Сессия ИД «Коммерсантъ» на «ИННОПРОМ-2024». Новая шестилетка: где взять рычаг для нового технологического рывка?
Открывая сессию ИД «Коммерсантъ» на «ИННОПРОМ-2024» «Новая шестилетка: где взять рычаг для нового технологического рывка?», модератор сессии корреспондент отдела экономической политики газеты «Коммерсантъ» Татьяна Едовина предложила участникам сессии порассуждать на тему инновационного развития в промышленности, мер поддержки и необходимых для этого ресурсов.
Одним из значимых институтов развития в инфраструктуре поддержки обрабатывающих отраслей экономики является Фонд развития промышленности (ФРП). «Докапитализация ФРП на 300 млрд руб. позволит дополнительно поддержать около 600 новых проектов предприятий»,— заявил в ходе дискуссии глава фонда Роман Петруца. По его словам, на сегодняшний день средний чек займа составляет около 500 млн руб. По итогам первого квартала 2024 года фонд профинансировал 27 новых проектов на сумму 6,2 млрд руб.
«Мы видим позитивную динамику в загрузке мощностей обрабатывающей промышленности уже на протяжении нескольких лет. Сейчас она достигла почти 76%»,— сказал Роман Петруца. Для того чтобы достичь увеличения выпуска в обрабатывающей промышленности на 40% к 2030 году, по его мнению, необходим среднегодовой объем капитальных инвестиций в размере 4,6 трлн руб. в год. Для этого фонд осуществляет льготное кредитование от двух до пяти лет на сумму до 1 млрд руб. с процентной ставкой 3–5%.
Основными получателями мер поддержки по линии ФРП являются такие отрасли, как машиностроение, химия, металлообработка, электроника и ранее в 2020 году фармацевтика. «В условиях высокой ключевой ставки спрос на льготные кредиты достаточно высокий»,— продолжил Роман Петруца. Именно поэтому было введено правило «не более двух кредитов в одни руки». «Хотелось бы отчитываться не объемами, а создать максимальное количество точек роста в экономике»,— заявил глава ФРП. Он прокомментировал, что общее количество заемщиков фонда уже превышает 1200 компаний преимущественно среднего и малого бизнеса. При этом региональные фонды развития, созданные по модели ФРП, за прошлый год профинансировали около 900 проектов, но средний чек там составляет порядка 20 млн руб.
«Спрос на инновационное развитие подтверждается данными по нашим резидентам»,— заявил заместитель председателя правления по инновациям фонда «Сколково» Кирилл Каем. Так, около 35% компаний-резидентов имеют выручку порядка 500 млрд руб., и в течение последних четырех лет она ежегодно растет на 40–60%. По его словам, в настоящее время число резидентов превысило 4 тыс., из которых 60% все еще разрабатывают свои технологии. Он также добавил, что число компаний с оборотом более 2 млрд руб. серьезно выросло: если в 2017 году их было только 3, то по итогам 2023 года превысило 30. В прошлом году число резидентов с выручкой от 500 млн до 2 млрд руб. увеличилось еще на 283 компании.
Основными участниками проекта, по словам Кирилла Каема, являются малые компании, которые могут приходить в «Сколково» вообще без выручки. «В действительности спрос очень быстро растет, но “долина смерти” на текущий момент оказывается еще более высушенной и жесткой, чем она была в 2010–2013 годах. С точки зрения венчурного финансирования нам нечем подкормить компании. Если говорить об обрабатывающей промышленности, то в чистом виде венчурных фондов, поддержанных государством, нет. Мы оказываемся с компаниями, у которых есть хорошая IP, есть MVP, работающий прототип, но дальше необходимо делать конструкторскую документацию, выводить продукт в серию, и мы на этом деле спотыкаемся»,— рассказал Кирилл Каем.
