Логистика будущего
Логистика меняет маршруты
В условиях санкционного давления и запрета на пересечение границ Евросоюза российскими грузовыми автомобилями сибирские логисты трансформируют маршрутную сеть. Сегодня основной поток уходит на Восток: в Юго-Восточную Азию устремились как авиа-, железнодорожные, так и автомобильные перевозки. Проблемы и перспективы отрасли участники рынка и аналитики обсудили на конференции «Логистика будущего», организованной ИД «Коммерсантъ-Сибирь».
За последние месяцы рынок грузоперевозок столкнулся с рядом проблем, в числе которых — полный запрет на проезд по странам Евросоюза для российских грузоперевозчиков, закрытие неба по этим же направлениям для отечественных авиакомпаний, конфискация транспорта и скачки валютных курсов, говорит президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири (СТЭЛС) Сергей Максимов, спецоперация на Украине и последовавшие за ней санкции привели к серьезным последствиям в логистике.
Автомобили лишились въезда
Руководитель филиала АСМАП по Сибирскому федеральному округу Анатолий Антонов рассказал о сложностях автомобильных грузоперевозок на границе с Китаем. «Наше предложение — ускорить модернизацию не только Восточного полигона в Забайкалье, но и полигона от Екатеринбурга до Новосибирска и Кузбасса. Есть запросы от московских компаний и компаний из Санкт-Петербурга с просьбой организовать логистические цепочки на Восток»,— говорит он. Также необходимо ускорить прохождение грузовых автомобилей на границе с Грузией, где сегодня, по его словам, время ожидания грузоперевозчиков доходит до одного месяца.
Несмотря на запрет для российских перевозчиков пересекать границу с ЕС, вводить аналогичные меры для иностранных логистов не стоит, считают участники рынка. С этой же просьбой к властям обратились и ритейлеры. «Есть предложение: разрешить въезд на территорию РФ машинам ЕС на отечественные терминалы с целью осуществления перецепки или перегрузки товаров. Это, по нашим данным, устроило бы перевозчиков ЕС и России, позволило бы сохранить рабочие места и поддержать благосостояние граждан. В настоящий момент подобное решение приняла Беларусь — с 15 апреля они запретили движение по своей территории европейским грузовым компаниям»,— сообщил господин Антонов.
В условиях санкционных запретов сегодня в сегменте автомобильных перевозок возник риск экспансии белорусских компаний. С этой проблемой также необходимо работать. «Белорусские транспортники ранее были нацелены на Европу, однако из-за последних событий они пересмотрели свои маршруты и устремили взгляды на Восток»,— отметил Анатолий Антонов.
Железную дорогу готовят к росту грузопотока
Железнодорожное сообщение с Западом также местами ограничено. Например, поставки через Финляндию осуществляются с перебоями. В этой ситуации участники рынка говорят о необходимости перестройки логистических процессов и переориентации сил на Восток, причем не только на Китай, но и на Индию, Вьетнам, Иран, а также в Саудовскую Аравию. «Сегодня идут активный поиск новых партнеров и налаживание с ними контактов»,— рассказал Сергей Максимов.
Что касается контейнерных перевозок, то их дефицита в России нет, но отмечается локальное сокращение парка из-за ухода ряда иностранных морских перевозчиков, говорят участники отрасли. «В марте перевозки по балтийскому направлению существенно сократились, пошел переток грузов на Дальний Восток, из-за чего экспортные контейнерные перевозки превысили импортные»,— говорит директор по развитию «САСКО Лоджистик» (ГК «Сахалинское морское пароходство») Ян Александровский.
По словам руководителя отдела международных перевозок компании «АльянсТрансТорг» Вячеслава Шапкина, сегодня до 70% контейнеров закупаются в Китае, однако российские компании уже приступили к выпуску аналогичной продукции.
