Россия на Экспо-2020 в Дубае: Электронная коммерция 2022 год
В Павильоне России на «Экспо-2020» в Дубае расскажут о научных и культурных достижениях прошлых эпох, но и покажут, как творческий разум может создавать будущее на благо человечества, знакомя посетителей выставки с последними достижениями российского креатива. Главный фокус экспозиции российского павильона: человеческий мозг — самый сложный и самый загадочный феномен Вселенной.
Стремительный рост электронной коммерции стимулировал развитие всей инфраструктуры: строительство и оснащение складов и новых грузовых терминалов, наращивание объёмов и скорости доставки, разработку сервисов и приложений в b2b и b2c сегментах, консультационных и аналитических услуг и много другого. Например, российский рынок транспортно-логистических услуг по итогам 2021 года продемонстрировал самую высокую динамику роста с 2019 года – более чем на 14%.
Дальнейшее развитие электронной коммерции ведет и к росту и развитию логистического сектора: стоимость, скорость, автоматизация и цифровизация логистических услуг будут влиять на конкуренцию логистических операторов на мировой арене, а не только внутри отдельных регионов и стран.
Стремительный рост электронной коммерции стимулировал развитие всей инфраструктуры: строительство и оснащение складов и новых грузовых терминалов, наращивание объемов и скорости доставки, разработка сервисов и приложений в b2b- и b2c-сегментах, консультационные и аналитические услуги и многое другое. Дальнейшее развитие электронной коммерции ведет к росту и развитию логистического сектора: стоимость, скорость, автоматизация и цифровизация логистических услуг будут влиять на конкуренцию логистических операторов на мировой арене, а не только внутри отдельных регионов и стран. О влиянии электронной коммерции на складской и логистический рынок ведущие игроки поговорили в ходе деловой сессии на «Экспо-2020» в Дубае. Организатором встречи выступил ИД «Коммерсантъ» совместно с «Почтой России» при поддержке девелопера складской недвижимости, компании Radius Group.
По данным АКИТ, объем онлайн-продаж в России в 2021 году превысил прошлогодние показатели на 12%, составив 3,6 млн руб. В общем объеме розничных продаж доля e-com по итогам прошлого года составляет 9,2%. Несмотря на то что для России этот показатель достаточно велик, наша страна по-прежнему сильно отстает от мировых лидеров. В Китае, например, доля онлайн-продаж в этом объеме составляет 51%. Доход одного только Amazon в девять раз больше, чем у всего российского рынка e-commerce. Тем не менее электронная коммерция в России продолжает развиваться.
Драйверами роста e-com сегодня становятся маркетплейсы. За звание отечественного Amazon конкурируют несколько сильных игроков. Главная тройка российского сегмента онлайн-продаж — Ozon, «AliEpress Россия» и Wildberries, перечислил модератор, ведущий программ, радиостанция «Коммерсантъ FM» Марат Кашин. На развитие электронной коммерции оказывает влияние уже не пандемия, как это было в 2020 году, а доверие потребителя к онлайн-потреблению, сложившаяся у многих из нас привычка совершать удобные покупки из дома. Второй, не менее важный момент — способность рынка молниеносно реагировать на любые запросы и адаптироваться под внешние вызовы.
Мощным толчком для развития электронной коммерции стал 2020 год, но с тех пор рынок постоянно трансформировался и адаптировался под меняющиеся потребности современного покупателя. Маркетплейсы стали удобным каналом продаж не только для потребителя, но и эффективным инструментом реализации товара для продавца и производителя. И все же, несмотря на популярность таких площадок, потребителю все еще приходится обучаться, что это такое и как ими пользоваться, прокомментировал ситуацию развития маркетплейсов в России заместитель управляющего директора Ozon Владимир Гончаревич.
Стремительный рост e-com расставляет интересные аспекты с точки зрения конкуренции онлайн-игроков. В большинстве международных стран на рынке электронной коммерции присутствуют не больше трех основных компаний, представленных на базе маркетплейса. В России же таких лидеров существенно больше: в общей сложности 40% всего рынка онлайн делят пять игроков и три площадки. Стоит отметить, что все они активно сотрудничают между собой, представляя бизнесу и потребителю насыщенный комплекс услуг. Благодаря им формируется новая инфраструктура, которая включает и логистику, и фулфилмент и последнюю милю. При этом каждый из маркетплейсов не забывает про собственную выгоду и формирует вокруг себя конкурентные преимущества онлайн-покупки — широкий ассортимент и выгодное ценовое предложение.
