Технологии для жизни: инфраструктура города, цифровые экосистемы и здоровье человека
22 октября ИД «Коммерсантъ» провел конференцию на тему «Технологии для жизни: инфраструктура города, цифровые экосистемы и здоровье человека», модератором которой выступил Никита Королев, корреспондент отдела телекоммуникаций ИД «Коммерсантъ».
В первой части дискуссии, посвященной приоритетам государственной политики в области цифровизации городов, участники уделили внимание развитию концепции построения аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», в который входит около 150 систем. Ввиду того, что распоряжение правительства РФ №2446-р 2014 г. носило, по словам генерального конструктора АПК «Безопасный город» Оксаны Якимюк, рекомендательный характер для регионов, ощущалась необходимость в формировании транспарентной нормативной правовой базы — отдельного федерального закона (о единой системе обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды жизнедеятельности «Безопасный город»), который регламентировал бы построение, развитие и эксплуатацию комплекса в регионах, а также полномочия и обязанности органов публичной власти разных уровней, участников ГЧП и компаний-поставщиков оборудования. Принятие ФЗ о единой системе «Безопасный город» решит сразу несколько проблем: во-первых, создается единое информационное пространство за счет интеграции уже существующих систем обеспечения безопасности; во-вторых, определяются требования для производителей — к концу 2023 года планируется подкрепить закон единым стеком открытых протоколов, едиными стандартами передачи данных, едиными техническими требованиями к системам, которые входят в «Безопасный город».
Сергей Бабурин, начальник отдела научно-технического развития департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России, представил логику ведомства в контексте развития «умных городов», напомнив о целевом параметре рынка российского оборудования, объем которого к 2030 году должен превысить 5 трлн руб. Минпромторг запустил широкий инструментарий поддержки внедрения отечественных решений, включая механизм субсидирования сквозных кросс-отраслевых проектов. «Использование российского оборудования — неизбежный факт. Мы будем только наращивать объемы и инструменты поддержки отрасли и вместе с тем продолжать проводить политику по ограничению применения зарубежной компонентной базы, включая запрет на применение иностранных технологий в области критической инфраструктуры не позднее 2023 года»,— считает он.
Андрей Мишурный, руководитель проектного офиса объединенной приборостроительной корпорации (управляющей компании холдинга «Росэлектроника» госкорпорации «Ростех»), в продолжение темы о создании комфортной и безопасной среды через внедрение передовых технологий обратил внимание на ключевые проблемы в сфере мониторинга и прогнозирования, с которыми сталкиваются как органы государственной власти, отвечающие за обеспечение безопасности, правопорядка и безопасности среды жизнедеятельности, так и компании-поставщики решений. Госкорпорация «Ростех» по поручению МЧС России в рамках НИОКР по «Безопасному городу» разрабатывает 12 прогнозно-аналитических моделей (ПАМ) — математические алгоритмы, которые позволяют делать прогнозы развития кризисных ситуаций и происшествий с точностью до 80%, что поможет в предупреждении различных угроз и реагировании на них. Спектр применения подобных ПАМ крайне широк: от природных угроз (лесные пожары, наводнения) до биолого-социальных (в том числе пандемия). В настоящий момент ПАМ проходят одобрение и согласование с РАН и МЧС России. Однако, чтобы такая модель работала, необходимо обучить нейронную сеть на основе огромного массива исторических данных, которых в большинстве случаев в муниципалитетах регионов нет. Кроме того, средства объективного контроля на местах крайне ограничены.
На практике внедрения цифровых контуров остановился Дмитрий Гришин, директор проектного офиса «Русатом инфраструктурные решения» ГК «Росатом» (РИР). По его словам, у среднестатистического города в 100 тыс. человек существует порядка 70–100 различных IT-решений, которые необходимо интегрировать в одну платформу. В условиях высокой перегрузки региональных властей, слабого уровня управленческой и цифровой грамотности городов команды РИР, охватившие своей деятельностью более 50 городов (включая 29 собственных ЗАТО), тратят до полугода, чтобы сломить сопротивление к изменениям на местах и уйти от лоскутных решений к единой платформе. «И когда требование о дополнительном финансировании накладывается на неотлаженные процессы, ваш “цифровой зоопарк” превращается в парк Юрского периода». Поэтому повышение производительности и развитие компетенций для внедрения IT-систем, передача навыков и мотивация персонала работать на новой платформе приобретают особую важность. Спикер привел пример комплексного подхода к цифровой трансформации на примере г. Южно-Сахалинск.
«На фоне больших государственных проектов по цифровизации (“Умный город”, “Цифровой регион”, “Безопасный город” и других) бизнес проявляет большой интерес предлагать свои решения, сопровождать их внедрение и зарабатывать»,— подчеркнул Никита Королев, модератор дискуссии, корреспондент отдела телекоммуникаций ИД «Коммерсантъ». Прикладным решениям от бизнеса для развития «умных городов» и была посвящена вторая часть дискуссии.
