Layer 1

Точки роста развития туристической инфраструктуры малых городов. Сессия «“Коммерсантъ” конференции на MITT»

19 марта 2025 Среда
Туризм
Место проведения: Москва, «Крокус Экспо», Павильон 1, зал «А - Арсеньев»
Время: 13:30
Точки роста развития туристической инфраструктуры малых городов. Сессия «“Коммерсантъ” конференции на MITT»

19 марта состоялась сессия ИД «Коммерсантъ» «Точки роста развития туристической инфраструктуры малых городов», прошедшая в рамках Международной выставки туризма и индустрии гостеприимства MITT. Во время сессии спикеры поделились своими взглядами на развитие отрасли, рассказали о наиболее успешных проектах и подошли к вопросу туризма с разных точек зрения.

Модератором сессии выступила ведущая «Дома хорошо» на «Москва FM», а также автор проекта «Медиа амбассадоры» Амалия Акопова. «Мы постарались собрать в зале ведущих спикеров, которым действительно есть что сказать, которые поделятся с нами практиками и лучшими кейсами, ведь нам есть чем гордиться»,— отметила она в самом начале мероприятия. «Событийный календарь, промышленный туризм, транзитная перезагрузка — это лишь некоторые инструменты, способные сделать малые туристские города новой точкой притяжения»,— дополнила Амалия.

Открыла сессию в качестве спикера министр предпринимательства и туризма Владимирской области Юлия Бояркина, поделившись опытом развития малых городов в своем регионе. Главным вызовом для области стало развитие города Суздаль, в прошлом году отметившего тысячелетнюю историю и привлекшего большой поток путешественников. Для повышения туристической привлекательности города необходимо провести большой ряд работ, отмечает Юлия Бояркина, начиная от возможностей размещения людей в городе, увеличения количества парковочных мест в городе, заканчивая полной программой информирования и продвижения о событиях в городе. «Туризм — возможность для развития предпринимательства. Когда спрос превышает предложение, нужно найти альтернативные решения трудностей»,— отмечает она.

Следом выступила руководитель центра транспортных решений ГК «Современные транспортные технологии» Наталья Плетникова, рассказав о подходе к развитию туризма в малых городах с помощью транспортной инфраструктуры, отличиях в потребностях разных туристических групп, а также поделилась результатами опроса компании прошлого года. По этим данным, 75% россиян рассматривают приоритетным вариантом именно автомобильный туризм, а 30% из оставшейся четверти скована лишь отсутствием личного транспорта, и повысить туристическую привлекательность города можно и развитием каршеринга. «Нужно найти федерального инвестора, который поможет создать арендный парк для всех видов транспорта — как туристических автобусов, так и минивэнов, которые позволят частному туристу с легкостью брать в аренду любое необходимое средство и открывать для себя малые города»,— предложила Наталья Плетникова руководителям регионов. Также развитию семейного туризма может помочь привлечение в автомобильные парки домов на колесах — такой опыт хотели бы получить 90% из опрошенных компанией, и он может сплотить семью и показать, что комфортно проводить время вместе можно и вне дома.

Предприниматель в креативной и событийной индустрии, управляющий парками, ивентор, ресторатор, эксперт по туризму и развитию территорий Сергей Слабунов в своем докладе выделил «Четыре И» — факторы, непосредственно влияющие на инвестиционную привлекательность региона, а именно недостаточную информационную поддержку локаций и продуктов, проблемы с инфраструктурой, исследование самого продукта и идеологический аспект. «Жители любой местности в массе не знают, не гордятся, не советуют и не практикуют отдых в регионе, отсутствует работа на уровне школ и вузов»,— замечает господин Слабунов, также обращая внимание и на отсутствие единого информационного поля для госорганов и участников туристического рынка. «Даже на уровне терминологии “туризм” понимается по-разному: “турист” в трактовке госорганов — путешественник из другого субъекта РФ, оставшийся на ночь в Воронежской области, для участников отрасли — любой путешественник. Единое понимание предмета — залог единого понимания целей и задач»,— заключает он.

Руководитель партнерских коммуникаций сервиса путешествий «Туту» Наталья Анисимова поделилась опытом проекта «Медиаразведка» — необычных пресс-туров для ведущих журналистов, блогеров и фотографов. За время существования проект охватил 43 региона страны и провел 91 туристический тур. Также она рассказала о 10 визионерских проектах в регионах, среди которых проект старинных вывесок в Рыбинске, подчеркнувший купеческое наследие города и благодаря известности которого власти смогли привлечь деньги на реконструкцию дорог и зданий, фамильный музей Яковлевых «ЯМузей», Альпака-парк и Хаски-парки в Воронежской области и многие другие. «Туризм часто развивается вопреки всему, вопреки поддержке, вопреки всем условиям, и это делают именно люди, заинтересованные в своем деле»,— отмечает она, называя таких людей «визионерами».