Пожалуй, главное преимущество любого маркетплейса на сегодняшний день — его мобильность и доступность. С точки зрения доставки товара в любую точку страны и мира, которую предлагает данный канал продаж, покупка становится выгодной именно на интернет-площадке. Его доступность как для покупателя, так и для представителей малого и среднего предпринимательства позволяет наполнять и поддерживать маркетплейсы широким ассортиментом товарной матрицы. Таким образом, онлайн-площадка создает ту самую близость к потребителю, о которой мечтает современный покупатель, предлагая ему неограниченную полку с товарами всех категорий.
Однако, несмотря на растущую популярность маркетплейсов, говорить о том, что онлайн полностью вытеснит традиционную розницу, преждевременно, уверены эксперты. Онлайн и офлайн — два самостоятельных канала, и они логично дополняют друг друга. Многие ритейлеры, представленные в фактических магазинах, развивают свою многоканальность. Традиционная розница, сколько бы ее ни хоронили, продолжает присутствовать на рынке, заявляя о себе новыми магазинами в торговых центрах и стрит-ритейле. Сегодня, когда динамика электронной коммерции снизилась, офлайн-ритейл продолжает демонстрировать свой пусть и скромный, но стабильный рост.
«За последние пару лет сформировалась четкая тенденция — люди привыкли сравнивать товары и выбирать, где именно их купить. При этом покупатель сегодня обращает внимание не только на качество товара, но и на срок доставки. Особенно важно, когда привезут товары первой необходимости, подарки или заказы для особых нужд,— рассказал о тенденции на рынке e-com коммерческий директор блока международного бизнеса АО “Почта России” Денис Глизнуца.— Повышенный спрос на доставку привел к логистическому кризису, который все мы ощутили в 2021 году, конечный потребитель все чаще был готов переплачивать за понятные и четкие сроки получения заказа. В мировой практике решать проблемы, связанные с быстрой и, главное, своевременной доставкой, позволяют бондовые склады. По нашим прогнозам при успешной реализации проекта в России сроки доставки по стране могут составить 1–3 дня. Проект поддержит трансграничную торговлю и даст покупателям возможность выбирать среди большего количества площадок».
Инвестиция в бондовые склады — одна из стратегий развития многих международных компаний. Одна из них — iHerb. Заказанные товары покупателей доставляются на подобные склады в Южной Корее и Гонконге. В данный момент компания рассматривает Аравийский полуостров для запуска бондового склада, поделился планами по дальнейшему развитию генеральный директор iHerb в России Илья Микин. Это существенно сокращает сроки доставки до конечного покупателя. По словам эксперта, компания внимательно следит за тем, как развивается проект бондовых складов в России, и при благоприятных условиях готова в них инвестировать.
Между тем бондовых складов в России действительно пока нет. Активно говорить о них на нашем рынке начали примерно два года назад. Инициатором перехода России на новый вид работы электронной коммерции стала «Почта России». Летом 2020 года она представила правительству схему развития трансграничной торговли. По расчетам компании, использование бондовых складов для доставки интернет-заказов позволит сократить срок привоза зарубежного товара конечному покупателю до 1–3 дней.
Тем не менее есть и сдерживающие факторы развития бондовых складов. Среди них директор по связям с госорганами «AliExpress Россия» Сергей Лебедев называет непринятие этой модели многими игроками рынка.
Существует миф, что бондовый склад — это дырка в границе, через которую пойдет неконтролируемый поток неучтенных товаров, а российские производители на этом фоне закроют свои производства из-за отсутствия потребности в их продукте. Однако мировая практика говорит об обратном: в Китае созданы целые бондовые зоны, такие таможенные склады активно используют в Словении и Словакии, а в Дубае и вовсе 33% ВВП ежегодно пополняется именно за их счет.
Для России бондовые склады интересны больше с точки зрения реэкспорта, убежден господин Лебедев. Собственно, поэтому для эксперимента по их созданию были выбраны такие локации, как Казань и Новосибирск. По мнению эксперта, бондовый склад — это модель, которая позволит обелить наш рынок, взымать все причитающиеся налоги и сборы с каждого конкретного отправления и гарантирует приемлемую цену на товары народного потребления для конечного покупателя. На протяжении последних пяти лет непродовольственная розница российского потребительского рынка на 75% состоит из импортных товаров. Трансграничная торговля в России, которая многих пугает, составляет меньше 1,5% от общего объема ритейла в стране. Существенного давления на традиционную розницу такая скромная цифра при всем желании оказать не сможет.
