Layer 1

Переход от банковского к фондовому финансированию инвестиций

20 июня 2025 Пятница
Финансы
Место проведения: Санкт-Петербург, Гродненский переулок, 4, особняк Ермолинского
Время: 16:30 - 18:00

20 июня в рамках проекта «Медиадом» ИД «Коммерсантъ» прошла дискуссия на тему «Переход от банковского к фондовому финансированию инвестиций». Участники обсудили тенденцию отказа от доминирования банков в пользу прямого взаимодействия между инвесторами и эмитентами, что должно способствовать развитию фондового рынка и росту капитализации. В центре внимания оказались задачи и сложности в рамках публичного финансирования, различные стратегии при выборе инструментов. Особый интерес вызвали вопросы коммуникаций и обмена информацией между участниками процесса. Модератором сессии выступила директор департамента «Аудит, МСФО, финансовое и налоговое консультирование» «КСК ГРУПП» Светлана Крапивенцева.

Заместитель финансового директора IEK GROUP Сергей Медведев поделился опытом выхода компании на рынок публичного капитала и перспективами IPO. По его словам, решение о размещении облигаций было продиктовано потребностью в привлечении долгосрочного финансирования на гибких условиях. В 2022 году IEK GROUP разместила дебютный выпуск облигаций на 2 млрд руб. сроком на три года, в 2023 году — на год на сумму 2 млрд руб., а в марте 2025 года — еще один, полуторагодовой, также на 2 млрд руб. Будучи эмитентом облигаций уже несколько лет, IEK GROUP остается максимально открытой рынку, а успешные размещения подтверждают интерес к ее инструментам.

Заместитель руководителя агентства АКРА Алексей Мухин прокомментировал значение кредитных рейтингов для привлечения небанковского финансирования. По словам спикера, на текущий момент на рынке есть практика, когда компании, стремящиеся выйти на IPO, перед этим выходят на рынок облигаций. Выпуск облигационного займа требует значительной подготовительной работы — выстраивание процессов корпоративного управления, настройка работы с раскрытием информации и IR, проведение аудита и получение кредитного рейтинга. Мухин отметил, что получение кредитного рейтинга — один из важных этапов при выпуске облигаций. Как правило, получение кредитного рейтинга занимает от 1,5 до 3 месяцев, но может занять и большее количество времени при отсутствии необходимой информации. Также само размещение облигаций целесообразно осуществлять в рамках «окна» низких ставок и наличия на рынке ликвидности, что обуславливает целесообразность заблаговременного получения компаниями кредитных рейтингов. «Несмотря на то что кредитный анализ при получении кредитного рейтинга и equity-анализ (анализ акционерного капитала), проводимый в рамках выхода на рынок акционерного капитала, имеют разные цели, наличие у компании кредитного рейтинга при ее выходе на IPO делает ее более прозрачной для инвесторов в части ее финансовой устойчивости, а саму компанию более готовой к процессам работы на публичных рынках»,— подчеркнул эксперт в завершение выступления.

Руководитель управления корпоративного финансирования ИФК «Солид» Алексей Васильев изложил ключевые аспекты процесса вывода компании с кредитным рейтингом на рынок облигаций. После присвоения кредитного рейтинга организаторы сделок часто рекомендуют компаниям-дебютантам пройти эту процедуру. Этот процесс предполагает активное взаимодействие между инвестиционными компаниями, банками, dcm-командами и рейтинговыми агентствами с одной стороны, и аудиторами, сопровождающими выход эмитента на долговой рынок,— с другой. Получение кредитного рейтинга позволяет бирже принять решение о допуске ценных бумаг к публичным торгам. Биржа обеспечивает защиту интересов инвесторов от инвестиции в компании слабого кредитного качества и недобросовестных практик. При подготовке документов для биржи совместно с эмитентом можно раскрывать структуру акционерного капитала и проводить отраслевые сравнения — как с компаниями-конкурентами, представленными на облигационном рынке, так и с компаниями из той же рейтинговой категории, выступающими в качестве бенчмарков. После получения рейтинга начинается активная маркетинговая кампания. Проводится точечная работа с крупными институциональными инвесторами, запускаются коммуникации через официальные СМИ и Telegram-каналы с целью информирования рынка и формирования интереса к размещению еще до открытия книги заявок. Эмитент заинтересован в прямом диалоге как с частными инвесторами (от 100 млн руб.), так и с институциональными участниками, у которых, помимо инвестиционных деклараций, могут быть собственные инвесткомитеты и внутренние процедуры оценки. Такие инвесторы часто запрашивают дополнительную информацию, отличную от стандартного набора, предоставляемого рейтинговыми агентствами или биржей, чтобы установить собственные лимиты. По словам Васильева, облигации сегодня становятся удобным и гибким инструментом долгосрочного финансирования бизнеса.

