Layer 1

Перспективы консалтинга в России – что изменится для рынка и для клиента?

23 июня 2022 Четверг
Бизнес
Место проведения: онлайн
превью
01:50:33

Перечень санкционных ограничений для российского рынка расширен: американским компаниям запретили оказывать России бухгалтерские, трастовые и консалтинговые услуги, а также услуги по формированию кредитных рейтингов. Ранее деятельность кредитно-рейтинговых агентств по отношению к российским клиентам запретил Евросоюз. Как изменилась ситуация в сфере консалтинга с уходом крупных западных компаний и с какими запросами сегодня обращается бизнес к консультантам, ведущие эксперты обсудили в ходе сессии от ИД «Коммерсантъ», организованной совместно с Федеральным центром компетенций в сфере производительности труда.

Примечательно, что многие компании, занимающиеся консалтингом на российском рынке, решили не дожидаться запретов от головных офисов и объявили о своем уходе еще до поступления официальных распоряжений. В результате наша страна оказалась отрезана от международной экспертизы, описал проблематику модератор, ведущий программ радиостанции «Коммерсантъ FM» Марат Кашин.

Тем не менее сфера консалтинга на российском рынке сохранилась в основном за счет работы российских представительств глобальных компаний. Многим для этого пришлось провести ребрендинг, сменить структуру управления, а в некоторых случаях — кардинально поменять всю бизнес-модель. Проще всего в текущих условиях адаптироваться получилось у тех организаций, «у руля» которых находится отечественный менеджмент.

Суммарно рынок стратегических консультантов в начале года был представлен тысячами специалистов. Основная задача, которая с вводом санкционных ограничений встала перед многими компаниями,— сохранение персонала. Помимо ключевых вопросов, связанных с организационной и операционной составляющей, необходимо было понять, что делать с кадровыми ресурсами. Достаточно большая часть консультантов выбрала возможность перевестись в филиалы компаний, находящихся за рубежом, и для этого были созданы соответствующие предпосылки. Чуть меньше, но все же достаточное количество специалистов остались работать в России в тех организациях, которые сформировались в результате отсоединения от зарубежного бренда и смены менеджмента. Консалтинговые услуги в России оказывают десятки различных компаний, некоторые серьезно сосредоточились на том, чтобы консолидировать у себя значимый пул специалистов, поделился видением текущей ситуации управляющий партнер ЦСПУ (экс-McKinsey & Company CIS) Яков Сергиенко. Даже иностранные бренды, заявившие об уходе с российского рынка, по-прежнему хотят видеть в составе своего капитала консультантов, поскольку это позволяет гарантировать возможность возвращения бизнеса в страну и сохранение привычного стиля управления.

Что же касается изменений в области бизнес-моделей, то компании сегодня вместе с переделом рабочей структуры получили большую свободу и стали гибче с точки зрения взаимодействия с клиентами. Консалтинг по большому счету — это продажа накопленных знаний и умений, которые позволяют быстро и эффективно решать запросы клиента. Несмотря на проблемы, отрицать которые сегодня невозможно, крупные российские компании также по-прежнему нуждаются в консалтинговых услугах, поддержал дискуссию старший управляющий партнер, «Деловые решения и технологии» (экс-Deloitte) Игорь Токарев. Конечно, есть небольшое количество компаний, которые оказались чувствительны к бренду и отказались от сотрудничества, но текущая реальность такова, что выбора на рынке сегодня нет: либо пользуешься услугами представленных консультантов, либо не решаешь свои запросы вовсе. Схожая ситуация по отделению бизнеса от международной сети наблюдается у всех без исключения брокеров, присутствующих на рынке под западным брендом, подчеркнул эксперт.

«У нас кратно вырос спрос на наши услуги,— прокомментировал происшедшие изменения генеральный директор Федерального центра компетенций Николай Соломон.— Мы в свое время создавались как оператор национального проекта по производительности труда в части адресной поддержки предприятий, и за пять лет нашего существования благодаря постоянным инвестициям нам удалось создать уникальный ресурс, обладающий глубокими компетенциями, базой навыков и клиентов,— на нашем счету более 2 тыс. реализованных проектов по всей стране. Главное, что мы делаем,— предлагаем компаниям понятный и исчисляемый результат, который легко перекладывается на экономический эффект для предприятия. Так вот сегодня это именно то, что в моменте остро необходимо любому бизнесу. Речь идет обо всем, что связано с поставками, логистикой, продажами, пересмотром продуктовой линейки и созданием новой стратегии развития. Мы делаем это для наших клиентов, стараемся поддерживать высокие стандарты качества и гарантировать быстрый эффект в моменте. При этом сегодня становится очевидна партнерская модель развития бизнеса, потому что других активов, кроме как опыт и умы консультантов, с помощью которых и рождаются такие проекты, на рынке сегодня нет. Драйвером успеха для многих компаний на текущий момент становится взаимовыгодное сотрудничество. Но если говорить в общем о влиянии ситуации на нашу работу, стоит признаться, что больших изменений для нас не произошло: наш базовый заказ — это нацпроект, поэтому у нас все стабильно, и мы видим большие перспективы в дальнейшей коммерческой деятельности».

