Layer 1

О ТАБЛЕТКАХ И НЕ ТОЛЬКО — НОВАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ, ПАЦИЕНТООРИЕНТИРОВАННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ВОПРОСЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

24 сентября 2021 Пятница
Фарма
Место проведения: г. Москва, Кутузовский просп., 2/1 стр. 1, гостиница "Украина", зал "Библиотека"
превью
0:0

Ни одна отрасль не получила в новейшую пандемийную эпоху такого внимания со стороны государства, СМИ и общества, как здравоохранение. Базой для эффективного здравоохранения является фармацевтическая промышленность, пережившая не меньшие потрясения и получившая большой катализатор для своего развития.

В минувшем году подошел к концу срок действия программы «Фарма-2020». В стадии запуска новая стратегия «Фарма-2030». Государство пошло на беспрецедентные меры ради сохранения жизни и здоровья граждан в условиях пандемии. Так, в 2020 году регуляторные органы существенно упростили онлайн-торговлю, запустили программу по внедрению маркировки лекарственных средств, согласовали со странами-партнерами регистрацию новых ЛС в рамках ЕАЭС, наладили выпуск крайне востребованных системой здравоохранения вакцин.

Акцент новой стратегии — на дальнейшей локализации фармпроизводств, механизмах поддержки собственной компонентной базы, создании стимулов для инвестиций в научные кластеры и производство инновационных препаратов, а также вывод российской лекарственной продукции на зарубежные рынки. Как новая стратегия «Фарма-2030» сможет помочь всем интересантам отрасли: производителям лекарств, дистрибуторам, аптечным сетям и в первую очередь самому пациенту?

Почему на фоне усилий регулятора и бизнеса фиксируется рост цен на лекарства и уход с рынка нужных препаратов? Где найти правильный баланс интересов пациента с его запросами и нуждами, производителя, не готового работать на рынке себе в убыток, и наконец аптечной сети, испытывающей давление со стороны маркетплейсов и регулятора? Поможет ли нам «заграница» с западной бигфармой, или надо принципиально создавать свое на каждом этапе производства препаратов вплоть до полного цикла? Будет ли запущено принудительное лицензирование, система «второй лишний»? Каково будущее рынка БАДов, которые занимают все большее место в «продуктовой корзине» пациента? Грозит ли фармацевтическому рынку цифровизация и в чем именно она будет выражаться?

Все эти вопросы — лишь часть айсберга, который сможет сдвинуть с места новая стратегия развития фармотрасли. И от того, насколько прочный фундамент удастся создать системе здравоохранения в лице фармацевтической отрасли, будет в конечном счете зависеть жизнь и здоровье наших граждан.

24 сентября в гостинице «Украина» прошла конференция издательского дома «Коммерсантъ» «О таблетках и не только». В ней приняли участие фармацевтические компании, аптечные сети и эксперты по вопросам здравоохранения.

Первая сессия конференции под названием «Курс на “Фарму-2030” — новые рубежи для фармацевтического рынка в России и ЕАЭС» была посвящена перспективам развития в РФ пациентоориентированного здравоохранения и тем требованиям, которые оно могло бы предъявлять к фармацевтической отрасли.

Вторая сессия конференции под названием «Перспективы развития биологически активных добавок (БАД) в России» была посвящена обсуждению регулирования этой отрасли и специфике потребления этих продуктов россиянами.