Директор по работе с инвесторами группы Rubytech Елена Романова поделилась подходом компании к принятию решения о возможном размещении акций. По ее словам, IPO крайне редко рассматривается как самоцель — это всегда инструмент для решения конкретных стратегических задач. IPO дает возможность получить справедливую рыночную оценку компании, которую трудно получить в условиях непубличного статуса, а также обеспечивает ликвидность для акционеров. В результате собственники могут, например, использовать акции как инструмент в сделках M&A и как базу для программ долгосрочной мотивации сотрудников. Наличие понятного и прозрачного механизма выхода на публичный рынок усиливает мотивацию и вовлеченность акционеров, менеджмента и сотрудников. По словам Романовой, IPO — это не столько способ привлечения средств, сколько стратегический ресурс. Спикер также указала на различие между эмитентом облигаций и эмитентом акций. Облигации отражают текущие кредитные качества компании, ее финансовую устойчивость «здесь и сейчас». Акции же — это про будущее. При размещении акций инвесторам предлагается видение развития: как компания собирается зарабатывать, какова ее стратегия, как она будет расти и опережать рынок.

Заместитель директора по сделкам на рынке акционерного капитала BCS Global Markets Анастасия Пузанова рассказала об опыте компаний, проходящих процедуру размещения акций. Она отметила, что IPO — это в первую очередь публичность, которая становится образом жизни. Публичность компаний сопряжена с высоким уровнем стресса для сотрудников и мажоритарных акционеров, регуляторных обязательств и постоянным давлением — как социальным, так и моральным. После выхода на биржу компании становятся объектом внимания и примера для других. Эксперт подчеркнула, что компании никогда не проводят IPO просто ради самой сделки — в каждом случае есть мотивы, определяющие необходимость такого шага. Среди основных мотивов она выделила четыре: укрепление бизнеса, привлечение капитала для расширения, выход из бизнеса или уход от контроля, а также привлечение внешнего финансирования для монетизации акционеров. Затронув проблемы розничных инвесторов, спикер также рассказала о пост-IPO динамике — что происходит с котировками после размещения. Она отметила, что при колебаниях цены акций инвесторам важно обращать внимание на общий рыночный индекс, чтобы понять контекст изменений. При проведении анализа компании, если инвестор не является специалистом в финансах, не делать поспешных выводов, ориентироваться на мнение экспертов, а не только на собственные выводы и чаще обращать внимание на предложения в ряду инструментов коллективных инвестиций.

«Мне как модератору было интересно собрать на одной панели всех представителей этой отрасли — фондового рынка: инвесторов, эмитентов, организаторов, кредитное рейтинговое агентство. Ведь для того чтобы работать над глобальной целью по увеличению капитализации фондового рынка в России, нужно соотносить цели самих компаний и цели инвесторов. Актуальность вопросов подтвердилась активным участием зала через вопросы и комментарии к высказываниям спикеров. Получилась насыщенная дискуссия, по итогам которой каждый смог получить достаточно ценной информации»,— завершила сессию модератор Светлана Крапивенцева, «КСК ГРУПП».

Переход от банковского к фондовому финансированию инвестиций.
На сессии обсудим перспективы и стоп-факторы этого инструмента, познакомимся с опытом действующих эмитентов, а также послушаем розничных инвесторов, как они выбирают объекты для инвестиций и что для них важно в отчетности, дадим комментарии по аспектам размещения и поддержания котировок.

Поделиться:

Партнер

Программа

20 июня Пятница

Информационные партнеры

Контакты