Региональный директор компании STS Logistics в СФО Андрей Соколов рассказал, что в текущей ситуации необходимо принципиально перестраивать логистические цепочки. «С поставками грузов из Китая проблем нет, в первую очередь благодаря ускоренным контейнерным поездам (УКП), идущим в Россию из портов Дальнего Востока и напрямую из Центрального Китая через Казахстан. Сроки движения данных поездов, в том числе и УКП STS Logistics, до Казани остаются прежние — 23–25 дней. Авиаперевозки из Китая, Кореи в Россию работают в прежнем режиме, отмечаем переход авиакомпаний на использование узкофюзеляжных самолетов, снижение количества прямых рейсов в города России и незначительный рост тарифов. Новый разрешительный порядок экспорта товаров из России, безусловно, усложняет работу экспедиторов и грузовладельцев, но первые экспортные несырьевые грузы от производителей Сибири и Алтая уже готовятся сотрудниками нашей компании к отгрузкам в Европу. Параллельный импорт, разрешенный не так давно правительством РФ, мы видим как возможный выход для российских компаний в решении проблем закупок товаров. Логисты STS Logistics уже формируют маршруты и просчитывают тарифы. Изучение возможностей торгового посредничества (аутсорсинг ВЭД) в работе с санкционными грузами, по нашему мнению, будет задействовать работу с такими странами, как Турция, ОАЭ, Казахстан, Узбекистан, Киргизия. В ближайшее время мы предоставим нашим клиентам сформированные продукты по данному сервису. В текущей ситуации необходимо принципиально перестраивать логистические цепочки, заключать новые соглашения с поставщиками, менять распределение складов на территории РФ. Сам же складской рынок теперь имеет две базовые тенденции. Первая — пересмотр местоположения РЦ в сторону Востока, вторая — переход от собственной аренды на услуги 3PL, потому что собственная аренда — это капитальные расходы, а 3PL — операционные. Работа с оплатой за каждую единицу становится более эффективной, чем налаживание собственного складского производства»,— рассказал Андрей Соколов.
В ближайшие полгода из-за ограничений ожидается рост параллельного импорта из Европы транзитом через Турцию и Китай, говорят транспортники. Здесь же могут быть созданы так называемые «буферные» зоны. «В связи с этим грузопоток вернется в балтийскую зону, конкуренция усилится. Кроме этого, возрастет конкуренция за локомотивы с угольными компаниями и другими производителями. Необходимо переформировать работу портов, усилить контейнерную обработку, развивать железнодорожный полигон и соответствующую инфраструктуру»,— считает Ян Александровский.
Несмотря на проблемы, связанные с уходом международных транспортных компаний, позитивным фактором для рынка представители отрасли называют переориентацию отечественных промышленных предприятий на российских перевозчиков. К осени логисты рассчитывают выстроить цепь экспортных поставок.
В связи с ожидаемым ростом грузопотока по железной дороге Западно-Сибирский территориальный центр ФТО ЦФТО ОАО «РЖД» заблаговременно сформировал тяжеловесное движение, переориентировав составы на поезда до 70 т. «Это позволяет увеличивать объем перевозок в каждом направлении»,— сообщил заместитель начальника филиала Кенан Абасов. Также компания расширила спектр своих услуг для коммерсантов.
Авиакомпании подсчитывают убытки
Авиационные грузоперевозки в результате введения антироссийских санкций пострадали больше всего, считают участники рынка. Объемы транспортировки воздушными линиями сильно сократились. Вместе с тем игроки рынка переориентировались на внутренние линии.
Параллельно логисты ведут переговоры с зарубежными грузовыми авиаперевозчиками, в том числе из Китая, о запуске полетных программ по линии e-commerce (англ. «электронная торговля»). Речь идет о перевозке товаров первой необходимости, а также оборудования. Инфраструктура аэропортов соответствующим образом уже подготовлена, считают логисты.
«На фоне этих проблем естественным образом возросли тарифы, и это сегодня компаниям при бюджетировании поставок и логистики необходимо просчитывать заранее»,— говорит генеральный директор АО «Таможенный Консалтинг» Константин Еланцев.
6 апреля Госдума РФ приняла законопроект о мерах поддержки транспортной отрасли в условиях санкций. В него вошли снятие ограничения на использование в России временно ввезенных иностранных контейнеров, ограничение на участие иностранных инвесторов в водных грузоперевозках, временная отмена весового и габаритного контроля для фур, перевозящих продовольствие, а также отмена ареста судов в случае попадания лизингодателей под санкции.
Эксперты считают, что транспортная отрасль преодолеет санкционные вызовы, если меры господдержки будут исполнены вовремя.
Цифровая настройка логистики
О том, как меняются подходы к цифровизации логистики в условиях, когда с российского рынка уходят крупные зарубежные вендоры, грузоперевозчикам рассказал менеджер по внедрению цифровых решений компании «МегаФон» Владислав Макаров. «Сегодня перед российским бизнесом стоят задачи по глобальной адаптации. В фокусе — импортозамещение, компаниям необходимо решать вопросы с „железом“, комплектующими и ПО, разрабатывать новые и менять действующие ИТ-сервисы»,— отметил он.