Далее независимый эксперт по travel development и наставник Агентства стратегических инициатив Ольга Юракова рассказала о развитии промышленного туризма, сложностях и вызовах в реализации таких проектов в России и наиболее успешных кейсах — Музей воды производства «Полярный ледник», арт-подход «Нити времени», курортный комплекс «Притяжение» в Магнитогорске и др. «Нет неинтересных территорий, есть неинтересный рассказчик»,— считает она, отмечая, что и промышленное предприятие может стать поводом для гордости, притягивающим к себе людей. Также Ольга Юракова отметила важность привлечения сторонних экспертов для раскрытия потенциала таких проектов, которые помогут месту раскрыться с новых сторон.

Илья Кычанов, исполнительный директор ГК «Турист», автор проекта «Влюбиться в Удмуртию», рассказал о важности использования событийного туризма на примере проекта, посвященного 185-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. «Каждые пять минут на этой планете звучит его музыка, и поэтому мы объединили четыре города и два региона для реализации этой идеи»,— отмечает он значимость и масштаб этого проекта. Также на примере «Музыки балконов» Нижнего Новгорода Илья Кычанов показывает, что «запустить велосипед туризма событий» можно и без истории за ним. «Я за то, чтобы событийный туризм был улицей со встречным движением»,— заключает свой доклад Илья Кычанов.

Директор Ассоциации малых туристских городов Константин Анучин во время своего доклада рассказал о сложности в конкуренции между малыми городами и поделился тем, что же нужно самому малому городу: грамотное использование наружного пространства и современных технологий, развитие как туристической, так и общей городской инфраструктуры. Но одним из наиболее важных аспектов он выделил желание самих жителей объединяться, учиться и вкладывать свои знания в родной город. «Если в городе нет жизни, то нет и туризма»,— считает Константин Анучин.

Юлия Мякотных, исполняющая обязанности директора центра туризма «Липецкая земля» рассказала о вызовах в развитии туризма в городах Липецкой области — регионе «транзитной перезагрузки и родине героев и творцов», который проезжают многие. Юлия также отметила важность людей, которые возрождают города без чужой помощи, на примере города Лебедяни, где своими силами житель города восстановил часть культурного наследия города — балконы, на которых сейчас проходят чаепития и театральные постановки. «Благодаря человеку можно поменять не только отношение к городу туристов, но и самой власти, которая начала подключаться к процессу и помогать самому городу»,— отмечает она влияние, которое может оказать инициатива изнутри.

Завершила сессию своим докладом Ольга Здорова, главный архитектор проекта мастерской планирования градостроительного развития Института генплана Москвы. Она рассказала о макротерритории «Большой Алтай», туристический поток которой уже составляет 4,2 млн человек. Ольга Здорова рассказала и о развитии города Бийска и особом подходе в сохранении культурных особенностей города — слиянии многовековой купеческой истории, речных маршрутах и грамотном подходе к реставрации объектов культурного наследия под современное использование. Так, купеческий дом может превратиться в бутик-отель, частную творческую школу или интерактивный музей, закончила выступление Ольга презентацией одного из ключевых проектов города.

19.03.2025 года, зал: Школа развития регионального туризма, 13:30–15:30

ИД «Коммерсантъ» приглашает на сессию «Точки роста развития туристической инфраструктуры малых городов», которая пройдет в рамках Международной выставки туризма и индустрии гостеприимства MITT.

MITT проходит в Москве с 1994 года. Это профессиональная площадка для решения бизнес-задач в сфере туризма и индустрии гостеприимства. Ежегодно на MITT собирается крупнейшее b2b-сообщество экспертов отрасли из регионов России и различных стран мира.

Тема развития малых городов получила мощный импульс после послания президента Федеральному собранию в феврале 2024 года, где было предложено определить перечень из 200 российских городов, для которых будут разработаны специальные мастер-планы, и выделено под их развитие целевое финансирование. Всего программа развития должна охватить около 2 тыс. населенных пунктов.

Развитие туристической инфраструктуры в малых городах может становиться тем самым импульсом для развития города, а иногда и всего региона. Развитие туристической инфраструктуры дает новые рабочие места, привлекает инвестиции, способствует сохранению культурного наследия города. Все это ведет к повышению уровня жизни в регионе и останавливает депопуляцию и снижает угрозу деиндустриализации городов. В развитии туристической инфраструктуры малых городов должно быть заинтересовано как государство, так и бизнес — малый и крупный. Какие условия и гарантии нужны бизнесу для участия в создании и развитии туристической инфраструктуры?

Развитие туристической инфраструктуры в малых городах России — это комплексный процесс, который требует сотрудничества государства, бизнеса и местного населения. Эффективная реализация этого процесса может привести к значительным экономическим и социальным преобразованиям, улучшая качество жизни местных жителей и привлекая туристов.

Для регистрации пройдите по ссылке:  получить билет на выставку MITT.

Вопросы для обсуждения:

  1. Драйверы и сдерживающие аспекты развития туристической инфраструктуры в малых городах
  2. ПП 141: какие проекты могут получить финансирование?
  3. Перспективные и недооцененные направления внутреннего туризма
  4. Кейсы реализации проектов туристической инфраструктуры в малых городах России
Поделиться:

Партнер

Программа

19 марта Среда

Контакты