Layer 1

Работа-2021. Будущее уже здесь

11 Февраля 2021 Четверг
Место проведения: 1-й Красногвардейский проезд, дом 15, 40 этаж, Mercury Space
превью
05:42:15

Эволюция организации рабочих процессов, неожиданно ускорившаяся весной 2020 года, привела к стремительному росту сразу нескольких сфер, связанных с обеспечением офисной жизни. Рынок офисов, коворкингов и гибких пространств, методы рекрутмента новых сотрудников, IT-решения для удаленщиков, аутсорс-сервисы, помогающие решать повседневные задачи,— лишь малая часть направлений, получивших мощный толчок к развитию. По каким все же правилам продолжит работать рынок труда сегодня и в ближайшие годы, эксперты российского и международного рынка обсудили в ходе конференции ИД «Коммерсантъ».

Практика дистанционной работы — одно из существенных последствий 2020 года: многие сотрудники, вынужденно перейдя на удаленку, быстро оценили преимущества домашнего режима. Большинство компаний, причем как крупных сетевых гигантов, так и представителей малого бизнеса, твердо решили и в дальнейшем сохранить часть персонала на удаленке. Все это самым непосредственным образом сказалось на сегменте офисной недвижимости. Начиная с 2020 года рынок начал свой переход от количества к качеству занимающих площадей, отметил главный тренд модератор, ведущий «Коммерсантъ FM» Рамаз Чиаурели. По мнению экспертов, это только начало грядущих изменений.

«Вакансия офисных помещений действительно повысилась,— поделилась обзором офисного сегмента директор департамента офисной недвижимости Colliers International Наталья Боннели.— При этом многие компании, не понимая, что будет происходить с экономикой дальше, но желающие сохранить свои помещения, нашли такое компромиссное решение, как субаренда. Ключевыми стратегиями арендаторов в 2020 году стали экономия на ставках аренды и передислокация — переезд в меньшее по площади офисное помещение или переезд в гибкое пространство. Последние сегодня стали новой “фишечкой” офисного рынка — их количество растет: только в начале 2021 года ведущие сети, представляющие гибкие сервисные пространства, анонсировали свое расширение. Приятно, что отечественные операторы коворкингов занимают лидирующие позиции в списке надежных и востребованных арендодателей».

По большому счету рынок офисной недвижимости сегодня разделился на четыре варианта рабочего пространства. «Первый вариант — это традиционный офис, который мы все знаем и помним: классическое помещение, которое занимает компания и где ее сотрудники проводят большую часть своего времени. С учетом поправок на сегодняшние тренды несколько дней в неделю люди теперь будут работать удаленно,— перечисляет форматы партнер, руководитель практики стратегического и операционного консалтинга KPMG в России и СНГ Елена Лазько.— Второй вариант офисного пространства — среднего размера помещения, распределенные по крупным городам и, соответственно, с командами, сосредоточенными в этих офисах. Третий — это микроофисы, которые будут дислоцироваться в небольших региональных городах. И, наконец, четвертый вариант подразумевает, что большую часть своего рабочего времени сотрудники компании проводят дома, однако у головного офиса есть гибкое пространство, куда они могут прийти, чтобы решить общие задачи. Какой из перечисленных вариантов будет выбран, в первую очередь зависит от структуры компании, степени автоматизации ее процессов и расположения активов».

Практика дистанционной работы за последний год в большинстве случаев оправдала себя, показав, что со многими задачами сотрудник способен справиться дома, не теряя при этом в эффективности их решения. Необходимость находиться в офисе стала понемногу утрачивать свою актуальность. Многие компании, понимая это, начали переформатировать офис из обязательного места для работы в место притяжения. «Люди начнут ходить в офис за удовольствием,— отметил руководитель сети коворкингов GrowUp Алексей Мацкевич.— Домашняя обстановка для работы, в которой мы с вами так долго находились, многим очень понравилась, и теперь, когда компании начинают постепенно возвращать своих сотрудников в офис, люди признаются в том, что испытывают страх. Санитарные нормы и требования безопасности обязывают носить маски и перчатки в помещении, прежнее рабочее пространство не всегда соответствует правилам социальной дистанции — все эти моменты пугают сотрудников. А вот в коворкингах и прочих гибких пространствах, несмотря на то что маску носить все же необходимо, люди чувствуют себя более спокойно и свободно. Лояльность к компании и производительность человека, работающего в коворкинге, повышается на 15–30%. На сегодняшний день около 3 млн сотрудников в мире трудятся именно в коворкингах. В Москве же эти офисные средства размещения за 2020 год показали прирост в 20%».

И все же, несмотря на популярность коворкингов, классические офисные помещения с рынка не уйдут, уверен управляющий партнер, генеральный директор строительной компании GPGroup Игорь Грецов. «Сокращение бюджетов офисных ремонтов не должно происходить за счет комфорта работников. В первую очередь категорически нельзя экономить на инженерных системах. Упрощать можно материалы финишной отделки, но не техническое оснащение помещений, которое должно определяться строительными нормами и здравым смыслом. В то же время стоит со скепсисом относиться к предложениям переоснащения инженерных систем, включая, например, полную очистку поступающего воздуха и антибактериальные системы вентиляций. В первую очередь это маркетинговые ходы — решения требуют больших инвестиций и много времени, а их эффективность не до конца ясна. Простые мобильные средства защиты, как маски или настольные дезинфекторы, вполне справляются со своими задачами».

Особенностями современного офиса становятся пространства для общения, места для уединения и акустический комфорт. По мнению руководителя архитектурного отдела T+T Architects Георгия Тюгаева, на первое место сегодня выходит корпоративное пространство — та среда, где комфортно проходит всевозможное сотрудничество между командами. Компании стремятся внедрить элементы домашней обстановки в свои офисы, чтобы сохранить и в дальнейшем поддерживать производительность своих сотрудников. При этом работа в офисе остается ключевой задачей для компаний: руководителю проще наблюдать и контролировать команду, находясь с ними в одном помещении. Как соблюсти золотую середину между эффективной офисной работой и свободной домашней обстановкой, пока что мало кто понимает, отметил заместитель генерального директора «БНП Париба Технолоджи» Андрей Санников. Эксперт убежден, что будущее продуктивной работы за гибридной моделью рабочего пространства.

Наверное, самая подходящая под условия удаленной работы должность — программист: сотрудники IT-кластера и до пандемии нередко работали вне офиса. Пример опроса айтишников российского провайдера цифровых услуг и сервисов, в котором приняли участие более тысячи сотрудников, показал, что и для них важна возможность вернуться в общее комфортное и удобное рабочее пространство. Директор административно-хозяйственного департамента «Ростелекома» Жанна Соколик призналась, что 50% работников из IT-сектора сказали, что хотели бы выйти в офис, второй половине было бы удобно придерживаться гибридной схемы работы, проводя часть рабочей недели дома. При этом офис должен измениться и представлять собой open space с незакрепленными за каждым конкретным сотрудником местами.

Рабочие процессы действительно долгое время оставались неизменными. 2020 год стал толчком, запустившим хоть и вынужденные, но положительные изменения. В ближайшее время руководителям компании и HR-специалистам необходимо будет выработать баланс между удовлетворенностью сотрудников и снижением их производительности, возможностями привлекать лучших кадров к работе и трудностями в сфере наставничества и личного развития, новым предназначением и усилением роли корпоративной культуры и ослаблением культуры в целом, убежден партнер московского офиса BCG Антон Степаненко. 40% сотрудников в будущем хотят иметь возможность выбирать место и время работы. Обучение при этом становится важнейшей частью бизнес-модели любой компании.

На плечи HR-специалиста сегодня так же, как и менеджеров управленческого звена, ложится задача по поддержанию не только рабочей продуктивности сотрудников и коллег, но и их эмоционального здоровья, отмечает директор по глобальному развитию Rakuten Viber Анна Знаменская. Когда только началась пандемия и был введен режим самоизоляции, большинство радовалось: не надо просыпаться рано утром и ехать в офис в метро или стоять в пробках, тратить время на дорогу туда и обратно. Однако спустя несколько месяцев все поняли, что дистанционный формат — это новая реальность, поэтому выход в офис сегодня у многих сопровождается депрессией. Обеспечить комфортное возвращение с удаленки — забота в первую очередь HR.

«Поддержка физического и психологического здоровья была важной задачей для нас в период пандемии,— рассказывает директор по развитию HR-технологий “Mail.ru Цифровые технологии” Светлана Куршева.— Ключевым акцентом, безусловно, стали антикризисные коммуникации, которые были реализованы через корпоративную социальную сеть. Работа шла по нескольким направлениям. Во-первых, был сделан фокус на коммуникации и вовлеченность: мы проводили встречи, устраивали диалоги с топ-менеджерами, предлагали варианты досуга и прочее, не забывая, конечно же, про личностное развитие. В корпоративной социальной сети мы запускали и развивали дополнительные группы, сообщества, блоги, оказывали психологическую поддержку, обсуждали спорт и проводили лектории. Коммуникация по рабочим и другим вопросам преимущественно свелась в единый корпоративный мессенджер, что повлияло на эффективность командной работы.