По его мнению, ситуации может помочь квотирование на закупку у малых технологических компаний именно в части технологий. «Это способно серьезно оживить рынок. Компании будут вынуждены в отсутствие свободного рынка инноваций, которые можно ставить на конвейер, заходить на венчурный сегмент, чтобы сделать “вытягивание” из рынка стартапов»,— пояснил Кирилл Каем. Развитию инноваций также мешает «малый аппетит к риску», где внедрение нового не всегда оправданно с точки зрения собственника бизнеса.
Продолжая канву беседы по инновационным решениям, вице-президент, директор по работе с корпоративными заказчиками компании «Ростелеком» Алексей Подрябинников отметил, что в любом новом для рынка решении необходима адаптация для нужд конкретного заказчика. И здесь «Ростелеком часто выступает в качестве партнера и берет на себя риски внедрения, а в отдельных случаях и риски разработки. «В этом процессе за последние несколько лет мы сумели наработать самое ценное — компетенцию понимания разных отраслей, языка на котором они говорят. Так возникает партнерство, основанное на доверии, когда заказчик доверят такому крупному игроку, как “Ростелеком”, самому выбирать набор подрядчиков для той или иной задачи. Партнерство — это единственное, что позволяет быстро двигаться вперед и экономить ресурсы и время на принятие решений»,— подчеркнул Алексей Подрябинников.
Площадками для формирования технологических партнерств могут быть отраслевые объединения, индустриальные центры компетенций. «Ростелеком» организует и свои кросс-отраслевые платформы, что позволяет находить решения и быстрее двигаться вперед. «С нашими клиентами мы развиваем совместные лаборатории, становясь своего рода расширением собственной цифровой команды заказчика. Таким образом, мы быстрее находим необходимые решения и дорабатываем их под конкретные нужды. И в этом случае технического задания просто не существует — его необходимо найти по дороге к продуктам для бизнеса»,— заявил Алексей Подрябинников.
Рассказывая о проекте закона «О технологической политике» в преддверии его второго чтения в нижней палате парламента, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике депутат Денис Кравченко заявил, что законодатель оставил в тексте «право на риск», что может позволить компаниям и инвесторам в сфере технологий в случае провала проекта не нести ответственность за потерю госсредств. «В законопроекте заложено право на риск. Пусть оно упомянуто достаточно в общих чертах, но очень важно, чтобы мы сохранили эти формулировки, и они не претерпели бы изменений при подготовке законопроекта ко второму чтению. Надеюсь, что на этой неделе текст законопроекта пройдет комитеты и на будущей неделе мы будем его рассматривать во втором и третьем чтениях»,— рассказал Денис Кравченко.
В настоящее время «право на риск» прописано в законе «О науке», но механизм остается нерабочим. Потери государственных вложений в технологические активы сопряжены с рисками уголовной ответственности. «Первая попытка ввести право на риск была предпринята в 2017 году, и соответствующий закон был принят. Но в рамках согласования в этот закон соответствующие ведомства внесли одну строчку — “в рамках Уголовного кодекса РФ”. Она сильно отпугнула инвесторов и управляющих посевных фондов. Поскольку в рамках УК РФ есть некоторые толкования, связанные с оценкой экономической эффективности, то эта строчка перечеркнула весь портфельный подход по принципу»,— прокомментировал ситуацию заместитель председателя правления по инновациям фонда «Сколково» Кирилл Каем.
По поручению главы государства правительство работает над национальными проектами технологического лидерства по приоритетным отраслям химии, машиностроения, транспорта и других отраслей, рассказал в ходе дискуссии директор департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России Алексей Матушанский. «В рамках этой работы мы приоритезируем в каждом из этих направлений элементы, комплектующие, компонентную базу и инноватику, куда мы планируем направить дополнительные ресурсы. По сути, мы раскладываем ту продукцию, которую необходимо производить, полностью по цепочке кооперации, понимая возможные пробелы, над которыми нам нужно будет усиленно работать»,— сказал глава департамента. В результате Минпромторг выстраивает комплексную систему поддержки производственных проектов на всем жизненном цикле: от начала разработки до уже вывода на рынок и серийного производства.
