Layer 1

Конференция на опережение времени

21 ноября 2019 Четверг
Финансы
Место проведения: Новосибирск
Конференция на опережение времени

Конференция на опережение времени

21 ноября в Новосибирске издательский дом «Коммерсантъ» и Райффайзенбанк провели конференцию для крупного и среднего бизнеса «Будущее уже здесь». Банкиры и эксперты рынка рассказали о состоянии и перспективах цифровизации банкинга и бизнеса, а также ответили на вопросы представителей ведущих новосибирских компаний.

На открытии конференции заместитель главного редактора газеты «Коммерсантъ» Дмитрий Бутрин обозначил этапы эволюции новых технологий, которые проходят стадии от хайпа до коммерческой реализации. По его мнению, новая технология сначала врывается буквально во все двери, о ней начинают говорить. Большинство участников рынка не понимает суть идеи, но продвинутое меньшинство уже готово создавать первые прототипы. Далее начальный спрос постепенно стихает, практическая реализация так и не появляется — интерес к теме проходит. «Когда все свыкаются с тем, что идея не смогла развиться до уровня технологии, выясняется, что уже есть готовые коммерческие решения, которые не только реализуются, но и монетизируются. И про них мало кто знает — реальные деньги любят тишину»,— описывает заключительный этап воплощения инноваций Дмитрий Бутрин. При этом даже на такой стадии большая часть бизнесменов боится инвестировать в технологичные проекты, но еще больше опасается того, что это сделает кто-то другой. «Именно такие технологии важны для регионов. Они дают возможность местному бизнесу рывком приблизиться к мировому уровню развития»,— считает Дмитрий.

Первым спикером конференции о будущем стал генеральный директор крупнейшей российской краудлендинговой площадки Penenza Дмитрий Пангин. Он раскрыл тему технологической эволюции, обратившись к ретроспективе. Гости мероприятия увидели истории, которые несколько лет назад выглядели фантастично, но уже сегодня воплощены в реальность. В качестве одного из примеров Дмитрий Пангин привел робоэдвайзинг, который позволил реализовать теорию составления пакета ценных бумаг по заранее выбранному целевому критерию — уровням риска или доходности, а также их эффективной комбинации. В 2019 году активы под управлением робоэдвайзинговых платформ составили $440 млрд, к 2022 году ожидается их рост до $2,2 трлн.

Вторая история от директора Penenza перекликается с выступлением Дмитрия Бутрина, иллюстрируя появление реальных технологий из начального хайпа. «Криптовалюты на блокчейне ушли на задний план, но смарт-контракты на той же основе широко применяются на финансовом рынке». По данным спикера, в 2019 году R3, HSBC и Bank of America заменили аккредитивы смарт-контрактами, а в 2020 году вступает в силу российский закон о цифровых финансовых активах.

Следующий кейс Дмитрия Пангина — «бизнес без посредников» или peer-to-peer (p2p). «Эта идея возникла в Америке десять лет назад, но наибольшее развитие получила в Китае». На этом примере он показал потенциал развития идеи в той стране, где есть неудовлетворенный спрос. В 2019 году объемы p2p-кредитования составили $300 млрд, при этом их подавляющая доля приходится на Китай. Еще одним примером реализации «несбыточных идей» в изложении Дмитрия Пангина стал искусственный интеллект, который позволил использовать огромный массив данных, накопленный на рынке финтеха. Его уже применяют в скоринговых моделях. «Возможно, лет через десять управлять средствами человека и предприятий более разумно и эффективно смогут платформы с искусственным интеллектом»,— предположил спикер.

От технологической эволюции в целом к конкретным трендам финтеха перешел в своем выступлении основатель и совладелец группы компаний Eyeline Виталий Гумиров. Он выделил три ведущих тенденции цифровизации. Первая — интеллектуальный документооборот. По мнению эксперта, будущее не только за электронным обменом документами, но и за автоматизацией извлечения из них семантического смысла с последующим контролем или исполнением. Вторым трендом Виталий Гумиров назвал адаптивную автоматизацию бизнес-процессов, которая позволит перейти от работы с предопределенными типами сделок к заключению ранее не определенных сделок на основе достижения необходимых целей. Отказ от жесткого структурирования, на котором построены современные цифровые платформы, в пользу максимальной поддержки гибкости поведения участников рынка в совокупности с контролем исполнения сделок на основе смарт-контрактов Виталий Гумиров считает третьим трендом развития финтеха.

Тему работы с большими данными, поднятую Дмитрием Пангиным, продолжил директор по развитию корпоративного бизнеса «Мегафона» в Сибири Максим Скворцов. Он рассказал о применяемых мобильным оператором технологиях сбора, обработки и использования информации. По словам Максима, большие данные берутся из самых разных источников. Различные сервисы предоставляют свои услуги пользователям в обмен на данные об их местоположении, например приложения такси или навигаторов. Понимая, где бывают пользователи, можно составить «карту» их вкусов и предпочтений, а значит, предложить релевантный контент. «Мегафон» как оператор цифровых возможностей также накапливает неперсонализированную информацию об абонентах, которая становится основой для аналитических сервисов, в том числе сторонних компаний. В качестве областей использования такого набора данных топ-менеджер компании «Мегафон» назвал скоринг, лидогенерацию, маркетинг и рекламу, а также решение государственных управленческих задач.

