Layer 1

Деловой завтрак на тему: «Внутренний туризм. Малые города»

03 апреля 2024 Среда
Социальные
Место проведения: Отель Sheraton, зал «Пожарский»
Деловой завтрак на тему: «Внутренний туризм. Малые города»

3 апреля 2024 года нижегородская редакция ИД «Коммерсантъ» провела круглый стол «Внутренний туризм. Малые города», посвященный развитию туристической привлекательности районов Нижегородской области. Представители муниципалитетов, туристические операторы, отельеры и рестораторы обсудили форматы внутреннего туризма, актуальные для малых городов, возможности раскрытия их гостевого потенциала и варианты сотрудничества, в том числе межрегионального.

Партнерами мероприятия выступили Объединенная металлургическая компания, мобильный оператор Tele2 и филиал ОАО «Российские железные дороги» — Горьковская железная дорога.

Министр туризма и промыслов Нижегородской области Сергей Яковлев отметил особую роль малых городов в развитии туристического потенциала региона в целом: «Растет популярность поездок по области как со стороны самих нижегородцев, которым нравится путешествовать внутри региона, так и гостей из других регионов. В контексте въездного туризма начинается новый этап: люди, однажды влюбившиеся в Нижний Новгород, возвращаются в область, чтобы посмотреть малые города — силу и основу региона». По словам министра, турпоток в регион в прошлом году вырос на 400 тыс. человек, превысив 4 млн, и это заслуга всех представителей индустрии. Сергей Яковлев поблагодарил глав муниципалитетов и предпринимательское сообщество «за неравнодушие, вовлеченность и желание развивать регион».

Оценка турпотока вызвала дискуссию участников круглого стола. Предприниматель Дмитрий Володин отметил, что данные профильного министерства в разы отличаются от показателей Росстата и МВД. Мэр Арзамаса Александр Щелоков пояснил, что в официальную статистику властей могут входить деловые туристы, приезжающие в регион в командировки, студенты, возвращающиеся домой на выходные, а также мигрирующие наемные работники: рабочие больших строек, сотрудники предприятий. Заместитель главы администрации Городца Татьяна Смирнова отметила, что на федеральном уровне нет единой технологии оценки турпотока, ее еще предстоит разработать.

О возможностях мобильных операторов по оценке турпотоков рассказал руководитель департамента по развитию корпоративного бизнеса макрорегиона «Волга» Tele2 Юрий Загайнов. На основе big data оператор строит точные модели поведения абонентов и предоставляет детальную аналитику под конкретный запрос. «Для туризма это очень актуально. Мы можем, например, сформировать социально-демографические портреты туристов, проанализировать, на каких видах транспорта они передвигаются, оценить сезонность, востребованность конкретных достопримечательностей, а также траты гостей, посетивших регион», — рассказал Юрий Загайнов.

Руководитель направления культурных проектов Объединенной металлургической компании Наталия Щербакова-Юницкая рассказала об опыте привлечения туристов в Выксу, где расположен металлургический завод ОМК: «Победная стратегия развития туристического потенциала заключается в работе с собственной локальной идентичностью муниципалитета. Например, ключевые преимущества Выксы — это промышленный туризм и современное искусство, получившее системное развитие после проведения фестиваля „Арт-овраг“ (сейчас — „Выкса-фест“)». При этом, как отметила эксперт, в части формирования туристического продукта важно партнерство с муниципалитетом и проактивная позиция всех участников процесса — и в Выксе такое сотрудничество налажено: «Мы работаем по проверенной схеме, когда компания нанимает консультантов, урбанистов, исследователей, которые разрабатывают альбомы заявок, а муниципалитет подает их на государственные конкурсы и выигрывает их».

Начальник МБУ Мурома «Отдел туризма» Мария Рубцова отметила, что федеральные гранты могут быть источником средств для развития межрегионального сотрудничества: от Выксы до Мурома около 60 км по трассе, кроме того, есть возможность организации речных пассажирских перевозок по Оке. Также, по мнению представителя муромской администрации, муниципалитеты могут синхронизировать событийную повестку, что будет полезно всем, и возить друг к другу в города школьные экскурсионные группы.

Тему партнерства регионов продолжил заместитель начальника Горьковской железной дороги — начальник службы пассажирских перевозок Сергей Малинин. Он напомнил, что ГЖД уже поддерживала инициативы регионов по формированию туристических составов. Например, был разработан маршрут Ижевск — Казань — Нижний Новгород: «Туристы были очень довольны: все ночевки — в дороге, а каждый день — новый город, больше возможностей для прогулок. Мы готовы развивать эту практику». Сергей Малинин также рассказал о развитии пассажирских железнодорожных и мультимодальных перевозок внутри Нижегородской области: так, в этом году магистраль готовится запустить электропоезд в Навашино, и таким образом у туристов появится еще одна возможность быстро добраться в Выксу.

Отдельно участники круглого стола обсудили развитие в малых городах гостиничной инфраструктуры и общепита. Представители муниципалитетов говорили о ее недостаточности. Например, в Арзамасе номерной фонд — 452 номера при посещаемости 100 тыс. туристов по итогам 2023 года. Чиновники призывали инвесторов быть активнее, обещая господдержку. Глава Ассоциации рестораторов Нижегородской области Алексей Беляев отметил, что к нему обращаются предприниматели, готовые развивать бизнес в районах, но их останавливают сложные тендерные процедуры, тогда как, например, в Москве аренду можно оформить «одним кликом в приложении». Президент ресторанной ГК «Пир» Александр Котюсов предложил организовать отдельную встречу с арендодателями, на которой потенциальные инвесторы могли бы изучить возможности муниципальных рынков, а также сформировать реестр помещений.

В 2023 году Нижегородскую область посетили около 4,2 млн человек — почти на 1 млн больше, чем в юбилейном 2021 году. По данным региональных властей, Нижний Новгород входит в пятерку самых популярных туристических направлений страны, а маршрут Москва — Нижний Новгород — в тройку самых популярных железнодорожных направлений. Усилия региона по повышению туристической привлекательности высоко оценивает экспертное сообщество: за шесть лет регион собрал больше сотни российских и международных наград в области туризма и креативных индустрий.

В последние годы ключевыми факторами роста турпотока были 800-летие Нижнего Новгорода и разные статусы областного центра, которые город получал на федеральном уровне: молодежная столица, Новогодняя столица, столица детского туризма, культурная столица… Связанная с ними культурная и событийная повестка генерирует стабильный туристический поток.

Еще один драйвер роста — развитие малых городов. Среди самых популярных туристических направлений сегодня — Городец, Арзамас, Дивеево, Выкса. Там строятся гостиницы, власти и градообразующие предприятия организуют фестивали и продумывают маршруты для привлечения гостей.

Как раскрыть туристический потенциал территории? Какие форматы внутреннего туризма сегодня наиболее актуальны для малых городов? Как регион поддерживает инвесторов в сегменте HoReCa и чего не хватает для его развития? Что предлагают туроператоры? Возможно ли межрегиональное сотрудничество в сфере туризма? Эти и другие вопросы обсудим на круглом столе «Внутренний туризм. Малые города».

Поделиться:

Программа

03 апреля Среда

Партнеры

Контакты

  • Елена Шустова
    Елена Шустова

    Директор по рекламе Коммерсантъ-Приволжье

  • Александра Викулова
    Александра Викулова

    Главный редактор «Коммерсантъ-Приволжье»