентскую сеть. Клиенты банка могут производить расчеты в казахстанских тенге, индийских рупиях, белорусских рублях, киргизских сомах, армянских драмах, таджикских сомони, вьетнамских донгах и азербайджаских манатах.
Кроме расчетов в дружественных валютах, у банка есть положительный опыт исполнения обязательств по международным контрактам иными разрешенными способами. Альтернативные способы помогают клиентам банка исполнять обязательства по внешнеэкономическому контракту даже при отсутствии возможности совершить те или иные платежи.
Банк «Левобережный» (ПАО). Лицензия Банка России №1343. ИНН 540 415 4492
Бизнес компаний из сферы логистики и ВЭД претерпел серьезные изменения за последние 2 года. Условия меняются, международные партнеры уходят, однако сильные игроки этого рынка адаптировались к новым правилам игры и обозначили новые векторы развития бизнеса.
Как в целом поменялась ситуация на рынке? Как выстраивать отношения с контрагентами за рубежом и как логистический бизнес адаптировался к новым условиям? Цифровизация логистической отрасли — один из главных трендов 2024 или этим уже никого не удивишь? Какие изменения затронули сферу лизинга автомобилей — эти и многие другие вопросы 18 апреля обсудят участники конференции издательского дома «Коммерсантъ-Сибирь».
К выступлению приглашены: руководители крупных логистических центров, транспортных компаний и отрасли ритейла, юристы, представители, консалтинговых компаний, представители ИТ-компаний страховых компаний.
Возрастное ограничение: 16+
Программа:
-
-
Регистрация, приветственный кофе
-I Сессия. Логистика и ВЭД
- Трудности современной логистики в текущих реалиях. Как перестроились основные транспортные пути?
- Особенности железнодорожных, морских и авиаперевозок в текущий момент.
- Особенности проведения международных расчетов в текущих геополитических условиях.
- Регистрация товарных знаков и патентов за рубежом.
- Реструктуризация цепочек поставок. Риски и прогнозы.
президент Союза Транспортников, Экспедиторов и Логистов Сибири
учредитель, ООО «АльянсТрансТорг»
директор по развитию, ООО «Байт-Транзит-Континент»
начальник департамента ВЭД и казначейских операций, Банк «Левобережный»
руководитель практики по защите интеллектуальных прав, АБ «Гребнева и Партнеры»
генеральный директор, Optimalog
-Кофе-брейк
-II Сессия. Логистика в ритейле
- Текущая ситуация на рынке автомобильных перевозок внутри страны: проблемы и пути решения.
- Эффективная логистика в ритейле — современные тенденции и преимущества для бизнеса.
- Расширение партнерств: «последняя миля», «фулфилмент и маркетплейсы».
- Лизинг как инструмент финансирования представителей в сфере логистики
- Цифровизация отрасли: новые продукты и интеграторы.
президент Союза Транспортников, Экспедиторов и Логистов Сибири
президент Сибирской Ассоциации Автомобильных Перевозчиков
руководитель отдела продаж Boxberry макрорегиона Сибирь
руководитель отдела продаж крупному бизнесу, МР Сибирь, АО «Почта России»
ведущий менеджер Новосибирского представительства лизинговой компании ООО «Каркаде»
-Свободное общение
ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ: