Layer 1

Фарма-2022: запуск стратегии развития фармацевтической промышленности до 2030 года

15 марта 2022 Вторник
Фарма
Место проведения: Москва, ул. Неглинная 4, Ararat Park Hyatt Москва, зал «Саргсян»
превью
04:13:44

15 марта в отеле «Арарат Парк Хаятт» прошла конференция издательского дома «Коммерсантъ» «Фарма-2022: запуск стратегии развития фармацевтической промышленности до 2030 года», в ходе которой эксперты индустрии и представители бизнеса обсудили возможные пути развития фармацевтического производства в России.

Так, главной темой первой сессии «Актуализация стратегии “Фарма-2030”» стали перспективы российского рынка лекарств в новых социально-экономических условиях.

Как рассказал генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк, на фоне новостей о сложностях с поставками препаратов аптеки столкнулись с ажиотажным спросом на многие позиции. «Это, в свою очередь, привело к росту цен»,— отметил он. Как подчеркнул председатель правления Ассоциации фармацевтических производителей Евразийского экономического союза Алексей Кедрин, с ростом цен столкнулись и многие фармкомпании — в первую очередь из-за изменения курса рубля подорожала стоимость перевозки как готовых препаратов, так и субстанций. «Сейчас отрасли необходимы льготные кредиты от государства, иначе производство препаратов в РФ рискует остановиться»,— сообщил он.

По словам исполнительного директора ассоциации фармацевтических компаний «Инфарма» Вадима Кукавы, международные фармкомпании уже разработали свои предложения по поддержанию отрасли в текущей ситуации. «Мы отправили их в правительство и рассчитываем на содержательный диалог с регулятором»,— сказал он.

Как подчеркнула директор по работе с органами государственной власти ГЕРОФАРМ Вилена Галкина, одним из векторов развития фармотрасли сейчас может стать импортозамещение. «Необходимо поддержать тех производителей, кто намерен углублять локализацию в РФ»,— отметила она.

По словам генерального директора R&D-центра «НоваМедика Иннотех» Тимофея Петрова, импортозамещение сейчас действительно становится все более актуальным — и его фокус должен быть направлен на новые научные разработки. «Необходимо, чтобы в России могли создавать новые инновационные лекарства, а не только переупаковывать уже готовые лекарственные формы»,— отметил он.

Тему продолжила директор по новым продуктам ГК «Промомед» Кира Заславская, «Промомед» как компания, имеющая ресурс в виде производства полного цикла, считает критически важным продолжить сотрудничество с научно-исследовательскими институтами и выступать в качестве индустриального партнера для многих научных и образовательных центров страны. «Научный мир по своей природе очень глобален. Настоящие ученые всегда находили пути для взаимодействия и обмена опытом в любые времена охлаждения экономических отношений и служили общему прогрессу. Поэтому мы готовы поддержать междисциплинарные форматы диалога и создание общих научных платформ, способствующих инвентаризации различных разработок в фармацевтике и объединению усилий научного сообщества, бизнеса и регулятора ради скорейшего внедрения инноваций и обеспечения пациентов инновационными препаратами»,— заявила она.

Как подчеркнул председатель правления Союза фармацевтических и биомедицинских кластеров России Захар Голант, для обеспечения лекарственной безопасности РФ необходимо, чтобы на ее территории производились бы не только субстанции, необходимые для производства основных препаратов, но и комплектующие, которые используются для производственных линий. «Также правительству необходимо подумать над расширением перечня ЖНВЛП»,— отметил он. При этом, как подчеркнул руководитель фарм-практики СКОЛКОВО Герман Иноземцев, важно создавать для фармпредприятий преференции в РФ и не действовать только с помощью негативных стимулов. «Например, переход к практике принудительного лицензирования сделал бы российский рынок малопривлекательным для иностранных инвестиций»,— отметил он.

В ходе второй сессии «Цифровизация фармотрасли как фактор повышения доступности ЛС для потребителя» участники конференции поговорили о цифровых технологиях и их актуальности для развития фармацевтической и медицинской отраслей в данный момент.

Как рассказала директор по развитию бизнеса «Цифромед» Елена Рябушева, цифровые сервисы могли бы в перспективе стать частью базовой программы ОМС. «Но для этого необходимо внести изменения в действующие нормативно-правовые акты, а также доработать методические рекомендации»,— отметила она. При этом, по словам старшего аналитика Data Insight Инэссы Головиной, интерес россиян к цифровым услугам в сфере здравоохранения растет. «Наши данные показывают, что в этом сегменте существует устойчивый спрос»,— отметила она.

Руководитель направления «Лекарства» «Почты России» Владимир Виноградов рассказал о том, как компания реализует пилотный проект по доставке препаратов пациентам в удаленные регионы страны. «У этого проекта есть огромная социальная значимость»,— отметил он.

Управляющий директор NC Logistic Гарольд Власов подчеркнул, что цифровые технологии могут сделать логистику препаратов более эффективной. «Все производители, которые ранее инвестировали во внедрение маркировки, сейчас уже могут видеть полную цепочку движения своих лекарств»,— отметил он.

Управляющий директор компании «Первый электронный рецепт» Кирилл Хромов рассказал о том, как сейчас продвигается внедрение электронных рецептов для дистанционной продажи препаратов на российском рынке. «Переход на электронные рецепты мог бы существенно повысить прозрачность российского рынка лекарств»,— рассказал он.

Директор по маркетингу и продукту компании «Медиката» Вероника Боровлева добавила, что внедрение электронных рецептов стало особенно актуальным на фоне пандемии коронавируса. «Это не случайно: электронный рецепт позволяет не только удаленно назначить лечение и продлевать рецепты, но и наладить процесс доставки препаратов, в том числе рецептурных, на дом»,— рассказала она.

Руководитель направления «Здравоохранение и фармацевтика» КПМГ в СНГ Виктория Самсонова подчеркнула, что переход к электронным рецептам мог бы позволить правительству лучше управлять спросом на рынке препаратов. «Периодически мы сталкиваемся с ажиотажем, и ряд препаратов могут пропасть из аптек, потому что их скупают на много месяцев вперед»,— сказала она.

Старший юрист BGP Litigation Карина Колобова рассказала о юридических тонкостях функционирования цифровых сервисов в сфере здравоохранения на российском рынке. «Пока законодательство РФ в этой области несовершенно, и многим компаниям регулярно требуются юридические консультации»,— сказала она.

В свою очередь, директор Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции при Минпромторге и правительстве РФ Александр Борисов поговорил о том, что может быть сделано для сокращения доли контрафакта на российском рынке уже сейчас. «Мы собираем подробнее данные о том, какие контрафактные товары обращаются в РФ, и планируем в ближайшее время представить отчет в правительство»,— отметил он.

В ответ на обострившиеся риски на внутреннем рынке 4 марта Госдума приняла законопроект №80712-8 в целях совершенствования механизмов, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие в условиях санкционного давления со стороны иностранных государств.

Запущенная в конце 2021 года стратегия «Фарма-2030», базировавшаяся на трех ключевых элементах (локализация, инновационность и доступ к рынкам), проходит испытание на прочность в условиях резко обострившейся внешней конъюнктуры. Реализация конкретных положений нового закона вызывает немало вопросов, касающихся применения новых норм лицензирования, интеллектуальных прав, создания реестра поставщиков ЛС, не имеющих аналогов в РФ, и осуществления госзакупок. Глобальные игроки фармрынка внимательно изучают ситуацию.

Технологическая независимость российской фармпромышленности приобретает особую актуальность. Мобилизируются все ресурсы отраслей тонкой химии, производства субстанций и медиатов, способных заместить импортные логистические цепочки.

С другой стороны, цифровизация здравоохранения, где в последнее время были достигнуты значительные успехи, также вызывает вопросы относительно используемых IT-платформ, на базе которых будут создаваться общие цифровые регистры больных и обеспечение. Крупные маркетплейсы и логистические операторы дополняют традиционную модель дистрибуции лекарственных средств, создавая дополнительные сервисы для конечного потребителя.

Каковы основные риски для развития фармотрасли и рынка ЛС? Какие первоочередные шаги необходимо предпринять рынку для стабилизации ситуации и обеспечения непрерывности фармпроизводства, сохранения логистических цепочек, в том числе во внешней торговле? Что позволит демпфировать ценовое давление на рынке рецептурных и безрецептурных препаратов? Что требуется для того, чтобы «цифровая оболочка» системы реализации ЛС заработала, а отрасль здравоохранения гарантировала разным группам пациентов на территории всей России одинаковый уровень сервиса? Как добиться баланса интересов игроков рынка, обеспечивая достаточный уровень лекарственной безопасности страны при сохранении здоровой конкуренции и технологического суверенитета?

Поделиться:
15 марта Вторник

Информационные партнеры

Зарегистрироваться

Контакты