Николай Кустов, заместитель руководителя инновационного центра «Безопасный транспорт» г. Москвы, остановился на решениях, которые предлагает город в части оптимизации загрузки парковок и различных транспортных средств столицы, включая станции метро, что позволяет пассажиру выбирать оптимальный маршрут движения. «Транспорт — кровеносная система города. Ни один город не может быть умным без умного транспорта»,— подчеркнул Николай Кустов. Он согласился с модератором дискуссии в том, что будущее развитие больших данных, собираемых от транспортной системы, в том, что они могли бы в обезличенном и агрегированном виде быть доступными бизнесу и способствовать его развитию.
О технологиях видеораспознавания личности, которые уже работают в Москве и мегаполисах других странах, рассказал Глеб Дьяконов, директор по консалтингу компании NtechLab: «Наша цель сделать людей счастливыми. Сегментация трафика по социальным факторам позволит обогатить большие данные. И мы полагаем, что это могло бы очень помочь, как в оперативном реагировании, так и в стратегическом развитии городов». Господин Дьяконов отреагировал на вопрос модератора о перспективности использования технологии фиксации взаимодействий: «Наши системы уже способны распознавать лица, силуэты, автомобили, действия. И это открывает новые возможности в реагировании на ДТП или предотвращении криминальных действий, включая стрельбу в школах, где уже идут пилотные проекты». Одновременно эти инновации могли бы обогащать данные, используемые бизнесом. Одним из барьеров, препятствующих повсеместному внедрению систем видеофиксации, является отсутствие развернутой системы 5G, которая могла бы в разы увеличить пропускную емкость каналов.
На перспективах и барьерах к внедрению сетей 5G в стране отдельно остановилась Алеся Мамчур, директор по стратегическому развитию «Ростелекома». По ее словам, «внедрение каждого нового поколения связи — это всегда “драматичная” история смены парадигмы потребления трафика, которая порождает дискуссии, с одной стороны, о регуляторных и частотных ограничениях, и с другой — о экономической целесообразности». Ожидающееся в 2024 году внедрение стандарта 5G не стало исключением. Новый вызов для отрасли при внедрении сетей связи пятого поколения — целевые установки государства по использованию отечественного оборудования. Ключевыми вопросами становятся стоимость внедрения и формирование спроса на сервисы 5G. И как раз одним из основных заказчиков 5G-решений могут стать города. Алеся Мамчур подробно рассказала о создании индустриального полигона 5G на базе Боткинской больницы в Москве. Он позволит апробировать различные инновационные сервисы на базе постоянно действующей инфраструктуры, когда оператор действует в тесном сотрудничестве с заказчиком и разработчиками услуг. Спикер также отметила важность развития механизма субсидирования сквозных кросс-отраслевых проектов, когда спрос стимулируется со стороны якорного заказчика из бизнеса. Недавнее обсуждение в РСПП перспектив внедрения 5G в производственные и бизнес-процессы 200 крупнейших российских предприятий только подтверждает актуальность такого подхода.
Алексей Голубев, генеральный директор АО «Цифровые платформы и решения “умного города”», раскрыл масштаб деятельности дочернего предприятия госкорпорации «Росатом», где развитие «умного города» стало одним из компонентов стратегии. И этому способствует разработанная методология «lean smart city», которая основана на технологии непрерывных улучшений городской среды на основе цифровых технологий. «Термин “экосистема”, вынесенный в заголовок конференции, не совсем точен. То, что мы имеем в жизни,— это “цифровой зоопарк”. Начиная работу, мы стараемся сохранить то цифровое наследие, которое есть у городов». Результатом внедрения только на примере ЗАТО в г. Саров стала экономия 90 млн рублей в год, сокращение сроков обработки обращений граждан и повышение безопасности проживания.
Продолжая тему цифровой экосистемы / контура, Егор Сафрыгин, директор по цифровой трансформации АО «Европейский медицинский центр», привел опыт построения «цифрового госпиталя», где в процессе диагностики будут использоваться технологии телемедицины: «Мы приветствуем и активно поддерживаем инициативу Минэкономразвития по экспериментальному режиму, позволяющему ставить диагноз удаленно. После начала пандемии COVID-19 Россия и весь мир перешли к новым форматам в области цифрового здравоохранения, и этот прогресс только набирает обороты. Но на сегодняшний день с точки зрения действующего законодательства мы ограничены в первичной постановке диагноза в рамках телеконсультации. Зачастую она может снять тревожность пациента без визита в клинику, особенно в период сезонных обострений санэпидобстановки, стать катализатором и маршрутизатором для дальнейших диагностических мероприятий уже в рамках клиники. Израиль в этом плане ушел вперед: технологии удаленной диагностики и мониторинга, разработанные там, сертифицированы FDA и CE и уже активно используются в Северной Америке, Австралии и Европе. Доктор в режиме онлайн получает от пациента данные через систему цифровых датчиков, которые могут объективно свидетельствовать о состоянии пациента. В рамках доклинических испытаний наша клиника исследовала это оборудование и ожидает получения регистрационного удостоверения Росздравнадзора, чтобы начать использовать этот сервис в рамках нашего цифрового госпиталя».