Однако цифровизация в российских транспортных компаниях не останавливается. По словам эксперта, процесс импортозамещения в этой сфере запущен давно, и на рынке есть конкурентоспособные российские ИТ-решения, которые работают уже не первый год. Одно из них — «Контроль автопарка» от «МегаФона». «Это телематическая платформа, которая позволяет в режиме реального времени осуществлять мониторинг транспорта и грузов на основе нескольких десятков параметров. Например, отслеживать маршруты передвижения транспортных средств, скоростной режим, показания различных бортовых приборов: как самого головного устройства автомобиля, так и дополнительных датчиков, например, температуры и влажности в кузове. Важным преимуществом решения является то, что оборудование и программное обеспечение, на которых работает сервис, — полностью российская разработка, все серверы базируются в нашей стране. Для удобной работы мы также предоставляем собственную сотовую связь, по которой передаются данные внутри контура. Как и все данные в нашей сети, они защищены серьезными стандартами и протоколами шифрования. Таким образом, транспортная компания получает решение „под ключ“, защищенное как с точки зрения санкционных рисков, так и с точки зрения информационной безопасности»,— рассказал Владислав Макаров.
В текущей ситуации бизнесу очень важно максимально и с минимальными издержками переходить на новые сервисы. Представитель «МегаФона» подчеркнул, что переключиться на решение «Контроль автопарка» можно быстро и бесшовно: Максимум, что потребуется, — простая замена SIM-карты в бортовом устройстве, в случае если она не подключена к сети «МегаФона». При этом все бортовое оборудование, включая поисковые маяки и датчики, можно сохранить. «Мы готовы помогать нашим партнерам смягчать последствия экономических изменений, более эффективно выстраивать рабочие процессы, сохранять и развивать свой бизнес»,— отметил Владислав Макаров.
ИД «Коммерсантъ-Сибирь» благодарит партнеров мероприятия — компании ПАО «МегаФон», STS Logistics, «САСКО Лоджистик» и АО «Банк Акцепт» за поддержку и организацию конференции, а также за активное участие в обсуждении актуальных и важных проблем отрасли.
Сфера логистики стремительно меняется. Пандемия этот процесс ускорила и вынудила транспортно-логистическую отрасль переосмыслить свои стратегии, внедрить цифровые продукты, выйти на глобальный рынок и повысить эффективность сервиса. Сегодня, чтобы не просто выжить, но и сохранить лидирующие позиции на рынке, необходимо меняться. Какие инструменты и стратегии для этого необходимы региональному бизнесу, как привлечь новых клиентов, как ускорить внедрение инновационных решений, на конференции издательского дома «Коммерсантъ-Сибирь» 21 апреля обсудят ведущие эксперты отрасли, представители федеральных и региональных компаний, чиновники.
Участники конференции: руководители крупных логистических центров, транспортных компаний и складских комплексов, представители органов власти, руководители банков, руководители ассоциаций и некоммерческих организаций, юристы, представители отрасли IT, ритейла, консалтинговых компаний, страховых компаний, СМИ.
К выступлению приглашены: министерство транспорта НСО, Федеральная таможенная служба, Торгово-промышленная палата, Агентство инвестиционного развития НСО, Союз транспортников, экспедиторов и логистов Сибири, представители транспортно-экспедиционных компаний, руководители крупных логистических центров, IT и консалтинговых компаний.
Возрастное ограничение 16+
Основные темы дискуссий
-
-
Сбор гостей
Трудности автомобильной логистики в нынешних условиях
Особенности морских и мультимодальных контейнерных перевозок в новых условиях
Особенности железнодорожных контейнерных перевозок в текущий момент. Логистика с Китаем и Казахстаном
Транспортно-логистическая деятельность Западно-Сибирской железной дороги
Увеличение валютного курса и, как следствие, таможенных пошлин. Какие последствия это влечет за собой?
Особенности ввоза оборудования в разобранном виде в сегодняшних условиях и потенциальных рисках разрыва логистических цепочек
Импортозамещение программного обеспечения в логистике. «Контроль автопарка»: как не потерять транспорт с радара?
Изменения в логистике после 24.02.2022 г. Снижение расходов на складскую логистику в современных условиях
Выбор города