Layer 1

Территориальный брендинг. Вторая встреча. Фестивали как точки притяжения 

27 мая 2025 Вторник
Бизнес
Регистрация обязательна.
Организатор оставляет за собой право
подтверждения участия.
Регистрация считается завершенной,
когда на электронный адрес участника
пришло ответное письмо с подтверждением
Регистрация на мероприятие
Место проведения: Москва, Оружейный пер. 41, БЦ «Оружейный», вход с Садового кольца, 4-й этаж, «Атриум»

27 мая в Москве прошла вторая встреча Клуба Коммерсантъ, посвященная территориальному брендингу. Эксперты обсудили, как фестивали через переосмысление культурного наследия помогают формированию и продвижению бренда региона. Модератором мероприятия выступил заместитель главного редактора ИД «Коммерсантъ» Иван Сухов.

Конференцию открыла управляющий партнер арт-парка Никола-Ленивец, продюсер фестиваля «Архстояние» Юлия Бычкова. Она рассказала, как небольшая деревня в Калужской области стала местом притяжения художников, архитекторов и ценителей современного искусства. Все началось в 2000 году с инсталляции «Снеговики» — первого объекта лэнд-арта в России, который отсылал к стоянию на Угре 1480 года. Проект создал московский участник «Митьков» Николай Полисский. По его инициативе в 2006 году появилось «Архстояние», которое за 20 лет превратилось в крупнейший в Европе фестиваль лэнд-арта.

По словам госпожи Бычковой, на сегодняшний день аудитория арт-парка «Никола-Ленивец» составляет 250 тыс. человек в год, из них 9 тыс. приезжают на «Архстояние». Независимый проект без госсубсидий имеет оборот 350 млн руб. в год, из которых половину составляет экономика фестивалей. Помимо «Архстояния» в арт-парке проводятся еще множество мероприятий. Например, на Масленицу жгут гигантскую деревянную инсталляцию, в начале июня устраивают большой спортивный праздник, а в августе проводят фестиваль современной музыки. Все это способствует развитию бизнес-инфраструктуры: в последние годы появилось множество кафе, кемпингов, гостиниц и даже ферм.

«Такие проекты очень сильно персонифицированы, и очень важно, кто стоит во главе. У нас прежде всего культурный проект, а за ним подтягивается бизнес, но они очень четко и адекватно друг на друга смотрят»,— добавила госпожа Бычкова.

Генеральный продюсер «Бессонницы» Антон Стружков рассказал об истории своего фестиваля. Первая «Бессонница» прошла в 2013 году в арт-парке «Никола-Ленивец», а уже на следующий год фестиваль авторской анимации обосновался в Калужской области. Организаторы стараются активно вовлекать в проект местных жителей, которым интересны «не только деньги, но и соприкосновение с чем-то большим и необычным». В отсутствие госфинансирования и крупных спонсоров мероприятие во многом создается руками волонтеров, которые приезжают в том числе из других стран.

«В сфере формирования смыслов, как и везде, должен быть баланс. Что-то делается государством и должно им делаться. Оно должно давать деньги на искусство и через это влиять. Должны быть точки, где смыслы плавятся и из бесформенной массы во что-то кристаллизуются. Фестивали под это хорошо подходят. Пространство, где из ничего возникает что-то новое или переосмысливается. Нас, как мне кажется, слышат через ту радость, которую мы несем»,— отметил господин Стружков.

Генеральный директор МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко Андрей Борисов рассказал о миссии международного фестиваля классической музыки «Кантата» и планах на этот год. Фестиваль, который традиционно принимает Калининградская область, в этот раз охватит 12 регионов страны. Главным художественным руководителем фестиваля станет американский дирижер Мариинского театра Кристиан Кнапп. Доходы от продажи билетов пойдут на восстановление культурного наследия в Калининградской области. «Фестиваль является частью экономики, но деньги туда приходят только тогда, когда там есть уникальные смыслы»,— отметил господин Борисов. По его мнению, вне зависимости от формы искусства если в рамках фестиваля есть хотя бы один визионер, то фестиваль будет приносить прибыль.

«Ждать, когда власть начнет диалог с обществом, не надо. Мы должны открыть диалог с властью, мы должны быть последовательны, настойчивы и где-то назойливы. Они слышат интеллектуальных, продвинутых, сильных. Дебатировать с властью нужно из сильной позиции. Смыслы рождаются снизу, и я этому верю больше»,— заключил Андрей Борисов.

Долгое время мегаполисы беспрекословно считались главными двигателями прогресса. Однако положение дел меняется, и сегодня на первый план выходят малые города. Именно они теперь становятся лабораториями смелых идей, где культура, бизнес и локальные сообщества совместно создают новые правила игры.

На первой встрече трека «Развитие территорий» в Клубе Коммерсантъ эксперты — генеральный директор Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Екатерина Проничева, председатель попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие», создатель «Выкса-фестиваля» Ирина Седых и председатель правления фонда «Друзья», сооснователь Sensemakers Оксана Разумова — разобрали, как это работает.

Ключевой тренд — отказ от клише вроде «исторической глубинки» или «промзоны». Вместо этого — глубокая работа с идентичностью. Современные регионы переосмысливают наследие через современные форматы – фестивали, арт-резиденции и образовательные проекты – превращая памятники в живые общественные пространства.

Обучение местных жителей современным профессиям, поддержка локальных инициатив, увеличение туристического потока и вовлечение сообществ в развитие территорий меняют их отношение к родному городу. Вместо поиска «лучшей жизни» в мегаполисах люди вкладывают силы в то, чтобы сделать родной город привлекательным и комфортным для жизни здесь и сейчас.

Мы продолжаем цикл встреч в треке «Развитие территорий» и ждем к нам в гости новых гостей. В этот раз мы поговорим с организаторами фестивалей, проведение которых по-новому открыло для тысяч туристов места их проведения, сделало их точками притяжения и преобразило реальность для местных жителей.

Поделиться:

Программа

27 мая Вторник

Контакты

Регистрация