Около 98% всех гаджетов, использующихся в России, не имеют регистрационных удостоверений на использование в качестве медицинских приборов. Показания с них фиксируются доктором в режиме «со слов пациента». Современные алгоритмы позволяют при своевременной постановке диагноза назначать дообследование в стенах клиники, категоризировать пациентов и предоставлять им более персонифицированный план здоровья.
Обсужденные вопросы вызвали живую дискуссию собравшихся участников.
ИД «Коммерсантъ» благодарит «Русатом инфраструктурные решения», ГК «Росатом» и NtechLab за поддержку в организации конференции.
Цифровизация городской среды, развитие «умного города» — тема, которой занимаются все мегаполисы мира, и города России здесь не исключение. Развитие технологий уже не позволяет игнорировать их применение в решении проблем городского хозяйства, включая транспорт, телекоммуникации, безопасность. В столице никого уже не удивишь цифровыми сервисами, которые адаптируют городское хозяйство под жизнь многомиллионного мегаполиса. Однако скорость цифровизации регионов значительно отстает от московских темпов. Задачу объединения разрозненных подходов к цифровизации в разных регионах России в одну экосистему пытаются решить органы власти во взаимодействии с ключевыми технологическими игроками рынка в ответ на запрос населения.
Разработанный еще в 2018 году Минстроем проект «Умный город» по мере своего развития столкнулся с рядом объективных препятствий в ходе его реализации.
Что необходимо сделать, чтобы опыт столицы был распространен на другие города-миллионники с меньшими бюджетами на развитие? Как сделать внедрение технологий равномерным для всех регионов? В малонаселенных городах, где уровень покрытия сотовой связи не стабилен, а установка телекоммуникационных вышек экономически нецелесообразна, жизнь по-прежнему течет своим неторопливым ходом.
Как будет сочетаться процесс импортозамещения с локализацией передовых цифровых решений из-за рубежа? Стоит ли развивать свои цифровые решения или сохранять зарубежное программное обеспечение для критической инфраструктуры, где существует риск сбоев и планомерных атак? Будет ли создан единый оператор, который займется разработкой, внедрением и тиражированием лучших технологий, оборудования и программного обеспечения, направленного на повышение уровня цифровизации городов России? Или каждый субъект федерации волен сам принимать такие решения самостоятельно?
С какими этическими проблемами сталкиваются власти и инфраструктурные монополии в ходе внедрения систем биометрической идентификации?
Как минимизировать вред для здоровья, сопряженный с жизнью в большом городе, сделать медицинское обеспечение доступным, эффективным и оперативным для всех слоев населения? Не только в мегаполисе, но и за его пределами в небольших городах?
Как улучшить жизнь в отстающих моногородах, где население занято преимущественно на одном предприятии и не склонно к миграции? Какие лучшие практики эти города могут взять у тех, где уже создана предпринимательская прослойка малого и среднего бизнеса. Какие специальные налоговые режимы может предложить регулятор для того, чтобы в малые города приходили инвестиции и заключались необходимые для развития концессии?
Эти и другие вопросы будут рассмотрены в ходе предстоящей конференции.
Программа
-
-
Регистрация и приветственный кофе
-Сессия 1. Приоритеты государственной политики в области цифровизации городов
Вопросы к обсуждению:
- стратегия цифровизации страны, региона, города, малонаселенного пункта: подходы и решения;
- законодательная и нормативная база по созданию единой экосистемы внедрения цифровых решений: сценарии развития;
- модели государственного-частного партнерства в реализации высокотехнологичных проектов: лучшие практики столицы и регионов;
- импортозамещение и сложившиеся технологические связи: «запретить нельзя внедрять»;
- запрос населения на цифровые услуги: форматы взаимодействия.
заместитель редактора отдела медиа и телекоммуникаций, ИД «Коммерсантъ»
и.о. начальника отдела научно-технического развития Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторг РФ
генеральный конструктор АПК «Безопасный город»
директор проектного офиса АО «Русатом Инфраструктурные решения»
руководитель проектного офиса Объединенной приборостроительной корпорации (УК холдинга «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех)
-Кофе-брейк
-Сессия 2. Решения бизнеса для «умного города»
Вопросы к обсуждению:
- переход к 5G: инфраструктурные барьеры и перспективы внедрения;
- синхронизация элементов госполитики и интересов бизнеса;
- интеллектуальные системы «большого города»: опыт пилотирования;
- работающие модели коммерциализации цифровых решений.
заместитель редактора отдела медиа и телекоммуникаций, ИД «Коммерсантъ»
генеральный директор АО «Цифровые платформы и решения Умного города», Госкорпорация «Росатом»
директор по консалтингу NtechLab
генеральный директор VisionLabs / исполнительный директор MTS AI
заместитель руководителя Инновационного центра «Безопасный транспорт»
директор по стратегическому развитию ПАО Ростелеком
директор по цифровой трансформации, АО «Европейский Медицинский Центр»
Регистрация