Несмотря на все сложности и вызовы, крупнейшие игроки онлайн-рынка продолжают реализовывать свои программы развития, инвестируя в строительство новых складских объектов и логистическую инфраструктуру. Широкая сеть логистических, сортировочных и распределительных центров — одно из ключевых приоритетов для ведущих российских маркетплейсов. При этом складские объекты в этом случае строятся под индивидуальные запросы компании, отметил директор по международному сотрудничеству Wildberries Алексей Духанин. Как правило, рынок не всегда может предложить подходящие объекты с выгодной локацией, подходящими техническими характеристиками и мощностью обработки заказов. По словам эксперта, Wildberries был одним из первых, кто в свое время начал активно инвестировать в регионы, реализуя там строительство логистических центров. Работа по развитию региональных РЦ в ближайший год продолжится. Созданная логистическая инфраструктура позволит поддерживать местных предпринимателей, сократить затраты на доставку и откроет доступ к продажам по каналам электронной торговли.
Яркий пример эффективного использования формата бондовых зон находится как раз в Дубае, городе, принимающем всемирную выставку «Экспо-2020». Терминалы хранения таможенных товаров принадлежат компании DP World Logistics. Многие знают ее как одного из крупнейших портовых операторов. Компания присутствует более чем в 60 странах, на шести континентах, им принадлежит более 130 предприятий. Однако на сегодняшний день DP World Logistics развивает в своем портфеле не только порт, но и транспорт, складское хранение, перевозки и, конечно же, бондовые терминалы. В настоящее время компания присутствует во всех цепях поставки, отметил главный операционный директор Дубай Trade World глобальной сети контейнерных терминалов DP World Logistics Махмуд Аль Бастаки. В последнее время фокус внимания оператора сосредоточен и на электронной коммерции.
«Сложностей с точки зрения реализации инфраструктуры бондового склада нет. Вся проблема на сегодняшний день в том, что на российском рынке отсутствует законодательная база и правоприменительная практика по данному направлению. Как только они появятся, начнут реализовываться полноценные таможенные склады,— поддержал дискуссию исполнительный директор Radius Group Захар Вальков.— Многие наши клиенты, которые реализуют стандартное сухое хранение, используют температурные склады или специализированные склады для фарминдустрии, также отводят для себя место под таможенные зоны. Это в принципе доказывает, что потенциал у бондовых складов для рынка хороший. Для складского сегмента реализация подобных проектов также станет интересным опытом строительства новых форматов складского размещения, в том числе и в регионах. Особенно сегодня, когда складской рынок находится в существенном дисбалансе: рост электронной коммерции спровоцировал интерес онлайн-игроков к складам. В итоге сегодня в Московском регионе свободных площадей просто нет. Все, что строится, либо арендовано, либо приобретено заранее. На российском рынке наблюдается рекордный рост ставок аренды и стоимость строительства новых объектов. Другими словами, спрос есть, а предложения нет».
В целом электронная коммерция, несмотря на замедление темпов роста, продолжает развиваться как с точки зрения оборота в составе общей розницы, так и в плане формирования полноценной складской и логистической инфраструктуры для осуществления эффективной торговли. Государство при этом принимает активное участие в создании лучших условий для e-com. В частности, правительство положительно высказывается за снижение беспошлинного лимита иностранного товара, поскольку понимает, что такая мера позволит увеличить отчисления в бюджет, считает к. э. н., директор Центра экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Марсель Салихов. К сожалению, интересы других игроков, задействованных в цепочке приема и доставки такого товара, пока не учитываются, а сам процесс трансграничной торговли требует дополнительных издержек на ее контроль. Наверное, поэтому единого подхода к регулированию беспошлинного ввоза в России по-прежнему нет. С другой стороны, развитие e-com в нашей стране, по большому счету, только начинается.
Соорганизатор
Программа
-
-
Сессия «The Digital Transformation of Supply Chain: How Logistics Changes the Global Connectivity and E-commerce Market» (по московскому времени)
журналист, телерадиоведущий, Коммерсантъ FM
директор цепочки поставок по Европе ASOS
генеральный директор iHerb в России
к.э.н., директор Центра экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ
заместитель генерального директора по международному бизнесу АО «Почта России»
директор по связям с госорганами, ALIBABA.COM (RU)
генеральный директор Radius Group, Россия
заместитель управляющего директора Ozon
директор по международному сотрудничеству Wildberries
руководитель региона Восточная Европа SF Express
директор по региональным операциям eBay на глобальных развивающихся рынках