Логистика и ВЭД
Рост вопреки всему
Бизнес компаний из сферы логистики и ВЭД за последний год претерпел серьезные изменения. Условия меняются, международные партнеры уходят, однако многие из игроков этого рынка сумели принять новые правила игры и даже продемонстрировать рост бизнеса. Как им это удается, обсудили на конференции «Логистика и ВЭД», организованном сибирским представительством ИД «Коммерсантъ».
Могло быть и хуже
«Хорошо помню, как год назад логистические компании ко мне обращались, и мы говорили о том, что нас ждут тяжелые времена. Итоги года показали, что рынок не так сильно упал»,— начал конференцию ее модератор, президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири (СТЭЛС) Сергей Максимов. По словам эксперта, Новосибирская область сохранила на уровне прошлого года объем железнодорожных перевозок, по автоперевозкам есть снижение показателей на 5%, по объему речных перевозок — рост 6%, по авиа — сокращение на 10%. При этом, по словам Сергея Максимова, ряд компаний смог выиграть в сегодняшней ситуации, заняв освободившиеся от конкурентов ниши.
Управляющий АО «ВЭД Агент» Александр Дегтярев рассказал, что происходит на рынке контейнерных перевозок. Сегодня на мировом рынке наблюдается падение ставок фрахта — они снизились с $8 тыс. до $1,8 тыс. (фрахт — плата за транспортировку товара, обусловленная контрактом или международными законами). Это отражает общую тенденцию сокращения ставок фрахта к доковидному периоду. В целом, можно отметить, что стоимость морских контейнерных перевозок по основным мировым торговым маршрутам упала до уровня 2019 года.
«Ставки фрахта в РФ снижаются вслед за мировыми, но все еще остаются в 3-4 раза выше, что связано с дефицитом провозных мощностей»,— объясняет Александр Дегтярев.
Эксперты прогнозируют постепенное падение фрахта в РФ к концу 2023 года, однако ставки все равно будут в два раза выше допандемийного уровня. Дегтярев уверен, что постепенное снижение ставок фрахта на контейнерные перевозки приведет к снижению стоимости доставки другими видами транспорта.
Находят обходные пути
Ведущий специалист по организации авиагрузоперевозок Sky Cargo Service Артем Мегаев рассказал, как к сегодняшней ситуации адаптируется авиационная логистика — сектор наиболее подверженный влиянию внешних событий.
После ухода с рынка таких гигантов, как Lufhansa, AirFrance, KLM, DHL Aviation, прямое сообщение с Европой было прекращено. Все больше и больше стран стали вводить санкции, а маршрутная сеть начала «таять» на глазах. Артему Мегаеву и его «коллегам по цеху» нужно было срочно искать новые пути и маршруты. В итоге российские логисты нашли новых партнеров. Среди них — Turkish Сargo, Mahan Air — национальная компания Ирана, Qatar Airways, Emirates (EK) — одна из крупнейших мировых авиакомпаний, которая базируется в Дубае (ОАЭ), и целый ряд других. Условия сотрудничества с компаниями разные, как и требования к документам, тем не менее любой груз переправить за рубеж до сих пор возможно.
С импортом дела обстоят немного сложнее. Основная проблема в импортных грузоперевозках — отказ «недружественных» стран или авиакомпаний в оформлении груза на получателя — резидента РФ. Здесь вступает в игру «параллельный импорт», отмечает эксперт.
Генеральный директор Optimalog Георгий Властопуло говорит, что сегодня фокус его компании — на решении вопроса обеспечения цепочек поставок в условиях санкций.
«Европейский союз являлся главным торговым партнером РФ вплоть до 2022 года, сейчас пальму первенства перехватил Китай. Российская экономика до сих пор сильно зависима от западных технологий, поэтому нам зачастую необходимы товары, которые попали под санкции. Правительство отреагировало на это параллельным импортом. Основным решением стало построение цепочек поставок через третьи страны, дружественные к РФ и имеющие связи с Европой. Турция стала основным партнером, но есть и другие страны»,— пояснил Георгий Властопуло.