  • Первым на сессии выступил директор по коммерческой эффективности STADA  в России и СНГ Дмитрий Белоусов, который поделился данными из исследования STADA Health Report. «Существенная часть россиян (41%) удовлетворена работой российской системы здравоохранения, и за последний год, несмотря на продолжение в стране эпидемии коронавируса, их доля увеличилась на 7%. Напротив, в целом среди 15 стран мира, где проводился опрос, этот показатель, хоть и был изначально выше российского (74%), снизился на 3 п. п.»,— отметил он. Дальнейшее повышение качества работы национальной системы здравоохранения в РФ потребует от фармацевтических компаний повышения эффективности их производства. «Здесь на помощь может прийти цифровизация. Например, STADA уже перевела в электронный формат многие внутренние процессы, и мы видим, насколько благодаря этому выросла продуктивность компании»,— сообщил Дмитрий Белоусов.
    Дмитрий Белоусов
    директор по коммерческой эффективности STADA в регионе Россия и СНГ Дмитрий Белоусов
  • Значимым потенциалом для внедрения цифровых технологий обладает и розничный рынок лекарств, подчеркнул коммерческий директор «Аптечной сети 36.6» Сергей Демин, однако, по его словам, процесс внедрения онлайн-продажи лекарств необходимо сделать удобным и выгодным для потребителей и для производителей. «Кроме того, нельзя забывать о том, что зачастую фармацевты в аптеках фактически выполняют функции врачей, консультируя посетителей по поводу их заболеваний и назначений»,— отметил он.
    Сергей  Демин
    коммерческий директор ПАО «Аптечная сеть 36,6» Сергей Демин
  • Другой аспект повышения эффективности работы отрасли фармацевтики — модернизация государственного регулирования отрасли. «В 2020 году правительство выпустило ряд нормативных документов, которые упростили выход на рынок и обращение ряда препаратов, необходимых в пандемию, что говорит об определенной гибкости»,— отметил директор по взаимодействию с государственными органами и обеспечению доступа на рынки компании «Тева» Андрей Колесников.
    Андрей Колесников
    директор по взаимодействию с государственными органами и обеспечению доступа на рынки, ООО «Тева» Андрей Колесников
  • В частности, как сообщила гендиректор компании «НоваМедика» Елена Литвинова, для многих компаний излишняя зарегулированность процесса вывода на российский рынок инновационных препаратов делает его малопривлекательным, и российские пациенты не получают доступ к лучшему лечению. «За последние годы на мировом фармацевтическом рынке появилось около 900 новых молекул — более половины из них все еще не представлены в РФ»,— отметила она.
    Елена Литвинова
    генеральный директор компании «НоваМедика» Елена Литвинова
  • При этом, поделился наблюдением гендиректор Sun Pharma Россия Артур Валиев, даже если фармкомпания зарегистрирует препарат в РФ, зачастую она может не поставлять его на рынок из-за небольшого числа возможных потребителей и отсутствия в стране системы лекарственного страхования.
    Артур Валиев
    генеральный директор Sun Pharma Россия Артур Валиев
  • Как отметил глава ассоциации фармацевтических компаний «Инфарма» Вадим Кукава, такой механизм обеспечения пациентов препаратами должен был бы, согласно государственным планам развития системы здравоохранения, появиться еще несколько лет назад. «Однако его нет до сих пор, и неясно, запланировано ли его появление в обозримом будущем»,— отметил он.
    Вадим Кукава
    исполнительный директор, Ассоциация фармацевтических компаний «Инфарма» Вадим Кукава
  • С другой стороны, как заявила директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович, хотя система лекарственного страхования в РФ необходима, ее введение сопряжено с определенными трудностями, и промедление властей можно понять. «Пока никто не позаботился о том, чтобы создать механизм сквозной идентификации каждого льготника и четко определить объем госгарантий для каждой группы социальных льготников в соответствии с имеющимися у них диагнозами»,— сообщила она.
  • Как рассказала Марина Безуглова, исполнительный директор IPSOS, за время пандемии интерес к БАД у россиян вырос. «Это может быть связано как с желанием поддержать свой организм во время пандемии коронавируса и усилить его иммунитет, так и с дальнейшим распространением моды на здоровый образ жизни»,— отметила она. В перспективе, по словам Марины Безугловой, популярность БАД будет только расти.
  • В связи с этим России необходимо переходить к другому формату регулирования этого рынка, отметил доктор химических наук, руководитель лаборатории метаболомного и протеомного анализа ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» Константин Эллер. «В первую очередь в более строгом регулировании нуждается реклама БАД. У производителей не должно быть возможности утверждать, что БАД предотвращают, лечат или облегчают течение заболеваний, их симптомы или связанную с ними боль. Такой маркетинг фактически означает их классификацию как лекарства без подтверждения соответствующими клиническими испытаниями»,— сообщил он.
    Константин Эллер
    доктор химических наук, профессор, руководитель лаборатории метаболомного и протеомного анализа ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» Константин Эллер
  • По словам проректора по стратегическому развитию завкафедрой онкологии РНИМУ им. Н. И. Пирогова Сергея Румянцева, возможно, государство должно контролировать рынок БАД так же, как и фармацевтический. «Если продукт претендует на то, что он обладает лечебными свойствами, то он должен проходить все те этапы исследований, которые необходимы для регистрации и выхода на рынок лекарств»,— отметил он.
    Сергей Румянцев
    заведующий кафедрой онкологии, гематологии и лучевой терапии РНИМУ им. Н. И. Пирогова, председатель наблюдательного совета ассоциации "Качество жизни" Сергей Румянцев
  • Как отметил генеральный директор iHerb в России Илья Микин, рост интереса россиян к БАД действительно может привлечь на рынок большое количество фальсификата. «Именно поэтому iHerb поддерживает госполитику в области маркировки витаминов и БАД»,— сообщил он. Илья Микин также рассказал о том, как iHerb делает свой вклад в культуру осознанного потребления пищевых добавок в РФ. «Мы везде указываем, что перед приемом любого из наших продуктов необходимо проконсультироваться с врачом. Весной нынешнего года мы также провели совместную акцию с сетью лабораторий, в ходе которой нашим пользователям перед покупкой предлагалось сдать анализы, чтобы впоследствии сделать осознанный выбор в пользу какой-либо БАД»,— отметил он.
    Илья Микин
    генеральный директор iHerb в России Илья Микин
  • Однако, как подчеркнула президент АНО «Здоровая нация» Ирина Пудова, ситуация, при которой врач дает своему пациенту совет по приему БАД, во многих случаях остается неурегулированной. «По российскому законодательству врачи в государственных клинках не могут прописать человеку БАД, и зачастую потребители не имеют возможности обратиться за квалифицированным советом»,— отметила она.
    Ирина Пудова
    тревел-журналист, медиатехнолог, глава медиасовета консорциума «Устойчивый туризм» при Минэкономразвитии РФ Ирина Пудова
  • Консультация врача перед приемом БАД особенно важна в контексте тех мифов, которые окружают наше питание, заметил заведующий лабораторией химии пищевых продуктов Института питания РАМН Владимир Бессонов. «Существует представление о том, что современный человек чего-то катастрофические недоедает, однако это не подтверждается исследованиями в области питания»,— сообщил он.
    Владимир Бессонов
    д.б.н., заведующий лабораторией химии пищевых продуктов ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» Владимир Бессонов
Поделиться:

Генеральный партнер

Партнер

Программа

24 сентября Пятница

Регистрация

Контакты