Во-вторых, мы сосредоточились на задачах по поддержке продуктивности. 70% коллег выразили желание пользоваться тем же техническим уровнем доступа к сервисам компании, как и в офисе, поэтому мы разработали и запустили мобильное приложение с доступом в офис и тепловой картой активности сотрудника. Обеспечили доступ к административным и кадровым сервисам через цифрового ассистента на базе искусственного интеллекта. И, наконец, третье ключевое направление — развитие сотрудников. Мы пересмотрели компетенции коллег и добавили те, которые способны сохранить личную рабочую эффективность в режиме удаленной работы: появились программы обучения менеджменту удаленных команд, тонкостям общения на удаленке, self-менеджменту, поддержке ментального здоровья в режиме изоляции, онлайн-коммуникации в командах. По результатам опроса 70% сотрудников компании ответили, что процесс дистанционной работы организован комфортно и они готовы остаться на удаленке и в дальнейшем. Компания же приняла решение перейти на гибридный формат работы».

Практику работы с гибридными методологиями подтвердила и директор по корпоративному развитию и управлению персоналом «МегаФона» Валентина Ватрак. По словам эксперта, 2020 год для компании стал наиболее продуктивным в этом отношении, гипотеза о том, что гибкие региональные компании могут эффективно работать, подтвердилась. Рабочие процессы были перестроены в рамки квартальных приоритетов, на первое место вышла задача по управлению объемом. Продуктивность сотрудников поддерживалась методом короткой отчетности: раз в две недели команды обсуждали выполненные объемы работы, разбирали задачи и предлагали варианты решения тех или иных вопросов. Самым сложным, по мнению эксперта, при переходе на работу по гибким методологиям было научиться отсекать лишнюю информацию. Тем не менее компания продолжит развиваться в этом направлении и в 2021 году.

Плавный, быстрый и успешный переход на удаленный формат работы во время пандемии во много зависел от того, как руководители подразделений взаимодействовали со своими сотрудниками. По словам директора департамента внутренних коммуникаций и корпоративной культуры «Ростелекома» Наталии Вялкиной, основной фокус в этот период был сделан именно на роли топ-менеджмента. Во-первых, президент компании в марте 2020 года лично, хоть и посредством онлайн-инструментов, провел встречу со своими сотрудниками, рассказав о ситуации из первых уст и ответив на острые вопросы, связанные с возможностью сокращения рабочих мест и заработных плат. Во-вторых, на протяжении всего периода карантина в компании проводилось обучение самих руководителей по вопросам взаимодействия с командами на удаленной основе: многие топ-менеджеры тяжело отпускали команды домой, боясь потерять контроль над рабочими задачами. Сегодня, когда происходит обратный процесс и люди начинают возвращаться в офис, главными коммуникаторами с сотрудниками компании по-прежнему остаются руководители. По результатам опроса вовлеченности, в котором приняли участие более 100 тыс. человек, рост доверия к руководителю за прошлый год вырос с 69 (по результатам 2018 года) до 82 пунктов.

И все же разница между работой из дома и работой в офисе в 2020 году полностью стерлась, убежден президент и основатель SuperJob Алексей Захаров. В целом по рынку 80% сотрудников компаний предпочитают остаться дома, а это значит, что офисная работа сократится на 25%, подчеркнул эксперт. По его словам, это приведет к тому, что инфраструктура малого бизнеса в спальных районах Москвы существенно вырастет. Значительная часть молодых кадров, которые в период самоизоляции уехали в родной город, останутся там — на этот тренд уже обратили внимание и региональные власти в том числе. Кроме того, усилится роль мультизанятости среди квалифицированных кадров: многие специалисты, над которыми больше не довлеет тотальный контроль руководителя, начинают предлагать свои компетенции нескольким работодателям. Все эти тренды только начинают формироваться на рынке труда, уверен господин Захаров, но в ближайшем будущем, возможно даже через год, нам предстоит наблюдать многие интересные, связанные с ними процессы.

Административная практика работы компаний в дистанционном формате также существенно изменилась. Перестроиться пришлось и такому консервативному процессу рынка труда, как рекрутмент персонала. Мировой опыт найма сегодня базируется на нескольких тезисах, ключевые из которых говорят о том, что демография и глобализация часто не оставляют HR-специалисту возможности выбора. Сегодняшние рекрутеры серьезно озабочены тем, как найти соответствующего кандида и удержать его, говорит управляющий директор Strikitsa Consulting Йоланта Стрикица. Отсутствие широкого выбора и стремление найти идеального специалиста на должность приводит к тому, что HR нередко сам начинает придумывать себе потенциального кандидата в то время, как смотреть нужно на возможности человека, его навыки и набор soft-skills. Подбор сегодня идет не только на основе профессионального опыта кандидата, но и его личностных компетенций. Этот тренд набирает силу и в будущем обретет необходимый вес, убеждена госпожа Стрикица. И, конечно же, не стоит забывать о том, что технологии — это только инструменты, для общения в том числе. Личная беседа пока что остается незаменимым способом коммуникации.

Акцент на личностные качества и ценности человека действительно является сегодня основой рекрутмента, поддержала коллег специалист по подбору и адаптации талантов ИКЕА Россия Юлия Шаманская. При этом процесс личного общения всегда был особенно важен для компании. Тем не менее в период карантина подход к найму кандидатов пришлось пересмотреть. По словам эксперта, общение по-прежнему занимает большую часть времени при рассмотрении кандидатуры специалиста посредством онлайн, но добавился существенный пункт — видеоинтервью с выполнением домашнего задания. В результате грамотного сотрудничества с нанимающими менеджерами, правильно подобранного задания и своевременной кооперации с кандидатами компании удается подбирать своих идеальных сотрудников. При этом онлайн-формат так же позволяет увидеть все необходимые компетенции человека, как и личное общение, отметила эксперт.

Многочисленные изменения в рабочих процессах рано или поздно должны были привести к тому, что появятся официальные законодательные регуляторные инструменты для контроля трудовых отношений. Узнаваемым на рынке стало такое понятие, как платформенная занятость. Она подразумевает работу посредством онлайн-платформы, отсутствие трудового договора и участие в процессе оказания услуги или выполнения работы трех сторон — исполнителя, заказчика и непосредственно самой платформы. В 2020 году такая занятость стала источником дополнительного или временного дохода от 26% до 35% населения, рассказывает эксперт Центра Россия — ОЭСР РАНХиГС Мария Гирич. По данным МОТ, 21% работников используют три и боле платформы. С точки зрения трудового законодательства эти люди не имеют каких-либо прав: ни трудового договора, ни оплачиваемого отпуска, ни расчета больничного листа. Между тем взаимодействие исполнителя с платформами очень сильно напоминает именно трудовые отношения, особенно там, где присутствует контроль за деятельностью работника. Сама идея регулировать деятельность в рамках трудового законодательства исполнителя с платформами в России — новая и спорная.

До 1 января 2021 года самого понятия удаленной работы официально не существовало. Однако работодатели активно им пользовались на протяжении третьего и четвертого кварталов 2020 года. В начале нынешнего года вступил в силу ФЗ №407-ФЗ от 08.12.2020 г. «О дистанционной работе», который определил ее ключевые признаки, виды и моменты взаимодействия работодателя и сотрудника. Согласно закону, дистанционная работа подразумевает три вида — постоянную, когда сотрудник работает вне офиса все время; временную, выполняемую непрерывно, но на срок не более шести месяцев; временную, выполняемую периодически путем чередования работы дома и в офисе, перечисляет партнер, адвокат, руководитель практики АБ «Андрей Городисский и Партнеры» (АГП) Марина Абрамова. Все моменты взаимодействия сотрудника и работодателя, а также способы удаленной работы описываются в трудовом договоре и в локальном нормативном акте. Эти документы в обязательном порядке должны находиться в компании, которая перевела сотрудников на формат удаленной работы и приняла решение и в дальнейшем придерживаться политики гибридного взаимодействия. При этом именно локальный нормативный акт регулирует такие вопросы, как режим рабочего времени, условия и порядок вызова в офис, порядок взаимодействия сторон и предоставление отчетов о работе, порядок предоставления отпуска постоянному дистанционному работнику, размер компенсаций, порядок и сроки их выплаты, подчеркнула госпожа Абрамова.

Еще один важный вопрос, который обсуждается в рамках формата удаленной работы,— сохранение информационной безопасности. Директор департамента специальных проектов компании HeadHunter, GR-директор HeadHunter Виталий Терентьев признался, что любая подобная ситуация упирается исключительно в человеческий фактор. Безопасность сегодня — это процесс, который помогает бизнесу функционировать, понимать свои риски и не допускать их в работе. Не имеет значения, где работает сотрудник,— в большой организации, маленькой компании или дома, на компьютере или на мобильном устройстве, необходимо знать и соблюдать правила цифровой гигиены, категоричен эксперт. Человек, работающий из дома, как правило, чувствует себя полностью защищенным, хотя на самом деле он является легкой мишенью для кибермошенника. В период пандемии возросли атаки на социальную инженерию компаний: работники получают сообщения от якобы коллег или руководителя и, отвечая на них, попадают в ловушку хакера, предоставляя им доступ к данным. Для того чтобы такого не произошло, сотрудникам, работающим на удаленке, необходимо соблюдать основные правила безопасности, считает господин Терентьев. К ним относятся настройка удаленного доступа в строгом соответствии с требованиями IT-службы компании, решение личных вопросов только на личном компьютере, использование разрешенных каналов связи. Даже правильно созданный пароль существенно снижает риск хакерской атаки — чем он длиннее, тем надежнее.

Уже через год рынок труда изменится настолько, что привычные рабочие процессы останутся только в памяти, считают эксперты. Будущее действительно уже здесь.

Программа

27 Сентября Понедельник

Контакты