Касаясь краткосрочного горизонта, чиновник отметил: «Когда западные партнеры закрыли промышленным компаниям доступ к технологиям, комплектующим и обновлению, мы по сути уже были этому готовы». Для нивелирования таких краткосрочных рисков были разработаны и активно работают инструменты их нивелирования, сообщил Алексей Матушанский.
Касаясь связки с наукой, глава департамента Минпромторга РФ отметил, что эту задачу начали решать еще в 2013 году совместно с Минобрнауки России через создание инжиниринговых центров на базе вузов, чтобы «вытаскивать» компетенции в реальный сектор. Эта же задача выстраивания кооперации между реальным сектором и научно-исследовательскими центрами, по словам Алексея Матушанского, фигурирует и в национальных проектах. «В частности, эту связку могли бы обеспечить научно-производственные объединения и центры инженерных разработок»,— подчеркнул Алексей Матушанский.
О финансировании проектов в отрасли цифровизации отраслей рассказал генеральный директор Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) Александр Павлов. Фонд занимается поддержкой особо значимых ИТ-проектов, и к настоящему моменту объем его финансирования достиг, по данным его главы, 24 млрд руб., из которых грантовые инструменты составили 18 млрд руб. На этот год, по словам главы РФРИТ, предусмотрено финансирование в объеме 7,2 млрд руб. «Дальнейшей задачей является тиражирование по отраслевому принципу уже разработанных созданных решений и выведение их на зарубежные рынки»,— отметил Александр Павлов.
«На уровне региона очень важно разложить всю существующую картину мер государственной поддержки»,— заявил заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Саносян. По его словам, также важна точечная поддержка через региональные меры поддержки. «Для того чтобы проект “полетел”, либо действующее предприятие могло бы более активно развиваться, мы запускаем внутри региона через свои программы регионального фонда отдельные программы на основе того, что мы видим и слышим от наших предприятий»,— сказал Андрей Саносян. По мнению заместителя губернатора, для нового технологического проекта в разные циклы его развития могут быть применимы сразу несколько программ поддержки от Минпромторга, Минцифры, институтов развития, включая региональные. Так, в Нижегородской области активно развивается проект Квантовой долины, которая предоставляет резидентам преференции в части налогового зонтика и производственные помещения, востребованные на этапе запуске проекта.
«Импортозамещение коснулось не только ядра сети и критической инфраструктуры, но и массового сегмента — абонентского оборудования»,— сообщил в ходе дискуссии генеральный директор компании «Искра технологии» Владислав Давыдов. Он рассказал, как компания, располагающая собственной площадкой для производства электронного оборудования, нарастила компетенции в области разработки ПО и добилась готовности восточного партнера передать часть производственных технологий на локализацию в Екатеринбурге Wi-Fi роутеров. Компания пошла по пути технологического партнерства и с российскими игроками. «Совместно с местным производителем компанией “Интеграция” мы инвестировали в совместную линию поверхностного монтажа, создав мощный кластер контрактного производства электроники,— сказал Владислав Давыдов.— Также была проведена разработка сложных программно-технических комплексов, таких как многофункциональный контроллер для энергетических систем. А благодаря использованию low-code-платформ компания стала добиваться быстроты разработки программного продукта, скорости его апробации и внедрения».
О векторе в отрасли автоматизации промышленных производств и стратегии компании «СиСофт Девелопмент», которая на раннем этапе определила ее нынешнее развитие, рассказал глава ее представительства в Екатеринбурге Андрей Чуманов. «Компания давно определила свою нишу, где можно было бы представить свои решения, и сотрудничала с проектными институтами по кастомизации под нужных промышленных клиентов. И когда пришло импортозамещение, у компании были уже готовые решения Model Studio и CADlib, готовые к широкому применению и отработанные на большом количестве промышленных предприятий»,— пояснил Андрей Чуманов.