Директор отдела продаж на рынках капитала Райффайзенбанка (АО Райффайзенбанк) Илья Дулин рассказал о современной клиентоориентированности на примере разработки цифровых решений для заключения клиентами валютных сделок. Он показал участникам встречи полный цикл создания технологии. По словам Дулина, для удовлетворения интересов клиентов банк собрал максимально подробную обратную связь, провел масштабные исследования. В результате были не только учтены все пожелания клиентов к валютообменному сервису, но и изменена сама концепция технологического процесса разработки цифровой платформы. Илья Дулин назвал результатом нового подхода интеграцию валютообменного сервиса в систему «клиент-банк» с сохранением всех возможностей профессиональной торговой платформы.

Еще один пример приоритетного учета интересов клиента показала в своем выступлении руководитель направления по развитию торгового финансирования Райффайзенбанка Татьяна Ивашкова. Она рассказала об автоматизации выпуска банковских гарантий, где стартовой идеей была простота для клиента. Татьяна Ивашкова выделила три составляющих успешного решения — это высокая скорость оформления, низкая цена выдачи и надежный канал получения банковских гарантий в электронном виде. По мнению спикера, для этих целей необходимо быстрое принятие банком решения на основе больших массивов данных и машинного обучения, а также обслуживание электронных гарантий на базе смарт-контрактов. «Смарт-контракт для документарного бизнеса — это оптимальное решение»,— уверена Татьяна Ивашкова. Документооборот в дистанционном цифровом формате с использованием блокчейн-технологий может обеспечить клиенту прозрачность процесса выдачи и сопровождения электронных гарантий. Каждое действие отражается в «личном кабинете» принципала и бенефициара.

«Готовность банка к полномасштабной реализации электронного документооборота сдерживается как отсутствием стандарта банковских гарантий, так и необходимостью внесения изменений в текущее законодательство»,— считает она. Не ограничиваясь констатацией проблем, Татьяна Ивашкова сообщила: Райффайзенбанк совместно с другим кредитными организациями участвует в разработке предложений по стандартизации форм гарантий, данная работа положительно воспринимается банковским сообществом. «Я очень надеюсь, что в 2020 году у нас появится электронный формат гарантий по ФЗ №44, что даст возможность выпускать их полностью в электронном виде, сразу загружая в систему госзакупок»,— сказала Татьяна Ивашкова.

Генеральный директор «Райффайзен-лизинг» (ООО «Райффайзен-Лизинг») Александр Бобылев в своем выступлении затронул тему человеческого фактора при реализации современных цифровых технологий. На примере внедрения электронного документооборота он развенчал несколько распространенных мифов, которыми руководствуются собственники бизнеса и топ-менеджеры при отказе от современной технологии обмена документами.

По словам Александра Бобылева, несмотря на то, что преимущества электронного документооборота (его экономическая эффективность, скорость и надежность) неоднократно подтверждены практикой, для его массового внедрения еще предстоит преодолеть психологический барьер в виде привычки к бумажным носителям с подписями и печатями. Для этого участникам рынка финтеха необходимо максимально широко и убедительно пропагандировать достоинства новых технологий среди потенциальных потребителей.

Потенциал цифровизации в финансовой сфере не ограничивается созданием новых технологий — не менее важна ее роль в масштабировании и повышении доступности классических продуктов, уверен директор по факторингу Райффайзенбанка Андрей Захаров. Он рассматривает факторинг как взаимодействие двух потоков данных — от поставщика и от дебитора, что дает возможность автоматизации распознавания и распределения платежей, а также выплаты финансирования. «Сейчас мы реализовали первую часть этого процесса: наш бэк-офис в нем уже не участвует. Следующим шагом будет автоматизация выплаты финансирования»,— делится планами Андрей Захаров.

Эти идеи реализованы на портале «Райффайзенбанк факторинг онлайн», где по некоторым дебиторам процесс получения финансирования сократился до пяти кликов. Директор по факторингу обратил внимание на то, что эффективность функционирования цифровых платформ зависит не только от продуманной концепции и грамотной реализации, но и от заинтересованности пользователей в глубокой интеграции собственных IT-решений с платформенными.

Завершил конференцию «Будущее уже здесь» public talk* (*открытый диалог) c председателем правления группы «Центр финансовых технологий» Андреем Висящевым. Он выразил уверенность в том, что современное состояние цифровых технологий и тренды их развития дают возможность уже в ближайшем будущем увидеть финтех, работающий не только на клиента, но и на клиента клиента.

 

Поделиться: