Интервью с сооснователем кикшеринга "Юрент" Андреем Азаровым
31 июля состоялся очередной эфир ИД «Коммерсантъ» и Центра технологического предпринимательства «Основатели» кластера «Ломоносов». Это один из ключевых проектов правительства Москвы, нацеленный на повышение инвестиционной привлекательности российского рынка, привлечение молодежи в сферу инноваций и развитие предпринимательства. «Основатели» регулярно проводят лекции по самым актуальным темам, акселераторы, деловые игры, встречи с экспертами и предпринимателями. Участие во всех мероприятиях программы бесплатное, но на конкурсной основе. Мероприятия «Основателей» будут интересны как предпринимателям, так и изобретателям, которые стремятся развиваться в сфере высоких технологий.
Эфир 31 июля прошел в формате интервью и продолжил курс на подробное исследование современных и инновационных предпринимательских практик, инициатив и их реализации в российских реалиях. На этот раз ведущий эфира — ведущий программ, радиостанции «Коммерсантъ FM» Марат Кашин — поговорил с сооснователем сервиса аренды самокатов (кикшеринг) «Юрент» Андреем Азаровым.
Сегодня электросамокаты на улицах городов стали привычным средством передвижения. Первые сервисы кикшеринга (краткосрочная аренда самокатов) начали появляться в 2018 году и на тот момент являлись скорее развлечением, чем транспортом. Одним из первых игроков на рынке кикшеринга стал сервис «Юрент», который был запущен на юге России. Сегодня «Юрент» — самый крупный в России по размеру парка и географии присутствия. Андрей Азаров рассказал о том, как идея превратилась в бизнес, сначала небольшой и региональный, а затем и федеральный, о том, с какими сложностями приходилось сталкиваться, как удалось добиться впечатляющей выручки и привлечь инвестиции.
Тема кикшеринга до сих пор вызывает бурные дискуссии и обсуждения: сегодня электросамокаты на улицах городов стали привычным средством передвижения, но всего пару лет назад все было иначе. Поэтому после интервью состоялась серия вопросов и ответов для зрителей и слушателей интервью как онлайн, так и офлайн. В ней приняли участие энтузиасты технологий, экономики, инноваций, предприниматели, которые уже запустили свой бизнес или находятся только в начале своего пути.
Как рассказал Андрей Азаров, предприниматели начинали с каршеринга в Краснодаре. Но у них были только собственные средства, не было возможности привлечь инвестиции, не было доступа к капиталу, и в какой-то момент стало ясно, что небольшой региональный игрок ничего не может противопоставить уже развитым тогда крупным игрокам, выходящим на федеральный уровень.
«Потом появились велосипеды. 100 штук в “Роза Хуторе”. Мы зарабатывали по 100 руб. с велосипеда в день. Потом появились самокаты на набережных в Сочи и Адлере. Наши инвестиции в их покупку составили 15 млн руб. Это все были наши средства и средства наших друзей и знакомых, тех, с кем мы работали и развивали другие бизнес-проекты»,— рассказывает о пути компании господин Азаров. А потом мы решили, что надо расширяться, что хватит быть «первым парнем в кубанской деревне». И в 2020 году мы вышли в Москву. В Москве мы удачно появились после первой волны ковида: все вышли из дома после нескольких месяцев самоизоляции, при этом многие ограничения по работе общественных мест еще сохранялись, и москвичи получили развлечение в виде самокатов. Тогда 80% пользователей кикшеринга воспринимали самокаты как развлечение, 20% — как транспорт. Сейчас ситуация обратная.
«Когда мы начинали и даже когда выходили в другие города и регионы, мы не понимали масштабы рынка. Мы начинали в Москве с 1 тыс. самокатов. Сейчас — 20 тыс. самокатов. Как и у других игроков, установлена квота для участников рынка 20 тыс. самокатов. Но даже это количество не может удовлетворить существующий спрос»,— продолжает Андрей Азаров.
Но «Юрент» растет и развивается в области, планирует экспансию в новые города, за счет этого компания планирует показать двукратный рост уже в следующем году, на рынке существует огромный неудовлетворенный спрос, даже Подмосковье еще недостаточно охвачено кикшерингом. Инфраструктура городов меняется, и вместе с этим растет и потребность людей в кикшеринговых сервисах. В Москве, несмотря на невозможность наращивать число самокатов, растет выручка с одного самоката: в столице меняется инфраструктура, появляются новые велодорожки, и длительность одного проката растет, рассуждает Андрей Азаров. «Но растут и расходы,— признает он.— Срок службы одного самоката — примерно пять лет. В течение этого времени его нужно чинить и обслуживать. А затем менять. Парк в целом необходимо регулярно обновлять — более современные и новые модели привлекают новых пользователей». Особенно это важно в Москве, где нет возможности для количественного роста и конкурентная борьба выигрывается за счет качества парка, сервисов и стоимости услуг. И в 2021 году «Юрент» инвестировала более 1 млрд руб. в покупку новых самокатов — больше, чем заработала за тот год.
«Конечно, в 2022 году было тревожно, как и всем. Но мы в 20-х числах февраля как раз успели подписать инвестиционный раунд с ВЭБ и МТС. Так что у нас было понимание, куда идет бизнес. И партнерство с МТС стало успешным и полезным проектом для всех его участников»,— уверен Андрей Азаров.
Развивается в России стремительными темпами не только кикшеринг, но и собственное производство и сборка самокатов, рассказал он. Объемы рынка уже таковы, что это необходимо. Да, пока все кикшеринговые самокаты китайские. Но некоторые запчасти уже производят в России, и их качество значительно выше, чем на заводе-производителе. Некоторые пластиковые детали делает для своих самокатов и сама «Юрент» — у компании есть своя 3D-лаборатория. «Но уже есть и полностью российские самокаты: в Калуге, например, по нашей франшизе катаются российские самокаты. В 2024 году появятся самокаты, собранные в России, а еще через пару лет — собранные в России из деталей, большей частью произведенных также внутри страны»,— говорит господин Азаров. Но полностью отказаться от китайских самокатов будет невозможно, да и не нужно: российские производители самокатов будут в первую очередь работать на удовлетворение спроса россиян на личные самокаты, который также ежегодно растет.
Сегодня электросамокаты на улицах городов стали привычным средством передвижения. Это удобно, доступно и экологично. Все больше людей выбирают их как транспорт для ежедневных перемещений, тем самым экономя время для важных дел. Но всего несколько лет назад все было иначе. Первые сервисы кикшеринга (краткосрочная аренда самокатов) начали появляться в 2018 году и на тот момент являлись, скорее, развлечением, чем транспортом. Одним из первых игроков на рынке кикшеринга стал сервис «Юрент», который был запущен на Юге России. Сегодня «Юрент» — самый крупный в России по размеру парка и географии присутствия.
В формате интервью поговорим с сооснователем сервиса — Андреем Азаровым. Узнаем, как «Юрент» из маленького игрока вырос в федерального оператора кикшеринга, как пришла идея и какими были первые шаги, с какими сложностями приходилось сталкиваться, как удалось добиться впечатляющей выручки и привлечь инвестиции, а также о дальнейших планах развития.
Приглашаем на интервью энтузиастов технологий, предпринимателей, которые уже запустили свой бизнес или находятся только в начале пути, всех интересующихся. У вас будет возможность лично задать вопросы Андрею.
Программа
-
-
Регистрация и сбор гостей
-Интервью
сооснователь «Юрент»
журналист, телерадиоведущий, Коммерсантъ FM
-Серия вопросов и ответов
Кофе-брейк