По его прогнозам, импорт из недружественных стран будет «иссыхать», транзитные цепочки будут закрываться. «Так или иначе перестройка всех цепочек будет происходить на Восток. Но тут мы видим риски роста зависимости от Китая. Радуют инфраструктурные проекты —запуск сухих портов, модернизация пунктов пропуска с Китаем, говорит Георгий Властопуло. 2023 год, по его мнению, будет сложным, бизнесу предстоит еще много открыть для себя нового. «Нас ждут еще 11-й и 12-й пакеты санкций. Предстоит и дальше адаптироваться, выбирать более надежных, устойчивых партнеров и, конечно, надеяться на лучшее»,— заключает эксперт.
«Логистика — это товарные потоки, они невозможны без финансовой поддержки,— вступил в разговор начальник отдела валютных операций банка «Акцепт» Владимир Артемьев.— Здесь главным отрицательным фактором стало включение российских банков (не только федеральных, но и региональных) в санкционные пакеты. Ситуация такова, что банк “Акцепт” остался одним из немногих банков в регионе, которые не попали под санкции США и ЕС. Поэтому “Акцепт” обладает возможностями, которых у других банков нет».
Генеральная линия, которую сейчас реализует банк «Акцепт» — максимальный переход к расчетам в национальных валютах. Артемьев рассказал, что банк предлагает расчеты по ВЭД в рублях, в китайских юанях, индийских рупиях, казахстанских тенге, белорусских рублях, армянских драмах. После наложения санкций на российские банки ЦБ «дал добро» на то, чтобы проводить международные платежи по контрактам, стоящим на учете в одном банке РФ, без перевода этих контрактов на обслуживание в банк, через который практически выполняются платежи.
Как отметил Артемьев, многие санкционные решения, принимаемые в отношении российских банков, базируются на информации, которую США и ЕС получают от системы SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications — Общество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций). В настоящее время в нашей стране разработана альтернативная российская система — СПФС (Система передачи финансовых сообщений) Банка России.
По словам Владимира Артемьева, эта система выполняет функции, аналогичные SWIFT, но информация о платежах через СПФС недоступна недружественным странам. «Система только развивается, но наш банк уже работает как через СПФС, так и через SWIFT»,— рассказал он.
Важное значение имеет минимизация затрат на складскую логистику. Об этом рассказала региональный директор «СТС Логистикс» Ольга Трофимцева. Компания развивается с 1996 года. Важной задачей является формирование коллектива профессионалов, количество сотрудников составляет уже более 600 человек в 14 локациях, в том числе в Турции и Нидерландах. «Верность выбора векторов развития STS подтверждает тот факт, что результат работы нашей команды в 2022 году превысил ожидания даже по оптимистичному варианту бюджетирования. База поставщиков услуг, при всей строгости отбора и проверок по линии службы безопасности, насчитывает уже более тысячи контрагентов»,— пояснила Ольга Трофимцева.
По словам эксперта, организация работы склада — достаточно сложный вид деятельности: «В отрасли услуг ответственного хранения множество юридических и экономических особенностей, но наши клиенты от них совершенно свободны и сосредоточены на собственном бизнесе — производстве и продвижении товаров. STS берет на себя всю организацию складских процессов, и мы в этом постоянно совершенствуемся».
В компании также гордятся ИТ-решениями по автоматизации бизнес-процессов, в частности, WMS (Warehouse Management System — система управления складом) LVision, доработки которой были сделаны специально по запросу STS, они позволяют детально учитывать объемы работ каждого сотрудника. Также в системе видны операции по всем клиентам, которые сдают товары на хранение. Это заменяет работу бухгалтера-калькулятора, а клиенты могут отслеживать информацию в оперативном режиме.
В STS есть и собственные разработки, например, «портал поставщиков» — система автоматизации и контроля прихода транспортных средств (ТС) на склад. Программа ведет диалог с поставщиками, учитывает множество факторов при совместном назначении времени подачи ТС. «Оптимальный склад — это большой труд. STS Logistics гарантирует законность и качество услуг, документальную прозрачность, многолетнее надежное партнерство и широкую географию»,— подчеркивает госпожа Трофимцева.
Гиганты ушли. Что с лизингом?
Региональный директор по СФО ООО «Интерлизинг» Валентин Данилов пояснил, что сегодня на рынке лизинга популярно экспресс-финансирование — более 76% сделок проходят именно по нему. Оформление происходит всего по двум документам.
Валентин Данилов признает, что год для сегмента лизинговых услуг был непростой: «Менялись финансовые условия, росли ставки, отмечалась нехватка техники и оборудования на рынке. Сейчас мы это все преодолели, ставки вернулись к параметрам начала 2022 года».