Одна из актуальных тенденций на рынке сегодня — переход не только консультантов из одной компании в другую, а полноценных команд. Конкуренция в сфере консалтинга стала намного ниже, поскольку большое количество иностранцев, работающих в международных компаниях, ушли с рынка. Большие возможности для развития получили те специалисты, которые не боятся проявить свои лидерские амбиции в этой гонке за «место под солнцем» и хорошо понимают, в чем именно нуждается рынок сегодня. Как правило, это решения, связанные с технологиями и IT-инфраструктурой, позволяющие быстро принимать решения и адаптироваться под изменения.

Каждая компания, оставшаяся на российском рынке, нащупывает для себя тот путь, по которому продолжит двигаться, согласился с коллегами генеральный директор, «АксТим» (экс-Accenture) Вартан Диланян. При этом многие последствия санкционных ограничений пока не проявились и, возможно, станут видны не раньше чем через три месяца. В любом случае приоритетной задачей для каждого, кто выходит из-под влияния международной сети, остается сохранение операционной и финансовой управляемости, убежден эксперт. Иногда сделать это сложно: чем более глобальной является компания, тем сильнее централизованы все ее производственные процессы, и именно поэтому в случае отделения российские подразделения остаются без рабочих систем. В такой ситуации, конечно же, приходится максимально быстро замещать все производственные процессы. Это жесткий опыт, но есть в нем и большой положительный момент — компании-консультанты, пройдя такой непростой путь, своим примером вдохновляют и помогают своим клиентам перенастроить рабочие процессы и сохранить конкурентоспособность на рынке.

Самыми популярными запросами на услуги консультантов сегодня остаются возможности для пересмотра структуры бизнес-моделей действующих игроков предпринимательской сферы и интерес к бизнесу уходящих западных компаний. Готовность приобрести предприятия иностранных коллег, вынужденных уйти с российского рынка, демонстрируют отечественные крупные компании и холдинги. Конечно же, немало западных брендов обращаются к консалтингу за концепцией смены менеджмента. Для многих из них заменить управление видится наиболее выгодным решением, нежели продать свое дело третьему лицу, поскольку с новым руководством остается надежда вернуться на рынок, когда ситуация изменится, а новый собственник бизнес вряд ли вернет.

Если говорить об очевидных и наиболее значимых последствиях санкционных ограничений на сферу консалтинга, то выделить стоит такую проблему, как поддержание и дальнейшее наращивание компетенций. Поскольку международной экспертизы в тех количествах, что была прежде, у нас больше нет, формировать ее придется самостоятельно и на местах. Для этого необходимо научиться создавать не просто систему масштабного анализа данных, но и в корне изменить подход к подготовке кадров. Качественных больших программ подготовки персонала в сфере консалтинга в России пока нет, а между тем именно грамотная подготовка таких специалистов формирует конкурентное преимущество компании. Нашей стране нужна система профессиональной подготовки и переподготовки, благодаря которой и кадры, и организации будут качественно и регулярно расти. Сегодня, когда подавляющее большинство российских консалтинговых компаний отрезано от первоисточника получения экспертных данных, наращивание необходимого опыта и экспертизы должно стать наиважнейшей задачей в долгосрочной перспективе, отмечают эксперты.

США расширили секторальные санкции на российский консалтинговый сектор. Американским компаниям запретили оказывать России бухгалтерские, трастовые и консалтинговые услуги, а также услуги по формированию кредитных рейтингов. Ранее оказание услуг со стороны кредитно-рейтинговых агентств российским клиентам запретил Евросоюз. При этом все иностранные консалтинговые компании до объявления санкций самостоятельно ушли с российского рынка.

Поделиться:

Генеральный партнер

23 июня Четверг

Регистрация

Контакты