Об опыте промышленной группы в плане подготовки человеческого ресурса рассказала вице-президент по социальной ответственности и развитию территорий Русской медной компании Анна Шабарова. По ее словам, Министерство образования и другие органы власти проявляют большую гибкость. «Придумывая сами или совместно с учебными заведениями разные форматы, мы очень быстро внедряем их на разных территориях»,— отметила Анна Шабарова. Одним из таких практических инструментов является инженерная школа, созданная совместно с Тихоокеанским государственным университетом. По мнению Анны Шабаровой, в рамках подобных программ можно воспитать будущих инженеров, которые реализуют задачи технологического суверенитета в плане создания собственного горно-обогатительного оборудования. В краткосрочном горизонте компании приходится решать и задачи «залпового набора», когда запускается новое производство, требующее нескольких тысяч сотрудников на территории, где еще никого не было. Этому способствует релокация, удаленное обучение, совмещение формата работы и обучения, а также профориентация молодежи. «Есть статистика, где мы забираем до 90% школьников с той или иной территории на специализацию “обогащение и добыча”»,— сообщила Анна Шабарова.
Организаторы благодарят команду «ИННОПРОМ» за помощь в подготовке сессии.
Правительство работает над поручениями главы государства по целевым параметрам нового шестилетнего периода. В частности, предполагается увеличить выпуск в обрабатывающей промышленности на 40% к 2030 году, добиться роста несырьевого экспорта не менее чем на 75% и перевооружения экономики за счет собственных технологий с минимизацией импорта. Отдельный приоритет получило развитие цифровой экономики выделенным проектом «экономика данных».
Разгон темпов роста промпроизводства невозможен без преодоления текущих структурных ограничений — дефицита кадров и мощностей, износ которых в среднем по экономике, по оценкам Банка России, в 2023 году составил 40% при уже рекордной загрузке.
Правительство готово выделить для производства приоритетной промышленной продукции не менее 300 млрд руб. бюджетных субсидий на компенсацию затрат компаний на НИОКР, столько же — на докапитализацию Фонда развития промышленности для поддержки приоритетных проектов, еще 200 млрд руб.— на субсидирование ставок по кредитам для них в рамках кластерной инвестиционной платформы. Но достаточны ли эти бюджетные ассигнования для столь масштабного «технологического рывка»?
Правительство также получило поддержку президента в части системного подхода к развитию собственной технологичной продукции за счет запуска новых нацпроектов технологического развития, которые получат приоритет и в бюджетном финансировании. Первые проекты правительству поручено разработать и утвердить до 1 сентября.
Программа
-
-
Деловая сессия
Вопросы к обсуждению:
- Как планируется форсировать развитие промышленного производства и какой финансовый рычаг потребуется для нового промышленного ренессанса?
- Где взять концентрацию человеческого ресурса и наукоемких инноваций в условиях изолированности российской экономики от критически важных технологий в силу санкционных ограничений?
- Какие промышленные инновации существуют в части импортозамещения чувствительных технологических разработок? Какой кумулятивный эффект они могут иметь на реализацию других национальных проектов?
- Какие новые решения могут появиться в части цифровизации промышленности и создании новой «экономики данных»? Какие барьеры стоят на пути реализации этих планов?
- Какие лучшие практики форсирования промышленного производства и переориентации его на «инновационные рельсы» существуют в регионах?
руководитель проекта «Ъ-Review»
директор департамента стратегического развития и корпоративной политики, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по экономической политике
директор, Фонд развития промышленности
заместитель председателя правления по инновациям, фонд «Сколково»
вице-президент, директор по работе с корпоративными заказчиками, Ростелеком
глава представительства, АО «СиСофт Девелопмент» в Екатеринбурге
генеральный директор, АО «Искра Технологии»
заместитель председателя, правительство Ленинградской области; председатель, комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области
заместитель губернатора Нижегородской области
руководитель Передовой инженерной школы Тихоокеанского государственного университета
генеральный директор РФРИТ