По прогнозам Валентина Данилова, всего 10% автотранспорта будет ввезено в 2023 году через параллельный импорт. При этом более 70% грузовых автомобилей в первом квартале 2023 года было ввезено из Китая.
В топе-5 марок, которые в 2022 году прошли по сделкам «Интерлизинга», — Sitrak, Shachman, Mersedes-Benz, MAN и КамАЗ.
Падение продаж в этой сфере фиксировалось весной 2022 года. «Было и такое, что поставщики завышали цены. Но клиентов ничего не смущало — расхватали все, что было»,— рассказал Валентин Данилов. По его словам, сейчас на рынке есть китайские грузовики. Эксперты прогнозируют рост рынка продаж грузовиков по итогам года на 3%.
Компаниям есть что предложить рынку в новых реалиях, к примеру, в «Интерлизинге» это программа «Перевозчик» с минимальным авансом от 0%, сроком лизинга до 60 месяцев и выкупным платежом до 20%.
Ведущий менеджер Новосибирского представительства лизинговой компании ООО «Каркаде» (с 2020 года входит в группу компаний «Газпромбанк Лизинг») Станислав Лукашевич рассказал о динамике продаж грузового транспорта в компании. В 2022 году доля этого сегмента выросла более чем в два раза, в количественном измерении — в три раза. По словам эксперта, китайские автопроизводители уже в 2022 году понимали, что придется зайти на рынок РФ, но возросшую потребность в технике так быстро удовлетворить не могли. Статистика продаж по первому кварталу впечатляет: доля продаж грузового автотранспорта по компании выросла до 33% (для сравнения: в 2021 году этот показатель составил 12%, в 2022-м — 26%).
При этом растет и доля китайской техники в компании. По итогам первого квартала 2023 года она составляет уже 41% (для сравнения: за аналогичный период прошлого года — 9%).
Станислав Лукашевич также подчеркнул, что лизинговые продукты сегодня — это своеобразный конструктор: клиент высказывает свои пожелания, а компания предоставляет решения. Также есть интересные предложения и от производителей. К примеру, бренд Sitrak выделяет субсидию на авансовый платеж в размере 300 тыс. руб.
В целом, эксперты и участники рынка солидарны, что адаптация к новым вызовам экономики еще продолжится. «Сейчас мы решаем очень много нестандартных задач. И это нам даже нравится — нормально, когда мозг профессионала пытается разгадать головоломку: мы справляемся, получаем дозу дофамина, опыта и довольных клиентов»,— резюмирует Ольга Трофимцева.
Сфера логистики стремительно меняется. А изменения геополитической ситуации и, как следствие, экономического баланса во всем мире, проходящие в настоящее время, оказывают огромное влияние на устойчивость бизнеса в целом и логистические процессы в частности. И в связи с этим сейчас стало практически невозможно выстраивать логистику, не учитывая факторы внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Как работать и выстраивать отношения с контрагентами за рубежом? Какие направления стали более привлекательными для регионального бизнеса? Как в условиях нынешних ограничений привлечь новых клиентов и не забыть про внедрение инновационных решений? Обсудим 28 апреля на конференции издательского дома «Коммерсантъ-Сибирь».
К выступлению приглашены: руководители крупных логистических центров, транспортных компаний и отрасли ритейла, юристы, представители, консалтинговых компаний, представители ИТ и страховых компаний.
Возрастное ограничение: 16+
Программа:
-
-
Регистрация гостей, welcome coffee
-Трудности современной логистики в условиях перекрытий границ. Смещение приоритетов логистических компаний европейской части: перестройка бизнес-процессов и логистических цепочек внутри страны.
Как трансформируется логистическая функция в существующих условиях и как минимизировать расходы?
Новые направления для работы. ВЭД с Китаем, Казахстаном и Индией: с чего начать?
Параллельный импорт: что это и как его использовать?
Валютные операции в условиях отключения банков от SWIFT (англ. Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications — Общество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций). Как работать с контрагентами в Индии, Китае, Казахстане и других странах?
Особенности железнодорожных контейнерных перевозок в текущий момент.
Страхование грузов теперь: необходимость или преувеличенные опасения?
Лизинг легковых, грузовых автомобилей и контейнеров.
-Свободное общение
Заявка на участие:
Выбор города